Паспорт второй младшей группы
материал (младшая группа) на тему

Ларионова Ирина Сергеевна

Муниципальное бюджетное  дошкольное   учреждение № 145 «Теремок»

 

 

 

Паспорт второй младшей группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт младшей группы

включает следующую информацию:

 

данные о программе образовательного процесса

о воспитателях

состав группы

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ

режим дня

расписание ОД

Режим пребывания детей в ДОУ в тёплый  и холодный период года

предметно – развивающая, игровая среда в младшей группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ларионова  Ирина

       Сергеевна

Воспитатель

Педагогический стаж 10лет Средне-специальное образование 

Сведения о курсовой подготовки «Современные аспекты обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования введение в ФГОС» 1 апреля 2016 г.

 

Маликова Ольга 

       Николаевна

Воспитатель

 Педагогический стаж  10 лет Средне-специальное образование

Сведения о курсовой подготовки «Современные аспекты обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования введение в ФГОС» 18декабря 2015г.

 

 

     Младший воспитатель:        Бочкарева Ирина 

                                                                Емельяновна

 

 

 

 

Список детей 2-й младшей группы общеразвивающей направленности

Возраст детей 3-4 года.

В группе 28 детей:19 девочек и 9 мальчиков

Ребенок

Дата рождения

1

Акимова Мария Самвеловна

09.07.2014

2

Багдасарян Тигран Вагенович

04.08.2014

3

Бахарева Татьяна Алексеевна

17.02.2014

4

Березина Варвара Алексеевна

29.07.2014

5

Богарева Виолетта Ивановна

11.11.2014

6

Богомолов Илья Александрович

29.07.2014

7

Бусыгина Вероника Витальевна

19.02.2014

8

Вельдина Маргарита Максимовна

30.07.2014

9

Геслер Софья Эдуардовна

26.09.2014

10

Димитриева Анна Евгеньевна

17.07.2014

11

Еранкина Василиса Андреевна

02.04.2015

12

Ефременко Ксения Александровна

31.07.2014

13

Загорова Вероника Валерьевна

01.04.2015

14

Латкин Михаил Викторович

08.08.2014

15

Мулик Андрей Викторович

17.10.2014

16

Никифорова Лина Владимировна

06.06.2014

17

Осадчий Максим Евгеньевич

31.07.2014

18

Первушина Мария Дмитриевна

27.05.2014

19

Сагалдинов Артемий Олегович

26.06.2014

20

Сергунина Мария Павловна

06.07.2014

21

Сильванович Егор Павлович

06.01.2014

22

Синкина Валерия Михайловна

27.07.2014

23

Сокольников Тимур Денисович

02.09.2014

24

Струков Степан Александрович

27.06.2014

25

Терешкова Дарья Эдуардовна

21.08.2014

26

Тишко Александра Ивановна

17.01.2015

27

Худайбердиева Севинч Ботировна

27.06.2014

28

Червова Дарья Евгеньевна

20.04.2014

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель паспортизации группы-

 

Регулирование создания и обогащения предметно-

развивающейпространственной среды

в соответствиис Федеральным государственным

образовательным стандартом

дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающая предметно - пространственная  среда-

 

 

Это часть образовательной среды, представленнаяспециальноорганизованным пространством

 (помещениями, участком и т.д.), материалами, оборудованием и инвентаремдля развития детей дошкольного возраста в соответствии особенностямикаждого возрастного этапа, охраны

и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков в их развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назначение и цели организации РППС ДОО

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

-  построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.

- создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также оказать содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование,

мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды

также необходимо менять, обновлять и пополнять.

 

 

 

Основные принципы организации РППС ДОО

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, отменяющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;

Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:

-    Соответствие общеобразовательной программе ДОО;

- Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;

- Соответствие возрастным возможностям детей;

- Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

- Возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;

- Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

- Наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов)непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды;

 

 

 

- Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.

 

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды.

1.Конституция Российской̆ Федерации.

2.Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

4.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5.Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

6.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.

7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

8.Постановление Главного государственного санитарного врачаРФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

9..Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).

10.Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917

«Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек

и игровых сооружений для детей».

11.Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03

«О направлении примерных требований к содержанию

развивающей среды детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ

   Возрастные психологические особенности контингента «Я сам!»: 3—4 года

Ключ возраста. В период от 2,5 до 3,5 лет ребёнок переживает так называемый кризис 3 лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Его поведение — череда «я хочу!» и «я не хочу!», «я буду!» и «я не буду!». Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть.

Эмоции. На четвёртом году жизни сохраняются те же ведущие тенденции, которые были отмечены применительно к трёхлетним детям: яркость и непосредственность эмоций, лёгкая переключаемость. Эмоции детей сильны, но поверхностны. Ребёнок ещё не умеет скрывать свои чувства. Их причина лежит на поверхности. Он по-прежнему зависим от своего физического состояния. Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослым по поводу волеизъявлений ребёнка или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками. Дети получают большое удовольствие от разнообразной продуктивной деятельности. Они хотят строить, клеить, лепить и рисовать, помогать по хозяйству взрослым. Теперь ребёнок не только плачет, если он упал и ушибся, но и бурно реагирует на неудачу в деятельности — например, упала башня из кубиков, которую он строил. В целом на четвёртом году жизни дети чаще ведут себя агрессивно, чем на третьем или на пятом. Их эмоциональное состояние менее стабильно, настроение подвержено перепадам, они не склонны выражать сочувствие друг другу. Но это временное явление.

Восприятие.  При восприятии предметов и явлений у ребёнка продолжает развиваться и совершенствоваться взаимодействие в работе разных органов чувств. Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Однако некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина и др.) начинают выделяться как отдельные. Наряду с ориентацией при восприятии предметов на их смыслообразующие признаки (островерхая крыша и труба для домика) появляется способность как бы обводить взглядом контуры предметов. Появляется способность зрительно разделить предмет на части. Так, в выложенном на столе домике из четырёх кубиков с большим треугольником сверху ребёнок легко узнаёт облик крыши и стены. Однако многие дети не могут выделить четыре кубика, которые образуют стену, хотя границы между ними отчётливо видны. Эта особенность восприятия создаёт трудности при воспроизведении даже простых образцов и часто рассматривается как недостаток внимания.

Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Направление их внимания на объект путём словесного указания продолжает представлять трудности. Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения. Объём внимания, измеряемый стандартизированными способами, не превышает одного объекта. Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от степени заинтересованности ребёнка. На интересном для них занятии дети могут сосредоточиваться до 50 минут. На занятии неинтересном, выполняемом индивидуально по заданию и в присутствии взрослого, ребёнок может сосредоточиваться до 25—30 минут с перерывами.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. В них продолжает преобладать узнавание. Объём памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или

 

разрознен. Дети хорошо запоминают то, что им интересно, или то, что им понравилось: песенку, стихотворение, какой-нибудь разговор, событие. 

Речь детей в этом возрасте продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развёрнутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. 

Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвёртого года жизни имеется ещё одна особенность. Занимаясь каким-либо делом, они часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Такие «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребёнок пытается наметить и удержать в памяти поставленные им цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, иногда он выполняет отдельные действия только на словах. В возрасте 3 лет у ребёнка увеличивается внимание к звуковой стороне речи, что  влияет на его произносительные умения, хотя в большинстве случаев в звуковом отношении речь детей этого возраста далеко не совершенна: она нечётка, характеризуется общей смягчённостью, многие звуки не произносятся. 

Мышление детей старше 3 лет носит наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями о них и образами во внутреннем плане. При этом сфера познавательной деятельности малыша по-прежнему сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребёнка. Он познаёт то, что видит перед собой в данный момент.

Деятельность. Трёхлетний ребёнок — неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить, с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом - клеить, лепить, рисовать. 

Целеполагание. На четвёртом году жизни у ребёнка формируется способность заранее представлять себе результат, который он хочет получить, и активно действовать в направлении достижения этого результата.

Очень важно отметить, что цели, которые ребёнок начинает перед собой ставить, и результаты, которые он получает, не связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей и потому не имеют биологических побудителей и биологической поддержки. Например, ребёнок не добывает себе пищу, и её потребление не является наградой усилиям малыша. Однако любые усилия, направленные на достижение результата, должны приносить удовлетворение. И по отношению ко многим целям, которые начинает ставить перед собой маленький ребёнок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым.

Оценка результата. К 3 годам появляется способность оценивать результаты. И если раньше три кубика, кое-как уложенные в ряд, казались замечательным поездом, и малыш был доволен любым результатом, то теперь, приглядываясь к тому, что получается у других, и, составляя для себя более ясный образ конечной цели, ребёнок начинает стремиться к более совершенному

 

 

результату. Поэтому дети уже могут огорчаться из-за того, что у них не получается задуманное. Вместе с тем такое стремление становится тем внутренним «мотором», который вызывает интерес к разным практическим средствам и способам действия и побуждает овладевать ими. Научившись клеить, ребёнок может затем просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь своим умением.

Овладение способами деятельности. На данном возрастном этапе интерес к средствам и способам практических действий создаёт уникальные возможности для становления ручной умелости. Не случайно в так называемых традиционных культурах, начиная с 3 лет, детей учили пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом и т. п.

Таким образом, если в прошлом году ваша задача была расширить поле собственных целей ребёнка, то в этом году вам следует помогать малышу овладевать практическими средствами и способами их достижения. Только так вы сможете сохранить и укрепить его веру в свои силы и избавить малыша от огорчений по поводу его неудач.

Сознание. В этот год жизни накопленный богатый сенсорный опыт ребёнка позволяет ему строить обобщения этого чувственного опыта. Обогащение содержания познавательно-исследовательской деятельности позволяет детям узнать новые свойства окружающих его предметов. Формирующееся наглядно-образное мышление определяет отражение объектов окружающей действительности в сознании ребёнка в виде образов и идентификации образов и обозначающих их слов. Полученный опыт должен получить своё речевое оформление через понятия - прилагательные. Это сложный аналитико-синтетический процесс, который требует времени и профессионального внимания педагога. 

Поскольку речь ребёнка находится в стадии становления, педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку остаётся неясно, кроется ли проблема в несформированности представления или же в речи. Педагог может расширять используемый детьми словарный запас, но не должен требовать от детей данного возраста развёрнутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребёнка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование. 

Личность. Никогда не забывайте, что торжественное заявление «Я сам» приводит ребёнка на развилку, где он оказывается в ситуации, не менее драматичной, чем та, в которой оказался сказочный Иван-царевич. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение их собственной компетентности, способствуют формированию представлений о самих себе как о могущих и умеющих.

Не случайно дети, которым уже исполнилось 3 года, всегда готовы откликнуться на просьбы что-то показать, кого-то чему-то научить, в чем-либо помочь. Эту поистине драгоценную готовность мы широко используем в приёмах образовательной работы.

Отношение к себе. Стремление к самостоятельности сопровождается ещё одним огромным изменением в психике ребёнка. Появляется короткое и такое значительное слово — «я». Это значит, что малыш пусть смутно, но всё же начал осознавать себя как человека, отдельного от всех остальных, в том числе и от взрослых. У него в сознании появилось то ядро, к которому он может относить различные характеристики — мальчик, со светлыми волосами, у которого есть папа, мама и дедушка, и т. п. К этому ядру можно теперь относить и такие менее нейтральные качества,

 

как «умный», «большой», «хороший», «добрый» и др. Именно поэтому дети данного возраста так чувствительны к подобным характеристикам и оценкам взрослых, так хотят вновь и вновь убедиться в своей значимости, компетентности, умелости и могуществе.

Мы — помощники и защитники. Очень важно реализовывать данную потребность таким образом, чтобы это помогало закладывать ценные черты личности ребёнка. Ведь можно свою значимость почувствовать и притесняя других, и разрушая, а можно — помогая другим и что-то созидая. Но если объекты притеснения и разрушения — более слабые дети, игрушки и другие вещи — как правило, под рукой, то объекты помощи и созидания приходится создавать искусственно. Почему? Да просто потому, что трёхлетний ребёнок не может всерьёз ни помочь кому-либо, ни что-либо создать. Возможность помогать и созидать наиболее полно предоставляют детям вымышленные ситуации, связанные с игровыми персонажами. Наши многочисленные наблюдения показали, что дети охотно приходят на помощь игрушечным животным, куклам и т. п., если те попадают в затруднительное положение и обращаются к их содействию. Позиция помощника и защитника, пусть всего лишь в отношении игрушек, позволяет ребёнку пережить добрые чувства и побуждает к реальным усилиям для достижения вымышленной цели. Очень важно также, чтобы в такой благородной роли выступала вся группа как целое, как «мы». Это порождает чувство общности и сопричастности всех к достойному делу, формирует групповое сознание и групповую традицию откликаться на просьбы о помощи. Подобная помощь и защита должны выражаться во вполне конкретных и практических действиях. Поэтому мы всегда связываем их с такими продуктивными сферами, как конструирование, лепка, рисование, ручной труд, т. е. с теми детскими занятиями, которые позволяют получить видимый и осязаемый продукт, вполне пригодный для кукол и других игровых персонажей.

