Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Использование информационно-коммуникационных технологий в организованной деятельности по музыкальному воспитанию из опыта работы (выступление на педсовете)

    Гафарова Гузалия Шарипяновна

    выступление на педагогическом совете

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya.docx24.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование

    информационно-коммуникационных технологий в организованной деятельности по музыкальному  воспитанию из опыта работы

    (выступление на педсовете)

                                       Музыкальный руководитель:

                                                       Гафарова Г.Ш.

                             Дюртюли - 2017

    Федеральный государственный образовательный стандарт, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление требований к дошкольному образованию, но и обновление информационно - образовательной среды образовательных организаций, а так же  эффективное использование информационно - коммуникационных  технологий (ИКТ).

     Их внедрение позволяет существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. Средства ИКТ позволяют визуализировать для детей изучаемые объекты, явления, моделировать процессы и ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, использовать средства, благодаря которым обучение осуществляется в игровой форме.

    Средства ИКТ, применяемые мною в практике:

    - персональный компьютер  (или ноутбук) - основное средство ИКТ для информационной среды любого уровня образования, возможности которого определяются установленными на нем программами: подготовки презентаций, графический,  текстовый  или  музыкальный   редактор и т.п.;

    - мультимедийный проектор - устройство, способное воспроизводить звук и проецировать изображение на экран с компьютера, видеомагнитофона, телевизора, DVD-плеера;

    - видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, телевизор;

    - многофункциональное устройство (МФУ) – устройство, объединяющее в себе копировальный аппарат, принтер и сканер;

    - магнитофон,  музыкальный  центр;

    -микрофон,  цифровой  фотоаппарат, видеокамера.

    Формы использования ИКТ в  организованной деятельности 

    1.           Использование готовых электронных продуктов.  Используя ресурсы сети  Internet, пополняю медиатеку:  фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций,   музыкально-развивающих компьютерных игр и программ.

    2. Использование мультимедийных презентаций

    Мультимедиа презентации – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены рисунки, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью проектора. Мультимедиа презентация служит не только для обогащения знаний детей, но и для их закрепления, отработки  умений и навыков, систематизации и обобщения материала, следовательно, успешно выполняет все основные дидактические функции. Презентация позволяет педагогу представить содержательный материал как систему ярких образов, с опорой  на различные каналы восприятия (зрительного, слухового, эмоционально-чувственного) в ассоциативном виде сохранить информацию в долговременной памяти детей.

    На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций  по всем видам музыкальной деятельности:

    Восприятие (слушание музыки)

    Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым  информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах, но очень мало классической музыки. Я стараюсь это восполнить. Слушание музыки осуществляется  с  помощью  ИКТ  на  качественно  новом  уровне  при просмотре  видео-иллюстраций  к  музыкальным  произведениям, знакомстве  с  характером  музыкальных  произведений, с  жанрами  музыки,  с  народными музыкальными  инструментами. В своей работе широко использую произведения русских, башкирских композиторов. Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.  Ребята научились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном  – поэтому развивается речь, мышление, художественный вкус. Музыкальные руководители ДОУ должны иметь определённый уровень звуковой и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательного воздействия на ребёнка, и     быть хорошо подготовленными в области музыкознания.

     Пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста и является самым массовым и доступным видом исполнительства. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мною создана картотека электронных иллюстрации и презентаций к различным песням, требующим пояснения к тексту. Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки», «Куда летит пчелка» и др.)

    Благоприятный  психологический  настрой  у  дошкольников  создаётся 

    при  сочетании  выразительного  исполнения  песни  и  анимационного 

    фона  на  экране. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, использую видеоролики с участием детей: записываем на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с ними просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

    Музыкально-ритмические движения  

         Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Традиционно музыкальное занятие я  начинаю с музыкально-ритмических движений.  Чаще  использую аудиозаписи  это облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить.  Новые движения я  могу записать на видео, где дети смотрят красивый показ. А на  занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определённой последовательности и построении - пары, круг, в шахматном порядке и  так далее. Поэтому для обучения детей  музыкально - ритмическим  движениям я использую мнемотаблицы, при  помощи которых дети могут выполнять различные перестроения, а также

     видео – клипы, с помощью которых дошкольники знакомятся  с  различными танцами,  танцевальными  композициями, особенностями их исполнения.  

