План работы психолога на межаттестационный период
рабочая программа на тему

Маклова Наталья Александровна

Целью дошкольного психолога  является создание условий для гармоничного развития детей в процессе дошкольного воспитания. В  этом определении принципиальным является слово «условия». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо детского сада, влияют семья из которой ребенка изъяли  и социальное окружение, и если на семью в какой-то мере можно воздействовать (работа социальных служб, личностное желание матери вернуть ребенка и др.), то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_na_attestats.period.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г.Альметьевска»





Индивидуальный план работы

на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

педагога-психолога

Макловой Натальи Александровны










г. Альметьевск

Содержание

1. Пояснительная записка ……………………………………………………………….

2. Перспективный план работы на 2013 - 2017 учебный год …………………………..

2.1. Психодиагностическая работа.

2.2. Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.

2.3. Консультационная и просветительская работа.

2.3.1. Работа с воспитателями.

2.3.2. Работа с родителями.

2.4. Организационно-методическая работа.

2.5. Методическая активность.

3. Список используемой литературы.





















1. Пояснительная записка.

Психологическая служба образования соединила как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей детского сада и современной жизни вообще.

Именно взаимодействие науки и практики, где так или иначе сталкиваются, переплетаются, взаимообусловливаются психологические явления и педагогические явления и педагогические условия, порождает сложность и неоднозначность самого явления психологической службы образования, а следовательно, и основного его исполнителя – практического психолога.

В отечественной психологии проблема дошкольного детства охватывает возраст с 3 до 6-7 лет.

Л.С. Выгодский определял возрастные особенности как наиболее типичные для детей того или возраста, указывающие на общее направление развития на том или ином этапе жизни.

Формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности (А.Н. Леонтьев). На каждом возрастном этапе ведущей деятельность (общение, игра, учение, труд), обусловливающая основные изменения в личности. Основными признаками ведущей деятельности являются следующие.

1.Внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности.

2.В процессе ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы.

3.Ведущая деятельность – это деятельность, от которой зависят основные для данного периода развития психологические изменения личности ребенка.

Органы, системы и психологические функции ребенка развиваются с разной интенсивностью и не параллельно. Согласно положениям в онтогенетическом развитии существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности. Такие периоды называются сензитивными.

Психологическая служба – самая молодая из структурных подразделений детского сада. В России она получила широкое распространение только в начале 90-х годов ХХ века. Сейчас она убедительно доказала свою необходимость, однако в понимании её цели до сих пор нет единства. Кто-то полагает, что таковой можно считать психологическое сопровождение ребёнка в процессе обучения в ДОУ, кто-то акцентирует необходимость содействия адаптации дошкольников. Есть и другие точки зрения.

Я считаю, что целью дошкольного психолога  является создание условий для гармоничного развития детей в процессе дошкольного воспитания. В  этом определении принципиальным является слово «условия». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо детского сада, влияют семья из которой ребенка изъяли  и социальное окружение, и если на семью в какой-то мере можно воздействовать (работа социальных служб, личностное желание матери вернуть ребенка и др.), то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

Какого человека можно считать гармонично развивающимся? Я считаю, что это человек, который в целом удовлетворён собой и своим окружением (главное чтобы оно было позитивным). Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни. Исходя из всего этого, можно сказать, что гармоничное развитие – это:

  • наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;
  • возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
  • наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
  • сформированность основных возрастных новообразований;
  • возможность полноценного функционирования.

Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем. Это и является ключевым понятием в работе дошкольного психолога.

В качестве главных критериев психологического здоровья,  можно выделить следующие:

  • позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;
  • высокий уровень развития рефлексии;
  • наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;
  • успешное прохождение возрастных кризисов;
  • адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные роли.

Понятно, что представленный образ психологического здоровья человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своём дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья.

Исходя из всего вышесказанного, я определила для себя в межаттестационный период (с 2013г. по 2017 г.) следующие направления работы:

1.Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, круглые столы, родительские клубы

2. Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:

• по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем;

• по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;

• по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

3. Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:

• выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;

• определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

• раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;

• определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

4. Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.

5. Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.








2. Перспективный план работы на 2013-2017 учебный год.

2.1. Психодиагностическая работа.

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

1.

Психологическое сопровождение на этапе адаптации к ДОУ

Обеспечить условия комфортной адаптации ребенка в ДОУ. Оказать ему эмоциональную поддержку. Обеспечить безболезненное приспособление к новым условиям. Формировать положительное отношение к детскому саду, навыкам общения. Оказать воспитателям помощь в налаживании контакта с каждым ребенком. Выявление детей, у которых возникают трудности в процессе адаптации к ДОУ

В начале и в конце каждого учебного года

2.

Мониторинг готовности детей к школьному обучению в подготовительных группах

Выявление уровня готовности детей к обучению в школе с целью проведения психологической коррекции и разработка рекомендаций для родителей

В начале и в конце каждого учебного года

3.

Скрининг общего и речевого развития детей младших групп

Изучение детско-родительских взаимоотношений путем различных диагностических средств, разработка психолого-педагогических рекомендаций по психологической коррекции и дальнейшему воспитанию ребенка

В начале каждого учебного года

4.

Работа с детьми по развитию эмоциональной сферы.

Осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, всестороннее гармоничное развитие его личности.

Три раза в течение каждого учебного года

5.

Оценка нервно-психического развития детей младшего дошкольного возраста.

Выявление уровня нервно-психического развития детей и его соответствие возрастным нормам.

Три раза в течение каждого учебного года

6.

Исследование познавательных процессов, личностных особенностей детей (по запросу)

Выявление уровня развития познавательных процессов, личностных особенностей детей.

В течение межаттестационного периода

6.

Диагностика по запросам родителей, воспитателей.

Нервно-психическое развитие, страхи, СДВГ – Синдром дефицита внимание гиперактивности и т.д.

В течение межаттестационного периода

2.2.Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

1.

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации к ДОУ.

Способствовать формированию у детей позитивного отношения к ДОУ, организация оптимального индивидуального режима пребывания детей в группе в период адаптации.

В течение межаттестационного периода

2.

Работа с детьми, имеющими низкие показатели готовности к обучению в школе.

Развитие познавательных процессов и волевой саморегуляции.

В течение межаттестационного периода

3.

Работа с детьми по развитию эмоциональной сферы

Способствовать развитию эмоционально-личностных проблем детей через игры и упражнения.

В течение межаттестационного периода

4.

Индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа с детьми с особенностями в поведении (гиперактивными (СДВГ), агрессивные, импульсивные и др.)

Помочь детям с особенностями в поведении. Создать у детей дополнительную мотивацию на овладение своим поведением.

В течение межаттестационного периода

2.3 Консультационная и просветительская работа.

2.3.1 Работа с педагогами

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

1.

Консультации, семинары-практикумы для воспитателей подготовительных групп

Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения.

В течение межаттестационного периода

2.

Анализ результатов диагностики готовности детей к школе.

Познакомить воспитателей с данными обследования. Дать соответствующие рекомендации по устранению трудностей. Использовать в работе развивающие игры.

В течение межаттестационного периода

3.

Консультации, семинары - практикумы для воспитателей

Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ

В течение межаттестационного периода

4.

Анализ результатов диагностики нервно- психического развития (НПР) детей раннего возраста.

Познакомить воспитателей с данными обследования. Дать соответствующие рекомендации.

В течение межаттестационного периода

5.

Тренинги для воспитателей

Профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов.

В течение межаттестационного периода

6.

Индивидуальные консультация для воспитателей

Закрепить и уточнить знания воспитателей.

В течение межаттестационного периода

7.

По заявке воспитателей круглые тематические столы.

Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения. Обсуждение вопросов и текущих проблем.

В течение межаттестационного периода

2.3.2. Работа с родителями

№№

Мероприятия

Цель

Сроки

1.

Групповая консультация для родителей подготовительной группы.

Формировать у родителей потребность в психологических знаниях. Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания ребенка.

В течение межаттестационного периода

2.

