Познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе "В лаборатории Снежной Королевы"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Глущевская Марина Викторовна

НОД с элементами экспериментирования. Разработано в соответствии с ФГОС.

Цель: обобщить знания детей о воде, опытным путём доказать детям, что вода находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment-zanyatie_na_gorod.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «В гостях у Снежной Королевы»

Воспитатель: М.В. Глущевская

Цель: обобщить знания детей о воде, опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Задачи:

Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Развивающие: Развивать мышление, внимание ,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Демонстрационный материал: коробка «с загадкой (кусочками  льда)»; кусочки льда; термос; зеркало.

Раздаточный материал: для опытнической работы- подносы, пластиковые  стаканы по два на ребенка, ложечка, контейнеры с водой, порошок для изготовления снега, салфетки, формочки.

Методические приемы:

 Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, создание проблемной ситуации, экспериментирование, физкультурная минутка, анализ, подведение итогов.

Ход:

Дети самостоятельно играют в группе.

Слышится звук метели (запись фонограммы). Вбегает запыхавшийся Снеговик и быстро-быстро говорит: «Вот посылку вам принёс, убегаю, таю…таю».

Снеговик убегает.

Воспитатель и дети в недоумении.

В-ль: - Дети, чтобы это могло быть и от кого? (В руках у в-ля термос).

Дети отвечают.

В-ль: - Что-то она очень холодная.  

Дети трогают.

- Что в ней? Давайте посмотрим (Открывают термос, а там сосулька с замороженной запиской).

В-ль: - Как же нам добыть эту записку?

Дети предполагают ( разбить, разморозить, растопить)

-Растопить. Каким образом это сделать?

Дети отвечают (нагреть, опустить в горячую воду).

В-ль опускает сосульку в горячую воду, она тает. В-ль спрашивает детей можно ли достать записку рукой и почему. В-ль  достаёт записку. В записке приглашение в гости от Снежной Королевы и схема маршрута до ледяного царства (до музыкального зала):

«Здравствуйте, дети! У вас сейчас замечательное время года – Зима. Я хочу пригласить вас в гости в своё ледяное царство, где вас ждёт много увлекательного и интересного. До встречи! Снежная Королева».

В-ль: Ну, что, хотите в гости? Тогда в путь (рассматривают маршрутный лист и приходят в музыкальный зал).

Детей встречает Снежная Королева.

-Здравствуйте, дети.  Холода не боитесь? Ну, тогда проходите в мой ледяной дворец (показывает убранство своего дворца, на слайде картинка сказочного ледяного дворца).

— Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

Вот первая загадка - звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).

-Да, верно, это шум воды.

— Вот вторая загадка:

 Я и туча, и туман

И ручей и океан

 И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (ВОДА)

Определяется проблема

-А  в моём королевстве есть вода? Ведь у меня  все сделано из снега и льда!     Слайд (на экране изображение ледяного сказочного дворца).

Дети отвечают, что снег и лед- замерзшая вода; состоит из снежинок, которые раньше были водой.

Выдвигается гипотеза:

-Выходит, что лед и снег одно и то же? (задумываются).

-Как вы думаете, где мы можем получить ответ на этот вопрос? (прочитать в книге, посмотреть в компьютере, узнать у взрослых).

-Согласна, а сейчас мы можем это узнать, если с вами поэкспериментируем (проведем опыты).

- Вы  будете настоящими волшебниками, а я  вашим помощником, договорились?

Определяется цель:

Нам нужно доказать опытным путём, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

ОПЫТЫ

№ 1 «Воздействие температуры»

 -Подойдите к столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое отверстие).

 — Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).

 — Следующая загадка:  

Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала.  (снежинка)

 — А сейчас скажите мне: что было в коробке?

- Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду, а почему это произошло? Ответы детей про воздействие температуры на снег и лед (при высоких температурах снег и лёд тают и превращаются в воду). Вывод: снег и лед – это твердая вода.

№ 2 «Испарение воды»

- Ребята, смотрите, что это в сугробе? (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети отвечают).

- Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать. Это могут сделать только взрослые.

Вы позволите мне его открыть?

(Воспитатель-Снежная Королева открывает термос, чтобы дети увидели пар).

В:- А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

-Откуда пар в термосе? (дети отвечают) ( вода при нагревании превратилась в пар).

 № 3 «Капли на зеркале»

В: -А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале).

В: -Точно! Капельки воды. Значит в термосе (что?) вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Вывод: пар-это тоже вода.

 В:- Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)

В:- Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка).

Звучит аудио запись «Белые кораблики», дети двигаются по залу, выполняя движения.

В:- А из облаков, что выпадает? (дождь и снег).

№ 4 «Определение плотности», «Изготовление искусственного снега»

-Ребята, а как вы думаете, снег и лёд тяжелее или легче воды? (предположения детей).

-А давайте проверим.  Сначала мы волшебным способом изготовим снег (проводим опыт).

-А сейчас погружаем снег в воду. Что происходит? Снег утонул? (нет). Можно сделать вывод: Снег легче воды, поэтому он не тонет. А сейчас кусочки льда опустите в воду. Что происходит? (лёд плавает на поверхности). Вывод: лёд легче воды, поэтому не тонет.

-А что происходит с водой, когда она замерзает? (превращается в лёд)

- А вы хотите превратить воду в цветные льдинки? Тогда я приглашаю вас это сделать (заранее подготовлены вода, краски, формы).

Каждый ребенок наливает небольшое количество воды в форму, кладет свое украшение.

-Все правильно сделали? Чего не хватает? (нужно заморозить).

-Да, осталось только заморозить воду. В этом я вам помогу. Вы оставите формочки с водой на время в моем ледяном дворце, здесь у меня холодно, поэтому вода быстро замерзнет и превратится в цветные ледышки. А потом я отправлю их вам посылкой. И вы сможете украсить ими горку на своём участке детского сада.

-Вам понравилось быть волшебниками?

-Что интересного узнали?

-Значит вокруг нас везде вода? И как ни крутись, без воды не обойтись.

-А сейчас настало время возвращаться вам в детский сад.  Но я с вами не прощаюсь, а лишь говорю: «До свидания». Ждите посылку и до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности сдетьми старшей компенсирующей направленности "Снежный колобок" "

Готовясь к этому открытому мероприятию, я много материала просмотрела на сайтах, очень хотелосьпостроить занятие интересно непринуждённо.Дети на занятие очень порадовали, их не смутило присутствие ...

Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе (опыты): «Волшебная лаборатория. Магниты»

Цель: Создать условия для развития познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Образовательная:1. Познакомить с понятиями «магнит», «ма...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе с применением цифровой лаборатории.

Познавательно-исследовательская деятельность с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «В гостях у Снежной Королевы»

Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности Тема:«В гостях у Снежной королевы»

Образовательная область «Познавательное развитие», Группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет....