Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ
методическая разработка

Сапаева Наталья Сергеевна


Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

 

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам

 

Мнемоквадраты

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами. Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения, т. к. формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже картинки заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др.

Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. Но опираясь на свой опыт я отметила, что и старших дошкольников заинтересовывают цветные изображения , поэтому в своей работе я наряду со схематичными изображениями использую цветные картинки.

 

Используются элементы опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

 

После знакомства с мнемоквадратом, занятие усложняется, демонстрируя мнемодорожки – это уже дорожка из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

 

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные картинки, - силуэтные изображения, геометрические фигуры. таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. Первоначально таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком, нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию. Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

• для младших дошкольников — таблицы на 4 - 9 клеток

• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.

 

Существуют этапы работы с мнемосхемами.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. или самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

 

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Мнемотехнику возможно применять при реализации задач всех образовательных областей

Во время опытно- экспериментальной деятельности,

в изобразительной деятельности используют, как образец рисования предметов;

при разучивании стихов, чистоговорок;

при составлении рассказов,

при пересказах художественной литературы

Отгадывание загадок;

при обучении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

Таким образом, использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей; сокращает время запоминания

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; развивает основные психические процессы

• развивает творческое познание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развивающая технология по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" - палочки Кюизенера".

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера....

Мнемотехника, как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника. На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится ...

Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»

Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание....

Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»

Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание....

Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»

Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание. Образовательная технология мнемотехника - это система методов и прие...