Программа дополнительного образования
рабочая программа (старшая группа) на тему

Пантелеева Ирина Львовна

Театральный кружок "Золотой ключик"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Москвы «Школа №1002»

Принята на заседании                                                                             УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета                                                              Директор ГБОУ Школа №1002

ГБОУ Школа №1002                                                                  ______________Солодуха Е.Г.

От «___»___________2017г.                                                     «____»_______________2017г.

Протокол №________              

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно-эстетической направленности

«Золотой ключик»

Возраст учащихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                        Автор-составитель:

                                                                                        Пантелеева Ирина Львовна,

                                                                                        музыкальный руководитель

Москва

2017

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

    Цели и задачи программы

    Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

    Планируемые результаты  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Учебно-тематический план

    Содержание учебно - тематического плана    

    Календарно - тематический план

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Учебно - методическое обеспечение

    Материально – технические условия реализации программы

    Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа «Золотой ключик» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с Федеральным законом №273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» и основными положениями Концепции развития дополнительного образования РФ, Приказом Минобрнауки России №1008 от 29.08.2013г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 18.11.2015г.

           Направленность программы: 

           Художественно – эстетическая.

           Уровень освоения программы: 

           Ознакомительный.

          Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы: 

          Важной проблемой современных детей, волнующей педагогов и психологов,

          является психологическая адаптация ребенка к школе. У первоклассников

          возникают страхи, срывы, заторможенность а у других, наоборот, развязность и

          суетливость. У детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно

          развиты память и внимание. Другой аспект проблемы это эмоциональное

          раскрепощение ребенка, снятие зажатости. Всему этому призвана помочь

          театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста.

          Педагогическая целесообразность:  

          Использование данной программы позволяет стимулировать способности детей к

          образному и свободному восприятию окружающего мира, а для достижения

          наибольшего результата используются основные виды деятельности: театральная

          игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры,

          работа над спектаклем. Перечисленные виды деятельности помогают подойти к

          сверхзадаче представляемой программы. Она заключается в том, чтобы

          гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем

          послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

          Исходя из этого, цели и задачи программы формируются следующим образом:

  • Развитие эстетических способностей;
  • Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
  • Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • Овладение навыками общения и коллективного творчества.

         Отличительные особенности программы:

         При написании данной программы использованы следующие методические пособия:

  • Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
  • А.И.Буренина «Театр всевозможного»;
  • Н.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»;
  • Э.Г.Чурилова «Методика организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»;
  • Л.Царенко «От потешек к Пушкинскому балу».

На основе этих программ составлена программа «Золотой ключик» с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей.

Цели и задачи программы

       

        Цель программы: 

        Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.      

        Развитие думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к

        творческой деятельности в любой области.

        Задачи программы: 

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в

театральной деятельности.

  1. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

      воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3.   Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить

      имитировать характерные движения сказочных героев и  животных.
4.  Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств

     (интонация, мимика, пантомимика).
5.  Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи,

     интонационный строй, диалогическую речь.
6.  Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для

     развития творческой активности детей.
7.  Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный,

     детский, театр зверей и др.). 
8.  Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Возраст обучающихся:

         5-6 лет

         Срок реализации программы:

         1 год

         

Формы организации образовательной деятельности в режиме занятий

          Форма занятий групповая. Проводится 2 раза в неделю, 2 часа в неделю, 64 часа в

          год. Предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим

          занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно –

          эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима

          работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Планируемые результаты

          По окончании одного года обучения у учащихся будет развито:

  1. Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или

          последовательно;

  1. Чуткость к сценическому искусству;
  2. Готовность к творчеству;

         

          Учащиеся будут знать и уметь:

  1. Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц;
  2. Запоминать заданные позы;
  3. Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
  4. Уметь равномерно размещаться по сценической площадке, двигаясь, не сталкиваясь друг с другом;
  5. Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы;
  6. Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;
  7. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
  8. Уметь прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
  9. Уметь составлять предложения с заданными словами;
  10. Уметь строить простейший диалог;
  11. Уметь подобрать рифму к заданному слову;
  12. Знать наизусть 7-10 стихотворений русских и зарубежных авторов;
  13. Уметь менять по заданию педагога силу и высоту звучания голоса;
  14. Развивать способность, создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

12.Совершенствовать навык действия с воображаемыми предметами и  без;

12. Уметь создавать пластические этюды под музыку разного характера.

14. Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в  пары,   тройки, четверки;

       

          У учащихся будет воспитано:    

  1. Культура поведения в театре;
  2. Зрительская культура.

       

Содержание программы

Учебно-тематический план

Месяц

        Раздел

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Октябрь

«Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать».

8 часа

6 часов

2 часа

Ноябрь

« Одну простую сказку хотим мы показать».

8 часа

5 часов

3 часа

Декабрь

«Многим домик послужил, кто только в домике не жил».

8 часов

4 часа

4 часа

Январь

«1,2,3,4,5-стихи будем сочинять».

8 часов

2 часов

6 часов

Февраль

«Гордится Петенька красой, ног не чует под собой».

8 часов

3 часа

5 часов

Март

«Наши эмоции»

8 часов

6 часов

2 часов

Апрель

«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»

8 часов

3 часа

5 часов

Май

«Каждому страх большим кажется»

8 часов

4 часа

4 часа

Всего:

64 часа

33 часа

31 час

Календарно-тематический план

№ заня-тия

Кол-во часов

Тема занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Формы контроля

1

1

«Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать»

1.Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке;

1. Первое посещение детьми театральной комнаты (зала) в новом учебном году (беседа);

2. Игра «Назови свое имя ласково»

2

1

«Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать»

1.Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений

1.Игра знакомство «Кто во что одет»

2. Игра «Передай позу»

3

1

«Попробуем измениться»

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений

2. Развивать способность понимать собеседника.

1. Игра «Назови ласково соседа».

2. Вопросы к детям.

3. Творческое задание.

4.Пантомими-ческие загадки и упражнения.

4

1

«Попробуем измениться»

1. Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест».

2. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

  1. 1.Ритмопластика «Самолеты и бабочки».
  2. 2.Скороговор-ка «Шесть мышат в камышах шуршат».
  3. 3. Стихотворе-ние «Надвигается гроза» А.Тараскин.

5

1

«Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?»

1. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

1. Игра «Театральная разминка».

2. Игра «Веселые обезьянки»

3. Игра «Вниматель-ные матрешки»

6

1

«Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?»

1. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

2. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

1. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

2.Стихотворе-ние «Ёж» В.Фетисова

7

1

«Игровой урок»

1. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

1. Сюрпризный момент «Дедушка молчок»

2.Игры: «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок»

8

1

«Игровой урок»

1. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест», «мимика».

1. Игры на выразитель-ность жестов, мимики, голоса.

2.Считалочка «Огонь и лед»

Текущий контроль

9

1

«Одну простую сказку хотим мы показать»

1. Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

2. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

1. Введение понятия «пантомима».

2.Пантоми-мическая игра «Курочка Ряба»

3. Творческая игра «Что это за сказка?»

10

1

«Одну простую сказку хотим мы показать»

1. Расширять «словарь» жестов и мимики.

2.Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки

1.Ритмопластика «Осенние листья» - вальс Грибоедова

2.Игра «Фыркающая лошадка»

11

1

«Играем пальчиками»

1.Учить характерной передачи образов движениями рук, пальцев.

2.Повторение и закрепление понятия «пантомима»

3.Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию

1.Игровые упражнения с помощью пальчиков.

2.Скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит»

3.Игра «Удивленный бегемот»

12

1

«Играем пальчиками»

1.Закреплять в речи детей понятие «пантомима»

2.Развивать двигательные способности, ловкость и подвижность.

1. Игра – инсценировка с помощью пальчиков

2.Ритмоплас-тика «Муравьи»

13

1

«Постучимся в теремок»

1.Развивать фантазию.

2.Совершенство-вать выразительность движений.

1. Игра – загадка «Узнай, кто это?»

2. Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок».

3. Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».

14

1

«Постучимся в теремок»

1.Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

2.Учить строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определениям к словам

1.Перессказ сказки «Теремок»

2. Игра «Вопрос – ответ»

15

1

«Дятел выдолбил дупло, сухое теплое оно»

1.Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению.

2.Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

1.Погружение в сказочную атмосферу.

2. Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок».

16

1

«Дятел выдолбил дупло, сухое теплое оно»

1.Развивать умение охарактеризовы-вать героев сказки.

2.Совершенство-вать интонационную выразительность.

3.Упражняться в попеременном расслаблении и напряжении определенных групп мышц

1.Характерис-тика персонажей сказки.

2.Интонацион-ные упражнения.

3.Игра «Кактус и ива»

Текущий контроль

17

1

«Многим домик послужил, кто только в домике не жил»

1. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

2.Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

1. Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям.

2.Игры «Веселые обезьянки», «Вниматель-ные звери»

18

1

«Многим домик послужил, кто только в домике не жил»

1.Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

1.Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

2.Упражнение с предметами

3.Игра «Есть или нет?»

4.Игра «Живой телефон»

19

1

«Косолапый приходил, теремочек развалил»

1.  Учить узнавать героя по характерным признакам.

2.Совершенство-вать умение детей передавать образы героев сказки.

1.Игра «Угадай героя»

2.Игра «Угадай, что я делаю?»

3.Игра «Превращение детей»

20

1

«Косолапый приходил, теремочек развалил»

1.Формировать дружеские взаимоотношения.

Драматиза-ция сказки. «Теремок»

Отзывы

зрителей

21

1

«Учимся говорить по – разному»

1.  Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи.

2.  Развивать интонационный строй речи у детей.

1. Вводная беседа.

2.  Введение. Объяснение понятия «интонация».

3. Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразитель-ности

22

1

«Учимся говорить по – разному»

1.Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

2.Развивать коммуникативные способности.

3.Развивать находчивость, воображение, фантазию.

4.Тренировать четкое произношение согласных в конце слов.

1.Игры «Дружные звери», «Цапля».

2.Забавные стихи «Веселый пятачок»

23

1

«Учимся четко говорить»

1.  С помощью сказки развивать фантазию детей.

2.  Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

3.Развивать умение использовать разнообразные жесты

1.  Погружение в сказочную ситуацию.

2.  Введение понятия «скороговорка»

3.Ритмопластика «В стране гномов» - музыка Грига

24

1

«Учимся четко говорить»

1.Развивать навыки действия с воображаемыми предметами

1.Этюды по сказкам. Задания: наматывать клубок, вышивать, рисовать, стирать платочек.

2. Игра-упражнение «Едем на паровозе».

3.Физкульт-минутка «Буратино».

4. Обобщение.

Промежуточный контроль.

Тестирова-ние проводит-ся на основе творческо-го задания

«Лисичка сестричка и серый волк»

25

1

«Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»

1.  Уточнить понятие «скороговорка».

2.  Развивать у детей дикцию.

3.  Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма».

1.  Повторение понятия «скороговорка»2.  Игра «Едем на поезде».

3.  Введение понятия «рифма».

26

1

«Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»

1.  Упражнять в придумывании рифмы к словам.

2.  Учить работать вместе, сообща, дружно.

1.Дидактичес-кая игра «Придумай рифму».

2.Физкульт-минутка.

3.Придумыва-ние стихотворения с детьми с помощью педагога.

27

1

«Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем»

1.  Создать положительно эмоциональный настрой.

2.  Упражнять детей в подборе рифм к словам.

1.  Погружение в сказочную атмосферу.

2.Дидактичес-кая игра «Придумай как можно больше слов».

3.Физкульт-минутка.

4.Придумыва-ние рифмующихся слов.

28

1

«Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем»

1.  Закрепить понятие «рифма».

2.  Поощрять совместное стихосложение.

1.Сочинение предложения, фраза по кругу

2.Скороговорка «Лежебока рыжий кот»

3.Стихотворе-ние «Вежливый слон» Л.В.Лунина

29

1

«Рассказываем про любимые игры и сказки»

1.  Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.

2.  Учить связно и логично передавать мысли.

3. Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

1.  Вводная беседа.

2.  Рассказы детей по ассоциациям.

3. Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

4.Игра «Телепаты»

30

1

«Рассказываем про любимые игры и сказки»

1.  Учить пользоваться интонациями, произнося фразу грустно, радостно, удивленно, сердито.

2.Совершенство-вать средства выразительности в передаче образа.

1.Продолжить знакомство со сказкой «Хвостатый хвастунишка»

2.Скороговорка «На дворе трава»

3.Стихотворе-ние «Вежливый слон» Л.В.Лунина

4.Ритмопластика «Медведи в клетке»

31

1

«Красивый Петя уродился: перед всеми он гордился»

1.  Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.

2.  Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации - тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев.

1.  Беседа по содержанию сказки.

2.  Слушание сказки с музыкальными фрагментами.

3.Физкульт-минутка.

4.Игра «Летает – не летает»

32

1

«Красивый Петя уродился: перед всеми он гордился»

1.Совершенство-вать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

2.Учить создавать образы выразительные и музыкальные с помощью пластических движений

1.Рассматри-вание иллюстраций к сказке.  2.Характе-ристика персонажей сказки.

3.Ритмопластика «В царстве золотой рыбки»-муз. Сен-Санс

Текущий контроль

33

1

«Гордится Петенька красой, ног не чует под собой»

1.Совершенство-вать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

2. Воспитать уверенности в себе, в своих силах.

1. Погружение в сказку.

2.Пантомими-ческие упражнения.

3.Интонацион-ные упражнения.

34

1

«Гордится Петенька красой, ног не чует под собой»

1.Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию

2.Продолжать учить создавать образы живых существ с помощью пластических движений

1.Упражнение «Снежинки» - муз. Ребикова

2.Упражнение «Цыплята»

3.Стихотворе-ние «Три собаки» В.Еремина

35

1

«Петя хвастался, смеялся, что Лисе он не достался»

1.Совершенство-вать умение детей драматизировать сказку.

2.  Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1. Отгадывание загадок.

2. Упражнение у зеркала «Изобрази настроение».

36

1

«Петя хвастался, смеялся, что Лисе он не достался»

1.  Учить детей коллективно и согласованно взаимодейство-вать, проявляя свою индивидуальность

1.Драматиза-ция сказки «Хвостатый хвастунишка»

2.Заключи-тельный танец «Танец маленьких утят»

Текущий контроль

Творчес-кая работа, Отзывы

Зрителей.

37

1

«Сочиняем новую сказку»

1.  Развивать у детей творческое воображение.

2.  Учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета.

1.  Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик»

2.  Беседа по содержанию.

3.Игры «Поймай хлопок», «Голова или хвост»

38

1

«Сочиняем новую сказку»

1.Совершенство-вать навыки групповой работы.

2.Воспитывать доброжелатель-ность и коммуникатив-ность в отношениях со сверстниками

1.Сочинение продолжения сказки.

2.Игра «Что мы делали не скажем»

3.Игра «Баба Яга»

4. Игра «Как живешь?»

39

1

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»

1. Развивать у детей творческое воображение.

2. Учить выразительно, передавать характерные особенности героев сказки.

3. Развивать самостоятель-ность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

1. Погружение в сказку, придуманную детьми.

2.Пантоми-мическая игра «Узнай героя».

3.Драматиза-ция придуманной сказки.

40

1

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»

1.Развивать воображение, пополнять словарный запас

2.Развивать образное мышление

3.Развивать дыхательный аппарат

1.Игра «Волшебная корзинка»

2.Игра «Сочини сказку»

3.Игра «Эхо»

Текущий контроль

41

1

«Наши эмоции»

1.  Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «страх», «злость».

2.  Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующею мимику у себя на лице.

1.Рассматрива-ние сюжетных картинок.

2.  Беседа.

3.  Упражнение «изобрази эмоцию».

42

1

«Наши эмоции»

1.Совершенство-вать умение детей

связно и логично

излагать свои мысли

1.  Упражнение «изобрази эмоцию».

2.Практическое задание.

3.Обсуждение

4.Игра «Летний день»

43

1

«Изображение различных эмоций»

1.  Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.

2.Совершенство-вать умение изображать ту или иную эмоцию.

3.  Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчинен-ные предложения.

1.  Введение. Объяснение понятия «эмоция».

2.  Знакомство детей с иллюстраци-ями, изображающи-ми радость, грусть, злость, страх.

3.  Этюды на изображение эмоций радости, злости, страха, грусти.

44

1

«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»

1.  Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса.

2.  Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.

1.Рассматрива-ние графических карточек.

2.  Беседа.        

3.  Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).

45

1

«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»

1.  Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающие различные эмоции.

2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

1.Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»)

2.Стихотворе-ние «Приятная встреча» Б.Заходер

46

1

«Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого комара»

1.  Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки.

2.  Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

1.  Знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей»

2.  Беседа о настроении героев сказки.

3.Практическое задание.

47

1

«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»

1.  Воспитывать у детей симпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу).

2.Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности.

1.Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

2. Беседа о друге.

48

1

«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»

1.  Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

1. Повторное слушание сказки К. Чуковского «Айболит и воробей».

2. Упражнение «Изобрази настроение»

3.Исполнение песни

В. Шаинского «Если с другом вышел в путь»

Промежу-точный контроль.

Тестирова-ние проводит-ся на основе творческо-го задания

«Заячья избушка»

49

1

«Друг всегда придет на помощь»

1.  Помочь детям понять взаимозависимос-ть людей и их необходимость друг другу.

2.Совершенство-вать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.

1.  Чтение стихотворения о друге.

2.  Рассказы детей из личного опыта.

50

1

«Друг всегда придет на помощь»

1.  Закреплять умение логично излагать свои мысли.

2.Совершенство-вать выразительность в передаче образов персонажей сказки.

1.  Беседа о сказках.

2.  Игра - загадка «Зеркало»

3.Артику-ляционная гимнастика «Зарядка для губ»

51

1

«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»

1.Совершенство-вать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.

2.  Развивать социальные навыки общения.

1.Отгадывание загадок.

2.  Ряжение в костюмы.

52

1

«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»

1.Продолжаем совершенствовать умение драматизировать сказку

1.Драматиза-ция сказки «Айболит и воробей»

53

1

Когда страшно, видится то, чего нет.

1.  Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.

2.  Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций.

1.  Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики»

2.  Беседа по сказке

54

1

Когда страшно, видится то, чего нет.

1.Продолжать учить

детей грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

1.Изображение эмоции страха.

2. Рассказы детей из личного опыта.

3.Артикуляци-онная гимнастика

«Зарядка для шеи и челюсти»

4.Игра «Заколдован-ный круг»

 

55

1

«Каждому страх большим кажется»

1. Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.

2.Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев.

3.  Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам.

1. Беседа по сказке «У страха глаза велики».

2.Пантомимическая игра «Изобрази героя».

56

1

«Каждому страх большим кажется»

1.Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам

2.Развивать умение передавать в свободных музыкально – пластических импровизациях характер и настроение музыки

1.  Повторное слушание сказки

2.Ритмоплас-тика – жесты: иди сюда- уходи,

согласие – не согласие,

клич – прислуши-вание,

плач-утешение, молчание – шепот, приветствие – прощание,

не знаю.

3.«Времена года» Чайковского «Подснежник»

Текущий контроль

57

1

«Преодолеем страх»

1.  Закрепить умение детей изображать страх.

2.  Учить преодолевать это состояние.

3.Совершенство-вать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку.

1.Рассматрива-ние картинки «Страшно». Беседа.

2. Изображение различных степеней страха.

3.  Игра «Преодолеем страх».

4.Рассказыва-ние и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».

58

1

«У страха глаза велики»

1.Совершенство-вать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.

2.  Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты.

1.Распределе-ние ролей.

2.  Ряжение в костюмы.

3.Драматиза-ция сказки «У страха глаза велики».

59

1

«Если с другом ты поссорился»

1.  Показать детям, как легко могут возникать конфликты.

2.  Учить находить выход из конфликтных ситуаций.

3.  Закрепить умение различать и изображать злость.

4.Совершенство-вать умение детей логично и связно излагать свои мысли.

1.Рассматри-вание картинки с изображе-нием двух мальчиков и беседа по ней.

2.  Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна».

3.  Игра «Найди и покажи эмоцию».

60

1

«Как Луне и солнцу быть, не могут ссору разрешить»

1.Продолжать учить детей распознавать злость.

2.Совершенство-вать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.

3.Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

1.Рассматрива-ние картинки «Злость».

2.Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по ее содержанию.

3.Упражнение на выразитель-ность голоса, мимики, жестов.

61

1

«Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца быстро разрешил!»

1.  Закрепить умение детей узнавать и изображать злость, отмечая ее характерные особенности.

2.Совершенство-вать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки.

3.  Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.

1. Сюрпризный момент.

2.  Беседа о злости.

3.  Упражнение «Изображаем эмоцию».

4.Рассказыва-ние детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна».

62

1

«Как поссорились Солнце и Луна»

1.  Закрепить умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

2.Совершенство-вать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

1.Распределе-ние ролей, ряжение.

2.Драматиза-ция сказки «Как поссорились Солнце и Луна»

Промежу-точный контроль.

Тестирование на основе творческо-го задания:

«Сочинем сценарий и разыгры-ваем сказку»

63

1

Викторина «Мы любим сказки»

1.  Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

1.  Проведение викторины.

2.Награждение.

Награжде-ния детей за достиже-ния.

64

1

Заключительное занятие

1.Драматиза-ция любимой сказки.

Показ спектакля


Формы контроля и оценочные материалы

Периодичность

Формы контроля

Используемые оценочные материалы

Способы фиксации

Критерии оценки

Текущий контроль

1 раз в месяц

педагогическое наблюдение, беседа.

атрибуты, театральные костюмы, музыкальные инструменты

диагностическая карта

низкий уровень, средний уровень, высокий уровень

Промежуточный контроль

1 раз в квартал

творческое задание, показ спектакля

атрибуты, театральные костюмы, музыкальные инструменты

диагностическая карта

низкий уровень, средний уровень, высокий уровень

Итоговый контроль

в конце года

показ спектакля, награждение учащихся за достижения

отзывы зрителей

книга отзывов

низкий уровень, средний уровень, высокий уровень

Организационно-педагогические условия реализации программы

Учебно-методическое обеспечение

    Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами. В процессе обучения используются:

Методические материалы

  • «Методика и организация театрализованной  деятельности младших дошкольников» Э.Г.Чуриловой
  • «Театрализация занятий в детском саду» М.Д.Маханевой
  • «Театр всевозможного» А.И.Бурениной
  • «От потешек к Пушкинскому балу» В.Царенко

Дидактические материалы

  • Нотный материал
  • Иллюстративный материал
  • Литературные произведения
  • Дидактические игры
  • Видеоматериалы

Материально-технические условия реализации программы

Программа обеспечена необходимыми техническими условиями:

  • Театральная ширма
  • Декорации
  • Театральные куклы (би-ба-бо, настольный театр)
  • Шапочки
  • Маски
  • Мягкие игрушки
  • Фотографии, картинки, иллюстрации
  • Атрибуты к играм
  • Художественная литература
  • Телевизор
  • Ноутбук
  • Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)
  • Музыкальный зал
  • Звуковая аппаратура, микрофоны
  • Театральные костюмы
  • Атрибуты для инсценировок и танцев
  • Музыкальные инструменты
  • Музыкальный центр
  • Электронное фортепиано
  • Синтезатор
  • Диски с музыкальными записями

Список литературы

  1. Людмила Дерягина Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. ФГОС – СПб., изд. «Детство-Пресс», 2016
  2. Татьяна Воронина «Игры с картинками. Истории-сочинялки» - М., изд. «Феникс», 2016
  3. Татьяна Воронина  «Игры с рифмами. Стихи-сочинялки» - М., изд. «Феникс», 2016
  4. Буренина А.И. «Театр всевозможного» Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
  5. Анисимова Г.И. «Сто музыкальных игр для развития дошкольников»- Ярославль Академия развития, 2005.
  6. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии» - М.: ТЦ СФЕРА, 2003.
  7. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. «Театрализованные игры – занятия» - СПб, 2002
  8. Мерзлякова С.И. « Волшебный мир театра» -М., 2002.
  9. Минаева В.М. « Развитие эмоций дошкольников» - М.,  1999.
  10. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»- М., 2000.
  11. Коренева Т.Ф. «Музыкальные ритмопластические спектакли»- Изд. Владос, 2007
  12. Мерзлякова С.И. «Театр, творчество, дети» Изд. Владос, 2002
  13. Баряева Л. «Театральные игры – занятия» Изд. Союз, 2001
  14. Бакланова Т.И. «Музыкальный мир» Изд. Вентана-граф, 2008
  15. Медведева И. «Улыбка судьбы» Изд. Линко-пресс, 2002
  16. Голиков В. «Детский музыкальный спектакль» Изд. Владос, 2007
  17. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам» Изд. Просвещение, 1982
  18. Картушина М.Ю. «Театрализованное представление для детей и взрослых» Изд. Сфера, 2005
  19. Новикова Г.П. «Музыкальное воспитание дошкольников» Изд. Аркти, 2000
  20. Власенко О.П. «Ребенок в мире сказок» Изд. Учитель, 2009
  21. Гальцева Е.А. «Инсценировки и игровые программы» Изд. Учитель, 2009

Приложение №1

Творческое задание №1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель

Разыграть сказку, используя на выбор кукольный театр или настольный театр.

Задачи

Понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно – образную речь. Уметь составлять на столе, на ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнером.

Материал

Набор кукол би-ба-бо, набор кукол настольного театра.

Ход проведения

  1. Воспитатель вносит волшебный сундучок, на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них.
  • От имени сказочника
  • От имени самого героя
  • От имени его партнера
  1. Воспитатель показывает детям, что в волшебном сундучке спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного театра.
  • Чем отличаются эти герои? (дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют)
  1. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа должна разыгрывать сказку, используя театр кукольный и театр настольный. Детям предлагаются музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения.
  2. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовки спектакля.
  3. Показ сказки зрителям.

Приложение №2

Творческое задание №2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель

Изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи

Понимать главную идею сказки, уметь ее охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декорации и по эскизу создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональное состояние и характеры героев, используя образные выражения и интонационную образную речь. Проявлять активность деятельности.

Материал

Иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылки, цветные лоскутки.

Ход проведения

  1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши, а все артисты – куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Педагог предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
  2. Педагог помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?». Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
  3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Педагог предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе главных героев и декорации к сказке.
  4. Педагог обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней.
  5. Педагог организует деятельность по изготовлению персонажей, декорации, подбору музыкального сопровождения, распределение ролей и подготовке спектакля.
  6. Показ спектакля малышам.


Приложение №3

Творческое задание №3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель

Импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, разыграть сказку.

Задачи

Побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение, песню, танец, и интонационно – образную речь. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски для разыгрывания сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал

Иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты декорации

Ход проведения

  1. Педагог объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало. Давайте придумаем, какую сказку мы можем показать гостям.
  2. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» и др. Все эти сказки знакомы детям и гостям. Педагог предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую сказку, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказку, нужно придумать новый сюжет.
  • Как называются части, которые входят в сюжет? (завязка, кульминация, развязка)
  • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Педагог предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

  1. Педагог проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены:
  • Исполнители ролей
  • Гримеры и художники по костюмам
  • Музыканты – оформители
  • Художники – декораторы
  1. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем
  2. Показ спектакля гостям

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театральная студия Педагог : Пантелеева И.Л.

Слайд 2

Опера «Колобок» До чего же я хорош! Вряд ли лучше где найдешь. Нету рук и нету ног, но никто догнать не смог .

Слайд 3

Музыкальная сказка «Теремок» Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Много в тереме друзей. Ждут они к себе гостей.

Слайд 4

«Золотой ключик или необыкновенные приключения Буратино» Кто не ученый, не поэт, а покорил весь белый свет. Кого по всюду узнают? Скажите, как его зовут?...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...