Игры по арт-терапии
картотека (старшая группа) на тему

Артеменко Виктория Жафаровна

Подборка игр по арт-терапии в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podborka_igr_po_artterapii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                  Игры по арт-терапии

Этюд "Обнималки" 

Цель: снятие мышечных зажимов. Этюд может быть использован в работе с тревожными детьми.

Психолог говорит детям: «Представьте, что вы обнимаете огромного слона, бегемотика, поросенка». Дети изображают «обнималки» широко расставив руки. Затем психолог предлагает детям погладить котенка, щенка, и аккуратно взять в ладошки хомячка. Заканчивается этюд обниманием себя и других детей.

Этюд "Звёзды" 

Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов. Может быть использован в коррекционной работе с тревожными и гиперактивными детьми.

Дети под расслабляющую музыку ложатся на ковер. Психолог произносит терапевтический текст: «Закроем глаза. Сейчас я сосчитаю до пяти и мы превратимся с вами в небесные звездочки. Раз, два, три, четыре, пять - мы стали маленькими звездочками. Расставим широко ручки и ножки - представим, что это лучики, наполненные светом. Дышим ровно и глубоко. Каждый вдох наполняет нас легкостью и светом. Тревога уходит, и все проблемы покидают нас. Мы лежим на небе и нам все видно сверху, мы знаем все обо всем, нам спокойно и легко, мы никуда не спешим. Сейчас я досчитаю до пяти мы откроем глаза и превратимся опять в мальчиков и девочек. Один, два, три, четыре, пять, от
крываем глазки».

Упражнение "На берегу моря" 

Цель: расслабление, снятие психоэмоционального напряжения.

Дети ложатся на ковер. Психолог включает музыку «Шум моря» и спокойным ровным голосом говорит: «Закройте глаза, представьте, что мы лежим на берегу моря. Светит теплое солнышко, мы греемся на нем. Ручки и ножки расслаблены. По телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (в этот момент можно погладить каждого ребенка). Дышим спокойно и глубоко. Набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Нам хорошо и спокойно. Море спокойное, а под водой плавают разноцветные сказочные рыбки. Представьте, какие они красивые: голубые, желтые, зеленые – они блестят и переливаются. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас, уплывают как рыбки. Потихоньку открываем глаза, можно потянуться, возвращаемся в нашу комнату».

Этюд "Бабочки" 

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, обучение детей навыкам ауторелаксации. Этюд желательно проводить в группе из не более чем 5 детей.

Психолог предлагает детям превратиться в бабочек (можно при этом коснуться каждого ребенка волшебной палочкой). Затем под спокойную расслабляющую музыку дети начинают "порхать" по комнате. Психолог сопровождает этюд терапевтическим текстом: «Мы с вами легкие бабочки, летаем по небу. Теплый ласковый ветерок тихонько поднимает нас и уносит. Сядем, закроем глаза и почувствуем, как ветерок ласково дует нам в лицо. Легонько коснемся своими пальчиками лба, щек. Почувствуем нежный ветерок. Глубоко вдохнем и выдохнем, также как ветерок. Дышим глубоко и ровно. Теплое солнышко ласкает нас своими лучиками - улыбнемся ему и откроем глаза. Покружимся по комнате и присядем обратно на коврик. Мы легкие разноцветные бабочки. Наши крылышки переливаются на солнышке. Нам легко, мы как пушинки. Потянемся высоко - высоко, и превратимся обратно в мальчиков и девочек». Психолог подходит к каждому ребенку, гладит его по голове (или прикасается к нему волшебной палоч
кой), превращая в мальчика или девочку.

Игра "Все, у кого" 

Цель игры: формирование чувства общности у детей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Дети садятся в круг на стульчики и по очереди предлагают выполнить какое-либо действие тем детям, у которых есть что-то общее. Если дети еще не знакомы с игрой, психолог первые несколько раз сам выступает в роли ведущего и дает детям задания.

Примеры:
- Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
- Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.
- Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.
- Пусть погладят себя по голове все, кто съел весь завтрак.
- Пусть улыбнуться все, у кого есть собака.
- Пусть скажут «гав» все, кто живет выше пятого этажа.

