Проектный метод
статья (старшая группа) на тему

Тилекова Зарина Акмуратовна

Статья о проектном методе в ДОО. В ней раскрыты этапы проектов, типы. Также в стате представлена примерная схема осуществления проекта "Семья"для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proektnyy_metod.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектный метод в деятельности дошкольной организации»

 Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

    Можно выделить следующие основные этапы:                                                                                                 1.Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную  и посильную для  него                

    задачу на определенный отрезок времени.

 2.Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

      -к кому обратиться за помощью /взрослому, педагогу/;

      -в каких источниках можно найти информацию;

      -какие предметы использовать/принадлежности, оборудование/;

      -с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.Выполнение проекта - практическая часть.

4.Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

    В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

 1 / Исследовательско–творческие :  дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде

    газет, драматизации, детского дизайна.

2/ Ролево - игровые с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

3/ Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее

    ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4/ Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например

     «Театральная неделя».)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными,  а творческие-монопроектами. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

    Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные ,индивидуальные проекты .Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты:        «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

  Значимы и другие виды проектов, в числе:

 -комплексные: «Мир театра» ,« Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий»,« Книжкина неделя»

 -межгрупповые: «Математические коллажи»,        «Мир животных и птиц», «Времена года»;

 -творческие: «Мои друзья”, ”У нас  в Нескучном саду”, ”Любим сказки”, ”Мир природы”;

 -групповые: ”Сказки о любви, ”Познай себя” ,”Уральские самоцветы” ,”Подводный мир “,”Веселая    

  астрономия»;

 -индивидуальные: “Я и моя семья», “Генеалогическое  древо “, “Секреты бабушкиного сундука”,

 «Сказочная птица»;

 -исследовательские: ”Мир воды “,”Дыхание и здоровье”, ”Питание и здоровье”;

По продолжительности они бывают краткосрочными(одно или несколько занятий-1-2 недели),средней продолжительности ,долгосрочные(например, ”Творчество А .С. Пушкина”-на учебный год).

      Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

   1)обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

   2)развитие познавательных способностей;

   3)развитие творческого воображения;

   4)развитие творческого мышления;

   5)развитие коммуникативных навыков.                                                                                                                               Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

  В младшем дошкольном возрасте - это:

    -вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    -активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    -формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте-это:

    -формирование предпосылок поисковой деятельности интеллектуальной  инициативы;

    -развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и          самостоятельно;

     -формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

     -развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

 1 этап

1.Формируется проблема (цель) . ( при постановке цели определяется и продукт проекта).

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Формирует задачу (нежестко).

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задач.

4.Дополнение задач проекта.

 2 этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

 3 этап

7.Практическая помощь(по необходимости).

8.Направляет и контролирует  осуществление

проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

 4 этап

9.Подготовка презентаций.

Презентация

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют(зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

           

Примерная схема осуществления проекта «Семья»

                     Старший дошкольный возраст

Разделы программы

                               Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья» ; «Мебельный салон», салон «Одежды

для дома»   и т.д.

Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди»

и пр.

Настольно-печатная игра «Моя квартира».

Социальное развитие

Тематические занятия по Конвенции о правах ребенка.

Права и обязанности в семье.

Составление «Генеалогического древа», карты-схемы микрорайона с обозначением

домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскоп дней рождений», выпуск каждой семьей газеты «Самый счастливый

день в семье» (ко дню рождения ребенка).

Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссер».  

Речь и речевое

общение

Творческое рассказывание детей по темам « Выходной день в моей семье», «Мои

 близкие», «Наши любимые питомцы, «Лето на даче», «Наше путешествие», «Мир

семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома».

Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фото, стихи детей).

Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.

Здоровье и

 физическое развитие

Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утрен-

ней гимнастики, закаливающих процедур.

Совместные туристические походы, «В бассейн идем вместе».

Межсемейные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья».

Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи»,

составление книги «Семейные рецепты»;

Занятия в Кулинарном классе (проводят родители, воспитатели ,шеф-повар).

Познавательное развитие

Мир, в котором мы

живем

Классификации (мебель ,посуда, бытовая техника, продукты питания).

Географические представления, Составление плана-схемы квартиры «Мой дом»,

Изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».

Природа

Коллажи «Домашние любимцы», составление семейных альбомов: «Комнатные

растения», «Что растет у нас на даче».

 

Начало грамоты

Математика: «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей

«Семейный бюджет».

Составление словарика имен членов семьи «Что означают имена», составление

писем родственникам или друзьям.

Конструирование

«Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы», плоскостное моделиро-

вание-составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

Эстетическое развитие

Художественная

литература

Пословицы и поговорки о семье.

Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

ненецкой сказки «Кукушка»;

выборочное чтение: А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в таба-

керке», Л. Толстой из серии «Рассказов для маленьких».

Заучивание: Е. Благинина « Посидим в тишине».

ИЗО  и дизайн

Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом»,

«Моя комната», «Обои в новую комнату», «выпуск семейных газет, салон «Дизайн

интерьера», составление букетов, панно, коллажей из природного материала;

изготовление открыток, приглашений, подарков, сувениров для членов семьи.

Выставки « Семейное хобби».

Театр

Семейные мини-спектакли, составление детских развлечений, театральные этюды

 «Семейные диалоги». Совместное посещение семьями театров.

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский «Детский альбом»; разучивание детских композиторов

на семейную тематику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....

Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.

Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...