Личность. Отношение к взрослому. Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка теперь в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. 

Личность. Отношение к сверстникам.  На четвёртом году жизни всё больший интерес приобретает для малыша его сверстник. Из занимательного объекта он постепенно начинает превращаться во многообещающего партнёра. Вместе с тем именно в этом возрасте взаимоотношения детей в детском саду подвергаются серьёзным испытаниям. Трудности и конфликты, возникающие между детьми, порождаются несколькими причинами.

Одна из таких причин — возникшая к этому времени самостоятельная, целенаправленная деятельность. У ребёнка уже появились собственные, иногда довольно сложные и обширные, планы и намерения. Осуществление последних в условиях групповой комнаты, где ещё 15—20 столь же «самостоятельных граждан» собираются реализовывать свои планы и намерения, достаточно часто наталкивается на противодействие. Куклы или машинки, нужные одному, срочно требуются другому. На удобный уголок для игры, облюбованный одним ребёнком, претендуют ещё несколько детей и т. д. 

Социальный опыт детей и их речевые возможности явно недостаточны для самостоятельного достижения разумных компромиссов. В результате возникает значительное число эпизодических недоразумений и конфликтов, остро переживаемых детьми и омрачающих их пребывание в детском саду даже при наличии самых добрых отношений с воспитателями. Многих недоразумений можно было бы избежать, если бы дети умели действовать сообща, но в этом возрасте пока ещё отсутствует реальная база для полноценного сотрудничества. 

 

 

Основная самостоятельная деятельность детей — игра — носит на данном возрастном

этапе преимущественно индивидуальный характер. Игровые компании, в которые объединяются, как правило, не более чем два ребёнка, неустойчивы и быстро распадаются. Разделяя точку зрения американских и западноевропейских специалистов, мы настоятельно советуем вам располагать игрушки, строительный материал, книги таким образом, чтобы количество «рабочих» мест, т. е. мест, где ребёнок может самостоятельно заниматься каким-либо делом, на 5—6 единиц превышало число детей (например, 20 мест на 15 детей, 25 мест на 20 детей).

Ещё одной возможной причиной конфликтов может быть ревность к вниманию взрослого и неумение занять себя: например, не нашедший себе занятия малыш сбрасывает посуду со столика, за которым воспитатель играет с девочкой в дочки-матери. Вместе с тем в этом возрасте ребёнок, скорее всего под влиянием оценок взрослого, неизбежных при групповом воспитании, впервые начинает, зачастую не вполне осознанно, сравнивать и сопоставлять себя со сверстниками. Он также склонен заимствовать игровой опыт других детей и подражать им.

И наконец, начинают появляться индивидуальные симпатии. Это усложнение отношений между детьми предъявляет очень серьёзные требования к организации групповой жизни. Индивидуальные особенности контингента

Развивать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие. Формировать у детей чувство осторожности, прививать знание основ безопасности. 

Поддерживать потребность в общении со взрослыми как источником разнообразной информации о мире. Постоянно поддерживать обратную связь с ребенком, всем своим видом давая понять («Я с тобой, я тебя понимаю»). Развивать потребность в самостоятельности, стремление к чистоте и порядку. Учить различать и выделять в предметах и объектах семь цветов спектра и их оттенки (розовый, светло-зеленый). Формировать привычку к книге как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым. Учить оценивать результаты своего изобразительного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ

 

Группа находится на 1 этаже и состоит из 4 помещений:

Приемная  S=16,4 м²

Игровая комната S= 51,5 м²

Спальня S= 30,5 м²

Умывальная совмещенная с туалетной комнатой S= 9,4 м²

Водоснабжение центральное, освещение электрическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемная

 

 

Игровая 

 

 1.Информационный стенд

для родителей;

1.Стулья детские 30 шт.
2. Столы детские двухместные

                                           13 шт.

 

 2. Советы специалистов                       3. Рабочий стол воспитателя

 (консультации);                                      4.Стул большой 3 шт

3. Советы воспитателе                           5. Доска демонстрационная

(консультации);                                        6.Телевизор

 4. Стенд «Наше творчество»;              7.DVD-проигрыватель

5. Полочка для лепки;                            8. Шкафы для игрушек и

6. Стенд «Меню»;                                                                    пособий

7. Полочка для обуви;                            9. Стол обеденный

8. Папка-передвижка                            10.Магнитофон                         

9. Кушетка 2 шт

10. Индивидуальные шкафчики

для раздевания по количеству

детей с индивидуальной

маркировкой 30 шт.;

11. Тетрадь приема и ухода детей домой; 

12.  Мини-диван 1 шт.

 

 

Режим дня

 (холодный период года)

Прием, осмотр, самостоятельная деятельность

7.00 - 7.55

Утренняя гимнастика

7.55  - 8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

(образовательная деятельность в режимных моментах) 

8.10  - 8.45

  

Образовательная деятельность (коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная)

9.00 - 9.40

Самостоятельная деятельность

9.40 - 10.00

Подготовка к прогулке, прогулка

Подготовка к обеду, обед

10.00 - 11.15

11.30 - 12.10

  
  

Подготовка ко сну

12.10-15.00

Подъем, водные, воздушные процедуры, гимнастика после сна

15.00 - 15.20

Подготовка к полднику, полдник 

15.20 - 15.30

Образовательная деятельность (коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная)

15.30 - 16.10

Подготовка к ужину, ужин

16.10  -  16.40

Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах) 

16.40 - 18.30

Самостоятельная деятельность

18.30 - 18.45

Уход домой   

18.45 - 19.00

 

 

 

 

 

 

Режим дня

(теплый период)

 

Прием, осмотр, самостоятельная деятельность

7.00 - 8.10

Музыкально-ритмическая гимнастика (на улице)

8.10 - 8.25

Подготовка к завтраку, завтрак (образовательная деятельность в режимных моментах) 

8.25 - 9.00

Образовательная деятельность (чтение)

9.00 – 9.15

Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах) 

Образовательная деятельность (физкультурно-оздоровительная, художественное творчество, игры, наблюдения, музыка, воздушные и солнечные ванны), самостоятельная деятельность

Второй завтрак

9.15 - 12.20

 

 

 

10.20

Подготовка к обеду, обед (образовательная деятельность в режимных моментах) 

12.20 - 13.00

Подготовка ко сну (образовательная деятельность в режимных моментах)  Дневной сон

13.00 - 15.00

Подъем, водные, воздушные процедуры, гимнастика после сна

15.00 - 15.15

Подготовка к полднику, полдник   (образовательная деятельность в режимных моментах) 

15.15 - 16.00

Подготовка к прогулке, прогулка  (образовательная деятельность в режимных моментах) 

Непосредственно образовательная деятельность (игры, наблюдения, воздушные солнечные ванны)

Самостоятельная деятельность

16.00 - 19.00

          Уход домой   

19.00

 

 

 

В нашей группе организованы  следующие центры развития по  образовательным областям.

 

СОЦИАЛЬНО-КОМУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

Центр ПДД;

Центр труда (уголок дежурств);

Центр активности

(уголок сюжетно-ролевых игр)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр ПДД

 

Дорожные знаки;

Демонстрационные картинки, плакаты;

Различные виды транспорта;

Настольные и дидактические игры по ПДД и ОБЖ «Уроки безопасности», «Транспорт»,

Фуражки инспектора ГИБДД, жезл, рули, светофор, жилетки;

Конструктор деревянный «Транспорт»;

Картотека стихов, загадок, физ. минуток;

DVD-диски по ПДД и ОБЖ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр труда

 

 

Инвентарь для ухода за растениями (опрыскиватель, лейки, инструменты для рыхления земли в горшках и т.д.

 

 

Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики, мыло, бельевая веревка.

 

Салфетницы, салфетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр активности (уголок сюжетно-ролевых игр)

 

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»:

1.    Касса

2.    Муляжи кондитерских изделий.

3.    Муляжи хлебобулочных изделий.

4.    Корзины, кошельки, сумки

5.    Предметы-заместители.

6.    Овощи, фрукты

7.    Одежда детская для продавца

Сюжетно-ролевая игра «Семья»:

1.    Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;

2.    Куклы, куклы-пупсы, одежда для кукол

3.    Коляски

4.    Предметы-заместители

Сюжетно-ролевая игра «Больница»:

1.Медицинские халаты и шапочки

2.Набор доктора «Аптека»: бинты,вата, лекарства,

градусник, мерные ложечки ,пипетки и т д.

3.Растомер

4.Кукла-доктор.

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевая игра «Стройка»:

1.Строительный материал: крупный и мелкий

2.Строительные инструменты: пила,плоскогубцы,гаечный ключ,

молоток,тиски,отвертка и т.д.

3.Предметы-заместители.

 

Сюжетно-ролевая игра «Шофер»:

1.Рули

2.Инструменты

3.Разнообразне машины

4.Фуражка регулировщика

5.Жезл, свисток

6.Светофор.

7.Предметы-заместители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие

 

Центр патриотического воспитания краеведения

 

Центр математического развития

 

Центр экспериментирования

 

Центр конструктивной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр патриотического воспитания краеведения

1. ФОТОАЛЬБОМЫ (Семейные)

 

Центр математического развития

1.  Наборы геометрических фигур

2.  Игры на сравнение предметов по нескольким признакам «Найди одинаковые», « Предметы и контуры», «Большой, средний и маленький» и т.д.

3.  Игры на установление последовательности предметов по степени возрастания «Разложи предметы по высоте, длине, ширине и т.д.

4.  Дидактические игры «Подбери по цвету и форме» и т.д.

5.  Игры на составлению целого: «Паззлы», «Собери узор» и т.д.

6.  Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету и форме.

7.  Геометрические вкладыши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр экспериментирования

 

 

 

• книги познавательного характера для младшего возраста;

• тематические альбомы;

• коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

• песок, глина;

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

• семена бобов, фасоли, гороха

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

• "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

 

 

 

 

 

 

 

Центр конструктивной деятельности

 

1.Конструктор крупный «Лего»

2. Пластмассовый напольный конструктор

3. Деревянный конструктор

4. Мозаика крупная и мелкая

5. Паззлы крупные

6. Конструктор с соединением в различных плоскостях, настольный.

7.Игрушки со шнурками и застежками

8. Игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных.

9. Транспорт крупный и средний.

10.  Набор «Город»

 

 

 

 

 

 

Речевое развитие

Центр речевого развития

 

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Различные виды театров.

7. Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

Центр изобразительной деятельности

Центр  музыкально-театрализованной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕНТР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.   Материал для рисования: альбомы, акварельные краски, гуашь,простые и цветные карандаши, стаканчики-непроливайки, трафареты для рисования, кисточки разной толщины, подставки для кисточек, бумага для свободного рисования.

2.   Материал для лепки: пластелин, индивидуальные клеенки.

3.   Материал для аппликации и ручного труда: клей карандашь, цветная бумага и картон.

 

Центр музыкально-театрализованной деятельности

1.   Ширма для настольного театра

2.   Кукольный театр

3.   Настольный театр

4.   Театр на фланелеграфе

5.   Шапочки, маски

6.   Пальчиковый, конусный театр

7.   Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, юбки, косынки.

8.   Дудочки, погремушки, металлофон, бубны и т.д.

9.   Игрушки с фиксированной мелодией (звуковые книжки)

10.                 Фонотека и видеотека

 

 

 

Физическое развитие

Центр физического развития.

1.   Мячи резиновые (разного размера)

2.   Флажки.

3.   Маски для подвижных игр

4.   Комплект разноцветных кегле

 

 

В нашей группе разработаны различные картотеки

 

1.Картотека подвижных и малоподвижных игр

2.Картотека физкультминуток

3.Картотекам наблюдений на прогулке

4.Картотека пальчиковых игр

5.Картотека словесных игр

6.Картотека опытов и экспериментов

7.Картотека дыхательной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_2ml.gr_.docx472.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное   учреждение № 145 «Теремок»

Паспорт второй младшей группы

Паспорт младшей группы

включает следующую информацию:

данные о программе образовательного процесса

о воспитателях

состав группы

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ

режим дня

расписание ОД

Режим пребывания детей в ДОУ в тёплый  и холодный период года

предметно – развивающая, игровая среда в младшей группе.

Ларионова  Ирина

       Сергеевна

Воспитатель

Педагогический стаж 10лет Средне-специальное образование  

Сведения о курсовой подготовки «Современные аспекты обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования введение в ФГОС» 1 апреля 2016 г.

Маликова Ольга  

       Николаевна

Воспитатель

 Педагогический стаж  10 лет Средне-специальное образование

Сведения о курсовой подготовки «Современные аспекты обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования введение в ФГОС» 18декабря 2015г.

     Младший воспитатель:        Бочкарева Ирина  

                                                                Емельяновна

Список детей 2-й младшей группы общеразвивающей направленности

Возраст детей 3-4 года.

В группе 28 детей:19 девочек и 9 мальчиков

Ребенок

Дата рождения

1

Акимова Мария Самвеловна

09.07.2014

2

Багдасарян Тигран Вагенович

04.08.2014

3

Бахарева Татьяна Алексеевна

17.02.2014

4

Березина Варвара Алексеевна

29.07.2014

5

Богарева Виолетта Ивановна

11.11.2014

6

Богомолов Илья Александрович

29.07.2014

7

Бусыгина Вероника Витальевна

19.02.2014

8

Вельдина Маргарита Максимовна

30.07.2014

9

Геслер Софья Эдуардовна

26.09.2014

10

Димитриева Анна Евгеньевна

17.07.2014

11

Еранкина Василиса Андреевна

02.04.2015

12

Ефременко Ксения Александровна

31.07.2014

13

Загорова Вероника Валерьевна

01.04.2015

14

Латкин Михаил Викторович

08.08.2014

15

Мулик Андрей Викторович

17.10.2014

16

Никифорова Лина Владимировна

06.06.2014

17

Осадчий Максим Евгеньевич

31.07.2014

18

Первушина Мария Дмитриевна

27.05.2014

19

Сагалдинов Артемий Олегович

26.06.2014

20

Сергунина Мария Павловна

06.07.2014

21

Сильванович Егор Павлович

06.01.2014

22

Синкина Валерия Михайловна

27.07.2014

23

Сокольников Тимур Денисович

02.09.2014

24

Струков Степан Александрович

27.06.2014

25

Терешкова Дарья Эдуардовна

21.08.2014

26

Тишко Александра Ивановна

17.01.2015

27

Худайбердиева Севинч Ботировна

27.06.2014

28

Червова Дарья Евгеньевна

20.04.2014

                                                 

 

Цель паспортизации группы-

Регулирование создания и обогащения предметно-

развивающейпространственной среды

в соответствиис Федеральным государственным

образовательным стандартом

дошкольного образования

Развивающая предметно - пространственная  среда-

Это часть образовательной среды, представленнаяспециальноорганизованным пространством

 (помещениями, участком и т.д.), материалами, оборудованием и инвентаремдля развития детей дошкольного возраста в соответствии особенностямикаждого возрастного этапа, охраны

и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков в их развития.

Назначение и цели организации РППС ДОО

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

-  построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.

- создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также оказать содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование,

мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды

также необходимо менять, обновлять и пополнять.

Основные принципы организации РППС ДОО

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, отменяющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;

Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:

-    Соответствие общеобразовательной программе ДОО;

- Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;

- Соответствие возрастным возможностям детей;

- Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

- Возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;

- Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

- Наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов)непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды;

- Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды.

1.Конституция Российской̆ Федерации.

2.Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

4.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5.Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

6.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.

7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

8.Постановление Главного государственного санитарного врачаРФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

9..Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).

10.Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917

«Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек

и игровых сооружений для детей».

11.Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03

«О направлении примерных требований к содержанию

развивающей среды детей дошкольного возраста.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ

   Возрастные психологические особенности контингента «Я сам!»: 3—4 года

Ключ возраста. В период от 2,5 до 3,5 лет ребёнок переживает так называемый кризис 3 лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Его поведение — череда «я хочу!» и «я не хочу!», «я буду!» и «я не буду!». Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть.

Эмоции. На четвёртом году жизни сохраняются те же ведущие тенденции, которые были отмечены применительно к трёхлетним детям: яркость и непосредственность эмоций, лёгкая переключаемость. Эмоции детей сильны, но поверхностны. Ребёнок ещё не умеет скрывать свои чувства. Их причина лежит на поверхности. Он по-прежнему зависим от своего физического состояния. Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослым по поводу волеизъявлений ребёнка или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками. Дети получают большое удовольствие от разнообразной продуктивной деятельности. Они хотят строить, клеить, лепить и рисовать, помогать по хозяйству взрослым. Теперь ребёнок не только плачет, если он упал и ушибся, но и бурно реагирует на неудачу в деятельности — например, упала башня из кубиков, которую он строил. В целом на четвёртом году жизни дети чаще ведут себя агрессивно, чем на третьем или на пятом. Их эмоциональное состояние менее стабильно, настроение подвержено перепадам, они не склонны выражать сочувствие друг другу. Но это временное явление.

Восприятие.  При восприятии предметов и явлений у ребёнка продолжает развиваться и совершенствоваться взаимодействие в работе разных органов чувств. Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Однако некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина и др.) начинают выделяться как отдельные. Наряду с ориентацией при восприятии предметов на их смыслообразующие признаки (островерхая крыша и труба для домика) появляется способность как бы обводить взглядом контуры предметов. Появляется способность зрительно разделить предмет на части. Так, в выложенном на столе домике из четырёх кубиков с большим треугольником сверху ребёнок легко узнаёт облик крыши и стены. Однако многие дети не могут выделить четыре кубика, которые образуют стену, хотя границы между ними отчётливо видны. Эта особенность восприятия создаёт трудности при воспроизведении даже простых образцов и часто рассматривается как недостаток внимания.

Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Направление их внимания на объект путём словесного указания продолжает представлять трудности. Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения. Объём внимания, измеряемый стандартизированными способами, не превышает одного объекта. Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от степени заинтересованности ребёнка. На интересном для них занятии дети могут сосредоточиваться до 50 минут. На занятии неинтересном, выполняемом индивидуально по заданию и в присутствии взрослого, ребёнок может сосредоточиваться до 25—30 минут с перерывами.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. В них продолжает преобладать узнавание. Объём памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или

разрознен. Дети хорошо запоминают то, что им интересно, или то, что им понравилось: песенку, стихотворение, какой-нибудь разговор, событие.  

Речь детей в этом возрасте продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развёрнутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов.  

Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвёртого года жизни имеется ещё одна особенность. Занимаясь каким-либо делом, они часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Такие «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребёнок пытается наметить и удержать в памяти поставленные им цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, иногда он выполняет отдельные действия только на словах. В возрасте 3 лет у ребёнка увеличивается внимание к звуковой стороне речи, что  влияет на его произносительные умения, хотя в большинстве случаев в звуковом отношении речь детей этого возраста далеко не совершенна: она нечётка, характеризуется общей смягчённостью, многие звуки не произносятся.  

Мышление детей старше 3 лет носит наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями о них и образами во внутреннем плане. При этом сфера познавательной деятельности малыша по-прежнему сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребёнка. Он познаёт то, что видит перед собой в данный момент.

Деятельность. Трёхлетний ребёнок — неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить, с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом - клеить, лепить, рисовать.  

Целеполагание. На четвёртом году жизни у ребёнка формируется способность заранее представлять себе результат, который он хочет получить, и активно действовать в направлении достижения этого результата.

Очень важно отметить, что цели, которые ребёнок начинает перед собой ставить, и результаты, которые он получает, не связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей и потому не имеют биологических побудителей и биологической поддержки. Например, ребёнок не добывает себе пищу, и её потребление не является наградой усилиям малыша. Однако любые усилия, направленные на достижение результата, должны приносить удовлетворение. И по отношению ко многим целям, которые начинает ставить перед собой маленький ребёнок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым.

Оценка результата. К 3 годам появляется способность оценивать результаты. И если раньше три кубика, кое-как уложенные в ряд, казались замечательным поездом, и малыш был доволен любым результатом, то теперь, приглядываясь к тому, что получается у других, и, составляя для себя более ясный образ конечной цели, ребёнок начинает стремиться к более совершенному

результату. Поэтому дети уже могут огорчаться из-за того, что у них не получается задуманное. Вместе с тем такое стремление становится тем внутренним «мотором», который вызывает интерес к разным практическим средствам и способам действия и побуждает овладевать ими. Научившись клеить, ребёнок может затем просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь своим умением.

Овладение способами деятельности. На данном возрастном этапе интерес к средствам и способам практических действий создаёт уникальные возможности для становления ручной умелости. Не случайно в так называемых традиционных культурах, начиная с 3 лет, детей учили пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом и т. п.

Таким образом, если в прошлом году ваша задача была расширить поле собственных целей ребёнка, то в этом году вам следует помогать малышу овладевать практическими средствами и способами их достижения. Только так вы сможете сохранить и укрепить его веру в свои силы и избавить малыша от огорчений по поводу его неудач.

Сознание. В этот год жизни накопленный богатый сенсорный опыт ребёнка позволяет ему строить обобщения этого чувственного опыта. Обогащение содержания познавательно-исследовательской деятельности позволяет детям узнать новые свойства окружающих его предметов. Формирующееся наглядно-образное мышление определяет отражение объектов окружающей действительности в сознании ребёнка в виде образов и идентификации образов и обозначающих их слов. Полученный опыт должен получить своё речевое оформление через понятия - прилагательные. Это сложный аналитико-синтетический процесс, который требует времени и профессионального внимания педагога.  

Поскольку речь ребёнка находится в стадии становления, педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку остаётся неясно, кроется ли проблема в несформированности представления или же в речи. Педагог может расширять используемый детьми словарный запас, но не должен требовать от детей данного возраста развёрнутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребёнка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.  

Личность. Никогда не забывайте, что торжественное заявление «Я сам» приводит ребёнка на развилку, где он оказывается в ситуации, не менее драматичной, чем та, в которой оказался сказочный Иван-царевич. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение их собственной компетентности, способствуют формированию представлений о самих себе как о могущих и умеющих.

Не случайно дети, которым уже исполнилось 3 года, всегда готовы откликнуться на просьбы что-то показать, кого-то чему-то научить, в чем-либо помочь. Эту поистине драгоценную готовность мы широко используем в приёмах образовательной работы.

Отношение к себе. Стремление к самостоятельности сопровождается ещё одним огромным изменением в психике ребёнка. Появляется короткое и такое значительное слово — «я». Это значит, что малыш пусть смутно, но всё же начал осознавать себя как человека, отдельного от всех остальных, в том числе и от взрослых. У него в сознании появилось то ядро, к которому он может относить различные характеристики — мальчик, со светлыми волосами, у которого есть папа, мама и дедушка, и т. п. К этому ядру можно теперь относить и такие менее нейтральные качества,

как «умный», «большой», «хороший», «добрый» и др. Именно поэтому дети данного возраста так чувствительны к подобным характеристикам и оценкам взрослых, так хотят вновь и вновь убедиться в своей значимости, компетентности, умелости и могуществе.

Мы — помощники и защитники. Очень важно реализовывать данную потребность таким образом, чтобы это помогало закладывать ценные черты личности ребёнка. Ведь можно свою значимость почувствовать и притесняя других, и разрушая, а можно — помогая другим и что-то созидая. Но если объекты притеснения и разрушения — более слабые дети, игрушки и другие вещи — как правило, под рукой, то объекты помощи и созидания приходится создавать искусственно. Почему? Да просто потому, что трёхлетний ребёнок не может всерьёз ни помочь кому-либо, ни что-либо создать. Возможность помогать и созидать наиболее полно предоставляют детям вымышленные ситуации, связанные с игровыми персонажами. Наши многочисленные наблюдения показали, что дети охотно приходят на помощь игрушечным животным, куклам и т. п., если те попадают в затруднительное положение и обращаются к их содействию. Позиция помощника и защитника, пусть всего лишь в отношении игрушек, позволяет ребёнку пережить добрые чувства и побуждает к реальным усилиям для достижения вымышленной цели. Очень важно также, чтобы в такой благородной роли выступала вся группа как целое, как «мы». Это порождает чувство общности и сопричастности всех к достойному делу, формирует групповое сознание и групповую традицию откликаться на просьбы о помощи. Подобная помощь и защита должны выражаться во вполне конкретных и практических действиях. Поэтому мы всегда связываем их с такими продуктивными сферами, как конструирование, лепка, рисование, ручной труд, т. е. с теми детскими занятиями, которые позволяют получить видимый и осязаемый продукт, вполне пригодный для кукол и других игровых персонажей.

Личность. Отношение к взрослому. Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка теперь в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности.  

Личность. Отношение к сверстникам.  На четвёртом году жизни всё больший интерес приобретает для малыша его сверстник. Из занимательного объекта он постепенно начинает превращаться во многообещающего партнёра. Вместе с тем именно в этом возрасте взаимоотношения детей в детском саду подвергаются серьёзным испытаниям. Трудности и конфликты, возникающие между детьми, порождаются несколькими причинами.

Одна из таких причин — возникшая к этому времени самостоятельная, целенаправленная деятельность. У ребёнка уже появились собственные, иногда довольно сложные и обширные, планы и намерения. Осуществление последних в условиях групповой комнаты, где ещё 15—20 столь же «самостоятельных граждан» собираются реализовывать свои планы и намерения, достаточно часто наталкивается на противодействие. Куклы или машинки, нужные одному, срочно требуются другому. На удобный уголок для игры, облюбованный одним ребёнком, претендуют ещё несколько детей и т. д.  

Социальный опыт детей и их речевые возможности явно недостаточны для самостоятельного достижения разумных компромиссов. В результате возникает значительное число эпизодических недоразумений и конфликтов, остро переживаемых детьми и омрачающих их пребывание в детском саду даже при наличии самых добрых отношений с воспитателями. Многих недоразумений можно было бы избежать, если бы дети умели действовать сообща, но в этом возрасте пока ещё отсутствует реальная база для полноценного сотрудничества.  

Основная самостоятельная деятельность детей — игра — носит на данном возрастном

этапе преимущественно индивидуальный характер. Игровые компании, в которые объединяются, как правило, не более чем два ребёнка, неустойчивы и быстро распадаются. Разделяя точку зрения американских и западноевропейских специалистов, мы настоятельно советуем вам располагать игрушки, строительный материал, книги таким образом, чтобы количество «рабочих» мест, т. е. мест, где ребёнок может самостоятельно заниматься каким-либо делом, на 5—6 единиц превышало число детей (например, 20 мест на 15 детей, 25 мест на 20 детей).

Ещё одной возможной причиной конфликтов может быть ревность к вниманию взрослого и неумение занять себя: например, не нашедший себе занятия малыш сбрасывает посуду со столика, за которым воспитатель играет с девочкой в дочки-матери. Вместе с тем в этом возрасте ребёнок, скорее всего под влиянием оценок взрослого, неизбежных при групповом воспитании, впервые начинает, зачастую не вполне осознанно, сравнивать и сопоставлять себя со сверстниками. Он также склонен заимствовать игровой опыт других детей и подражать им.

И наконец, начинают появляться индивидуальные симпатии. Это усложнение отношений между детьми предъявляет очень серьёзные требования к организации групповой жизни. Индивидуальные особенности контингента

Развивать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие. Формировать у детей чувство осторожности, прививать знание основ безопасности.  

Поддерживать потребность в общении со взрослыми как источником разнообразной информации о мире. Постоянно поддерживать обратную связь с ребенком, всем своим видом давая понять («Я с тобой, я тебя понимаю»). Развивать потребность в самостоятельности, стремление к чистоте и порядку. Учить различать и выделять в предметах и объектах семь цветов спектра и их оттенки (розовый, светло-зеленый). Формировать привычку к книге как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым. Учить оценивать результаты своего изобразительного творчества.

ОБЩЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ

Группа находится на 1 этаже и состоит из 4 помещений:

Приемная  S=16,4 м²

Игровая комната S= 51,5 м²

Спальня S= 30,5 м²

Умывальная совмещенная с туалетной комнатой S= 9,4 м²

Водоснабжение центральное, освещение электрическое.

Приемная

Игровая  

 1.Информационный стенд

для родителей;

1.Стулья детские 30 шт.
2. Столы детские двухместные

                                           13 шт.

 2. Советы специалистов                       3. Рабочий стол воспитателя

 (консультации);                                      4.Стул большой 3 шт

3. Советы воспитателе                           5. Доска демонстрационная

(консультации);                                        6.Телевизор

 4. Стенд «Наше творчество»;              7.DVD-проигрыватель

5. Полочка для лепки;                            8. Шкафы для игрушек и

6. Стенд «Меню»;                                                                    пособий

7. Полочка для обуви;                            9. Стол обеденный

8. Папка-передвижка                            10.Магнитофон                        

9. Кушетка 2 шт

10. Индивидуальные шкафчики

для раздевания по количеству

детей с индивидуальной

маркировкой 30 шт.;

11. Тетрадь приема и ухода детей домой;  

12.  Мини-диван 1 шт.

Режим дня

 (холодный период года)

Прием, осмотр, самостоятельная деятельность

7.00 - 7.55

Утренняя гимнастика

7.55  - 8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

(образовательная деятельность в режимных моментах)  

8.10  - 8.45

Образовательная деятельность (коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная)

9.00 - 9.40

Самостоятельная деятельность

9.40 - 10.00

Подготовка к прогулке, прогулка

Подготовка к обеду, обед

10.00 - 11.15

11.30 - 12.10

Подготовка ко сну

12.10-15.00

Подъем, водные, воздушные процедуры, гимнастика после сна

15.00 - 15.20

Подготовка к полднику, полдник  

15.20 - 15.30

Образовательная деятельность (коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная)

15.30 - 16.10

Подготовка к ужину, ужин

16.10  -  16.40

Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах)  

16.40 - 18.30

Самостоятельная деятельность

18.30 - 18.45

Уход домой    

18.45 - 19.00

Режим дня 

(теплый период)

Прием, осмотр, самостоятельная деятельность

7.00 - 8.10

Музыкально-ритмическая гимнастика (на улице)

8.10 - 8.25

Подготовка к завтраку, завтрак (образовательная деятельность в режимных моментах)  

8.25 - 9.00

Образовательная деятельность (чтение)

9.00 – 9.15

Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах)  

Образовательная деятельность (физкультурно-оздоровительная, художественное творчество, игры, наблюдения, музыка, воздушные и солнечные ванны), самостоятельная деятельность

Второй завтрак

9.15 - 12.20

10.20

Подготовка к обеду, обед (образовательная деятельность в режимных моментах)  

12.20 - 13.00

Подготовка ко сну (образовательная деятельность в режимных моментах)  Дневной сон

13.00 - 15.00

Подъем, водные, воздушные процедуры, гимнастика после сна

15.00 - 15.15

Подготовка к полднику, полдник   (образовательная деятельность в режимных моментах)  

15.15 - 16.00

Подготовка к прогулке, прогулка  (образовательная деятельность в режимных моментах)  

Непосредственно образовательная деятельность (игры, наблюдения, воздушные солнечные ванны)

Самостоятельная деятельность

16.00 - 19.00

          Уход домой    

19.00

В нашей группе организованы  следующие центры развития по  образовательным областям.

СОЦИАЛЬНО-КОМУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

Центр ПДД;

Центр труда (уголок дежурств);

Центр активности

(уголок сюжетно-ролевых игр)

Центр ПДД

Дорожные знаки;

Демонстрационные картинки, плакаты;

Различные виды транспорта;

Настольные и дидактические игры по ПДД и ОБЖ «Уроки безопасности», «Транспорт»,

Фуражки инспектора ГИБДД, жезл, рули, светофор, жилетки;

Конструктор деревянный «Транспорт»;

Картотека стихов, загадок, физ. минуток;

DVD-диски по ПДД и ОБЖ.

Центр труда

Инвентарь для ухода за растениями (опрыскиватель, лейки, инструменты для рыхления земли в горшках и т.д.

Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики, мыло, бельевая веревка.

Салфетницы, салфетки.

Центр активности (уголок сюжетно-ролевых игр)

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»:

  1. Касса
  2. Муляжи кондитерских изделий.
  3. Муляжи хлебобулочных изделий.
  4. Корзины, кошельки, сумки
  5. Предметы-заместители.
  6. Овощи, фрукты
  7. Одежда детская для продавца

Сюжетно-ролевая игра «Семья»:

  1. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;
  2. Куклы, куклы-пупсы, одежда для кукол
  3. Коляски
  4. Предметы-заместители

Сюжетно-ролевая игра «Больница»:

1.Медицинские халаты и шапочки

2.Набор доктора «Аптека»: бинты,вата, лекарства,

градусник, мерные ложечки ,пипетки и т д.

3.Растомер

4.Кукла-доктор.

Сюжетно-ролевая игра «Стройка»:

1.Строительный материал: крупный и мелкий

2.Строительные инструменты: пила,плоскогубцы,гаечный ключ,

молоток,тиски,отвертка и т.д.

3.Предметы-заместители.

Сюжетно-ролевая игра «Шофер»:

1.Рули

2.Инструменты

3.Разнообразне машины

4.Фуражка регулировщика

5.Жезл, свисток

6.Светофор.

7.Предметы-заместители

Познавательное развитие

Центр патриотического воспитания краеведения

Центр математического развития

Центр экспериментирования

Центр конструктивной деятельности

Центр патриотического воспитания краеведения

1. ФОТОАЛЬБОМЫ (Семейные)

Центр математического развития

  1. Наборы геометрических фигур
  2. Игры на сравнение предметов по нескольким признакам «Найди одинаковые», « Предметы и контуры», «Большой, средний и маленький» и т.д.
  3. Игры на установление последовательности предметов по степени возрастания «Разложи предметы по высоте, длине, ширине и т.д.
  4. Дидактические игры «Подбери по цвету и форме» и т.д.
  5. Игры на составлению целого: «Паззлы», «Собери узор» и т.д.
  6. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету и форме.
  7. Геометрические вкладыши.

Центр экспериментирования

• книги познавательного характера для младшего возраста;

• тематические альбомы;

• коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

• песок, глина;

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

• семена бобов, фасоли, гороха

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

• "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Центр конструктивной деятельности

1.Конструктор крупный «Лего»

2. Пластмассовый напольный конструктор

3. Деревянный конструктор

4. Мозаика крупная и мелкая

5. Паззлы крупные

6. Конструктор с соединением в различных плоскостях, настольный.

7.Игрушки со шнурками и застежками

8. Игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных.

9. Транспорт крупный и средний.

10.  Набор «Город»

Речевое развитие

Центр речевого развития

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Различные виды театров.

7. Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

Художественно-эстетическое развитие

Центр изобразительной деятельности

Центр  музыкально-театрализованной деятельности

ЦЕНТР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Материал для рисования: альбомы, акварельные краски, гуашь,простые и цветные карандаши, стаканчики-непроливайки, трафареты для рисования, кисточки разной толщины, подставки для кисточек, бумага для свободного рисования.
  2. Материал для лепки: пластелин, индивидуальные клеенки.
  3. Материал для аппликации и ручного труда: клей карандашь, цветная бумага и картон.

Центр музыкально-театрализованной деятельности

  1. Ширма для настольного театра
  2. Кукольный театр
  3. Настольный театр
  4. Театр на фланелеграфе
  5. Шапочки, маски
  6. Пальчиковый, конусный театр
  7. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, юбки, косынки.
  8. Дудочки, погремушки, металлофон, бубны и т.д.
  9. Игрушки с фиксированной мелодией (звуковые книжки)
  10. Фонотека и видеотека

Физическое развитие

Центр физического развития.

  1. Мячи резиновые (разного размера)
  2. Флажки.
  3. Маски для подвижных игр
  4. Комплект разноцветных кегле

В нашей группе разработаны различные картотеки

1.Картотека подвижных и малоподвижных игр

2.Картотека физкультминуток

3.Картотекам наблюдений на прогулке

4.Картотека пальчиковых игр

5.Картотека словесных игр

6.Картотека опытов и экспериментов

7.Картотека дыхательной гимнастики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт второй младшей группы

Паспорт второй младшей группы...

Образовательный паспорт второй младшей группы

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой....

Паспорт второй младшей группы

                        Паспорт второй младшей группы детского сада ...

Образовательный паспорт второй младшей группы

Образовательный паспорт втрой младшей группы на 2014-2015 учебный год. ООП "От рождения до школы", под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой...

Паспорт второй младшей группы "Пчелки"

Подробный паспорт группы, с описанием игровых зон....

Паспорт второй младшей группы 2018-2019 гг.

Паспорт второй младшей группы "Звёздочка"  2018-2019 гг....

Паспорт второй младшей группы №6 "Улыбка"

Мы стараемся создать условия для разных видов деятельности детей, обеспечивающих их всестороннее гармоничное развитие и создать комфортные условия пребывания детей в детском саду....