Проект "Комнатные растения"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Монахова Наталья Владимировна

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komnatnye_rasteniya.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Комнатные растения».

Монахова Н.В., Удоратина Л.Р.– воспитатели

МДОУ «Д/с №10 комбинированного вида» г.Ухта

1. Паспорт проекта:

Срок проекта: 05.12.16 – 15.12.2016

Вид  проекта: исследовательско-творческий;

Продолжительность проекта:  краткосрочный – 2 недели;

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

2. Проблема

С детьми была проведена диагностика по выявлению уровня экологических знаний. Проведенное исследование показало, что большинство детей допускали ошибки в названиях цветов, затруднялись назвать лекарственные растения, рассказать об их полезных свойствах и способах их размножения. Вследствие чего нами был разработан проект с учетом наших исследований.

3. Актуальность проекта:

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».

Г. – Х. Андерсен.

Ознакомление с комнатными растениями является одним из этапов по формированию у детей экологической культуры, они вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем  душой.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.

4. Цель проекта: 

Формирование основ экологического мировоззрения детей.

Познакомить детей с разнообразием  предметов окружающего мира   и их свойствами.  Нацелить детей на исследовательскую и творческую деятельность в детском саду и дома.

5. Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
   
1. Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений,

знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).

           2. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.

Развивающие:

1. Развивать практические  навыки правильного ухода за комнатными растениями.

2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
3.  Способствовать проявлению познавательного интереса к объектам природы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
  2. Способствовать развитию воспитания экологической культуры.

Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Для родителей:
1. Повысить компетентность родителей по вопросам экологии.
2. Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

1. В процессе бесед, ООД, чтения  художественной литературы, настольных, дидактических и сюжетно- ролевых  игр, исследовательской  деятельности, использования интернет - ресурсов, наглядного материала, расширились знания детей о комнатных растениях, привились задатки экологической культуры и чувство сопричастности ко всему живому, получены практические навыки по данной теме.

2. Раскрыты возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.

3. Активизировался  интерес у родителей к жизни ДОУ.

Этапы реализации проекта:

1 этап - организационный разработка проекта

  •  постановка цели и задач проекта на основе результата анализа;
  •  составление плана по реализации проекта;
  •  сбор информации по данной теме;
  • подбор методической литературы;
  •  подбор наглядно-иллюстративного материала,  дидактических, настольных и подвижных игр, художественной литературы: стихотворений, рассказов, загадок о комнатных растениях, о лечебных их свойствах;
  •  пополнение уголка природы новыми комнатными растениями (фикус, герань),
  • изготовление альбома « Комнатные растения»;
  •  пополнение  изобразительного уголка  раскрасками с иллюстрациями комнатных растений

2 этап –  основной этап - планирование деятельности

План осуществления проекта

ООД;

  • наблюдения за ростом растений;
  •  экологические игры;
  •  сюжетно-ролевые игры;
  • настольные игры;
  • пальчиковые игры;
  • подвижные, хороводные игры;
  •  беседы;
  • трудовая деятельность;
  •  рассматривание иллюстраций;
  • занимательные опыты
  • экскурсия в « Зимний сад» детского сада;
  • привлечение родителей для реализации проекта.

В группе имеется уголок природы, способствующий рассматриванию, наблюдению, изучению,  закреплению у детей имеющихся представлений о растениях.

Диагностика детей на начало и конец работы по проекту

Ф.И. ребенка

Различает и называет комнатные растения

Имеет представление о строении комнатного растения, типе их стеблей(вьющиеся,

стелющиеся,

прямостоячие)

Сформированы знания об условиях роста комнатных растений

Имеет представление о размножении

(стеблями, черенками, усами,

лукавицами)

Имеет представление о правилах ухода за комнатными растениями

Н.П.

К.П.

Н.П.

К.П.

Н.П.

К.П.

Н.П.

К.П.

Н.П.

К.П.

Ануфриева Н.

С

В

С

В

В

В

С

В

В

В

Бабаева Г.

С

В

С

В

В

В

С

В

В

В

Бачев М.

С

В

С

В

С

В

Н

С

С

В

Будрина Н.

С

В

С

В

В

В

С

В

С

В

Голенкова А.

С

В

С

В

С

В

Н

С

С

В

Духовской Д.

С

В

С

В

С

В

Н

С

С

В

Елькина Н.

С

В

С

В

В

В

С

В

В

В

Зубова С.

С

В

С

В

С

В

С

В

В

В

Касумова Р.

В

В

С

В

В

В

С

В

В

В

Кирьянов М.

С

В

С

В

С

В

Н

С

С

В

Кунашев Т.

С

В

С

В

В

В

С

В

С

В

Курова Ю.

С

В

С

В

С

В

Н

С

С

В

Курицына А.

В

В

С

В

В

В

С

В

В

В

Лагутин С.

С

В

С

В

С

В

Н

С

С

В

Ларионов С.

С

В

С

В

В

В

С

В

С

В

Надточей П.

С

В

С

В

В

В

С

В

С

В

Соловьев Д.

С

В

С

В

В

В

С

В

В

В

Туркина Я.

В

В

С

В

В

В

С

В

В

В

Прасолова М.

В

В

С

В

В

В

С

В

В

В

Цыганов С.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

Итог

20%-в

80%-с

100%-в

100%-с

100%-в

60%-в

40%-н

100%-в

30%-н

70%-с

30%-с

70%-в

45%-в

55%-с

100%-в

К началу проекта у детей было недостаточно знаний о уходе, росте, строении, размножении, названии комнатных растений. После проведенной работы( НОД, опытов, ухода, наблюдения, трудовой деятельности, игр) у детей появились новые знания, что мы наблюдаем в приведенной выше диагностики.

