Конспект организованной образовательной деятельности. (5-6 лет) " От зернышка до хлебушка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Голубкова Александра Владимировна

Знакомство детей с историей хлеба и его культурной значимости. Формировать представление детей о выращивании хлеба; о получении хлебобулочных изделий; о технике, которая необходима для сбора урожая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_zernyshka_do_hlebushka_metod._razr._2015g.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Обучающая:

Познакомить детей с историей хлеба и его культурной значимости. Формировать представление детей о выращивании хлеба; о получении хлебобулочных изделий; о технике, которая необходима для сбора урожая.

Развивающая:

Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности (через знакомство с конкретными операциями по изготовлению хлеба: посадка зерна, полив, работа с тестом).

Воспитывающая:

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой. Совершенствовать умение согласовывать свои действия в соответствии с текстом (Физкультминутка – «Замесили тесто»).

Предварительная работа:

  1. Чтение сказок и рассказов
  • «Мальчик с пальчик»
  • «Мужик и медведь»
  • «Жерновцы»
  1. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением процесса выращивания, обрабатывания, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.
  2. Знакомство с техникой (Комбайн, трактор, грузовик)
  3. Рассматривание зерна
  4. Подвижная игра «Замесили тесто»
  5. Дидактическая игра – лото «Кем быть?»
  6. Разучивание пословиц и поговорок по данной теме.

Оборудование и материалы:

Земля в лукошке, зерно, мука, тесто, слайды с изображением последовательности выращивания зерновых культур, фартуки, косынки, каравай, булочки готовые, столы стулья расставленные полукругом, компьютер, мультимедийный проектор, экран, петрушка (взрослый человек).

Ход занятия:

Дети входят в группу. На проекторе слайды с изображением хлебобулочных изделий.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть. А как вы думаете чему посвящено сегоднешнее занятие? Я думаю вы ответите, отгадав загадку.

Он у нас такой душистый,

Вот он теплый, золотистый. (показать на слайды)

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Дети: Хлеб

Воспитатель: Молодцы, догадались.

Стук в дверь. Вбегает петрушка, подбрасывает к верху кусок хлеба отбивает его ногой, рукой, головой и роняет на пол.

Воспитатель:

Здравствуй, петрушка! Постой, погоди, чем это ты играешь? Петрушка: Да ничем! Вон кусок хлеба остался от обеда, а выбросить не куда.  А вот куда! (Бросает хлеб в мусорное ведро).

Воспитатель:

 Да ты, что Петрушка, разве ты не знаешь, что хлебом нельзя играть. Раньше в народе говорили, что хлеб всему голова! Мы с ребятами сегодня хотим познакомиться с историей возникновения хлеба. Хочешь и ты оставайся с нами?

Петрушка:

Да очень хочу! Расскажите пожалуйста.

Воспитатель:

История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб занимал особое место. Считалось, что люди разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Именно он считался связующим звеном  между народами. Времена идут, а хлеб все также остается кормильцем и главным элементом культуры русского народа. Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда был на столе хлеб. Издавна было принято, прежде, чем  начинать есть хлеб, нужно было разломать и раздать всем присутствующим. Также существовала традиция поцеловать каравай, когда хозяева подавали его с солью в знак гостеприимства. По мнению историков, хлеб появился примерно пятнадцать тысяч лет назад. В древние времена люди думали, как прокормиться и выжить  в тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, поэтому они обратили внимания на необычное растение. Люди заметили, что их семена очень хорошо прорастают. Особенно на взрыхленной и политой почве. При этом они увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, поэтому можно получить большой урожай. Эти растения – пшеница, рожь и овес. Изначально люди поедали в сыром виде зерна, затем стали растирать зерна камнями получая муку грубого помола. Однажды во время приготовления каши часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень понравилась людям своим поджаристым вкусом и запахом. Так люди стали выпекать хлеб. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Таким образом на Руси появилось хлебопечение. Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки, выпекание хлеба внесли новый виток в развитие культуры древних людей. Из давно хлебу отводили особое место в жизни людей его почитали и уважали. Хлебу поклонялись, как солнцу и сравнивали с золотом. Его воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали одним из основных блюд. Детей на Руси учили с малых лет относиться к хлебу на просто, как к еде, а ценить и любить его также, как и Родину, Мать и Отца. Детям объясняли, что ценность хлеба очень велика так как появляется он благодаря тяжелому труду 120 профессий.

Воспитатель:

Вот и я вчера вечером испекла для вас хлеб. Этот хлеб называется каравай (потому что, он круглый, красивый и похожий на солнце).

Вот он каравай душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый

Словно солнцем налитой.

Ребятки, вспомним из чего хлеб пекут?

Дети:

- вода, мука

Воспитатель:

- Молодцы, правильно вы говорите, но только не всё, сейчас я вам расскажу все по подробнее. Ты Петрушка запоминай!

 Посмотрите, что вы видите на своем столе?

Дети:

-Зернышки.

Воспитатель:        

- Правильно, зернышки давайте посмотрим, какие они по цвету?

Дети:

- жёлтые.

Воспитатель:

-А какие они на ощупь?

Дети:

-твердые, мягкие, гладкие, шершавые.

