«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
методическая разработка на тему

 

«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Аннотация.

 Для детей в младшем дошкольном возрасте (3—4 года) большое значение имеет развитие мелкой моторики рук, у них еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции движений ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Поэтому ловкими пальчики малыша станут не сразу, и ребенку в этом необходимо помочь.

В данной методической разработке представлены игры, направленные на развитие мелкой моторики, координации движений руки детей младшего дошкольного возраста. Нетрадиционный материал, представленный в играх, не требует больших финансовых затрат, поэтому игры могут использовать как воспитатели дошкольных учреждений, так и родители.

Введение.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речью детей.

 Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. В России связь руки с развитием мозга изучал известный невропатолог и психиатр Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Формирование речи – удивительная и сложная работа, которая проходит незаметно для нас. Известный исследователь детской речи М.И. Кольцова пишет, что сначала развиваются движение пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, для детей тренировка движений пальцев и кистей рук, является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышление ребенка.

Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

 В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

 Целью методической разработки является развитие координации движений мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования.

Помимо развития мелкой моторики упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом, направлены на решение следующих задач:

  1. формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
  2. развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  3. развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. В результате стандартных и нестандартных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В данной разработке используются разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием нетрадиционного оборудования: щётки, прищепки, пуговицы, бусины, семечки, орешки, губка для мытья посуды, гайки и винтики, решётки для раковины, мыльница, бутылки пластиковые.

Как видно выше материал представленный в играх не сложный и не требует больших финансовых затрат, может быть использован воспитателями в дошкольных учреждениях, родителями.

Работа по данной методической разработке предполагает следующее:

  1. Систематичность проведения игр и упражнений с нестандартным оборудованием. (2 игры в неделю ежедневно - индивидуально или с подгруппой (в зависимости от игры) в свободное от образовательной деятельности время, от 5 до 7 минут)
  2. Последовательность (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно;
  3. Все игры и упражнения проводятся по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.

Игры и упражнения

  1. Упражнение с пельменницей.

Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы пальцев, развивать тактильную чувствительность, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: пельменница.

Описание: взять пельменницу и предложить ребёнку ходить указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам пельменницы. Стараемся делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно- и двумя одновременно, говоря: « В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят.» Позже задание можно усложнить, ходить указательным и безымянным пальцами.

  1. Упражнение с шариком для игры в «Дартс»

Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы рук, развивать мелкую моторику, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук. Оборудование: шарик для игры в «Дартс».

Описание: Ходит ёжик без дорожек Катают шарик в руках, делая движения Не бежит ни от кого. «вперёд-назад», С головы до ножек «вправо-влево» между ладоней. Весь в иголках ёжик, Как же взять его? Сжимают шарик между ладоней.

  1. Упражнение с резиновым напёрстком для шерсти.

 Цель: стимулировать активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать мелкую моторику пальцев рук, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: Резиновый напёрсток для шерсти, вывернутый шипами вовнутрь.

 Описание: Одеть напёрсток и массировать каждый палец на левой и правой руке, начиная с указательного. Акула. У акулы белой указательный Каждый день-забота: средний правая Зубы все почистить- безымянный рука Сложная работа мизинец смена рук У неё их много: указательный В несколько рядов средний левая Тысяча опасных безымянный рука Остреньких зубов мизинец

  1. Упражнение с губкой для мытья посуды.

 Цель: стимулировать активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: губка для мытья посуды.

Описание: предложить ребёнку сжимать губку поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение: «Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут- будут из печи Булочки и калачи».

  1. Упражнение с щёткой.

Цель: воздействовать на биологически активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, мелкую моторику рук, активизировать развитие речи у детей, закрепить проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: двухсторонняя щётка

Описание: 

И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки,

 (проводят круговыми движениями по левой ладошке)

И давай меня тереть,

 (движения «вперёд» от запястья к кончикам пальцев)  Приговаривать: (смена рук)

«Моем, моем трубочиста (проводят круговыми движениями по правой ладошке)

 Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист, Чист, чист, чист, чист!» (движения «вперёд» от запястья к кончикам пальцев)

Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса, (другой стороной щётки, пемзой проводит по левой руке движениями «вперёд»)

И юлило, и мылило, и кусало, как оса (по правой руке движениями «вперёд»).

К. Чуковский.

  1. Упражнение с щёткой для мытья посуды.

Цель: воздействовать на биологически активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать артикуляционную и мелкую моторику, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук, создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

Оборудование: щётка для мытья посуды.

Описание: предложить ребёнку взять щётку. Провести щёткой по пальцу, начиная с большого, от подушечки пальца до его основания. Проводить по нему после вопросительного предложения, т. е. во время ответа по ходу чтения.

Кто живёт под потолком?- Гном (проводит щёткой по большому пальцу)

У него есть борода?- да! (по указательному)

 И манишка и жилет?- Нет! (по среднему)

 Как встаёт он по утрам?- Сам! (по безымянному)

 Кто с ним утром кофе пьёт?- Кот! (по мизинцу)

 Чередование круговых движений по ладошке и движений «вперёд» по пальцу.

 И давно он там живёт?- (круговые движения по ладошке)

 Год! (по мизинцу)

 Кто с ним бегает вдоль крыш?- (круговые движения по ладошке) Мышь! (по безымянному)

 Он капризничает, да?- (круговые движения по ладошке)

 Ни- (по среднему) Ког- (по указательном) да! (по большому пальцу)

  1. Упражнение для рук.

Цель: воздействовать на биологически активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать артикуляционную и мелкую моторику, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: мыльница в форме ладошки с прикреплёнными к ней, с двух сторон, бусинами разных размеров.

 Описание: взять в ладошки резиновую мыльницу.

Раз- два- три- четыре- пять! (придерживая мыльницу ладонями рук, Вышли пальчики гулять (одновременно, отрывать и прижимать одноимённые пальцы правой и левой руки, начиная с большого пальца)

Этот пальчик гриб нашёл (прижать большие пальцы правой и левой руки)

 Это пальчик чистил стол(указательные)

 Этот резал (средние)

 Этот ел (безымянные)

 Ну, а этот лишь глядел (мизинцы)

  1. Упражнения с шариками.

Цель: развивать тактильную чувствительность рук, мелкую моторику рук, ловкость и движение пальцев, закрепить проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук.

Оборудование: прозрачные шарики диаметром 10 мм, служащие наполнителем различных вазочек.

Описание: Положить шарик на ладонь левой руки, затем на неё положить большой палец правой руки и делать круговые движения, затем палец поменять на указательный (средний, безымянный и мизинец(. После чего поменять руки. Вращательные движения на каждую строчку. Аня шла, шла, шла большой палец И горошинку нашла, указательный А горошинка упала средний левая рука Покатилась и пропала. безымянный Ох-ох-ох-ох- скоро вырастет горох! мизинец смена рук

  1. Игра «Сплети коврик».

Цель: развивать сенсорную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», способствовать развитию речи, развивать творческие способности, развивать усидчивость, формировать навыки шнуровки, учить детей различать цвета, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции. Оборудование: решёточка для раковины, разноцветные ленты шириной 2,5 см, пришитые одним концом к краю решётки. Описание: воспитатель просит детей сплести красивый коврик, вдевая ленту в окошки «сверху - вниз», «слева - направо». На начальном этапе воспитатель показывает, как нужно вдевать ленту в окошко.

  1. Игра «Учимся шить».

 Цель: развивать сенсорную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», способствовать развитию речи, развивать творческие способности, развивать усидчивость, формировать навыки шнуровки, учить детей различать цвета, закрепить знание о форме, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции.

Оборудование: решёточка для раковины с квадратными и круглыми отверстиями, разноцветные ленты шириной 0,5 см.

Описание: воспитатель предлагает детям вышить нарядную салфетку, вдевая ленту через круглые отверстия. Можно предложить детям вышить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

  1.  Игра «Кто как бегает?» 

Цель: развивать мелкую моторику рук, ловкость и движение пальцев, развивать сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, познавательный интерес.

Оборудование: резиновые игрушки насекомых, цветные ленты шириной 0,5 см, карандаши.

Описание: предложить ребёнку «накрутить» ленточку с насекомым на карандаш, так чтобы оно при движении по столу не перевернулось, а ровно пробежало до веточки (т. е. до карандаша). Вначале педагог показывает, как надо крутить карандаш, чтобы свернуть ленту.

  1.  Игра «Чудесный мешочек».

Цель: развивать тактильное восприятие детей, мелкую моторику пальцев рук, осязание, учить детей определять на ощупь форму, выделять её среди остальных фигур, упражнять в различении и сравнении величины (больше, меньше, одинаковые), активизировать мыслительную деятельность, внимание.

 Оборудование: пуговицы, клей, несколько полос потолочной плитки (плотный картон), ткань, ленты для завязывания мешочков. Описание: предложить ребёнку несколько мешочков, чтобы ребёнок ощупал содержимое, определил форму и размер обследуемых предметов. Детям старшего возраста предложить определить количество предметов в одном мешочке; количество пуговиц одной формы; количество пуговиц одинакового размера.

  1.  Игра «Наряди ёлочку».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук, формировать навык застёгивание и расстёгивания прищепок, закреплять умение выполнять действия по указанию воспитателя, выбирая названный цвет, геометрическую фигуру, использовать в собственной речи слова — название размера, формы, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции. Оборудование: плотный материал, синтепон, пуговицы, мелкие новогодние игрушки из пластика, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами, вырезанные из губчатой салфетки. Описание: ведущий просит детей нарядить ёлочку игрушками.

1 Вариант: украсим ёлочку красными шарами (синими, зелёными)

2 Вариант: украсим ёлочку игрушками треугольной формы (квадратной, круглой).

3 Вариант: повесим синие шары на синие пуговицы (красные шары на красные пуговицы, зелёные на белые)

  1.  Игра «Я папе помогаю». 

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, ловкость пальцев, сенсомоторную координацию, способствовать пониманию относительности (больше - меньше, короче - длиннее), развивать терпение, усидчивость, умение классифицировать, сравнивать.

Оборудование: небольшие картонные коробочки обклеенные цветной бумагой с прорезанными на одной стороне небольшими отверстиями, гайки и винтики разного размера.

Описание: в плоскую тарелочку высыпать винтики и гаечки. Ведущий читает стихотворение и предлагает детям разложить винтики и гаечки по коробочкам.

Я папе помогаю

Порядок навожу.

Все гайки и шурупы

В коробки разложу.

  1.  Игра «Найди камушек».

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, осязание, внимание, мышление, способствовать развитию речи. Оборудование: пуговицы- маленькие, большие, с ножкой, с отверстиями, плоские, выпуклые, различной шероховатости; ткань; небольшой камушек.

 Описание: предложить детям разыскать в мешочке на ощупь камушек среди большого количества разнообразных пуговиц.

  1.  Игра «Золушка».

Цель: развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, осязание, способствовать развитию речи, развивать пространственное ориентирование, умение классифицировать, сравнивать.

 Оборудование: 4 пластиковые баночки с крышками, 1 контейнер, нарезанная на мелкие кубики губка для мытья посуды, орешки кедровые, семечки тыквенные, макароны.

Описание: дети высыпают содержимое баночек в контейнер. Перемешивают содержимое и разбирают по баночкам. На первом этапе дети делают всё при помощи пальцев рук, далее можно предложить те же манипуляции проделать с помощью кофейных ложечек.

  1.  Игра «Герои сказок».

 Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, осязание, пространственное ориентирование, развивать речь, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции, закрепить знание русских народных сказок.

 Оборудование: контейнер с песком, картон с прикреплёнными картинками героев русских народных сказок, обклеенный скотчем. Описание: воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли герои сказок. Чтобы узнать кто эти герои и с какой сказки придётся их поискать. Воспитатель предлагает отыскать в контейнере с песком спрятанные на дне картинки героев. Дети находят картинки героев, называют сказку и его героев.

  1.  Игра: « Мамины бусы». 

Цель: развивать тактильное восприятие детей, мелкую моторику пальчиков рук, осязание, пространственное ориентирование, мышление, упражнять детей в различении и сравнении величины предметов (большие, маленькие, одинаковые), развивать умение классифицировать, закреплять знание детей о цвете, учить счёту. Оборудование: на полотне, прикреплены несколько лент, служащие основой для бусин и пуговиц.

 Описание: дети читают стихотворение передвигают по ленточке бусины. Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю.

1 Вариант: сгруппировать бусины и пуговицы по цвету.

2 Вариант: сгруппировать пуговицы и бусины по размеру.

3 Вариант: определить количество бусин и пуговиц одинаковых по цвету, с помощью воспитателя.

Детям старше:

1Вариант: счёт пуговиц в прямом и обратном порядке.

2 Вариант: счёт бусин и пуговиц одинаковых по размеру.

  1.  Игра «Кто в теремочке живёт?» 

Цель: развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, развивать глазомер, способствовать пониманию понятий «вверху»- «внизу», развивать речь, учить детей различать цвета, называть их, учить счёту, закреплять знания о форме, сформировать представление детей о декоративно-прикладном искусстве - хохломская роспись, создать у детей эмоционально-приподнятое настроение, увлечь детей сказочным сюжетом.

Оборудование: сколоченный из фанеры домик; прикрученные шурупами, с внутренней стороны, горлышки от бутылок; вырезанные силуэты героев сказки «Теремок», приклеенные к горлышку бутылки; краски, лак.

Описание: Воспитатель читает загадку: В поле появился дом. Поселились в доме том: Мышка по имени Норушка, И лягушечка Квакушка, Волк, Лисица и Зайчишка. А ещё лохматый Мишка Позже поселился тут. Как все домик-то зовут? Вьётся над трубой дымок. Этот домик — … Предлагает детям открутить окошки и узнать «кто в теремочке живёт».

1 Вариант: открыть окошко и узнать кто живёт на первом этаже, на втором этаже.

2 Вариант: посчитать, с помощью воспитателя, количество окошек на первом этаже, на втором этаже.

3 Вариант: назвать цвета, в которые покрашен домик.

4 Вариант: назвать какую форму имеют окошки, стороны домика, крыша.

Заключение:

 Таким образом, большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Целью этих игр и упражнений является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности. Все игры и упражнений с нестандартным оборудованием, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а так же формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

Нетрадиционные игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Давно известно, что чем больше сенсорных систем задействовано в процессе обучения и воспитания ребенка, тем эффективнее и успешнее проходит его развитие. Учеными доказано, что развитие руки находится ...

Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"...

Презентация "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

Презентация на тему "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"....

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений»

laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений»...

Методическая разработка «Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»

Методическая разработка«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного  оборудования»...