Мнемотехника, как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ
методическая разработка (средняя группа) на тему

Сильченко Ольга Николаевна
Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника. На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным. Это развитие творческого познания, развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, воображения, внимания..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika-statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника, как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ.

Ольга Сильченко
Мнемотехника, как актуальная технология в реализации задач образовательных  областей в ДОУ

Перед  педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.

Память-процесс запечатления, сохранения и воспроизведения  того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение  знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков - все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное  взаимодействие. С возрастом  память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.

На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным.

Цель обучения:   развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов.

Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Основа обучения – развитие творческого познания.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации .

Эта технология  используется при реализации задач всех образовательных областей:

• "Речевое развитие",

• "Познавательное развитие",

• "Социально-коммуникативное развитие",

• "Художественно-эстетическое развитие",

• "Физическое развитие".

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

 Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме.  чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).

4 этап. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5 этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная. Можно “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т. д.

Мнемотаблицы   используются  для:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов.

Начинать следует  с  мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). А далее  можно  переходить конкретно к мнемотаблицам.

В качестве дидактического материала в мнемотехнике также используют  коллаж.

Коллаж – лист картона, на который наклеиваются или накладываются ( рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Главная задача коллажа- соединить, т.е. связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

С помощью коллажа происходит:                                                                                                                                                    

* закрепление различных методов запоминания;                                                                        

*развитие фотографической памяти ребенка;                                                                                                                        

*расширение словарного запаса, образного восприятия;                                                                                                                                  

*развитие речи .

Виды коллажей:

*развивающий – способствует развитию фантазии, умения соединить в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;

*обучающий – способствует получению и закреплению определенных знаний  о предмете коллажа ( по грамоте, экологии, природе и т.д.)

                                                                                                                                                               Таким образом, использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развивающая технология по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" - палочки Кюизенера".

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера....

Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»

Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание....

Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко восп...

Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»

Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание....

Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»

Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание. Образовательная технология мнемотехника - это система методов и прие...