Сообщение для воспитателей "Гендерный подход к воспитанию дошкольников"
консультация
Консультация для воспитателей на тему: "Гендерный подход к воспитанию дошкольников"
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Необходимость гендерной социализации мальчиков и девочек назрела уже давно. По словам Т. Н. Дороновой, под "гендером" понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.........
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»
Сообщение для воспитателей на тему:
«Гендерный подход к воспитанию дошкольников»
Выполнила воспитатель разновозрастной
группы № 11 «Слоники»
Негуляева Марина Викторовна
г. Москва, г. Троицк
Сентябрь 2014
Гендерный подход к воспитанию дошкольников
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Необходимость гендерной социализации мальчиков и девочек назрела уже давно. По словам Т. Н. Дороновой, под "гендером" понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в период дошкольного детства. К концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия "мальчик" и "девочка". С 4х до 7-ми лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка
Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. Однако не дифференцированный подход приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки-нежности, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
Президент Санкт-петербургской Ассоциации гуманистической психологии, доктор медицинских наук В. Е. Каган, считает: если у ребенка регулярно в поведении проявляются в различных сочетаниях следующие признаки:
- предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;
- стремление быть с взрослым противоположного пола и подражать его поведению;
- активно выраженное желание изменить свой пол и имя;
- рассказы о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;
- стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола и т.п. - это свидетельствует о том, что у данного ребенка не сформирована гендерная идентичность. В результате воспитывается "усредненное" существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты.
Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов "маскулинности и феминности", а в изучении потенциала партнерских взаимоотношениях между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что психические различия формируются под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания.
Педагогическая работа по решению проблем воспитания детей с учетом половых различий должна способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Содержание воспитания и образования должно быть ориентировано не только на возрастные и психологические особенности детей, но и на половые различия мальчиков и девочек того или иного возраста:
- в физическом развитии и социальном поведении;
- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
- в проявлении агрессии и многом другом
Главным направлением при внедрении гендерного подхода в дошкольном образовательном образовательном учреждении является дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. А именно:
- в овладении культурой в сфере взаимоотношении полов;
- формирование адекватной полу модели поведения;
- правильном понимании роли мужчины и женщины в обществе.
Отсюда - формирование у детей адекватного эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли (мужчины и женщины).
Определяются следующие задачи
1. Повысить культуру поведения у детей через правильное моделирование гендерной принадлежности.
2. Расширить кругозор детей о социальных ролях мужчин и женщин.
3. Закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнении, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования. Формировать адекватную полу модель поведения.
4. Углублять знания детей о содержании понятий "мальчик", "девочка", деление всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.
5. Формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношения лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.
6. Повысить творческий потенциал, профессиональный уровень и квалификацию педагогов.
7. Дать родителям дополнительные знания о воспитательных процессах по гендерному воспитанию дошкольников.
Учитываются следующие принципы
1. Учет личностной ориентации (дифференцированный подход в игровой, образовательной, трудовой деятельности, музыкальном и физическом воспитании).
2. Научное построение (дает теоретическое обоснование проблемы, определяет цели, условия и содержание проекта).
3. Дополнительность (дифференциация педагогического процесса, учет биологических, физических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности).
4. Взаимосвязь социально-общественных институтов (ведется работа с родителями по воспитанию мальчиков и девочек)
В процессе работы используются: беседы, игровые упражнения, дидактические игры, сюжетные игры, словесные игры, народные подвижные игры, драматизация народных сказок, игры - инсценировки, наблюдения, театрализованная деятельность, интегрированная образовательная деятельность, работа в подгруппах, парах, решение проблемных ситуаций, индивидуальная работа.
В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщенность между ними, организуются совместные игры, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (военный, пожарный, принцесса и т. д.). В игре происходит воспитание ребенка как будущего мужчины или женщины. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки: девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, мальчики - шумные, наполненные движением игры.
Интерес к гендерному воспитанию поддерживается созданием в групповом помещении детского сада предметно-развивающей среды. Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений детского сада с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она - девочка, а он - мальчик. В работе с детьми 5-7 лет целесообразно использовать следующие маркеры гендерных различий.
1. Дифференцировать метки для девочек и мальчиков на шкафах одежды.
2. Подбирать двух цветов полотенца для вытирания рук стаканчики для полоскания рта, покрывала на кровати, чехлы на индивидуальные стульчики.
3. Дифференцировать метки для девочек и мальчиков на спортивной форме и т. д.
Подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели должны уделять особое внимание.
