Взаимосвязь пальчиковых игр и сенсорного развития детей.
консультация на тему

. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_i_sensorika.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Взаимосвязь пальчиковых игр и сенсорного развития».

             Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
              Когда начинать заниматься? В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движение пальцев ребенка становятся похожи на движение пальцев рук взрослого человека.
              Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от 3 – х месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителями кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.
              Начиная с полутора лет активно используются более сложные пальчиковые потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки; учитесь расстегивать и расстегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой или раскручивать или раскручивать капроновую ленточку; играйте в кубики (собирайте башни или поезда, домики и прочее); собирайте крупные пазлы.
Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх – вниз. Или положить между распрямленными ладонями ребенка шарик для игры в настольный теннис (крупный грецкий орех) и помочь ему делать круговые движения ладонями. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.
              С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина, используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки и накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп, пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу. В три года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя из контура.
              В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами; хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьировать силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным « и ловким.
             С шести до восьми лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых зверюшек и пальчиковых предметов. Устраивайте «Театр пальчиков» и «Кукольный театр» - в этих домашних театрализациях активно развивается мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Активно работает память, обогащается речь и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию.
             При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, чтобы сначало работала одна рука, затем другая, потом обе. В процессе игры темп постепенно ускоряется.
             Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы.
Преимуществом пальчиковых игр является то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка.
             Пальчиковые игры нужно обязательно чередовать играми – переменками. К примеру, показывать, как ходят, прыгают, ползают те или иные персонажи потешек, в которых вы только что играли, или попрыгать, побегать, понаклоняться в стороны, при этом ребенок может издавать звук резиновой игрушкой – пищалкой. Придумать можно все, что угодно, главное не лениться, а играть от души.
               Если ребенок отказывается играть в пальчиковые игры.  Многие малыши начинаю сопротивляться при попытке поиграть с ними в пальчиковые игры. Не беспокойтесь, ничего особенного не происходит. Большинство детей реагируют на любые принудительные упражнения в этом возрасте именно так.
               Мелкую моторику ребенка можно развивать не только пальчиковыми играми. Существует множество способов ее развития. Играйте с мелкими предметами, пересыпайте крупу, переливайте воду, рисуйте, катайте шарики, играйте игрушками из разной фактуры. Любая игра с малышом полезна!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковый театр"Курочка Ряба" (обр. К.Ушинского)

Конспект открытого занятия  по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста  «Пальчиковый театр «Курочка Ряба»  (обр. К.Ушинского)...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика - как часть сенсорного развития детей"

В материале вы найдете упражнения с текстами для развития мелкой мотоики рук....

Роль пальчиковых игр в сенсорном развитии и развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр в сенсорном развитии и развитии речи детей младшего дошкольного возрастаМладший дошкольный возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Речь ребе...

Конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковый театр «Курочка Ряба» (обр. К.Ушинского)

Занятие  по сенсорному развитию детей  младшего дошкольного возраста «Пальчиковый театр «Курочка Ряба»   (обр. К.Ушинского)...