План самообразования
методическая разработка на тему

Кекшина Татьяна Николаевна

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №294»

ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ

Тема саморазвития:

«Формирование межличностных отношений у детей   дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Воспитатель:

Кекшина Т.Н.

Актуальность:

Тема самообразвития «Формирование межличностных отношений у детей   дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Общение – большая проблема, которая всегда интересовала ученых. Этот интерес в последние годы усилился. Труды таких ученых как М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. полностью посвящены этой проблеме. Проблеме речевого общения дошкольника посвящены работы Алексеевой М.М., М.В. Яшиной, Г.М. Ляминой, А.Г. Арушановой, О.Гаврилушкиной и др. Ученые пришли к выводу, что полноценное общение не возможно без коммуникативных умений.

Коммуникативные умения являются средством осуществления речевого общения. К основным умениям М.М. Алексеева и М.В. Яшина относят: активность в общении, умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, умение легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета.

Коммуникативные умения развиваются у человека в дошкольном возрасте. Следовательно, и развивать их надо еще в детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя. При формировании коммуникативных умений необходимо учесть возрастные особенности и создать благоприятные условия, а именно – свободную, непринужденную обстановку. Наиболее благоприятной атмосферой в дошкольном возрасте является атмосфера сюжетно-ролевой игры. Характеризуя эту игру, С.Л. Рубинштейн, подчеркнул, что она есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность, и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Все эти черты игры наилучшим образом способствуют развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.

Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:

• Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

• Освоить современные технологии и методы организации игры. Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно - ролевых игр в средней группе.

Работая по теме, разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста во второй младшей, средней группе и старшей группе.

Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр.

В процессе работы были оформлены центры, летбуки для игр «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Столовая», «Кафе», Автопарковка которые, пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому и без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:

• Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.

• В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.

• В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

Организуя игры с детьми дошкольного возраста, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы.

План самообразования на 2014-2015 учебный год

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма представления результатов

В течении года

Изучение методической литературы по данной проблеме.

Подбор методической литературы для изучения.

Изучение опыта педагогов ДОО

сентябрь  

Создание игровой среды в группе и условий эффективности влияния игры на нравственное воспитание детей.

Консультация для родителей «Игра -ведущий вид деятельности»

Выступление на родительском собрании.

октябрь

Выявление уровня развития сюжетно ролевой игры.

Подбор игр для формирования нравственно -социальных норм

Составление перспективного плана по данной теме.

ноябрь

Повышение профессиональной грамотности, профессионального уровня.

Консультация старшего воспитателя, педагогов ДОО.

Беседа с коллегами, старшим воспитателем.

декабрь

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Подборка дидактического материала по теме.

Собеседование с заведующим, старшим воспитателем.

январь

Развитие и совершенствование взаимодействия детей в игре.

Создание презентации для детей

«Игра – это здорово»

Показ презентации на занятии.

февраль – март

Демонстрация своих достижений, овладение опытом других педагогов в ходе рассмотрения и критического анализа занятия.

Самоанализ проделанной работы

Проведение открытого мероприятия  для анализа со стороны коллег

Открытый просмотр презентации.

апрель

Побуждать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие.

Консультация для  родителей  «Как влияет игра на ребенка».

Беседа с родителями  «Роль нравственности в воспитании ребенка».

май

Демонстрация своих достижений.

Отчет о проделанной работе. Обобщение результатов.

Выступление на родительском собрании.

План самообразования на 2015-2016 учебный год

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма представления результатов

В течении года

Повышение самооценки у  детей, их уверенности в себе.

Развитие  любознательности, наблюдательности.

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Дипломы, сертификаты.

сентябрь  

Развитие коммуникационных способностей, умения работать с родителями, привлекать их к совместной деятельности с детьми.

Консультация для родителей «Сенсомоторное развитие детей в игре»

Выступление на родительском собрании.

октябрь

Выявление уровня развития сюжетно ролевой игры.

Подбор наглядного материала « Сюжетные картинки»

Составление перспективного плана по данной теме.

сентябрь-ноябрь

Повышение профессиональной грамотности, профессионального уровня.

Работа с воспитателями: показ презентации "Как интересно играют дети"

Беседы, папки - раскладушки.

сентябрь-апрель

Развитие и совершенствование творческих способностей.

Работа с детьми: ООД по календарному плану, самостоятельная деятельность.

Индивидуальная работа, самостоятельная деятельность

Декабрь-апрель

Приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие.

Работа с родителями:

Беседа по данной теме, задание родителям (рисунки для выставки),

консультации по теме.

Консультации, составление конспектов.

февраль – март

Демонстрация своих достижений, овладение опытом других педагогов в ходе рассмотрения и критического анализа занятия.

Самоанализ проделанной работы

Проведение открытого мероприятия  для анализа со стороны коллег

Открытый просмотр занятия.

апрель

Выявление уровня развития.

Педагогическое наблюдение по данной теме на конец года.

Сбор информации

май

Демонстрация своих достижений.

Отчет о проделанной работе. Обобщение результатов.

Выступление на родительском собрании.

План самообразования на 2016-2017 учебный год

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма представления результатов

В течении года

Повышение самооценки у  детей, их уверенности в себе.

Развитие любознательности, наблюдательности.

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Дипломы, сертификаты

В течении года

Повышение профессиональной компетентности

Изучение литературы по данной теме

Изучение статей,

сбор методического  материала

сентябрь  

Развитие коммуникационных способностей, умения работать с родителями, привлекать их к совместной деятельности  с детьми.

Консультация для родителей «Особенности и виды игры у старших  дошкольников»

Выступление на родительском собрании.

октябрь

Выявление уровня развития детей 5-6 лет в целях планирования самостоятельной деятельности.

Изучение интересов детей.

Беседы,

лет бук

по данной теме.

сентябрь-ноябрь

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Подборка дидактического материала

Консультации, составление конспектов.

Декабрь-апрель

Приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие.

Работа с родителями:

Беседа по данной теме, задание родителям (рисунки для выставки),

консультации по теме.

Составление перспективного плана по теме.

февраль – март

Демонстрация своих достижений, овладение опытом других педагогов в ходе рассмотрения и критического анализа занятия.

Самоанализ проделанной работы

Проведение открытого мероприятия  для анализа со стороны коллег

Открытый просмотр занятия.

апрель

Выявление уровня развития способностей у детей 5-6 лет.

Педагогическое наблюдение  по данной теме на конец года.

Сбор информации

май

Демонстрация своих достижений.

Отчет о проделанной работе. Обобщение результатов.

На заседании педагогического совета ДОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...