Взаимодействие с родителями:

  • ознакомление с задачами по данной теме;
  • оформление консультативного материала для родителей;
  • привлечение родителей к оформлению выставки поделок «Красивые комнатные растения».

Реализация проекта:

Просмотр презентаций: «Значение и польза комнатных растений», развивающие мультфильмы: «Растения в жизни человека», «Обогатим нашу природу полезными делами».

 Цикл ООД:

1. ОО «Познавательное развитие:

ФЦКМ  «Наш уголок природы. Уход за растениями» 

З а д а ч и:

1. Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями, познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой.

2. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях.

3. Обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление);  

5. Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний.

6. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Конструирование «Красивый цветок» палочками Кюезинера

З а д а ч и:

1. Побуждать использовать палочки Кюезинера для создания изображений варьируя и подбирая детали нужного цвета и размера.

2. Развивать творчество и фантазию.

3. Способствовать воспитанию экологической культуры.

2. ОО Речевое развитие:

Развитие речи №1

Составление описательного рассказа о комнатном растении

З а д а ч и:

1.  Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.

2. Расширить представления и знания детей о комнатных растениях, правильно называть их .

 3. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, пополнить словарь новыми словами.

4. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, беречь и охранять их.

Развитие речи №2

Е. Благинина « Огонек» (заучивание).

З а  д а ч и:

          1. Закреплять представления детей о комнатных растениях.

          2. Упражнять в подборе определений  для описания цветов.

          3. Упражнять в умении выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование цветком.

           4. Развивать познавательный интерес к комнатным растениям.

           5. Воспитывать любовь к комнатным растениям.

ОО Художественно-эстетическое развитие:

Рисование 1: «Фиалка» с натуры

З а д а ч и:

          1. Закрепить представление о весенних явлениях природы.

          2. Побуждать детей передавать в рисунке свои впечатления.

          3. Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности цветка: окраску, (путём смешивания красок выбрать нужный оттенок),  строение цветка, стебля, листьев и красиво располагать изображение на листе бумаги.

         4. Развивать художественно-эстетическое восприятие.

 Рисование 2: «Комнатное растение ». Е.Благинина «На моём окошке» (чтение) (Голицына, стр.318)

З а д а ч и:

          1. Закреплять знания о комнатных растениях.

          2. Уточнить представление о зависимости роста и развития растений от тепла.

          3. Продолжать учить рисовать с натуры, добиваясь передачи характерных особенностей растений.

          4. Развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность и любознательность, наглядно-действенное мышление.

          5. Воспитывать интерес к окружающей действительности.

Аппликация «Цветочный коллаж»

З а д а ч и:

          1. Формировать умение создавать композицию на заданную тему.

          2. Упражнять в силуэтном вырезании и вырезании по частям.

         3. Совершенствовать навыки работы в коллективе.

         4. Воспитывать познавательный интерес к цветам.

Сюжетно-ролевые игры:

«Цветовод»;

«День рождения»;

«Цветочный магазин»;

«Семья»;

«Аптека»;

Дидактические игры:

 «Что изменилось?»;

«Найди такое же»;

«Угадай растение по описанию»;

«Опиши, я отгадаю»;

«Чего не стало»;

«Найди растение по названию»;

«Что сначала, что потом?;

 «Цветы: «Хорошо-плохо»;

«Что ты знаешь о …»;

«Чтобы не болеть надо…»;

«Что было бы, если бы…»;

«Путаница».  

Настольно-печатные игры:

«Собери цветок из лепестков»;

«Живая клумба»;

«Мы цветы»;

«Ветки и детки»;

 «Лото»;

«Кто, где обитает?»

«Солнце, воздух и вода»;

Подвижные игры:

«Собери цветок из лепестков»;

«Живая клумба»;

«Мы цветы»;

«Волшебная палочка»;

«Я садовником родился».

Художественная литература:

Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;

Фольклор: Небылицы

 «Вы послушайте, ребята...»,

«Богат Ермошка».

  Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,

«Привередица» русская народная сказка,

стихотворения Е.Благинина «Бальзамин»,

Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др.,

В. Тушнова «Не понимаю»,

С. Каратов «Комнатные цветы»,

Н. Нищева «Комнатные цветы»,

Б. Ферпер «Бегония»,

Б. Пастернак «Герань» и др.

                                                 

3 этап – заключительный

1. Экологический альбом « Комнатные растения»

2. Выставка рисунков « Мой любимый комнатный  цветок»

3. Совместная выставка работ «Красивые комнатные растения»

Практическая  значимость  данного  проекта  заключается в том, что использование  разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, их лечебных свойствах,  формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе.

Мы считаем, что этот проект необходим. Он воспитывает  любовь и бережное отношение к природе, к комнатным растениям и поможет всем участникам проекта применять народные средства лечения лекарственными растениями, что способствует оздоровлению организма.

Список используемой литературы:

  1. Н.Голицина «Конспекты комплексно-тематических занятий» в подготовительной группе.

      2. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г.

      3. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.

4. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой.

5.  Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада.

6. Дамашева Т. Комнатные растения – спутники нашей жизни // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 7.

  1. Всё о комнатных растениях. Москва 2012 г.
  2. Уход за растениями. Москва 2006 г.
  3. Лечение каланхоэ. Москва 2010 г.
  4.  Комнатные растения. «Омега» 2005 г.
  5. Д.Г. Хессайон «Все о комнатных растениях»
  6.  11. Интернет ресурсы:www.russianelka.ru, nsportal.ru, maam.ru, ped-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....