Методическая разработка, Нетрадиционные методы развития мелкой моторики
методическая разработка (младшая группа) на тему

Худотеплова Юлия Сергеевна
Данная Методическая разработка предназначена для детей 3-5 лет. Цель данной разработки :с помощью не традиционных методов и материалов максимально развить детскую моторику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики (консультация родителей и воспитателей)

Мелкая моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. Все дело в том, что в пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь.

Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. Я хотела бы поделиться опытом своей работы с учетом внедрения ФГОС и представить вашему вниманию «Волшебные коробочки». Это индивидуальные наборы на каждого ребенка.

Содержимое «Волшебных коробочек» постепенно пополняется: шарики массажные, Су-Джок с пружинками, карандаши для катания (массаж) и захвата пальчиками, перышки, шишки, волчки, массажные коврики, прищепки, бутылочки (для развития дыхания)

Дети обожают массажные мячики. Если прокатить по лицу, получается точечный массаж, ощущение теплоты, легкости в мышцах, стимуляция кровообращения. Мячики могут быть разные по величине, по твердости-мягкости, упругости, величине шипов, кроме того – сенсорика!

Работа с массажными ковриками (кинезиология, переключаемость, мелкая моторика) совмещает продуктивную деятельность с проговариванием слоговых дорожек на автоматизируемые звуки. То есть, усиливаем воздействие на речевые центры через нервные окончания пальцев, так как идет самомассаж. Совершенствуется координация движений как пальцев, так и артикуляции.

Прищепки служат для массажа фаланг пальцев и для развития мелкой моторики. Не все детки умеют раскрывать прищепки сразу. Мы делаем замечательные композиции из прищепок, цепляем их за краешек картинок - как дополнительную деталь. Развивается ловкость и зрительно – моторная координация. Начинаем массаж фаланг пальцев со стихотворения (которое подходит при автоматизации звука Ш на конце слов):

Кусается сильно котенок малыш.

Он думает это не палец, а мышь.

Но я не играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: Кыш!

Природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи и другие доступные материалы, кроме развития мелкой моторики рук развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Массажер «Су-Джок» – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).

Конечно же, навыки владения этими предметами формируются не сразу. Сначала дети все роняют или делают неловко, не могут скоординировать движения рук и языка. Поэтому польза получается тройная. Да и артикуляционную гимнастику всегда нужно разнообразить и усложнить на разных этапах работы.

Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе. Нравится ребятам рисовать пальчиками на песке, ставить отпечатки ладошками, изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

При организации занятия по нетрадиционному рисованию важно помнить, что для эффективного овладения дошкольниками умениями и навыками следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы и желания.

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, улучшается координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшается развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи через нетрадиционные техники изодеятельности"

Уважаемые коллеги я расскажу Вам о корейском исскустве «Ханди». Бумага – в переводе на корейский – Ханди. Бумага один из самых распространенных материалов......

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»

Методическая разработка«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного  оборудования»...

Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значен...

Проект "Развитие речи у старших дошкольников через нетрадиционные методы развития мелкой моторики" 2021-2022уч. г.

Долгосрочный проект разработан воспитателями и логопедом  для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.  В проекте прописанаы: цель, задачи, актуальность,  новизна, игры использ...

Проект «Развитие речи у старших дошкольников через нетрадиционные методы развития мелкой моторики»

Развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через нетрадиционное  развитие мелкой моторики кистей рук....

Методическая разработка мастер-класса с педагогами "Использование традиционных и нетрадиционных методов развития мелкой моторики

С помощью волшебной палочки педагоги "превращаются" в детей и в игровой форме знакомятся с традиционными и нетрадиционными методами развития мелкой моторики рук....