Организация и планирование самостоятельной деятельности детей в центрах детской активности.
презентация на тему

Гнездилова Алена Леонидовна

Рекомендации по организации планирования самостоятельной деятельности детей в центрах детской активности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и планирование самостоятельной деятельности детей в центрах детской активности Воспитатель: Гнездилова Алена Леонидовна МДОУ ИРМО « Уриковский детский сад комбинированного вида»

Слайд 2

Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Совместная игра с воспитателем

Слайд 7

В качестве центров развития могут выступать: Уголок для сюжетно-ролевых игр; Уголок ряжения (для театрализованных игр); Книжный уголок; Зона для настольно-печатных игр; Уголок природы; Спортивный уголок; Уголок эксперементирования ; Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом) Уголки для разнообразных видов деятельности (конструктивной, изобразительной, музыкальной)

Слайд 8

Модели Схемы Алгоритмы Таблицы Пиктограммы Пооперационные карты Центры

Слайд 13

совместная деятельность со взрослыми совместная деятельность со сверстниками самостоятельная деятельность ребенка-дошкольника

Слайд 14

Игровой уголок

Слайд 15

Уголок сюжетно-ролевой игры

Слайд 16

Уголок музыкально-театрализованных игр

Слайд 17

Уголок физического развития

Слайд 18

Книжный уголок

Слайд 19

Уголок настольно-печатных игр

Слайд 20

Уголок природы

Слайд 21

Уголок экспериментирования

Слайд 22

Уголок уединения

Слайд 23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Планирование образовательной работы в ДОУ является важной составляющей при реализации основной образовательной программы, приоритетом которой являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей.

Слайд2

Самостоятельная деятельность- явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка т. е. предметно-развивающую образовательную среду.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Слайд3

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом.

Слайд4

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Среда  ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом образовательный процесс. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.

Слайд5

На что нужно обратить внимание при организации предметно-пространственной среды? На:

 1. Внутреннее помещение

 2. Мебель для повседневного ухода, игр и учения

3. Мебель для отдыха и комфорта

4. Обустройство пространства для игр

5. Места для уединения

6. Связанное с детьми оформление пространства

Слайд 6

 7. Пространство для игр, развивающих крупную моторику

 8. Оборудование для развития крупной моторики

Слайд 7

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом индивидуальных особенностей детей.

Следовательно, чтобы ребенок саморазвивался, был активен и самостоятелен, педагог должен смоделировать /подготовить/ разнообразную предметно-пространственную среду.

Слайд 8

В центрах групп могут располагаться разнообразные схемы, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Для каждой возрастной группы должен иметься свой набор схематического материала. Подбор материалов, особенности его размещения, должен носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей каждого возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения.

Слайд 9,10,11,12

Пооперационная карта может создаваться педагогом, педагогом совместно с ребенком, самим ребенком. Ребенка необходимо научить «читать» карту. Для этого педагог вместе с детьми рассматривает карту, проговаривает каждую отдельную операцию. Договариваются об условных обозначениях (при необходимости). При этом нужно не забывать – чем меньше ребенок, тем меньше условных обозначений, тем проще должна быть составлена карта. При составлении карты необходимо соблюдать принцип – от простого к сложному, стараться не использовать слов, вместо них – знаки, символы и т.д. Для младших дошкольников….

Во время самостоятельной деятельности ребенок может:

  • рассматривать;
  • исследовать;
  • ошибаться;
  • пробовать;
  • думать;
  • сомневаться;
  • обращаться за помощью к товарищам;
  • изучать схемы, чертежи, рисунки;
  • экспериментировать с разными материалами;
  • зарисовывать;
  • демонстрировать свои успехи, достижения и т.д.

  Слайд 13

Схема развития любого вида деятельности такова:

 1. сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми,

 2. затем – в совместной  деятельности со сверстниками

 3. и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Слайд 14

В качестве центров развития могут выступать центры для:

Игровой центр.

для игрового уголка следует отвести определённое место, которое должно отвечать эстетическим и гигиеническим требованиям;

- применяемое в игровом уголке оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено;

- в игровом уголке не должно быть захламлённости и избытка игровых материалов;

- игровая среда должна постоянно трансформироваться. Игру, которые перестали быть интересными для ребёнка, могут на время убираться и по необходимости вновь вноситься в игровой уголок;

- в игровом уголке желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: познавательно-практической, двигательной, продуктивной;

- необходимо приучать ребёнка убирать игрушки и материалы на место;

- взрослые должны поддерживать игровую и другие виды деятельности детей и по возможности принимать в них участие.

•        для сюжетно-ролевых и режиссерских игр.

Слайд 15

Центр сюжетно-ролевой игры

Должен быть расположен в группах на коврах, занимать большую часть групповых комнат., т.е выделено пространство для игры Для сюжетно-ролевых игр должно быть в наличие необходимое оборудование:.  подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты,. иметь предметы-заместители, атрибуты и игрушки для различных видов игр (сюжетно-ролевых,) Собран естественный, природный, бросовый материал. Приобретены современные игровые модули «Кухня», «Салон красоты», «Мастерская», «Авто-трек» и другие. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые  имеют несколько назначений.

Слайд 16

•        для музыкально-театрализованных игр.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Театрализованная деятельность развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.

Центр театрализованной деятельности в средней группе может содержать:

1. Пальчиковый театр (этюды на ру­ках).

2. Настольный театр (различные виды).

3. Кукла-самоделка на нитке или резинке (работа с предметами на нитках).

4. Куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).

5. Теневой театр

6.Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр:

  • маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
  • Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
  • Стойка-вешалка для костюмов.
  • Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
  • Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).

Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Слайд 17

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В соответствии с ФГОС наиболее актуальным и значимым среди всех направлений, которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении, является физическое направление в развитии дошкольника, что включает становление ценностей здорового образа жизни овладение его элементарными нормами и правилами.

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке».  Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

Слайд 18

•        центр книги.

Книжный центр – необходимый элемент развивающей среды в групповой комнате. Его наличие необходимо в каждой возрастной группе, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Центр может быть не парадным, а рабочим. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группы, а дать возможность общаться с книгой. Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.  В оформлении центра книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, центр книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

Слайд 19

•        для настольно-печатных и развивающих игр.

В этом центре большое количество игр, которые способствуют развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи, способствуют умению сравнивать, объединять по общим признакам, составлять целое из частей (мозаика, паззлы, кубики). Эти игры развивают моторику, глазомер, сообразительность, умение играть в команде, согласовывая свои действия с другими.

Слайд 20

Центр природы.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и осуществлять уход за комнатными растениями. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за растениями.

Значение центра природы:

• Общение с природой положительно влияет на ребенка.

• Возможность хорошо рассмотреть объект, наблюдать за ним длительное время.

• Развитие познавательных процессов.

• Формирование трудовых навыков и трудолюбия.

В этом центре должны быть:

-Комнатные растения с учетом возрастных особенностей детей, руководствуясь ООП ДО и СанПиН. На цветах желательно иметь таблички с названием;

-Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки, кисти, лейки, опрыскиватели) располагается в контейнерах с закрывающимися крышками;

- схемы для ухода за растениями;

-календарь природы. ПРО КАЛЕНДАРЬ СО СВОИХ СЛОВ

Слайд 21

•        для экспериментирования;

Народная мудрость гласит: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно поэтому детское экспериментирование имеет огромное значение в процессе развития дошкольников. Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.

В центре экспериментальной деятельности должны быть выделены:

1 ) место для постоянной выставки , где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

3)Место для хранения материалов (природного,«бросового» )

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Для оформления уголка экспериментирования используют различный материал и приборы, а именно:

-природные материалы, такие как: песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья;

-некоторые пищевые продукты, к примеру, соль, сахар, мука, крупы, также семена растений;

-тематические пособия, книги обучающего характера;

-приборы для проведения опытов. В зависимости от возраста малышей, используются: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, шприцы без игл, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, линейки и сантиметровые ленты

-схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов. СВОИМИ СЛОВАМИ

Слайд 22

•        для отдыха (уединения, общения и пр.)

Виды центров уединения:

« Норка» (младший возраст)

«Шатёр»  (средний, старший возраст)

«Ширма» (используется в любом возрасте,применяется там, где не позволяет пространство)

Уголок уединения должен быть небольшого размера. Лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным.Таким образом, малыш сам сможет обозначить границы именно "своего" уголка, передвинув ширму или задернув шторки, что создаст еще большее ощущение комфорта. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.

Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, ПОЛИСТАТЬ СВОЮ ЛЮБИМУЮ КНИЖКУ. Желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.

Слайд 23

Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их там очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий с воспитателем. Именно поэтому правильно организованные игровые зоны в детском саду имеют огромное значение для развития дошкольников.

Планируя игровые зоны в детском саду по ФГОС следует, прежде всего, учесть возраст детей и их количество. Также стоит узнать мнение родителей: спросив, что они хотят видеть в группе, этим вы проявите свою заинтересованность, внимание и уважение, но и, скорее всего, найдете инициативных помощников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности детей в аспекте художественно-эстетического развития.

Важность художественно-эстетического развитияИнтеграция образовательных областей как требование ФГТ и программыРабота ДОУ по интеграции образовательных областей – реальностьВыводы Приобщение ребё...

Буклет "Педагогическая технология.Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности"

Цель:Показать  коллегам  педагогическую технологию «Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности в образовательном процессе ДОУ» Задачи:Познакомить пе...

Презентация "Мастер-класс "Самостоятельная деятельность детей в центрах активности"

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации центров развивающей активности в ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре о...

Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".

Данный материал -  показывает одну из форм  организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта.  Детям  помогает  развивать са...

Консультация для педагогов "Организация и руководство самостоятельной деятельностью детей, поддержка детской инициативы"

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.В ФГОС ук...

Презентация Оптимизация процесса подготовки к самостоятельной деятельности детей в центре конструирования в старшей группе

Сокращение времени подготовки к самостоятельной деятельности в центре конструирования...