    В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» использую презентации – концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же видео – подсказки для детей, играющих в оркестре. Дети живо воспринимают подсказки, отображающие приёмы игры на музыкальных инструментах.

    Широко  применяю  видеопартитуры,  клипы  («Ложки  деревенские», «Башкирский оркестр»), 

    сказочки-подражалочки  и  др. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.

    Музыкально – дидактические игры продемонстрированные в виде презентаций позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения.  

    Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Собран комплект музыкально-дидактических игровых пособий с видео приложениями: «Песня, танец, марш», «Кого встретил колобок?», «Музыкальные птенчики», «Башкирские народные праздники», «Найдите и назовите башкирские инструменты», «Музыкальное лото», и др.

    Музыкально-дидактические игровые пособия с видео приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Их использую в индивидуальной и  групповой  работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».

    По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста (соблюдая требования СанПиН) я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины), мониторинга (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов. Очень нравятся детям презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.).

    Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение.

    Современный компьютер позволяет создавать аранжировки для детских песен, записывать «минусовые» и «плюсовые» фонограммы, которые могут использоваться не только на праздниках, развлечениях, досугах, но и в самостоятельной музыкальной деятельности детей. Практика показала возможности успешного применения музыкально-компьютерных технологий во всех формах работы с детьми. А в связи с проведением многочисленных конкурсов, фестивалей детского творчества, необходимостью становится создание и применение фонограммы для исполнения со сцены.

    3. Использую компьютер для:

    - подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности;

    - написания сценариев, нотных партитур;

    -оформления дидактических игр и других методических материалов;

    -обобщения опыта;

    - оформления  анкет и других диагностических бланков  для родителей;

    - размещения  информации на персональном сайте  и  сайте детского  сада;

    -взаимодействия  с родителями по электронной почте;

    - оформления  "родительских уголков" и информационных стендов;

    - приобретения  и  применения  в  профессиональной  деятельности  книг, методических пособий, журналов в электронном варианте;

    - обмена опытом  с  коллегами   из  других регионов  России;

     -участия  в  профессиональных  заочных  конкурсах. 

    4. Использую  фотоаппарат  и  видеокамеру  для  создания  цифрового  фонда 

    (архива)  детского  сада.

    Вывод

     Таким образом,  практика  работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что  использование  компьютерных технологий  в педагогическом процессе в сочетании с традиционными методами обучения, способствует эффективному раскрытию, развитию  и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

      В нашем дошкольном образовательном учреждении созданы достаточные условия для повышения ИКТ – компетентности педагогов и организации различного рода деятельности с использованием современного компьютерного оборудования.  Музыкальный зал детского сада оснащен стационарным программно - техническим комплексом, интерактивным комплексом, мультимедийным проектором.

    Указанное оснащение в полной мере  используется не только в работе с детьми,  но и с педагогами, и родителями наших воспитанников. Например, широко применяем  ИКТ для  музыкального и визуального оформления праздников и развлеченийна родительских собраниях, для подготовки материалов по проблемам музыкального  образования детей в родительские уголки.  И что особенно важно, ИКТ – технологии дают большие возможности  для  обработки и хранения музыкального материала.  

       Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь  использование современных  компьютерных технологий  в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада.  А ценности  непосредственного  общения с педагогом, живой  музыки для малышей  остаются неоспоримыми.

    Спасибо за внимание.

     

                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике

    "Духовно-нравственное воспитание дошкольников" - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике...

    Из опыта работы. Выступление на родительском собрании по теме "Формирование произвольных психических процессов у дошкольников в ходе образовательной деятельности в ДОУ".

    Я бы хотела познакомить коллег и заботливых, неравнодушных родителей с текстом моего выступления на родительском собрании. Это своеобразный промежуточный отчёт  из опыта работы о методах и приёма...

    «Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

    Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

    Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года

    Мастер- класс познакомит  педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий,  с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...

    «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)

    laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...

    Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

    В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...

    Опытно исследовательская деятельность в детском саду по фгос из опыта работы

    Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании иссле...