Духовно - нравственное воспитание
материал (подготовительная группа) на тему

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию в ДОУ. Из опыта работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка»

   

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: Духовно - нравственное воспитание

 Воспитатель: 

Исаченко  Л.В

2017г

Духовно-нравственное воспитание

  «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина». 

В.А.Сухомлинский.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родной земле.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» -  очень сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание  молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.

 Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Ведь основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

 Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

В выражении своей я-концепции для меня важнейшим средством является любовь. «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» эти слова Экзюпери так чётко дают понять, что нужно учиться любить самому и учить детей любить то, что нас окружает: дом и улицу, где рос, родителей и друзей, утренний рассвет и вечерний закат, «жалобный стон» улетающих журавлей, запах сосновой смолы и скошенной травы. Только человек любящий, умеющий «видеть сердцем», даже если не будет слышать этого слова, понимать его значение, вырастает патриотом своей Родины.

Известно, что в дошкольном детстве наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра, значение которой в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико. 

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к современной, так и к народной.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Особенность народных игр в том, что они имеют нравственную основу учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром, через народную игру происходит интенсивное взаимопроникновение национальных культур.

Перед игрой я рассказываю о культуре и быте того или иного народа. Мы с детьми играем в народные (русские, мордовские, чувашские, татарские), хороводные, малоподвижные, подвижные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Челнок», «Платочек», «Хлопушки», «Гуси Лебеди» «Перетягивание каната»,Игра-инсценировка,   и др.

В организации сюжетно-ролевых игр так же учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.

Из дидактических игр использую игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры».

Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение детей к крестьянской культуре и быту, фольклору. Крестьянское искусство, фольклор входят в жизнь современного ребенка-дошкольника вместе с народными песенками,  потешками, колыбельными, поэтому они так близки ему и понятны. 

Приобщения детей к устному народному творчеству идёт через сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, народные приметы. 
Этот материал даётся в НОД, на кружках. Знакомя с культурным наследием нашей страны, приобщаю детей к изготовлению народных игрушек, поделок и других предметов, где дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать что-то своими руками. (Кружок ОчУмелые ручки). 

Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», «Давай помиримся» «Уважай старших», «Трудолюбие»…)

 Также для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «День матери»; «Защитники Отечества», «Масленица»; «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» «Пасха».

Проводимая работа показала, что дети живо интересуются историей своего края, с огромным удовольствием разучивают и исполняют песни,  хороводы играют в народные игры.

В группе организована РППС по нравственно-патриотическому воспитанию:

- Уголок мини-музей русского быта: посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки и др.);

- Игротека «Дошкольнику о музейной культуре»;

- Уголок краеведения;

- Патриотический уголок с российской символикой;

- Коллекции предметов ДПИ: Дымковская игрушка, Городецкая игрушка, посуда Гжель, демонстрационные наборы для знакомства детей с различными жанрами изобразительного искусства;

- Библиотека «Что за прелесть эти сказки!» и др.,

- Народные календари и буклеты;

- Настольно-дидактические игры такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи»

- В уголках музыкально-театрализованной деятельности - музыкальные инструменты, различные виды театров по русским народным сказкам, народные костюмы;

- Картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, «Раскрась Пасхальное яичко», «Укрась ёлку к Рождеству», «Назови праздники»;

- тематические выставки фотографий, поделок, рисунков;

        Все содержание РППС создается с целью развития познавательной деятельности, расширения восприятия дошкольников окружающего мира, духовно-нравственного обогащения.

Родители являются активными участниками и помощниками в процессе формирования духовно нравственных отношений у детей. Работа по данному направлению включает:

-  Общие и групповые родительские собрания;

-  Консультации;

-  Дни открытых дверей;

- Проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, совместно организованные с родителями праздники;)

-  Анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;

- Индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов);

- Использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

- Помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Для родителей ежемесячно оформляется папка передвижка, в которой размещается материал, позволяющий родителям узнать о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца.

В детском саду ежегодно большинство семей принимают участие в осенней выставке творческих работ из природного материала. Также с большим удовольствием семьи участвуют в таких выставках, как «Герб семьи», «Семейный альбом», «Моя любимая мамочка» «Люблю березку русскую» и т.д. Родители систематически предоставляют для экспозиций различные семейные ценности, коллекции: «Женское рукоделие – коврики, скатерти, полотенце, салфетки, панно, картины» и т.д.

Итак, работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Сближение с народной культурой современным детям просто необходимо. Дети становятся добрей и внимательней друг к другу. Расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира, дети учатся уважать своё историческое прошлое, общечеловеческие ценности и в будущем стать истинными патриотами и гражданами.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...