Методическая разработка «Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
методическая разработка (младшая группа)

Толстухина Валерия Алексеевна

Методическая разработка

«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного  оборудования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vo_vtoroy_ml.gr_.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 85 Красносельского района СПб)

ул. Освобождения, д. 29, корп. 2, литер А Санкт-Петербург, г. Красное Село, 198324

Образовательный проект во второй младшей группе по теме:

«Развитие звуковой культуры речи и  мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, через применение системы пальчиковых игр, нетрадиционного рисования, многофункционального и  нетрадиционного оборудования»

  Автор – составитель:

Воспитатель первой квалификационной категории

                                                                                                                                                                       Толстухина Валерия Алексееввна

Тема проекта: «Развитие звуковой культуры речи и  мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, через применение системы пальчиковых игр, нетрадиционного рисования, многофункционального и  нетрадиционного оборудования»

Цель: развитие мелкой моторики рук, речи детей  младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных методов и пособий.

Актуальность:

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни, каких- либо успехов. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье человека. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Тип проекта: познавательно - игровой, творческий 

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г - май 2022 года).

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели группы, родители.

 Формы и методы работы с дошкольниками:

1. Непосредственно-образовательная деятельность;

2. индивидуальная и подгрупповая работа

3. Художественное творчество;

4. Чтение художественной литературы;

5. Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

6. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, экспериментирование.

Этапы реализации проекта: 
I этап – подготовительный (сентябрь - октябрь)
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.

II этап - практический (ноябрь– май)
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. 
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей 
в домашних условиях»
- Консультация для родителей «Нетрадиционные методы рисования для детей второй младшей группы»
- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!» 
3. Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.

III этап – заключительный (май 2018г.)
1. Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 
3. Выставка совместных работ родителей и детей с использованием нетрадиционных методов рисования.

Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители  получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

ЗАДАЧИ:

1. формирование произвольных координированных движений пальцев рук, развитие осязательного восприятия (тактильной чувствительности пальцев рук);
2. формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности;
3. укрепление физического и психического здоровья детей.
4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. повышение уровня речевого развития детей;
6. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7. воспитание и развитие художественного вкуса.

Тема

Групповая работа

Индивидуальная работа

Сентябрь

«Здравствуй, детский сад»

Игры: «Передай мяч, назови имя», «Давай знакомиться» (массажный мячик)

«Каркуша» (игрушка – оригами), «Соберем бусы».

Пальчиковая гимнастика: «Наша группа», «Дружные пальчики».

ИЗО: Рисуем пальчиками на песке «Улыбка»

«Ладошка дружбы», «Подарок детскому саду» коллективная работа

Игры с игрушками: кубики (большие и маленькие), лего (крупное).

Игры с предметами: прищепки, бусы, клубки и ленты.

«Какая игрушка спряталась», «Определи на ощупь» - (сухой бассейн).

Упражнение «Идем в детский сад» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро

«Наша группа, наши игрушки»

 Игры : «Что в мешочке?».(игрушки из киндеров),

«К Лунтику в гости» (Выкладывание дорожки из цветных крышек)

 «Выложи матрешку» (выкладывание шляпки желудей по контуру),

Пальчиковые гимнастики: «Есть игрушки у меня».

Изо: «Укрась игрушку» (пальчики), обводки.

Конструирование из цветных трубочек «Лесенка», «Кубик»

Игры с волчками, музыкальными игрушками, Игра: «Переложи игрушки»

Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.

Октябрь

«Разноцветный мир»

Игры: «Разноцветные пуговицы» (настольная игра), Игры с прищепками «Найди ушки, найди хвостик»,  «Бусы для мамы» (использование крышек от пластиковых бутылок и цветных макарон), «Цветные моталочки»

Пальчиковая гимнастика: «Волшебный цветок», упражнение со стихотворным сопровождением «Лягушка – хоботок».

Изо: Песочная картина «Берег моря» -песком на заготовках. Коллективная работа «Разноцветный мир» (мятые солфетки)

Игры в «сухом бассейне» наполненном фасолью, пальчиковые игры со стихами, пальчиковый театр, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки)

Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

Игры с пуговицами – сортировка пуговиц по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

«Осень золотая»

 Игры: «Цветные дорожки» (листья, вязаные дорожки), тактильные дорожки,

 «Солнышко и дождик» (с прищепками)

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»

Изо: рисование пальчиками «Осенние деревья»

 (коллективная работа), лепка  «Ёжик» (листья, семечки),  «Обведи листочек»

Игры с застежками, прищепками, крупой, пуговицами, крышками;

 мозаика, шнуровки,

Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку

Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

Ноябрь

«Я здоровым быть хочу»

Игры: «Накорми Аленку» (с фасолью). Театр «Ходилки», игры с многофункциональным пособием «Мойдодыр»

Пальчиковая гимнастика: «Калачи», «Шарик»

Изо: «Осминожки» (рисование ладошкой), аппликация «Полотенце» (пластилинография)

Игры с водой и песком, пальчиковый театр по сказке «Колобок», народные игры с ладошками,

Силуэты

«Лыжи» - рисуем на манке пальчиками.

«Одень мальчика на прогулку»

«Домашние животные»

Игры: «Накорми животное» (с прищепками), «У кого какая шубка?» (тактильные ощущения), «Напои животных» - переливать воду мерной ложкой

Пальчиковая гимнастика: «Как животных нам назвать»

ИЗО: рисование «Ласковый котенок» (тычок жесткой кистью), лепка из соленого теста «Клубок для котенка»

Игры в кинетический песок

настольные игры (мозаика, пазлы)

игры в «сухом бассейне» наполненном фасолью.

Д/и «Что в мешочке» (горох, фасоль, семечки)

«Найди детеныша маме» игра с липучками

«Дорожка с животным» игры с лентами

Игры с водой и песком.

Декабрь

«Зима пришла. Зимние забавы»

Игры: «Собери снеговика», «Укрась варежку» (мятые салфетки), «Поставь заплатку» 

«Найди одинаковые варежки».

Пальчиковая гимнастика: «В лесу», «Снежный ком»

ИЗО: «Звездное небо»(пальчики), «Снежинка» (рисование крупой)

Аппликация с использованием салфеток «Снеговик»

игры в кинетический песок

настольные игры (мозаика, пазлы)

Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

Игры с бумагой «Снежки»

Д/и «Ёлочка» застежка пуговицы

«Новый год»

Игры: «Укрась ёлочку» (цветная мозаика),

«Сапожок» (пазлы), «Подбери игрушки» цветные крышки

Пальчиковая гимнастика: «Новый год»

ИЗО: «Новогодняя гирлянда» (цветные скрепки) «Украсим елку во дворе», «Новогодний праздник» коллективная работа

Рисование с использованием ватных палочек «Варежка для Деда Мороза»

Игры на улице со снегом

«Матрешки разбежались» - собрать и вложить их одна в одну.

Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик).

Индивидуальные беседы

 «Наряжаем ёлку» - рисуем пластилином елочные игрушки.

Январь

«С кем дружит ель?»

Игры: «Покорми птиц», «Лисичка» (выкладывание нитками по бархатной бумаге) «Сложи белочке орешки» (с природным материалом).

П/и «Лыжи» -

Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке»

ИЗО: Ёлочка - красавица» (рисование зубными щетками), изготовление макета «Елочка в лесу» (бросовый материал)

игры с крупной мозаикой

игры с крупным строителем «Строим домик для Снегурочки».

Д/и «Помоги зайчику добраться до домика».

Упражнение «Угощение для белочки» - положить в одну коробку

шишки, в другую желуди.

Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок.

«У кого какие шубки?» (звери в лесу зимой)

Игры:

Пальчиковая гимнастика: «Мишки и шишки»

ИЗО: «Зайчонок» (тычок жесткой кистью + пальчики), лепка из соленого теста: «Угощение для трех медведей».

Подвижная игра «Мишка косолапый»,

 игры со счетными палочками,

шнуровки, обводки, «Собери бусы».

Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем по образцу

игры в кинетический песок

настольные игры (мозаика, пазлы)

игры в «сухом бассейне» наполненном фасолью, выкладывание различных изображений из геометрических фигур

Февраль

«Едем, плаваем, летим» (транспорт)

Игры: «Почини автомобиль» (колеса из рефленых крышек), «Автобокс» (многофункциональное пособие)

Пальчиковая гимнастика: «По шоссе идут машины»

ИЗО: «Праздничный салют» (печатки втулками от туал. бумаги) коллективная работа

Игры с мозаикой, игры с прищепками

«Закрути колесо» - закручивание пробок на дид. пособии. Пазлы, кубики с героями мультфильмов.

«Проехала машина» - рисуем на манке

Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет» с образцами фигур.

Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

«Для милых мам»

Игры: «Коврик для мамы» (цветные ленты), «Сложи цветок» (киндер сюрприз)

Пальчиковая гимнастика: «Помощники»

ИЗО: «Ветка мимозы» (ватные палочки), «Букет для милой бабушки» (печатанье трубочками)

Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

Шнуровка «Пришей пуговицу»

Игра «Застегни и расстегни».

Упражнение «Помоги маме» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

Фасоль белая и красная, коробочки.

«Разгладим маме салфетки» разглаживать скомканную бумагу

Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки

Март

«Дом» (мебель, посуда, одежда)

Игры: «Застегни пуговицу», «Закрой дверь»

Пальчиковая гимнастика: «Посуда», «Одежда»

ИЗО: «Бабушкин домик» (оттиск поролоном), изготовление книжки – самоделки «Дом».

Пазлы, Игры с пробками, Штриховка «Цветы для мамы».

Игровая ситуация «Развесь бельё на верёвочку».

Упражнение "Платочек для куклы" - определение фактуры материала.

Игры с пуговицами «Сортировка» – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.

Апрель

«Весна идет!»

Игры: «Укрась так же», «Солнышко» (шнурки)

Пальчиковая гимнастика: «Шаловливые сосульки»

ИЗО: «Цветные зонтики» (печать крышками), «Солнышко» (ладошки) коллективная работа

Игры с природным материалом (выкладывание узора)

 Игры с прищепками

Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

«Угощение для птиц» - сортировка семян.

Учить, последовательно одевать и раздевать куклу. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из цветных макарон.

«Первые цветы. Комнатные растения»

Игры: «Домино», «Цветочная полянка» (ватные палочки)

Пальчиковая гимнастика: «Подснежник»

ИЗО: «Носит одуванчик желтый сарафанчик» (рисование вилками) коллективная работа, «Луковица на окне» (печатанье)

Обучать ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

Игра «Умный кубик» многофункциональное пособие

Май

«Наши пернатые друзья»

Игры: «Птички прилетели» (раскладывание семечек), «Птенчик» (клубочки)

Пальчиковая гимнастика: «Птичка», «Дятел дерево долбит»

ИЗО: «Птичка» (оттиск паролоном)

Раскладывание фасоли по ячейкам коврика

Доставание бусинок из стакана ложкой.

Кинетический песок

«Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика)

«Мир насекомых»

Игры: «Жучки - паучки» (трубочки), «Муравей бежит» (моталочки)

Пальчиковая гимнастика: «Пчела»

ИЗО: «Божья коровка» (пальчик), «Бабочки - красавицы» (ватные палочки, печатки, пальчики) коллективная работа

Лабиринт «К какому растению летит бабочка»

«Липучки - жучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне)

«Сухой бассейн» с фасолью

 «Найди кузнечика»

«Гусеница» мячики с липучками

Работа со штриховкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...

Нетрадиционные игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Давно известно, что чем больше сенсорных систем задействовано в процессе обучения и воспитания ребенка, тем эффективнее и успешнее проходит его развитие. Учеными доказано, что развитие руки находится ...

«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»...

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений»

laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений»...