Мастер-класс "Развитие творческого мышления средствами арт - технологий у детей старшего дошкольного возраста"
презентация на тему

Замаева Елена Шагитовна

Презентация из опыта работы на семинаре для педагогов- психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений "Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста" на базе МБДОУ № 84 г. Нижнекамск

Современный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает не просто усвоение ребенком программы дошкольного учреждения, а способность к ее творческому переосмыслению.

Главной задачей по развитию творческого мышле­ния в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Мастер класс: « Развитие творческого мышления средствами арт терапии у детей старшего»

Замаева Елена Шагитовна

педагог–психолог МБДОУ № 88

Цель: Систематизация и углубление знаний педагогов по теме: «Развитие творческого мышления средствами арт – терапии у детей старшего дошкольного возраста».

Задачи:

  • Раскрыть основные задачи по развитию творческого мышления.
  • Познакомить педагогов с  приемами творческого воображения.
  • Познакомить педагогов с  приемами правополушарного рисования.
  • Формировать навыки эффективного взаимодействия с детьми в процессе применения разнообразных техник арт – терапии.

Современный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает не просто усвоение ребенком программы дошкольного учреждения, а способность к ее творческому переосмыслению.

Главной задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления.

Необходимо учитывать, что развитие выше перечисленных качеств направлено на развитие следующих творческих мыслительных способностей:

  • беглость – это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т.п.;
  • гибкость – это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения;
  • оригинальность – это способность придумывать нестандартные, уникальные необычные идеи и решения;
  • способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие – либо идеи, сюжеты и рисунки.

 Творческое мышление и воображение как нельзя лучше развивается с помощью методов и приемов арт – терапии

             Классическими техниками арт – терапии в развитии творческого мышления и воображения являются «Чернильные пятна», «Кляксография», «Рисование шерстяной нитью». Данные техники направлены на работу с полученными образами. Дети говорят, какие предметные изображения они видят в полученном образе в целом, либо в отдельных его частях.

           В работе с детьми можно использовать технику коллажа. Цель данного метода -   развитие системного мышления  и оригинальности мышления. Для коллажа годятся самые разные материалы: ткань, перо, вата, пряжа, пуговицы, пробки, листья, зерна, макароны. Коллаж можно сделать, используя иллюстрации, ножницы, клей и какую-нибудь основу.

        Еще одной эффективной техникой в работе с детьми является «Рисование на камнях». Используя гуашь и тонкие кисти, дети рисуют на камнях изображения различных животных, насекомых (жуков, муравьев, бабочек), птиц и т. д.Затем камни выкладываются в центр круга, и каждый рассказывает о том, что он нарисовал.

             В отличии от вышеперечисленных техник, в которых дети создают образы на основе спонтанных, хаотичных изображений, необходимо так же обучать детей созданию новых образов на основе восприятия схематических изображений. В игре «Волшебные картинки» детям раздают карточки, на которых представлено схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрических фигур. Каждую фигурку дети могут превратить в картинку, для этого надо пририсовать к картинке все, что угодно. В итоге у детей получается сюжетный рисунок. Другим вариантом похожей игры является игра «Перевертыши», когда детям раздают карточки с абстрактными схематическими изображениями. Необходимо наклеить карточку на лист бумаги и дорисовать все, что хочет ребенок так, чтобы получилась картинка. Можно переворачивать карточку и лист бумаги так, как хочется. Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки.

          На проявление и развитие творческого потенциала ребенка эффективно влияют арт – терапевтические техники в сочетании с методами сказкотерапии и музыкальной терапии.

          Направление сказочной арт – терапии отражается в следующих техниках:

 - Придумывание и рассказывание нарисованной сказки. Например, в упражнении «Спонтанное волшебное рисование» каждый из детей рисует кусочек своей сказочной страны на одном большом листе бумаге и получается «Волшебная страна». Затем дети придумывают все вместе, по очереди, что было в этой стране, что там происходит сейчас и, что там будет происходить. Либо, дети берут игрушки и придумывают сказку о приключении игрушек в нарисованной Сказочной стране. Другой вариант данной техники, каждый ребенок на листе бумаги рисует один предмет, а затем все вместе придумывают сказку. В упражнении «Бумажные фигурки», рисуются и вырезаются фигурки людей и животных, которые затем используются для сочинения и исполнения историй.