Индивидуальная консультация с родителями подготовительной группы по результатам диагностики.

Разработка конкретных рекомендаций для родителей в вопросах воспитания, обучения, развития. Использовать индивидуальный стиль общения с каждым родителем.

В течение межаттестационного периода

3.

Заседание клуба “Мамина школа”: «Я сам!»

Познакомить родителей с эффективными способами преодоления трудностей в поведении детей.

В течение межаттестационного периода

4.

Заседание клуба “Счастливая семья”: «Роль эмоций в жизни ребёнка»

Помочь родителям в решении проблем в жизни ребенка.

В течение межаттестационного периода

5.

Индивидуальная консультация для родителей по вопросам воспитания.

Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания ребенка. Использовать индивидуальный стиль общения с каждым родителем.

В течение межаттестационного периода

6.

Групповая консультация для родителей подготовительной группы «У школьного порога».

Разработка конкретных рекомендаций для родителей по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

В течение межаттестационного периода

7.

Групповое консультирование (общие и групповые собрания).

Формировать у родителей потребность в психологических знаниях.

В течение межаттестационного периода

8.

Семинар – практикумы, тренинги, деловые игры.

Актуализировать проблемы воспитания и развития детей. Повысить педагогическую культуру родителей.

В течение межаттестационного периода

2.4.Организационно-методическая работа.

Мероприятие

Сроки проведения

1.

Изучение и анализ научной и практической литературы, новых печатных изданий.

В течение межаттестационного периода

2.

Освоение новых методик диагностики и коррекции, их внедрение в практику.

В течение межаттестационного периода

3.

Оформление кабинета психолога:

•        Продумать оформление оборудования кабинета.

•        Приобрести материал для изготовления оборудования кабинета психолога.

•        Сделать оборудование для оформления кабинета.

В течение межаттестационного периода

4.

Изготовление методических пособий:

• Приобрести материал для изготовления мягких пуфиков для релаксации.

• Сделать мягкие пуфики для релаксации.

• Сделать схему-чертеж для изготовления настольной песочницы.

• Приобрести материал для изготовления настольной песочницы.

• Сделать настольную песочницу.

• Сделать схему-чертеж для изготовления светового стола для рисования песком.

• Приобрести материал для изготовления светового стола.

• Сделать световой стол для рисования песком

В течение межаттестационного периода

2.5. Методическая активность.

Мероприятие

Сроки проведения

1.

Участие в совещаниях, семинарах, мероприятиях детского сада и муниципального района.

В течение межаттестационного периода

2.

Участие в межрегиональных, республиканских, Всероссийских конкурсах

В течение межаттестационного периода

3.

Публикация статей, методических разработок в периодической печати, на различных сайтах

В течение межаттестационного периода

4.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

В течение межаттестационного периода

5.

Прохождение курсов повышения квалификации

2015 г.

6.

Подготовка материала для авторской разработки

2012 г.

7.

Разработка авторского пособия

2012 г.

8.

Апробация авторского пособия

2013 г.

9.

Рецензирование и утверждение авторского пособия

2014 г.

10.

Внедрение в практику работы по авторскому пособию

2015 г.

11.

Распространение опыта работы по авторскому пособию

2016 г.

3. Список использованной литературы.

Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2011.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 64с. (для занятий с детьми 5 – 7 лет)

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 80с.

Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 144с.

Веракса А. Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 144с.

Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 80с

Концепция модернизации Российского коррекционно-развивающего образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2015.

Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет

Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет ...

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня Шиляевой Резеды Ринатовны, воспитателя второй младшей группы «Солнышко»МБДОУ – детский сад «Алёнушка»...

Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет

Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет...

Примерный индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет «с 2015 по 2020 гг)

Примерный индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет «с 2015 по 2020 гг)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 2 «Золотая рыбка» п ...

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет.

Индивидуальный план работы воспитателя  в межаттестационный период на пять лет....

Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет Бадертдиновой Гульназ Юнусовны

Индивидуальный план работы педагогав межаттестационный период на пять летБадертдиновой Гульназ Юнусовны...