Доклад о досуге дошкольников
статья на тему

Кваша Валентина Станиславовна
Доклад о досуге дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.94 КБ
Файл titul.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

          На сегодняшний день вопрос об организации содержательного досуга в учреждениях дополнительного образования достаточно актуален, поскольку содержательный досуг является мощным средством развития личности человека, показателем общего уровня его культуры. В частности стоит отметить организацию мероприятий содержательного досуга детей дошкольного возраста, поскольку в возрасте 5-7 лет дети уже имеют навыки к организации под руководством педагога-организатора и приобщению к коллективной деятельности, однако они еще не имеют способностей оптимально использовать свободное время для своего личностного развития. Именно поэтому развитию содержательной досуговой деятельности для младших школьников нужно уделять большое внимание.

 Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности.

Досуг – это одна их форм детской жизнедеятельности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение.

Содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д.

Каждый возрастной период детей имеет свои особенности в использовании форм организации мероприятий досуговой деятельности ребенка. Для дошкольников 5-7 лет характерно применение таких ведущих форм содержательного досуга как:

- мероприятия  — это события, занятия, организуемые педагогами-организаторами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Прежде всего основными мероприятиями для детей-дошкольников являются праздники, которые во все времена утверждали в обществе самые высокие идеалы: любовь к Родине, свободе, доброту, верность, трудолюбие и т.д. Они всегда сплачивали людей вокруг этих идеалов, делали их лучше, чище, активнее, доброжелательнее друг к другу и общительнее

- игра. Для дошкольника игра – это потребность реализовать свою личностную активность. Сюжетно-ролевая игра здесь является ведущим видом деятельности, характерная особенность которой состоит в том, что этот вид деятельности является самостоятельной творческой деятельностью ребенка. Также используются в практике народные игры, игры, развивающие воображение, спортивные игры; а также такие игровые элементы, как загадки, раскраски, настольные игры, самоделки. В связи с этим педагогу-организатору необходимо поддерживать стремление детей и стимулировать путем создания игровых ситуаций.  

- сказка. Сочинение сказок — деятельность, близкая по своей сущности к игре, ребенок, как и в игре, отождествляет себя со сказочными персонажами. Сказки будят не только нравственные чувства, но и дают работу мысли детей. Сказка, игра занимают серьезное место в интеллектуальной жизни ребенка-дошкольника, помогает в дальнейшем формировать его отношение к окружающему миру.

- чтение, разучивание стихов. Эта форма досуговой деятельности дошкольников направлена на развитие мышления, памяти, активную работу мыслительной деятельности и подготовку к школе.

- музыкальные занятия. Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и т.д.

- детский театр. Театрализованная деятельность - одно из средств эстетического, нравственного воспитания и художественного развития ребенка. Для дошкольников существует несколько видов театрализованной деятельности: сценическая постановка (с участием детей), кукольный, пальчиковый, теневой, настольный театр и другие виды.

- творчество. Рисование, лепка, аппликация помогают в развитии творческих навыков дошкольника, создавать своими руками поделки, развивать такие качества как терпеливость, усидчивость, аккуратность, ловкость, коллективный труд и т.п.

- туризм и краеведение. Образовательное учреждение приобщает малышей к туризму и краеведению; учит жить в единении с природой; быть здоровыми и счастливыми; разумно и доброжелательно относиться ко всему, что их окружает, и в первую очередь к природе, в том числе и к суровым ее сторонам; любить труд; уважительно относиться к людям любой национальности; быть разумно бережливым; быть добрым.

  Таким образом, можно отметить, что именно с культурой и содержанием досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.

Литература:

  1. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
  2. Кленов Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД // Дополнительное образование и воспитание. 2008. №7. С. 12-18.
  3. Литвинова С.Н. Организация досуга детей и подростков // Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей //  http://dopedu.ru/ 
  4. Cмирнова А.С. Особенности организации досуга детей дошкольного возраста // http://nsportal.ru/ 2014.
  5. Шамсутдинова Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2007. № специальный. С. 147.



Предварительный просмотр:

МАУ ДО «Центр Гармония»

Доклад на тему:

«Организация содержательного досуга дошкольников в учреждениях дополнительного образования»

Выполнил:

Педагог-организатор

Кваша В.С.

Королев 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад " Воспитание у дошкольников нравственно волевых качеств"

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств....

Доклад "Всестороннее развитие дошкольника средствами изобразительной деятельности"

  Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является с...

Доклад. Тема: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром через хозяйственно-бытовой труд»

Предлагаю к вашему рассмотрению  тему ознакомление детей старшего возраста с окружающим миром через хозяиственно - бытовой труд....

доклад "Развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС"

В докладе представлены основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до школы....

доклад "Развитие креативности дошкольников в продуктивной деятельности"

Неиссякаемым источником такой красоты является искусство- живопись, театр, музыка. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение , фантазию, креативность, т.е. развитие творческих с...

Доклад «Нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности»

Одной из важнейших составляющих развития государства является нравственное воспитание детей и молодежи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспи...