ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста Срок реализации 6 месяцев
рабочая программа (младшая группа)

Алёна Викторовна Киргинцева

 

Цель программы

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе изучения и освоения техник рисования, лепки и аппликации.

 

Задачи программы

  • Создание условий для активного и самостоятельного освоения детьми базовых техник в различных видах изобразительной деятельности (лепки, рисования, аппликации), содействие формированию обобщенных способов создания художественных образов и простейших композиций.
  • Обогащение художественных впечатлений, развитие эстетических эмоций, создание игровых и дидактических ситуаций для восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства; поддержка интереса к освоению изобразительной деятельности.
  • Формирование интереса к изобразительной деятельности; становление и постепенное расширение художественного опыта в процессе экспериментирования с различными материалами (глина, пластилин, бумага, ткань, фольга), инструментами (карандаш, фломастер, кисть, мел, стека, штампик) и предметами, выступающими в качестве инструментов (ватная палочка, зубная щетка и т.п.).
  • Ознакомление с основными изобразительно-выразительными средствами (цвет, линия, пятно, форма), доступными для практического освоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnyy_sunduchok_13.10_1.docx301.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №26 «РАДОСТЬ»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 30.08.2022

Утверждаю:

    И.о.директора _______Л.В.Шалаева

 Приказ № 427 от «31» августа 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

художественно-эстетической направленности

для детей младшего дошкольного возраста

Срок реализации 6 месяцев

                                                     Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

А.В. Киргинцева

г. Нефтеюганск, 2022 г.

Пояснительная записка


       В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев».

       Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.

    Рисование – самый доступный вид изобразительной деятельности для младших дошкольников. Детишки этого возраста познают окружающий мир руками, а художественные занятия предоставляют отличные возможности обследовать различные рисовальные принадлежности, испытать их в действии.

     Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

      Лепка - лучший способ развить у крохи мелкую моторику, речевые навыки, а также усидчивость, воображение и внимание. Доказано, что мелкая моторика рук оказывает большое влияние на развитие речевых навыков и обогащение словаря ребёнка. Лепка является одним из прекрасных способов укрепить мышцы рук малыша и, соответственно, улучшить его мышление и речь. Работа с пластилином формирует у детей раннего возраста чувство формы, цвета, фантазию и навыки составления композиции. 

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

             Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы

Данная программа имеет стартовый уровень, предназначена для обучения детей младшего дошкольного возраста элементарным изобразительным умениям и учитывает особенности их психологического и физического развития.

Направленность программы

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность программы

Актуальность программы «Волшебный сундучок» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает способов изображения явлений и предметов, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

 Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное в организованной деятельности дополнительной образовательной услуги «Волшебный сундучок», – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Цель программы

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе изучения и освоения техник рисования, лепки и аппликации.

Задачи программы

  • Создание условий для активного и самостоятельного освоения детьми базовых техник в различных видах изобразительной деятельности (лепки, рисования, аппликации), содействие формированию обобщенных способов создания художественных образов и простейших композиций.
  • Обогащение художественных впечатлений, развитие эстетических эмоций, создание игровых и дидактических ситуаций для восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства; поддержка интереса к освоению изобразительной деятельности.
  • Формирование интереса к изобразительной деятельности; становление и постепенное расширение художественного опыта в процессе экспериментирования с различными материалами (глина, пластилин, бумага, ткань, фольга), инструментами (карандаш, фломастер, кисть, мел, стека, штампик) и предметами, выступающими в качестве инструментов (ватная палочка, зубная щетка и т.п.).
  • Ознакомление с основными изобразительно-выразительными средствами (цвет, линия, пятно, форма), доступными для практического освоения.

Адресат программы

Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста.

Условия реализации программы

Программа предназначена для детей в возрасте 2-3 лет, посещающих детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Сроки реализации программы

 Программа рассчитана на один учебный год. ОД дополнительной образовательной услуги начинаются с октября и заканчиваются в апреле.

Режим занятий

Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня.

Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного Санитарно-эпидемиологическими требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20) и составляет 15 минут для детей младшей группы.

Формы занятий

Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю. Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Формой        подведения        итогов        реализации        данной        программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.

Планируемые результаты

Результаты освоения Программы представляют собой систему ведущих ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих

Содержательную часть Программы.

Ребенок:

        Проявляет интерес к изобразительной деятельности.

        Самостоятельно использует материалы и инструменты, владеет навыками техник изобразительной деятельности и применяет их;

        Самостоятельно передает композицию, используя техники рисования, аппликации, лепки;

        Выражает свое отношение к окружающему миру через изобразительную деятельность;

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

В программе «Волшебный сундучок» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются диагностическая методика Лыкова И.А. (парциальная программа художественно-эстетического развития 2-7 лет в изобразительной деятельности. Формирование эстетического отношения к миру). Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – в октябре) и в конце учебного года (итоговая – в апреле). Результаты обследования заносятся в таблицу.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Используется еще один способ диагностики качества образовательного процесса – выставки детских работ.

