Проект "Комнатные растения"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komnatnye_rasteniya.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Комнатные растения».
Монахова Н.В., Удоратина Л.Р.– воспитатели
МДОУ «Д/с №10 комбинированного вида» г.Ухта
1. Паспорт проекта:
Срок проекта: 05.12.16 – 15.12.2016
Вид проекта: исследовательско-творческий;
Продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели;
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
2. Проблема
С детьми была проведена диагностика по выявлению уровня экологических знаний. Проведенное исследование показало, что большинство детей допускали ошибки в названиях цветов, затруднялись назвать лекарственные растения, рассказать об их полезных свойствах и способах их размножения. Вследствие чего нами был разработан проект с учетом наших исследований.
3. Актуальность проекта:
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Г. – Х. Андерсен.
Ознакомление с комнатными растениями является одним из этапов по формированию у детей экологической культуры, они вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
4. Цель проекта:
Формирование основ экологического мировоззрения детей.
Познакомить детей с разнообразием предметов окружающего мира и их свойствами. Нацелить детей на исследовательскую и творческую деятельность в детском саду и дома.
5. Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
1. Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений,
знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
2. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
Развивающие:
1. Развивать практические навыки правильного ухода за комнатными растениями.
2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
3. Способствовать проявлению познавательного интереса к объектам природы.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
- Способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Повысить компетентность родителей по вопросам экологии.
2. Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
1. В процессе бесед, ООД, чтения художественной литературы, настольных, дидактических и сюжетно- ролевых игр, исследовательской деятельности, использования интернет - ресурсов, наглядного материала, расширились знания детей о комнатных растениях, привились задатки экологической культуры и чувство сопричастности ко всему живому, получены практические навыки по данной теме.
2. Раскрыты возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
3. Активизировался интерес у родителей к жизни ДОУ.
Этапы реализации проекта:
1 этап - организационный разработка проекта
- постановка цели и задач проекта на основе результата анализа;
- составление плана по реализации проекта;
- сбор информации по данной теме;
- подбор методической литературы;
- подбор наглядно-иллюстративного материала, дидактических, настольных и подвижных игр, художественной литературы: стихотворений, рассказов, загадок о комнатных растениях, о лечебных их свойствах;
- пополнение уголка природы новыми комнатными растениями (фикус, герань),
- изготовление альбома « Комнатные растения»;
- пополнение изобразительного уголка раскрасками с иллюстрациями комнатных растений
2 этап – основной этап - планирование деятельности
План осуществления проекта
ООД;
- наблюдения за ростом растений;
- экологические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- настольные игры;
- пальчиковые игры;
- подвижные, хороводные игры;
- беседы;
- трудовая деятельность;
- рассматривание иллюстраций;
- занимательные опыты
- экскурсия в « Зимний сад» детского сада;
- привлечение родителей для реализации проекта.
В группе имеется уголок природы, способствующий рассматриванию, наблюдению, изучению, закреплению у детей имеющихся представлений о растениях.
Диагностика детей на начало и конец работы по проекту
Ф.И. ребенка | Различает и называет комнатные растения | Имеет представление о строении комнатного растения, типе их стеблей(вьющиеся, стелющиеся, прямостоячие) | Сформированы знания об условиях роста комнатных растений | Имеет представление о размножении (стеблями, черенками, усами, лукавицами) | Имеет представление о правилах ухода за комнатными растениями | |||||
Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | |
Ануфриева Н. | С | В | С | В | В | В | С | В | В | В |
Бабаева Г. | С | В | С | В | В | В | С | В | В | В |
Бачев М. | С | В | С | В | С | В | Н | С | С | В |
Будрина Н. | С | В | С | В | В | В | С | В | С | В |
Голенкова А. | С | В | С | В | С | В | Н | С | С | В |
Духовской Д. | С | В | С | В | С | В | Н | С | С | В |
Елькина Н. | С | В | С | В | В | В | С | В | В | В |
Зубова С. | С | В | С | В | С | В | С | В | В | В |
Касумова Р. | В | В | С | В | В | В | С | В | В | В |
Кирьянов М. | С | В | С | В | С | В | Н | С | С | В |
Кунашев Т. | С | В | С | В | В | В | С | В | С | В |
Курова Ю. | С | В | С | В | С | В | Н | С | С | В |
Курицына А. | В | В | С | В | В | В | С | В | В | В |
Лагутин С. | С | В | С | В | С | В | Н | С | С | В |
Ларионов С. | С | В | С | В | В | В | С | В | С | В |
Надточей П. | С | В | С | В | В | В | С | В | С | В |
Соловьев Д. | С | В | С | В | В | В | С | В | В | В |
Туркина Я. | В | В | С | В | В | В | С | В | В | В |
Прасолова М. | В | В | С | В | В | В | С | В | В | В |
Цыганов С. | С | В | С | В | С | В | С | В | С | В |
Итог | 20%-в 80%-с | 100%-в | 100%-с | 100%-в | 60%-в 40%-н | 100%-в | 30%-н 70%-с | 30%-с 70%-в | 45%-в 55%-с | 100%-в |
К началу проекта у детей было недостаточно знаний о уходе, росте, строении, размножении, названии комнатных растений. После проведенной работы( НОД, опытов, ухода, наблюдения, трудовой деятельности, игр) у детей появились новые знания, что мы наблюдаем в приведенной выше диагностики.
