"Пластилиновое чудо" (программа дополнительной общеразвивающей работы с детьми по художественно-эстетическому направлению)
рабочая программа (средняя группа) на тему

Велисевич Инна Валерьевна

Актуальность данной программы направлена на взаимосвязь художественного и эстетического восприятия с собственной творческой деятельностью детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Пластилиновое чудо"

(программа дополнительной

общеразвивающей работы с  детьми

по художественно-эстетическому направлению)

Содержание

Пояснительная записка …………………………3

Цели и задачи .……………………………….5

Принципы и направления работы………….6

Ожидаемый результат ………………………7

Содержание программного материала………….8

Список  литературы………………………………14

Пояснительная записка

 «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

                                        В.А. Сухомлинский

В настоящее время педагоги и специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Значит, что бы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать его руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому.Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребуетиспользования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы,чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых иучебных действий.

Образовательное и воспитательное значение лепки  огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Актуальность данной программы направлена на взаимосвязь художественного и эстетического восприятия с собственной творческой деятельностью детей.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с детства, была создана программа дополнительного образованияпо художественной направленности «Пластилиновое чудо» - основной идеей которой, является рисование картин пластилином.

Пластилинография – один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности. Этот вид  имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
        Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографииявляется рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).  Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных меств работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На таких занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.

Данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личностиребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения ирасслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Занятия с детьми рассчитаны на 1 год обучения: среднийвозраст (4-5 лет). Проводится 1 занятие в неделю, длительностью от 20 до 25минут. Занятия разделены на тематические циклы. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином-пластилинографии. Темы составлены с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов, приемов позволит достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развития творческих способностей детей. Занятия проводятся нетрадиционно, используются новые методы: надавливание и размазывание, изготавливаем простейшие рельефные поделки методом скатывания и раскатывания, соединяем детали, вдавливаем различные предметы в основу из пластилина, размазываем пластилин указательным пальцем на картоне.Применяются в работе с детьми стихотворении, потешки, загадки, физкультурные паузы, пальчиковые игры. На занятиях предполагается знакомство детей с окружающим миром, даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развитие фантазии и творчества. Во время занятий с детьми предлагается пластилин разного цвета и разного качества, используются эстетически красочные предметы.Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Срок реализации программы: 1учебный год.  

Цели:

  • создание условий для развития ручной умелости у детей посредствомиспользования техники пластилинографии;
  • содействие развитию у детей эстетического, образного и пространственного восприятия;
  • обеспечение условий длясамостоятельной   продуктивной деятельности детей.

Задачи:

  • передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
  • освоить основные приемы применения пластилина в картинках  (шариковый, жгутиковый, капельный),создания картин с изображением более или менее выпуклых объектов на горизонтальной поверхности;
  • освоить простейшие действия с пластилином – раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание;
  • формировать умения детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
  • вырабатывать навыки аккуратной работы с пластилином;
  • воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
  • развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
  • формировать художественно-эстетический вкус детей.

Основные направления:

1. Лепка объемных предметов.

Основные приемы: скатывание, оттягивание, раскатывание,  прищипывание, вдавливание, сглаживание и т.д.

Материал: пластилин,  доска для лепки, стеки, бусинки разных размеров, тканевые салфетки, зубочистки, трубочки.

2. Пластилинография.

Основные приемы: направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Материал: плотный картон (белый и цветной), пластилин восковой и шариковый, стеки, бусинки разных размеров, колпачки фломастеров, зубочистки.

Основные принципы:

1.Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2.Принцип гуманистичности– индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3.Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

Ожидаемые результаты:

  • познакомятся с искусством пластилинография, научатся различным приемам работы с пластилином;
  • активное использование лепных навыков в самостоятельной   продуктивной деятельности детей;
  • расширение кругозора;
  • укрепление мелкой моторики рук;
  • разовьют внимание, память, воображение, коммуникативные навыки;
  • овладеют навыком выполнять свои работы аккуратно, доводить начатое дело до конца.

Программное содержание

Октябрь

  1. «Овощи для засолки»

Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

Закреплять умение расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности.

Закреплять с детьми знания о красном цвете.

Развивать мелкую моторику.

  1. «Листопад»

Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.

Закреплять с детьми знания о красном цвете.

  1. «Яблочко»

Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели яблоки.

Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.

Закреплять с детьми знания о желтом цвете.

Развивать мелкую моторику.

  1. «Осеннее дерево»

Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.

Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.

Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.

Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

Ноябрь

  1. «Птичка»

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

Развивать аккуратность в работе с пластилином.

  1. «Ёжик»

Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.

Развивать мелкую моторику.

  1. «Подводный мир»

Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.

Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

  1. «Вырастала ёлка на горе»

Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.

Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.

Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.

Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.

Декабрь

  1. «Вырастала ёлка на горе»(продолжение)

Продолжать формировать умение детей передавать образ ёлки в соответствии с содержанием стихотворения, изображая на ветках шишки, снег посредством пластилинографии.

Развивать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями рук, делить его на две равные и несколько равных частей при помощи стеки.

Упражнять в раскатывании маленьких шариков круговыми движениями и преобразовании их в овальную форму прямыми движениями рук, стимулируя активную работу пальцев.

Укреплять познавательный интерес детей к природе.

  1. «Снеговик»

Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

  1. «Снеговик»(продолжение)

Продолжать формировать умение детей передаче несложного сюжета – изображению места действия и персонажа (снеговик стоит у ёлки, скамейки, горки, забора).

Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу.

Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.

Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.

Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание.

  1. «Украсим ёлочку новогодними игрушками»

Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.

Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

Развивать интерес к работе.

Январь

  1. Каникулы
  2. «Украсим Кате чашку»

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Закрепить знания о цветах.

  1. «Рыбки в аквариуме»

Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.

Закреплять знания детей обовальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.

Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

  1. «Улитка»

Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.

Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума.

Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Февраль

  1. «Украсим торт»

Продолжать формировать умения детей составлять узор на круге.

Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,

Вызывать радость от проделанной работы.

Развивать согласованность в работе обеих рук.

Март

  1. «Букет для мамы»

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.

Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Формировать композиционные навыки.

  1. «Звездное небо»

Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.

Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.

Развивать композиционное и пространственное восприятие.

  1. «Черепаха»

Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

Учить изображать предмет, передаваясходство с реальным предметом.

  1. «Улитка, улитка»

Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали.

Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые предметы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.

Апрель

  1. «Одуванчики – цветы, словно солнышки желты»

Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.

Развивать пространственные представления, композиционные навыки.Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.

  1. «Радуга-дуга»

Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

  1. «Божья коровка»

Развивать у детей познавательный интерес к природе, представления о зависимости существования конкретного насекомого от условий окружающей среды.

Расширить познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать.

Закрепить навыки работы с пластилином: создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта.

Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.

  1. «Цветы сирени»

Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.

Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.

Развивать пространственные представления, композиционные навыки.

Май

  1. «Бабочки»

Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.

Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.

Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.

  1. «Полевые цветы»

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.

Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности.

Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов.

Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнения в рисунок по теме работы.

3-4. Каникулы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего возраста [Текст]: учеб. пособие для педагогов / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
  2. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду [Текст]: учеб.пособие для педагогов / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1997. – 97 с.
  3. Давыдова, Г. Н. Пластилинография- Детский дизайн [Текст]: учеб. пособие для педагогов / Г. Н. Давыдова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
  4. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду[Текст]: учеб. пособие для педагогов / Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991. – 190 с.
  5. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев [Текст]: учеб.пособие для педагогов /  О. А. Новиковская. - М.: Сова, 2006.– 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа хореографического кружка (художественно-эстетическое направление) для детей раннего дошкольного возраста

Программа предназначена для детей раннего дошкольного возраста (от 2-х до 4-х лет),модифицирована с учётом программ А.И.Бурениной,Т.Сауко "Топ-хлоп, малыши",А.И. Бурениной "Ритмическая мозайка". В нас...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по художественно-эстетическому развитию

Бумагопластика - один из видов изобразительной деятельности, привлекательный идоступный для детей дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Умелые ручки»

Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для организации продуктивной деятельности, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЕ ЗВОНОЧКИ» художественно – эстетической направленности. Возраст детей 6-7 лет.

Программа расчитана на групповую и индивидуальную детьми 6 - 7 лет. То есть, за небольшой промежуток отслеживается музыкальное развитие ребёнка.Ещё одной отличительной особенностью данной образователь...

Дополнительная общеразвивающая программа; «Песочные чудеса»(художественно -эстетической направленности )

Программа "Песочные чудеса" имеет художественно-эстетическую направленность,она направлена на всесторонее, гармоничное развитие личности ребёнка,через развитие способности самовыражения и са...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа образовательной области – художественно-эстетическое развитие «Классическая музыка и дети»

Решению этой проблемы во многом будет способствовать реализация в дошкольном образовательном учреждении муниципального проекта г. Тамбова «Классическая музыка в детском саду». Этот проект ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Говорящие пальчики» по художественно – эстетическому направлению.

Пояснительная запискаУченые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют...