Консультация для воспитателей: "Роль родителей в развитии речи ребенка"
материал по логопедии (старшая группа)

Устимова Наталья Ивановна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_razvitie_rechi_detey.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 города Кузнецка

Консультация для воспитателей

«Роль родителей в развитии речи ребенка»

Разработала:  

 учитель-логопед  Н.И.Устимова

Кузнецк

2017

Цель: оказание квалифицированной педагогической поддержки родителям в формировании правильной речи дошкольников. 

Задачи:

1.     расширить знания родителей об условиях правильного формирования речи детей;

2.     уточнить знания родителей о роли участия семьи в коррекции речевого развития ребенка;

3.     обучить конкретным приемам логопедической работы. 

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу. Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они не превратятся в стойкий, сложный дефект.

Условия правильного формирования речи

1. Главное, чтобы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, после 3 лет речь ребенка практически сформирована и становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.

2. Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение.

3. Речь формируется по подражанию. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Указывая ребенку на какие-либо конкретные ошибки, нужно следить за отсутствием их в собственной речи.

4. Учитывая тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи, следует обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с правильным грамматическим оформлением.

5. Ребенка необходимо побуждать к речи. Для этого в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр или пальчиковые персонажи (бибабо). Эмоционально окрашенная ситуация побуждает стремление к общению. Необходимо поощрять любопытство, стремление задавать вопросы и отвечать на каждый детский вопрос. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства.

6. Необходимо способствовать не только собственной речевой активности ребенка, но и научить его слушать взрослого, активизируя и развивая произвольное внимание. Наиболее часто родителей волнует нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основная роль в его исправлении принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, т.е. закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.

7. Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка.

8. При обучении на начальном этапе становления речи большая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибауток, рифмовок, пропеванию песен, колыбельных. Все это помогает усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Без речевого взаимодействия с малышом развитие его речи может задерживаться, особенно, это касается детей с индивидуальными особенностями.

             Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка

 

Общие методические рекомендации

 

— показать ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);

— систематически и аккуратно выполнять с ним домашнее задание;

— заниматься ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

— соблюдать точность и поэтапность выполнения заданий;

— учить наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;

— постепенно усложнять требования к речи ребенка;

— не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;

— не фиксировать внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;

— согласовывать с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;

— работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка. Для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.);

— совместно с педагогами группы работать над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

— родителям необходимо знать, каким образом дефектное произношение может зависеть от аномалий в строении артикуляционного аппарата, какую роль может играть наследственность в формировании правильной речи;

— верить в силы своего ребенка, верой и терпением вселить в него уверенность в исправление нарушения речи.

— родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми;

— помнить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Результаты совместной работы родителей и ребенка выражаются в наличии следующих умений:

— отличать правильное произношение от дефектного;

— осуществлять слуховой контроль за собственным произношением;

— оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

— узнавать и различать звуки.

У детей должны быть сформированы речедвигательные навыки для правильного звукопроизношения, а также психологическая база речи (достаточно развитые восприятие, ощущение, внимание, память, мышление и другие психические процессы), способствующая формированию готовности к успешному освоению учебной деятельностью в школе.

Таким образом, в настоящее время участие родителей в обучении своего ребенка играет важную роль. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата        

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

 «Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,

Ну, а впереди – забор.

Тормозит и назад.

И так восемь раз подряд.

 «Лопаточка»

 - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

 «Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз – два»

 «Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт

И никто не отстаёт.

 «Змейка»

- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Осторожно народ:

Змея в пещере живёт.

Кто её не хвалит,

Того она ужалит.

 «Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

 «Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

 «Трубочка-желобок»

- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Ну-ка делай, дружок!

Язычок в желобок.

Щёки ты не надувай,

Губками прижимай!

Плавно воздух выпускается

Желобок не разрушается.

 «Горка»

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки

Горка есть и – всё в порядке!

 «Маляр»

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.

Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

 «Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!

 «Грибок»

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

 «Гармошка»

- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычок

Делает вот так – молчок!

Челюсть нижняя вниз

Это вовсе не каприз.

Гармошку делать продолжаем!

Рот закрываем, открываем.

 «Пароход»

- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход

Ы-Ы-Ы-Ы

Набирает он свой ход.

Ы-Ы-Ы-Ы

Он в гудок гудит, гудит

Ы-Ы-Ы-Ы

«Путь счастливый говорит»

Ы-Ы-Ы-Ы

«Болтушка – индюк»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил

Бл-Бл-Бл

Хвост, как веер, распустил.

Бл-Бл-Бл

Вот какой красивый я,

Бл-Бл-Бл

Полюбуйтесь на меня!

 «Барабанщики - дятел»

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.

Д-Д-Д-Д

Ты чего стучишь, мой друг!

Д-Д-Д-Д

-Я не зря во рту стучу

Д-Д-Д-Д

Звукам правильным учу.

Д-Д-Д-Д

Упражнения для пальчиковой гимнастики

 Баран

Шел баран по крутым горам.

(указательный и средний пальцы обеих рук имитируют шаг, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням)

Вырвал травку,

(пальцы обеих рук напряжены, из положения «разведены в стороны» собираются в пучок, соприкасаясь подушечками, рвут травку, 2 раза)

Положил на лавку

(кисти рук опустить на крышку стола)

Белка

Сидит белка на тележке.

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

                                                      Вертолет

Быстро лопасти крути!

Вертолет лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) в положении плетеной корзины. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это-хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

Веселые маляры

Красят домик маляры

Для любимой детворы.

Если только я смогу,

То им тоже помогу.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Веселый оркестр

Кот играет на баяне,

Зайчик наш — на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

Вилка

Вилкой мы едим сосиску,

Макароны и редиску.

Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать до счета 5-10.

Ворота

Ворота мы запрем -

Не сможет волк проникнуть в дом!

или

А ворота мы закроем на замок,

Чтобы волк зубастый в дом войти не смог!

Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу — «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены.

Ворота открыты всегда для друзей

Мы рады вам, гости! Входите скорей!

Развернуть ладони параллельно друг другу, пальцы направлены от себя.

Гусь

Гусь гогочет и гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет!

или

У гусенка босы лапки,

Он носить не любит тапки.

Любит он в воде плескаться

И нырять и кувыркаться.

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуты вперед и прижаты друг к другу. Указательный палец согнут и опирается о большой.

Деревья

Здравствуй. Лес, дремучий лес.

Полный сказок и чудес!

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

Дождик

Дождик-дождик, Полно лить,

Малых детушек Мочить!

Подушечками правой (левой) руки прижаться к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

Пальчик замечательный.

Висящая рука поворачивается как флюгер.

Большой палец, хоть не длинный

Среди пальцев самый сильный.

Поглаживание с обхватом. Палец левой руки, зацепившись, повисает на большом пальце правой руки.

Домик

Дом мы строим

Выше, выше!

Есть окошки в нем

И крыша!

Создать угол - «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окошком». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится высокий дом.

Ёлка

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляют вперед. Локти к корпусу не прижимаются.

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Жук

Я веселый майский жук,

Знаю все сады вокруг,

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу...

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».

Моя семья

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся моя семья!

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

На вторую строку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим остальные пальцы.

                                Развитие разговорной речи

Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

Игра «Умелые рифмоплёты».

Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.

- Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.

-  Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

-  Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.

-  Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.

Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды

- Прочь обида – все равно ты забыта,

  Беги во двор, перелезь через забор,

  Садись на коня, скачи от меня!

               Развитие грамматических способностей ребенка

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

Игра «Запоминаем буквы».

Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.

- Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

- Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

- Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

- Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.

Игра «Прятки с буквами»

 Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

Игра «Отгадай название сказки»

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка… Заюшкина… Конек… Гадкий… Мороз… Царевна… Гуси… Мальчик… Красная… Крошечка… Дюй… Цветик… Аленький… Золотой… Бременские… Доктор…

Игра «Что лишнее?»

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка «Гуси – лебеди»).

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка «По – щучьему веленью»).

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Игра «Сказочная чепуха».

 Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела.

За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Например: сказка «Репка».

Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки:

Репка – «Вау!»

Дед – «Я вам покажу!»

Бабка – «Чтоб тебя…»

Внучка – «Прикольно».

Жучка – «Сейчас спою».

Кошка – «Бубль гум».

Мышка – «Выходи, подлый трус!».

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.

Стал дед  (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.

Позвал дед (…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Позвала бабка (…) внучку(…). Внучка (…) за бабка (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут — потянут – вытянуть не могут.

Кликнула внучка (…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка (…) кошку(…). Кошка (…) за Жучку (…), Жучка(…) за внучку (…), внучка (…) за бабку(…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.

Кликнула кошка (…) мышку (…). Мышка (…) за кошку (…), кошка (…) за Жучку (…), Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут- потянут – вытянули репку (…)!

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Зима – лето. Жара – холод. Правда – ложь. Богач – бедняк. Горький – сладкий. Полезный – вредный…

 Игра «Волшебная палочка»

Для игры необходима «волшебная» палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

Дом – домик – домище. Мост – мостик – мостище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище… 

Используемая литература

 

1.     Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.,  1996. – 416с.

2.     Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. – М.,  2005.

3.     Корсунская ЭЛ. Не говори ребенку — ты плохой. Кн. для педагогов и родителей. – М., 2003.

4.     Моторное и эмоциональное развитие ребенка / Пер. с фр. А. Васильковой, Н. Васильковой. – М.,  2005.

5.     Никольская О.С., Баенская E.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. 3-е изд. М., 2005.

6.     Янушко ЕЛ. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5—3 лет. – М., 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Роль художественной литературы в развитии речи детей"

консультация для воспитателей о роли художественной литературы в развитии речи детей...

Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»

Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»...

Консультация для воспитателей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Роль пальчиковых игр в развитии речидетей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни р...