Методическая разработка "Развивающая технология по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" - палочки Кюизенера".
методическая разработка (старшая группа) на тему
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Развивающая технология по реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» - палочки Кюизенера».
Воспитатель Кузнецова Е.В.
Только то, в человеке прочно и надежно,
что всосалось в природу его в первую пору жизни.
Я. А. Коменский.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой. Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из эффективных методик являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.
Что же представляют собой «цветные палочки» Кюизенера? Это набор, содержащий 241 палочку, каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. в наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. каждая палочка – это число, выраженное цветами величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связан с определенным соотношением по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем, числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета - целое число, раз укладывается по длине любой палочки.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возникновение математических представлений, как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей. С математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделирование числа, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину». С помощью палочек Кюизенера можно познакомить детей еще в детском саду с арифметической прогрессией, готовя их к изучению алгебры.
Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
Палочки Кьюзинера можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Наиболее эффективными являются индивидуальные и групповые формы работы. Изредка можно использовать и фронтальную работу со всеми детьми. Упражнения предлагаются детям в игровой форме, это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками надо проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий и отношений.
Использование палочек Кюизенера можно поделить на следующие этапы: игры с детьми 3 – 5 лет и игры с детьми 5 – 7 лет.
Первый этап - игры с детьми 3 – 5 лет.
Задачи по развитию математических представлений с детьми 3 – 5 лет: Формирование представлений о цвете, размере, величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький). Развитие способности группировать предметы по цвету и величине.
- Формирование способностей к моделированию.
- Формирование дочисловых математических представлений.
- Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
- Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб.
- Знакомство с пространственными отношениями.
Палочки Кюизенера вначале используется как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, форма, размер. Но в ходе игры они замечают некоторые отношения между длиной палочки и числом.
План работы
с детьми II младшей группы.
Тема: Знакомство детей с палочками Кюизенера.
Задачи:
1.Познакомить детей с палочками Кюизенера.
2.Закрепить понятие цвета и размера, развивать умение классифицировать и обобщать, развивать наблюдательность.
3.Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине.
Месяц | Тема, задачи. | д/игры, упражнения. | Игровой материал. |
Сентябрь. | Знакомство с палочками Кюизенера. Рассматривание. | Выкладывание палочек в определенной последовательности. «Покажи такую же». | Палочки Кюизинера. |
Октябрь. | Цвет. Учить детей понимать слова обозначающие основные цвета, оперировать ими в игровой деятельности, развивать внимание, восприятие; учить находить сходство и различие; закрепить названия цветов. | «Покажи палочку определенного цвета». «Назови цвета палочек». «Выбери палочки одного цвета». | Палочки Кюизенера. |
Ноябрь. | Величина. Учить понимать слова длинный – короткий, высокий – низкий. Классифицировать палочки по длине, оперировать ими в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цветам. | «Длинный – короткий». «Высокий – низкий». «Гусеничка». | Палочки Кюизенера. |
Декабрь. | Закрепить понятия «цвет», «величина» | «Составь поезд». «Найди длинную – короткую палочку». | Палочки Кюизенера. |
Январь. | Цвет, величина. Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине. Учить находить предмет по сходству. Развивать смекалку, умение видеть характерные признаки предметов. | «Составь фигуру». «Покажи такую же». «На что похоже?» | Палочки Кюизинера. |
Февраль. | Цвет. Закрепить представления о цвете. Научить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета. Учить выделять части самолета (корпус, крылья, хвост) | «Подбери по цвету». Конструирование «Самолет» | Палочки Кюизинера. |
Март. | Учить детей располагать предметы в порядке убывания величины. Учить делать грузовую машину используя палочки разной длины. | Матем. игра «Лесенка». Конструирование «Машина». | Палочки Кюизенера. |
Апрель. | Учить детей накладывать палочки на рисунок. Продолжать закреплять знания цветов. | «Волшебные дорожки» | Палочки Кюизенера. Дид/пособие «Волшебные дорожки» |
План работы
с детьми средней группы
Тема: Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов через палочки Х. Кюизенера.
Цель: Формирование представлений о числах первого десятка, как о существенных признаках явлений окружающего мира.
Задачи:
1. Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления.
2. Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.
3. Развивать логическое мышление.