Взаимодействие с родителями:
- ознакомление с задачами по данной теме;
- оформление консультативного материала для родителей;
- привлечение родителей к оформлению выставки поделок «Красивые комнатные растения».
Реализация проекта:
Просмотр презентаций: «Значение и польза комнатных растений», развивающие мультфильмы: «Растения в жизни человека», «Обогатим нашу природу полезными делами».
Цикл ООД:
1. ОО «Познавательное развитие:
ФЦКМ «Наш уголок природы. Уход за растениями»
З а д а ч и:
1. Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями, познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой.
2. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях.
3. Обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление);
5. Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний.
6. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.
Конструирование «Красивый цветок» палочками Кюезинера
З а д а ч и:
1. Побуждать использовать палочки Кюезинера для создания изображений варьируя и подбирая детали нужного цвета и размера.
2. Развивать творчество и фантазию.
3. Способствовать воспитанию экологической культуры.
2. ОО Речевое развитие:
Развитие речи №1
Составление описательного рассказа о комнатном растении
З а д а ч и:
1. Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.
2. Расширить представления и знания детей о комнатных растениях, правильно называть их .
3. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, пополнить словарь новыми словами.
4. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, беречь и охранять их.
Развитие речи №2
Е. Благинина « Огонек» (заучивание).
З а д а ч и:
1. Закреплять представления детей о комнатных растениях.
2. Упражнять в подборе определений для описания цветов.
3. Упражнять в умении выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование цветком.
4. Развивать познавательный интерес к комнатным растениям.
5. Воспитывать любовь к комнатным растениям.
ОО Художественно-эстетическое развитие:
Рисование 1: «Фиалка» с натуры
З а д а ч и:
1. Закрепить представление о весенних явлениях природы.
2. Побуждать детей передавать в рисунке свои впечатления.
3. Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности цветка: окраску, (путём смешивания красок выбрать нужный оттенок), строение цветка, стебля, листьев и красиво располагать изображение на листе бумаги.
4. Развивать художественно-эстетическое восприятие.
Рисование 2: «Комнатное растение ». Е.Благинина «На моём окошке» (чтение) (Голицына, стр.318)
З а д а ч и:
1. Закреплять знания о комнатных растениях.
2. Уточнить представление о зависимости роста и развития растений от тепла.
3. Продолжать учить рисовать с натуры, добиваясь передачи характерных особенностей растений.
4. Развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность и любознательность, наглядно-действенное мышление.
5. Воспитывать интерес к окружающей действительности.
Аппликация «Цветочный коллаж»
З а д а ч и:
1. Формировать умение создавать композицию на заданную тему.
2. Упражнять в силуэтном вырезании и вырезании по частям.
3. Совершенствовать навыки работы в коллективе.
4. Воспитывать познавательный интерес к цветам.
Сюжетно-ролевые игры:
«Цветовод»;
«День рождения»;
«Цветочный магазин»;
«Семья»;
«Аптека»;
Дидактические игры:
«Что изменилось?»;
«Найди такое же»;
«Угадай растение по описанию»;
«Опиши, я отгадаю»;
«Чего не стало»;
«Найди растение по названию»;
«Что сначала, что потом?;
«Цветы: «Хорошо-плохо»;
«Что ты знаешь о …»;
«Чтобы не болеть надо…»;
«Что было бы, если бы…»;
«Путаница».
Настольно-печатные игры:
«Собери цветок из лепестков»;
«Живая клумба»;
«Мы цветы»;
«Ветки и детки»;
«Лото»;
«Кто, где обитает?»
«Солнце, воздух и вода»;
Подвижные игры:
«Собери цветок из лепестков»;
«Живая клумба»;
«Мы цветы»;
«Волшебная палочка»;
«Я садовником родился».
Художественная литература:
Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;
Фольклор: Небылицы
«Вы послушайте, ребята...»,
«Богат Ермошка».
Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,
«Привередица» русская народная сказка,
стихотворения Е.Благинина «Бальзамин»,
Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др.,
В. Тушнова «Не понимаю»,
С. Каратов «Комнатные цветы»,
Н. Нищева «Комнатные цветы»,
Б. Ферпер «Бегония»,
Б. Пастернак «Герань» и др.
3 этап – заключительный
1. Экологический альбом « Комнатные растения»
2. Выставка рисунков « Мой любимый комнатный цветок»
3. Совместная выставка работ «Красивые комнатные растения»
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, их лечебных свойствах, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе.
Мы считаем, что этот проект необходим. Он воспитывает любовь и бережное отношение к природе, к комнатным растениям и поможет всем участникам проекта применять народные средства лечения лекарственными растениями, что способствует оздоровлению организма.
Список используемой литературы:
- Н.Голицина «Конспекты комплексно-тематических занятий» в подготовительной группе.
2. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г.
3. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.
4. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой.
5. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада.
6. Дамашева Т. Комнатные растения – спутники нашей жизни // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 7.
- Всё о комнатных растениях. Москва 2012 г.
- Уход за растениями. Москва 2006 г.
- Лечение каланхоэ. Москва 2010 г.
- Комнатные растения. «Омега» 2005 г.
- Д.Г. Хессайон «Все о комнатных растениях»
- 11. Интернет ресурсы:www.russianelka.ru, nsportal.ru, maam.ru, ped-kopilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.
Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....
Комнатные растения. Тема: Ознакомление с комнатными растениями.
Программное содержание:...
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....