Игра "Назови ласковым именем" 

Игра формирует у детей доброжелательное отношение друг к другу. Может быть использована в работе с тревожными, застенчивыми детьми.

Дети садятся в круг. В центр выходит один ребенок - ведущий. Все остальные по очереди называют ласковые варианты его имени (или называют ласковым словом: котик, принцесса и т.п. или делают комплимент). Затем ведущий выбирает, какой ласковый вариант своего имени ему больше всего понравился.

Игра "Замри" 

Формирует произвольность поведения, , вызывает положительные эмоции. Может быть использована в работе с гиперактивными детьми.

Ход игры: звучит музыка, дети двигаются по комнате. Когда музыка прерывается, дети должны замереть в той позе, в которой находятся. Игра продолжается несколько раз. Постепенно время в состоянии «замри» увеличивается до 1 минуты. Игру можно проводить и без музыки, а в качестве сигналов использовать хлопок и команду «Зам
ри!», «Отомри!»

Игра "Море и небо" 

Цель игры: развитие воображения, обучение детей выражению эмоций. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой до 8 человек.

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий спрашивает у детей о том , какая бывает погода на море. После чего дети изображают:
1) с помощью рук - море (волны, штиль, шторм);
2) с помощью лица и ладошек - небо (как солнышко светит и как оно прячется за тучки).

Затем детям раздаются листы бумаги А4, разделенные на шесть квадратов. В каждом квадрате дети должны нарисовать море с разной погодой (во время шторма, с молниями, в снег, с радугой, с торнадо, в штиль, с корабликом в хорошую погоду и т.п. по выбору детей). За
тем каждый ребенок рассказывает про то, что он нарисовал и про то, какая у него любимая погода.

Этюд "Гроза". 

Цель: выражение эмоций, преодоление страха. Этюд может быть использован в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Ведущий предлагает детям представить сильную грозу, как на небо набегают огромные тучи, гремит гром, становится очень темно и страшно.
Дети изображают, как они боятся грозу: дрожат от страха, прижимаются друг к другу, сидя на ковре.
Ведущий говорит детям, что дождь заканчивается, появляется солнышко.
Дети улыбаются, потягиваются и радостно обни
маются.

Игра "Слон, жираф и крокодил". 

Цель: развитие внимания, преодоление импульсивности. Игра может быть использована в коррекционной работе с гиперактивными детьми.

Правила:
Когда ведущий говорит: «слон», все должны широко развести руки в стороны, изображая большого слона. Когда ведущий говорит: «крокодил», все хлопают рукой об руку, изображая пасть крокодила. Когда ведущий говорит: «жираф», все вытягивают руку вверх, изобра
жая шею жирафа. В ходе игры ведущий называет одно животное, а сам, чтобы запутать детей, показывает другое.

Игра "В осеннем лесу". 
Цель игры: развитие мышления, воображения, речи.
Количество участников 3-7. Игра предназначена для детей от 5 лет.


Перед началом игры с детьми проводится беседа о том, как выглядит осенний лес, какими стали деревья, как животные готовятся к холодам и т.п. Затем взрослый предлагает детям задать друг другу вопросы про осенний лес, сначала используя одно прилагательное: «Кто/что в осеннем лесу …?» (например, быстрый, мокрый, старое, веселый), затем два (например: «Что в осеннем лесу высокое и могучее?»), затем три («Кто в осеннем лесу мокрый, холодный, маленький?»). Задавая вопросы, дети могут кидать друг другу мяч или передавать маленький предмет.

Игра "Кто может?" 

Цель: развитие мышления, воображения, речи. Игра для детей 5-7 лет. Количество участников 4-8 человек.

1 вариант. Дети встают в круг, передают друг другу мяч и задают вопрос: «Кто может …?» (кричать, дуть, прыгать, свистеть, звонить, сопеть, топать, вертеться). Тот, кто не может придумать вопрос или ответ выбывает из круга. Побеждает тот, кто остается последним.

2 вариант. Дети встают в круг. Психолог задает детям такой же вопрос: «Кто может …?» (летать, шипеть, фыркать, хрюкать, падать). Дети по очереди отвечают на него. Тот кто не может придумать ответ пропускает очередь ответа. Тому, кто придумает больше всего отве
тов на один вопрос, выдается фишка. Побеждает тот, кто набирает больше всего фишек.

Игра "Что будет, если..." 

Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос: «что будет если…» Дети отвечают на него по очереди, передавая друг другу мяч. Ответы должны быть необычными.

Примеры вопросов: «Что будет/случиться, если…?»
1. 10 лет будет идти дождь
2. с неба будут падать вместо снега сахаринки
3. вместо птиц по небу начнут летать слоны
4. на грядках начнут расти сосиски
5. люди начнут ходить задом наперед

Примеры ответов на первый вопрос: все будут плавать в подлодках, у людей вырастут хвосты, вместо птиц по небу начнут летать рыбы, самолеты перестанут летать, можно без аквариума разводить рыбок и т.п.

Упражнение «Воздушный шарик».
Описание. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Упражнение «Котенок спит».
Описание. Педагог говорит «Котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него мерно поднимается и опускается животик: вдох – выдох. Приятно чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. У котенка прекрасное настроение, он дружно и весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие. Котенок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята, лает собака и т. д. Котенок потянулся, выгнул спину и встал».

Игра «Передай по кругу».
Ход игры. Дети идут по кругу, передают (пантомимикой) воображаемый предмет: горячую картошку, ледышку, бабочку.

Игра «Солнце».
Цель: активизировать детей, создать положительное настроение.
Ход игры. Дети сидят за партами. Учитель произносит слово «солнце», и дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны («лучики») и улыбаются друг другу.

Упражнение на расслабление «Жираф».
Закрой глаза, сделай вдох и расслабься. Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок направо, затем налево. Повтори это три раза. Теперь повращай шеей. Приподними плечи. Затем опусти их. Повтори это три раза. Затем подними каждое плечо несколько раз. Снова сядь удобно и прямо. Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной, как у жирафа, шеей.

Игра «Кулачок».
Просят участников сжать кулачок крепко-крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится.

Игра «Волшебный сон».
Взрослый дает следующую установку: «Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон.
Реснички опускаются... Греет солнышко сейчас…
Глазки закрываются... Ноги теплые у нас…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза), Дышится легко, ровно, глубоко...
Сном волшебным засыпаем. Губы теплые и вялые,
Дышится легко, ровно, глубоко... И нисколько не усталые.
Наши руки отдыхают… Мы спокойно отдыхали,
Ноги тоже отдыхают… Сном волшебным засыпали.
Отдыхают, засыпают… (2 раза) Хорошо нам отдыхать!
Шея не напряжена, а расслаблена… Но пора уже вставать!
Губы чуть приоткрываются, Крепче кулачки сжимаем,
Все чудесно расслабляется… (2 раза) Их повыше поднимаем.
Дышится легко, ровно, глубоко... Потянуться! Улыбнуться!
Напряженье улетело… Все открыть глаза и встать!
И расслаблено все тело (2 раза),
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"...

Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессозна...

Консультация для родителей Живой песок: игры и песочная терапия

Кто-то рисует гуашью, А кто-то карандашом. Я предлагаю тебе, дружок, Рисунок создать песком… Т. Леготина...

Имитационные игры в песочной терапии для детей с ТНР

Игры с песком для речевого развития дошкольников...

Памятка для родителей (педагогов) "Имитационные игры в песочной терапии для детей с ТНР"

Данная методическая разработка будет полезна не только педагогическим работникам ОО (логопедам, воспитателям, педагогам-психологам), но и родителям.Цель данной методической разработки: кратко осветить...

Статья "Мой песочный мир", игры по песочной терапии/ Игры для родителей и специалистов "Овощи, фрукты, ягоды, грибы"

Статья для сборника "Периодический сборник учебно - методических материалов участников Всероссийских профессиональных педагогических конкурсов Информационно - образовательного портала "Педаг...