Месяц | Тема, задачи | Д/и, упражнения | Игровой материал |
сентябрь | Как мы умеем играть. Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году. | Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера игровое пособие. «Дом с колокольчиком» |
октябрь | Число 1. Учить соотносить число и цвет палочки. Выкладывание по образцу. Учить работать со схемой, накладывать палочки на изображение. | «Гусеничка», «Посуда» выкладывание цифр из палочек. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Д/пособие «Посудная лавка» |
ноябрь | Число 2. Учить соотносить число и цвет палочки. Животные: развивать фантазию, формировать умение придумывать модель. | «Поезд», Схемы – картинки, выкладывание цифр из палочек, Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Д/пособие: «На златом крыльце», раздаточный материал. |
декабрь | Число 3. Учить соотносить число и цвет палочки. | «Поезд», выкладывание цифр из палочек. Игры с картинками из пособия. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера игровое пособие. «Дом с колокольчиком» |
январь | Числа 1-3. Закрепление. | Выкладывание цифр из палочек. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. Картинки с изображением цифр. |
февраль | Числа 4-5. Учить соотносить число и цвет палочки. Знакомство с принципом окраски палочек. «Цветные семейки. | Чтение дидактической сказки «Улицы разноцветных палочек» Выкладывание цифр из палочек. «Коврик». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Д/пособие: «На златом крыльце», |
март | Числа 6-7. Учить соотносить число и цвет палочки. Чтение дидактической сказки «Сказочный город» | Выкладывание цифр из палочек. Схемы – картинки из дид. пособия Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Д/пособие: «На златом крыльце», |
апрель | Число 8. Учить соотносить число и цвет палочки. Зоопарк. Закрепление навыков работы со схемой. | Выкладывание чисел из палочек. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Картинки – схемы. |
май | Число 9. Учить соотносить число и цвет палочки. Закрепление. | Работа со схемой. Соотношение цвета, длины и цифры; комбимоторика, моторика пальцев, интерес к игре. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Картинки – схемы. Д/пособие |
Второй этап 5 – 7 лет.
План работы
с детьми старшей группы.
Тема: Палочки Кюизенера, как средство предматематической подготовки дошкольников.
Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Развивать начала логического мышления.
2.Формировать элементарные математические представления.
3.Закреплять понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда.
4. Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
Месяц. | Тема. Задачи. | Д/И, упражнения | Игровой материал. |
Сентябрь. | «Цветные палочки» Повторить числовое значение счетных палочек, принципы окраски палочек. | Выкладывание цифр из палочек. Веселая улица для разноцветных палочек. Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. Картинки с изображением цифр. |
Октябрь. | Равно – не равно». «Больше-меньше». Учить сравнивать предметы по размеру. | «Весы», «Магазин», «Вагончики». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. |
Ноябрь. | «На сколько больше, на сколько меньше». Познакомить с понятием «лишний», «не хватает». | «Лесенка», «Календарик». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. |
Декабрь. | Изменения. Научить детей определять, какие характеристики предметов изменились в той или иной ситуации, а какие остались неизменными, сохранились. | «Неделька». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. |
Январь. | Повторение. | Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. |
Перед нами, педагогами, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей людьми, способными на творческий подход в работе.
Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Литература:
Е. Н. Панова «Дидактические игры — занятия в ДОУ» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» Изд. «Детство — Пресс», 2008.
Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико — математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство — Пресс», 2013.
Г. А. Репина «Математическое развитие дошкольников» современные направления. — М.: ТЦ Сфера, 2008. 7. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3−7 лет. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2013.
Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» Игры и упражнения по обучению математике детей 5−7 лет / М.: Издательство ГНОМ, 2013.
Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» методическое пособие. — СПб: «Акцидент», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-972159-1510423384.jpg)
Мнемотехника, как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ
Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника. На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-1028732-1664209803.jpg)
Методическая разработка. Статья "Развивающие игры математического содержания на основе палочек Кюизенера как эффективное средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Развивающие игры математического содержания на основе палочек Кюизенера....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/03/picture-1319487-1614751174.jpg)
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого развития: палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша в рамках зон
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-1003232-1517164795.jpg)
Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»
Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-191691-1445860010.jpg)
Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко восп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/21/picture-345153-1624269126.jpg)
Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»
Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание....
Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»
Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание. Образовательная технология мнемотехника - это система методов и прие...