"Для чего нужна артитикуляционная гимнастика"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Бондаренко Юлия Михайловна

Консультация для родителей и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhna_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Для чего нужна артикуляционная гимнастика»

hello_html_3d6ce1b1.jpg

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики соблюдать условие.

1. Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

2. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.

3. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).

4. Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Гимнастика может проводиться от 3 – 4 минут до 7 – 10 минут ежедневно, чтобы мышцы языка привыкли к новым движениям и стали более подвижны, пластичны, переключаемы с одного движения на другое. Упражнения артикуляционной гимнастики станут основой для овладения новыми артикуляционными укладами.

5. При выполнении упражнений логопед должен проявлять по отношению к ребёнку такт и терпение, т. к. не всё сразу будет получаться как надо.

Упражнения, которые формируют движения губ и челюстей.

Лягушки (улыбка) – губы растяни в улыбку, удержи напряженными под счёт до 5.

Заборчик – ровно сомкни зубы, обнажая их в оскале, удержи в улыбке.

Трубочка (дудочка) – вытяни вперёд несомкнутые губы, считая про себя до пяти.

Бублик – округли губы, изображая бублик.

Упражнения, которые формируют подвижность мышц языка.

Лопатка – улыбнись, широко открой рот, положи широкий распластанный язык на нижнюю губу. Удержи в таком положении, полностью расслабляя мышцы языка. Если язык по- прежнему напряжён, комком и не может расслабиться, то делаем следующее упражнение.

Накажем непослушный язычок - положи язык на нижнюю губу и пошлёпай его губами, произнеси: «Пя-пя-пя…». Сделай так ещё несколько раз, затем разомкни губы и посмотри, расслабились ли мышцы язычка, стал ли он широким? Удержи «Лопатку» сначала до 5, а потом и до 10.

Чистим зубы – улыбнись, разомкни зубы, почисти кончиком языка нижние зубы снаружи и внутри, делая движения из стороны в сторону. То же проделай и с верхними зубами

Качели – (внутри) – улыбнись, приоткрой рот, как при звуке ([а], опусти широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удержи под счёт «раз», подними язык за верхние зубы под счёт «два», повтори несколько раз. Следи за тем, чтобы работал только язык, а челюсть оставалась неподвижной.

Чашечка – широко открой рот, широкий язык положи на нижнюю губу, приподними края языка вверх, удержи в этом положении под счёт до 5 (потом до 10). Занеси «чашечку» за верхние зубки, удержи её там при слегка приоткрытом рте.

Вкусное варенье – слегка приоткрой рот, широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

Грибок – улыбнись, приоткрой рот, медленно пощёлкай языком, щёлкни языком и присоси (приклей) его к нёбу – из языка получилась шляпка грибка, открывай рот  пошире, удерживая «приклеенный» язык (шляпку грибка) - получилась ножка грибка из подъязычной уздечки.

Лошадка – улыбнись, приоткрой рот, пощёлкай медленно кончиком языка, следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

Иголочка – открой рот, язык высунь далеко вперёд. Напрягай мышцы языка, делая его узким. Удержи иголочку, считая про себя от 1 до 5.

Маляр – улыбнись, открой рот, подними язык к бугорочкам, води, поглаживая язычком по нёбу, как кисточкой – вперёд-назад. Следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигалась.

Тянем резиночку -  прикусить кончик языка, руки перед собой разводим в стороны, произносим звук [ы] (пароход гудит).

На основе приобретенных детьми навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются.              Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Желаем успехов!

hello_html_5f82f6f3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Буклет

Буклет предназначен для родителей детей, посещающих логопедическую группу...

для чего нужна пальчиковая гимнастика

представлена актуальность пальчиковой гимнастики...

09.09.22 Консультация "Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика."

Консультация"Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"....

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

Для чего нужна артикулиционая гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, по...