Эссе "Азбука здоровья"
статья на тему

Глухова Анна Евгеньевна

Размышления о психологическом здоровье педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zdorovya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Азбука здоровья».

«Здоровье – это ВСЁ, а всё без здоровья – это НИЧЕГО!»

Всмотритесь….. вдумайтесь….вслушайтесь….  в смысл строк эпиграфа! Задумались? А теперь примените эти слова относительно себя: оцените своё психологическое и физическое самочувствие, материальное благосостояние…  Вспомните разные периоды своей жизни – болезни, приобретения, всё-всё-всё… Теперь вы смогли бы подписаться под   строчками эпиграфа? Тогда вам со мной по пути!

Название моей работы – «Азбука здоровья» - предполагает универсальный вариант своеобразной энциклопедии, но, к сожалению, формат эссе гораздо более узок, поэтому последую принципу: коротко – о главном. В этих моментах я всегда цитирую Антона Павловича Чехова «Умею коротко писать о длинных вещах».

Итак, представьте себя в книжном магазине. Вам на глаза попадается яркая, красочная книга с многообещающим названием «Азбука здоровья». Вы непременно захотите её приобрести, так как название предполагает исчерпывающее содержание того, как вам подробно, популярно, в картинках, буквально по алфавиту будут изложены рецепты сохранения  здоровья. В вашем воображении возникают картины того, как вы, прочитав все полезные советы или, хотя бы заглядывая в эту чудо-книгу раз в неделю, становитесь абсолютно здоровым человеком. Смеюсь вас уверить – так не бывает! Во-первых, нет такой книги, а во-вторых, здоровье – это труд, ежедневная работа над собой! А вот теперь давайте с вами перейдём от слов к делу.

Имея за плечами тринадцатилетний педагогический опыт, я стала ощущать на себе и замечать за своими коллегами эффект «эмоционального выгорания», свойственный творческим натурам…  Не рановато ли? Спросите меня вы, особенно педагоги, отработавшие 20, 30, 40 лет… Нет, своевременно – отвечу вам я, воспользовавшись докторским термином «болезни молодеют». Другая эпоха, другие дети, родители. Модернизация, стандартизация, ФГТ, ФГОС, за вопросами вопрос…  В ближайшее время я не планирую менять профессию, а для того, чтобы в это сложное время  соответствовать всем требованиям современного педагога, необходимо заботиться  о своём здоровье, ибо – см. эпиграф. Обращаясь к теме конкурса, хочется отметить, что для выстраивания системы здоровых социальных отношений внутри образовательных организаций, а также не обходя вниманием проблему воспитания здорового подрастающего поколения педагогам стоит обратить внимание на свое здоровье, так как «здоровый педагог – здоровый дошколёнок».

В течение учебного года профессиональная деятельность педагога дошкольного образования характеризуется значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часть рабочего дня протекает в эмоционально-напряжённой обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей.

  Работа нервной системы в подобном режиме часто ведёт к повышенному напряжению, неумению расслабляться, выходить из напряжённого состояния, обретать психическое равновесие. Утрачивается навык произвольного расслабления мышц, отсюда неврозы, ишемия, гипертония, раздражительность, усталость.

Анализируя свои наблюдения, отмечу, что большинство педагогов не умеют снимать чрезмерное эмоциональное напряжение и мудро тратить свою психическую энергию, а также не владеют знаниями о том, как её можно восполнять. Это проявляется в разрушительных последствиях для  психоэмоционального и физического самочувствия и  негативно сказывается на эмоциональном благополучии  детей. Педагоги подвержены постепенному эмоциональному утомлению и опустошению, теряются в сложных ситуациях, им нелегко менять своё мнение.  Поэтому так важно для каждого педагога освоить несложные упражнения, способствующие снятию напряжения, профилактике стрессов и восстановлению физического и психологического здоровья.

Каким образом? Предлагаю вам два пути решения данной проблемы.

Путь первый. Лёгкий. Сомнительный.

  • Ежедневно повторяйте оздоровительную мантру : «Ом намо пхагавато рукмини валабхаэ»
  •  во время работы находите 10-20 минут для крепкого дневного сна (следуя примеру некоторых европейских организаций).

Путь второй. Сложный. Верный.

Исследуйте  свой внутренний мир. Осознайте то, что для вас близко, понятно. Поверьте в свои силы, в свою уникальность. Приведу примеры несложных упражнений, направленных на позитивное принятие окружающего и себя, а также на снятие напряжения.

 Упражнение «Ловец блага»

Цель: формировать позитивное принятие окружающего и себя. 13 мин

Назовите положительные стороны дождя. Он прибивает пыль – воздух становится чище. Поливает всё живое – растительный мир предстаёт во всей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет канавки в саду – теперь её надолго хватит для полива. Благодаря дождю вы можете, наконец, заняться насущными домашними делами и т.д. Когда идёт дождь хорошо читается, спится. Дождь благотворно действует на качество подземных вод – значит не надо искать мастера, чтобы прорубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюёт рыба. И ещё кое-кто не будет придираться, что вы моете машину во дворе. Назовите какое-нибудь отрицательное явление. Попробуем поймать в нём блага.

Упражнение «Свободное дыхание».    

Цель: Снять мышечное напряжение. 5 мин.

Инструкция: сядьте на стул, расслабьте руки, положите их на живот в области пупка и следите за тем, чтобы они опускались и поднимались плавно и медленно – в такт дыханию. Дышите спокойно и равномерно: спокойный – раз-два-три – вдох; небольшая пауза: раз-два-три – выдох, задержка. Необязательно дышать очень глубоко или очень медленно, главное – ритмично, а правильный ритм вы найдёте сами. Делая вдох, представьте, как приятная свежесть и покой наполняют вас, проникают в ваш организм вместе с воздухом.

Упражнение  «Думайте нежно».

Цель: Снять мышечное напряжение. 3 мин

Инструкция: закройте глаза, направьте внимание на напряжённую мышцу. Вообразите, что она превращается в поролон или вату – становится мягкой, тёплой, расслабляется. А теперь представьте горящую свечу, которую вы держите в руке. Воск тает и капля за каплей капает вам на руку. Вы ощущаете его тепло. Ваши мышцы начинают расслабляться. Чтобы расслабить мышцы лица, представьте его в виде роскошного цветка. Его лепестки, нежные и бархатистые излучают тепло. Цветок переливается нежными красками. При каждом вдохе вы видите, как он распускается. Вы чувствуете его благоухающий аромат. Наслаждайтесь запахом и красотой этого роскошного цветка. А теперь представьте, что образ цветка исчезает.

Релаксация «Театр».

Цель: снизить эмоциональное напряжение. 45 мин.

Инструкция: каждый человек в мечтах хотел бы оказаться в каком-нибудь месте, где раньше он не был. Лягте, закройте глаза…

         Список различных «полезностей» для здоровья можно продолжить. Он бесконечен. Это и здоровый образ жизни, правильное питание, соблюдение режима дня, отсутствие стрессов, целительные настрои… Универсальных и стопроцентных рецептов нет. Но каждый человек выбирает свой собственный путь, создает свою так называемую «азбуку здоровья», единственно верную, неповторимую, авторскую! Главное, помнить, что материальное благополучие не заменяет психическое и физическое здоровье! (см. эпиграф)

Автор: Глухова Анна Евгеньевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...