План самообразования
материал на тему

Аникина Светлана Геннадьевна

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_svamoobrazovaniyu_svetlany_na_5_let.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

1. Ф.И.О. педагога — Аникина Светлана Геннадьевна 1 квалификационная категория

2. Образование — средне-специальное

3. Тема самообразования: «Использование нетрадиционной техники  рисования в дошкольном возрасте».

4. Начало работы– январь 2018год.

5. Предполагается закончить – май 2023 год.

6. Цель:

-Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

-Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

-Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

-Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

-Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

7. Задачи:

- Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

- Развивать творчество, фантазию.

- Активизировать детей при выборе тематики.

- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

- Разработать модель образовательного процесса, отвечающего ФГОС.

8. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс:  научить детей самостоятельно решать творческие задачи, выбирать материал и технику для работы.

9. Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме;

- посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

- разработка модели образовательного процесса , отвечающего ФГОС;

- апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;

- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- обобщение результатов на заседании методического объединения.

  1. Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:

1.Создание игровой ситуации.

2.Показ воспитателя.

3.Использование движения руки.

4.Сравнение двух техник.

5.Проговаривание последовательности работы.

6.Педагогическая диагностика.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

12. Практический выход: семинар-практикум; выставка детских рисунков и поделок в нетрадиционных техниках.

13. Форма отчета по проделанной работе:

- Презентация по теме

-Проведение выставок детских работ

- Проведение открытого мероприятия

- Проведение мастер-класса среди педагогов

- Проектная деятельность. 

Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.

Программа составлена с учётом интеграцией областей:

  • «Театрализованная деятельность». Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок, рисование пригласительных билетов, гримирование в рисунке под определённого персонажа, моделирование театральных костюмов.
  • «Физическая культура». Использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям;
  • «Музыкальное воспитание». Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  • «Развитие речи». Использование в НОД художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ товарищей.
  • «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, НОД по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а   также знакомства со строением предметов, объектов.

План работы по самообразованию:

2018-2019 учебный год

ЯНВАРЬ

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика – Синтез, 2009. – 48с. : цв. вкл. ; Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.) ;

ФЕВРАЛЬ

Составление рабочей  программы «Волшебство рисования»

МАРТ

Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе («Солнышко, Звездное небо», «Ежик»)

АПРЕЛЬ

Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами»

МАЙ

Подведение итогов. Написание отчёта о проделанной работе.

2019-2020учебный год

СЕНТЯБРЬ

Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину, на которой изображена осень. Объяснить последовательность работы. В конце сделать выставку.Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Развивать художественное восприятие. «Осень».

ОКТЯБРЬ

Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет, надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое варенье.Учить детей рисовать пальчиками. Развивать ритмичность движений. Воспитывать чувство сопереживания. «Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись)

НОЯБРЬ

Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка портретов. Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. «Ежик» (Метод тычка)

ДЕКАБРЬ

Дети любуются узорами на окне. Стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий». Воспитатель предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска. «Узоры на окнах» (Раздувание капли). «Звездное небо» (Фотокопия).

ЯНВАРЬ

Выставка детских рисунков на тему «Ёлочка – красавица»

ФЕВРАЛЬ

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области»художественное творчество»  в индивидуальной форме «Галстук для папы».

МАРТ

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области»художественное творчество»  в индивидуальной форме открытка для мамы «8 Марта»

АПРЕЛЬ

Оформление художественной выставки «Весна»

МАЙ

Оформление художественной выставки «Чудесные краски» (выставка детских работ)

2020 – 2021 учебный год

СЕНТЯБРЬ

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы (Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000; Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005;

ОКТЯБРЬ

Изучение интернет – ресурсов

Изучить технику «печатание листьями» «Осеннее дерево»

НОЯБРЬ

 Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в  младшей группе («Корзинка малинки», «Ветка черемухи», ) ;

ДЕКАБРЬ

Папка – передвижка  для родителей «Организация самостоятельной  изобразительной деятельности детей»

ЯНВАРЬ

Оформление художественной выставки «Зимушка – зима»

ФЕВРАЛЬ

Обогащение предметно – развивающей среды. (трафареты, штампики из поролона)

Консультация для педагогов и родителей  «Нетрадиционные техники рисования пластилином»

МАРТ

Совместная деятельность педагога и детей по «образовательной области»художественное творчество коллективная работа « Цветы для мамы»

АПРЕЛЬ

Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования  («Осенний ковер», «Плюшевый мишка»)

МАЙ

Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс изготовления картин в технике «пластилинография»

2021– 2022учебный год

СЕНТЯБРЬ

Разработка и составление рабочей  программы «Волшебство рисования» для детей

ОКТЯБРЬ

Консультация для родителей "Как понимать и ценить детские рисунки"

НОЯБРЬ

Изучить технику «рисование ребром ладони», «рисование тычком», рисование «по – мокрому» ,  «набрызг», «оттиск пробкой»

ДЕКАБРЬ

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области»художественное творчество»  в индивидуальной форме «Снеговик» ( оттиск пробками разного размера).

ЯНВАРЬ

Обогащение предметно – развивающей среды. Дидактические игры («Солнечные и пасмурные деньки», «Радужный хоровод», «Цыплята»)

ФЕВРАЛЬ

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста – «метод тычка», «граттаж»».

МАРТ

Публикация статьи на тему: «Виды и техники нетрадиционного рисования для детей 5 – 6 лет»

АПРЕЛЬ

Оформление художественной выставки  детских рисунков «Весна - красна»

МАЙ

Проведение открытого занятия для родителей с использованием нетрадиционных техник рисования.

2022 – 2023учебный год

СЕНТЯБРЬ

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО, 2010. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2011. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007

ОКТЯБРЬ

Диагностика детей на начало учебного года.

Оформление папки-передвижки. Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

НОЯБРЬ

Анкетирование для родителей : «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей».

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области» художественное творчество»  в индивидуальной форме «Поздняя осень»

ДЕКАБРЬ

Семинар для родителей «Формирование у детей художественно-творческих навыков средствами различных техник рисования»

ЯНВАРЬ

Выставка детских рисунков на тему: «

ФЕВРАЛЬ

Проведение открытого занятия для родителей с использованием нетрадиционных техникрисования . Тема: «

МАРТ

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области»художественное творчество»  в индивидуальной форме подарок для мамы к празднику 8 Марта.

АПРЕЛЬ

Мастер – класс для воспитателей по теме:

МАЙ

Выступление на педагогическом совете №… по теме: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...