Воспитатель:

-А вы заметили бороздку на зернышке, которая делит зерно на две половинки. Посмотрите  

Дети:

-Да

Воспитатель:  

-В каждом зернышке живёт росток, но для того, чтобы его разбудить нужно посадить его в землю. А хотите сами вырастить  свое пшеничное поле? Проходите к столику, на нем стоит лукошко с землей. Давайте представим, что это поле пока еще ничем не засеяно.

Воспитатель:

- Сейчас я сделаю бороздки и вы каждый сможете посадить свое зернышко.

Ну, что начнем?

Дети:

- Да

Воспитатель:

-Посадили, молодцы. А теперь я прикрою наши зернышки землей. Скажите пожалуйста, а что поможет нашим зернышкам быстрее прорасти.

Дети: слайд

-вода, солнце.

Воспитатель:

- Правильно, давайте попросим Артема (он у нас сегодня дежурный), чтобы он взял леечку и полил наши посевы. Ребята посмотрите, какие расточки появятся из наших зерен, а из росточков появятся колосья.

Вот какой колосок

Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят.

- Посмотрите, сколько много колосьев выросло на большом поле из ростков.

А это поле останется у нас в группе. Будем за ним ухаживать, наблюдать и обязательно не забывайте поливать.

А сейчас я расскажу вам, какие машины помогают выращивать хлеб. Посмотрите на экран, что это за техника?.

Дети:

- комбайн.

Воспитатель:

- Правильно комбайн-  с его помощью люди убирают колосья с поля. А это что?

Дети:

- грузовая машина-  эта техника нужна для перевозки зерна на мельницу. Там из них намелют муку. И только после этого  можно сделать тесто.

Ну, что устали?

Дети:

-Да

Воспитатель:

Хотите поиграть в шуточную игру (Физкультминутку) «Замесили тесто?»

 Дети:

-Да

Воспитатель:

- Ладушки, ладушки

Мы печем оладушки,

Замесили тесто,

А тесту в миске тесно,

Тесто выпало на стол,

Тесто шлепнулось на пол,

Тесто убежало начинай сначала. 2 раза.

- Отдохнули ?

А теперь посмотрите, пожалуйста сколько можно разных булочек испечь из муки. А хотите сами испечь, такие булочки.

Дети:

-Да

Воспитатель:

-Сейчас мы превратимся в пекарей и испечем много сладких булочек. Но для этого нам нужны фартуки и косынки. А еще волшебные слова. Давайте скажем их в месте: «Раз, два, три в пекаря обернись». Вот теперь мы пекари.

Скажите, пожалуйста, а что нужно сделать перед тем как сесть за стол и начать работу.

Дети:

-Помыть руки

Воспитатель:

Правильно, помыть руки.

Воспитатель:

-Ребятки посмотрите, что у вас лежит на столе?

Дети:

-Мука, тесто.

Воспитатель:

-Молодцы! А давайте разровняем муку по доске, потрогаем ее, какая она на ощупь.

Дети:

-мягкая, рассыпчатая.

Воспитатель:

- Теперь возьмем в руки тесто.

- Для того, чтобы тесто не прилипало к рукам, нужно обвалять его в муке. И будем лепить булочки. Противень я смажу  растительным маслом, чтобы булочки не пригорели. Очень аккуратно и бережно кладите свои булочки на противень. Ребята скажите, пожалуйста, а можно хлебом играть?

Дети:

-Нет

Воспитатель:

- Правильно. Играть с хлебом нельзя, потому что очень много людей потрудились для того чтобы вырастить, собрать, перемолоть, замесить и испечь хотя бы маленький кусочек хлеба. Поэтому в древности и говорили:  «Хлеб - всему голова!» Так как он спасал людей от голода.

- Понравилось вам лепить булочки?

Дети:

- Да

Воспитатель:

А, что вам больше всего понравилось?

Дети:

Сажать зернышки, смотреть на экран, катать тесто.

Воспитатель:

Молодцы, ребята!

 И хочу спросить тебя Петрушка: «Теперь то ты понял, почему нельзя играть хлебом?»

Петрушка:

Да теперь я понял и никогда больше играть хлебом не буду. Спасибо вам ребята.

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, какие прянички мы с вами испекли!

Слава Миру на земле!

Слава Хлебу на столе!

В нем – Здоровье наше, сила

В нем – Чудесное тепло.

Сколько рук Его растило,

Охраняло, Берегло!

Людям – хлеб, Детям – мир

Пусть начнётся дружный пир.

Крикнуть нам сейчас пора Хлебу дружное УРА!

 А теперь  пора лакомиться этим  красивым, душистым, вкусным караваем и булочками.

 До свидания!

 

Список используемой литературы.

  1. Беседы с детьми о нравственности и экологии/- Минск: «Асар», 2002.
  2. Земля на зернышке стоит / А. Владимиров.- М.: Детская литература, 1984.
  3. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва Детская литература 1990г.
  4. Энциклопедия «Сто тысяч почему»/ М. Ильин.- Москва. 1989г.
  5. Энциклопедия «Почемучка»/ Москва, 1991г.
  6. Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова, Д. Володихин, И.Стрикалов – М: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Кичанзинский детский сад

Конспект организованной образовательной деятельности.

(5-6 лет)

" От зернышка до хлебушка"

Подготовила :

                Воспитатель

Голубкова А.В.

Кичанзино 2015г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие Кубанского зернышка"

Разработка авторской организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)

Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по развитию речи «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка)

Конспект организованной образовательной деятельности в средней  группе по развитию речи «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка)...