 - Еще одной техникой сказочной арт – терапии является сочинение сказочных и фантастических историй и дальнейшее иллюстрирование в виде рисунков, коллажей отдельных сюжетов, наиболее значимых для каждого ребенка, или создание книги по сюжету сказки. Это упражнения: «Продолжи сказку», дети придумывают сказки по заданной первой фразе, начало сказки может быть разным: "Один раз пришел Медведь к Зайцу и говорит...»; «В некотором царстве, в некотором государстве, на опушке волшебного леса стоял маленький домик. Жил в нем..." и т.д.; «Придумай свой конец сказки», предложить детям сочинить свой конец знакомых сказок.

    Направление музыкальной арт – терапии прослеживается в упражнениях: «Волшебный цвет музыки», детям предлагают закрыть глаза и попробовать увидеть цвет услышанной мелодии, удержать его в памяти, а затем нарисовать на бумаге пятно увиденного цвета, стараясь передать форму и размер; «Рисуем музыку», детям предлагают закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

    Абсолютно все дети просто обожают рисовать красками, лепить, петь и участвовать в театральных постановках. Но в нашей современной системе образования на это остается все меньше и меньше времени. Большее внимание уделяется точным наукам, а это сфера деятельности исключительно левого полушария. Ученые уже давно доказали, что правое и левое полушария отвечают за разные способности и мысли человека. Левое – это формальное восприятие, логика, символы и разум. Правое – наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. 

     Когда маленький ребенок впервые рисует, он сначала просто мажет лист и только потом определяет, на что это похоже. Со временем, под действием обучения, начинают воспроизводиться определенные символы. Голова – круг, нога или рука – палка, глаза – точки, и далее в том же духе. Когда взрослый берет в руки карандаш, собираясь воспроизвести портрет, левое полушарие мозга подсовывает символы, пришедшие из детства. В результате вместо шедевра на бумаге выходят детские каракули. Главная задача – избавиться от этих символов, для чего нужно задвинуть логику на задний план и вывести вперед интуицию и вдохновение. Научиться переносить на бумагу свое видение предмета, а не символ, его обозначающий. По большому счету, нужно просто научиться видеть предмет как предмет, а не его обработанный мозгом образ.

            Именно поэтому я хочу предложить вашему вниманию упражнения для развития      правополушарного рисования.

 Задумайтесь над  фразой: «Чтобы быть умным – надо работать руками, чтобы работать руками – надо  работать головой». Странная фраза на первый взгляд, говорит, об очень тесной связи движения физического и работы головного мозга. И поэтому для начала немного подвигаемся:

Перед вами набор букв. Первую букву каждой строки  будем проговаривать вслух, остальные – про себя. Некоторые буквы  сопровождаем движениями: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая в правую, В – обе руки поднимаются вверх.

Как определить, когда в мозге включается нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование? Упражнения на создание конфликта разума и интуиции помогут в этом. Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано - ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом. Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам - правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги. Начинаем упражнение: Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием. Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.

      Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами. Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка. Не нужно сначала переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас. Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия - это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.

 Вашему вниманию была представлена лишь небольшая часть методов развития творческого мышления средствами арт – терапии. Я рекомендую вам использовать методы арт-терапии, т.к. они эффективно влияют наразвитие творческого мышления, а в частности беглости, гибкости и оригинальности. Развивайте свой творческий потенциал. Не ограничивайте себя тем, что у Вас уже имеется. Всегда ищите свежую и актуальную информацию, которая будет способствовать Вашему дальнейшему творческому развитию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие т ворческого мышления средствами арт терапии

Слайд 8

Правополушарное рисование

Слайд 9

Чтобы быть умным – надо работать руками, чтобы работать руками – надо работать головой.

Слайд 11

Силуэт

Слайд 12

Зеркальное рисование

Слайд 13

Перевёртыши

Слайд 14

В глубине человека заложена творческая сила которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом . Гёте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

Мастер-класс для родителей "Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач"

Цель: способствовать повышению интереса родителей к использованию логических игр, упражнений и задач для развития речи и умственных способностей детей.Задачи: вызвать желание к сотрудничеству, познако...

Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...

Проект «Использование технологии развития критического мышления в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»

В основе моего проекта заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что развитие связной речи будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственно...

Презентация "Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста."

Данная презентация направлена на использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей  у детей с....

Конспект музыкального занятия с использованием технологии развития творческого воображения О.П.Радыновой для детей старшего дошкольного возраста."Зимние превращения у Новогодней елки"

Типовое музыкальное занятие, с использованием технологии  развития творческого воображения О.П.Родыновой для детей старшего дошкольного возраста.Цель - создание условий для развития творческого в...

Развитие творческих способностей средствами нетрадиционного рисования у детей младшего дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционного рисования у детей младшего дошкольного возраста. Работа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к...