При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей следует обратить внимание:
- На привлекательность игрового материала и игровой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов мужского и женского поведения;
- достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери.
- Наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-путешествий, в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
По ходу проводимой работы целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми в соответствии с полом, удовлетворение потребности в признании, формирования личности ребёнка: я – мужчина, я – женщина, завоевании личностного статуса
Дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек предполагает включение разных видов деятельности. Например, в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений педагог может предложить мальчикам использовать для порядкового и количественного счёта солдатиков, кораблики, флажки, танки, придумать и решить задачи о военных, охотниках, средствах передвижения, а девочкам — посчитать бантики, цветочки, куколок и решить задачки о принцессах, игрушках, растениях и животных.
Выполнение заданий при организации трудовой деятельности предлагает И. П. Шелухина
В музыкально-образовательной деятельности руководитель следит за внешним видом девочек (юбки), мальчиков (шорты, брючки), подбирает певческий материал соответственно гендерной принадлежности.
В физкультурно-образовательной деятельности и подвижных играх также соблюдается полоролевой подход. Структура образовательной деятельности обычна, а вот содержание имеет различия и отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Для мальчиков делается упор на развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – на чувство ритма, красоту движений, гибкость.
Этот подход осуществляется на деление детей на две подгруппы. Методические приёмы имеют различия в подборе упражнений, в продолжительности, оборудовании, роли в подвижных играх, в оценке детей, акцентировании внимания детей на мужских и женских видах спорта.
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности – как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери. Воспитание базируется на положительных примерах поведения взрослых. Поэтому педагогам следует заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада.
Очень важно донести до родителей, что девочки нуждаются в стимулах, основанных прежде всего на слуховом восприятии. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он достиг результата в чём-то конкретном – научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретённый навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Ни в коем случае нельзя противопоставлять детей: хорошие девочки и плохие мальчики – и наоборот!
Чтобы партнёрские отношения с родителями были по-настоящему действенными, необходимо создать информационный уголок по гендерному воспитанию, куда будут выставляться памятки, методические рекомендации, папки-передвижки, фотовыставки
Основная цель взаимодействия с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Для определения итогов воспитательно-образовательного процесса по внедрению гендерного подхода проводится мониторинг уровня знаний и представлений. Индивидуальные беседы с детьми по вопросам (серии вопросов 1-4) проводятся дважды в год: в начале учебного года (сентябрь) и конец (май). На их основании делается выводы об эффективности или неэффективности проводимых мероприятий
Из поведения мальчиков и девочек в обществе детей разных полов становится очевидно, что девочки социально активнее, они в большей степени, чем мальчики, готовы поддержать остальных. Мальчики в незнакомом обществе детей более замкнуты, ведут себя тихо, девочки адаптируются быстрее.
Специфика прогресса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация гендерного воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Чтобы совместная работа по гендерному воспитанию имела свои плоды, требуются высококвалифицированная подготовка педагогов и педагогическое просвещение родителей.
В заключение хочется подчеркнуть, что определяющим фактором в воспитании детей является семья.
Литература
Волошина И. А. /Артикуляционная гимнастика для мальчиков.- СПБ ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО"ДЕТСТВО". 2011
Волошина И. А./ Артикуляционная гимнастика для девочек.- СПБ ООО "ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС". 2011
Еремеева В. Д. , Хризман Т. П./ Мальчики и девочки-два разных мира.- М.: Линка-Пресс, 1998
Еремеева В. Д./ Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному.-М.: Учебная литература, 2008.
Захарова И. В./ Роль родителей в гендерной социализации ребенка/И. В. Захарова // Молодой ученый.- 2011.
Практикум по гендерной психологии/ Под ред. И. С. Клециной.- СПБ.: Питер , 2003.
Шелухина И. П. / Мальчики и девочки : Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста.- М.: ТЦ "Сфера" , 2008
Щетинина А. М. /Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ "Сфера", 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/29/picture-667120-1603971662.jpg)
сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"
сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-683083-1444318989.jpg)
Сообщение на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/29/picture-800347-1467207024.jpg)
Сообщение из опыта работы "Трудовое воспитание дошкольников"
Сообщение из опыта работы "Трудовое воспитание дошкольников"...
Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"
Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-137332-1443074654.jpg)
Сообщение для родителей «Духовно-нравственного воспитания дошкольников»
рассказать родителям о кружковой работе по духовно-нравтсвенному воспитанию детей в группе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-735318-1667421012.jpg)
Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/05/picture-1416709-1672934259.jpg)
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...