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

Высокий уровень -  в рисовании, лепке, аппликации, конструировании ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увеличением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно – прикладного искусства; замечает красивое в  природе, искусстве и в быту ( в игрушках, одежде, упаковке и др.)

Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослым.

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу; не выражает свое отношение к ее процессу и результату.

Учебный план

Программа «Волшебный сундучок» — это система занятий по изобразительной деятельности. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Рисование», «Лепка», «Аппликация». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

N п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Младшая группа

1

Вводное занятие

1

-

-

1.Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.

2. Тематические выставки, участие в художественных конкурсах.

2

Лепка

15

5

10

3

Рисование

16

5

11

4

Аппликация

15

5

10

5

Диагностическое занятие

1

-

-

Итого часов:

48

15

31

Календарный учебный график на 2022-2023 уч. год

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

I.Вводное занятие

1.

3.10

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вводная диагностика

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

II. Изобразительная деятельность

2.

6.10

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Тили-тили, тесто

Изостудия

Опрос, игра, беседа

3.

10.10

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Кисточка танцует

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

4.

13.10

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Красивые листочки (Р)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

5.

17.10

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Падают, падают листья (Л)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

6.

20.10

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Листочки танцуют (А)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

7.

24.10

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Ветерок, подуй слегка (Р)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

8.

27.10

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Дождик, чаще, кап-кап-кап! (Р)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

9.

3.11

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Пушистые тучки (Л)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

10.

7.11

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Пушистые тучки (А)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

11.

10.11

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот какие ножки у сороконожки! (Р)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

12.

14.11

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот какие ножки у сороконожки! (Л)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

13.

17.11

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот ёжик – ни головы, ни ножек! (Л)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

14.

21.11

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот ёжик – ни головы, ни ножек! (Л)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

15.

24.11

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Снежок порхает, кружится (Р)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

16.

28.11

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Снежок порхает, кружится (Р+А)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

17.

1.12

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Снеговики играют в снежки (Л)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

18.

5.12

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Снеговик-великан (А)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

19.

8.12

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Веселый Снеговик (Р)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

20.

12.12

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вкусное угощение (Л)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

21.

15.12

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот какая ёлочка (Л)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

22.

19.12

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот какая ёлочка! (А)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

23.

22.12

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Праздничная ёлочка (Р)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

24.

26.12

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Праздничная ёлочка (А)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

25.

2.02

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вкусные картинки (Р)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

26.

6.02

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Колобок катился по лесной дорожке (А)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

27.

9.02

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Колобок катится по дорожке и поёт песню (Л)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

28.

13.02

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Угощайся, мишка! (Л)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

29.

16.02

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Угощайся, зайка! (Р)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

30.

20.02

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Бублики-баранки (Л)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

31.

27.02

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Баранки-калачи (Р)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

32.

2.03

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот какой у нас букет! (А)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

33.

6.03

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Цветочек для мамочки (Р+А)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

34.

9.03

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Лоскутное одеяло (А)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

35.

13.03

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Лоскутное одеяло (Р)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

36.

16.03

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот какая неваляшка (Л)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

37.

20.03

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Неваляшка танцует (А)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

38.

23.03

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот какие у нас сосульки (Л)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

39.

27.03

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот какие у нас сосульки (Р)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

40.

30.03

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Солнышко-колоколнышко (Л)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

41.

3.04

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Солнышко-колоколнышко (Р)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

42.

6.04

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Ручейки бегут (Р)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

43.

10.04

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот какие у нас кораблики! (А)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

44.

13.04

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот какой у нас мостик! (Л)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

45.

17.04

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Вот какие у нас мостики! (Р)

Изостудия

Опрос, игра, беседа

46.

20.04

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Птенчик в гнездышке (Л)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

47.

24.04

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Цыплятки (Р)

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

V. Итоговое занятие (диагностическое)

48.

27.04

15:30-15:45 15:50-16:05

групповая

1

Итоговая аттестация

Изостудия

Опрос, игра, практическое задание

Содержание

ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать техники рисования, лепки, аппликации и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Раздел 1. Вводное занятие

Рассматривание картинок в детских книжках. Знакомство с иллюстрацией, установление взаимосвязи картинки с реальной игрушкой. Узнавание животных в картинках.

Раздел 2. Художественно-практическое творчество

Тема «Тили-тили, тесто»

Ознакомление с пластилином как художественным материалом, экспериментальное узнавание и открытие пластичности как основного свойства пластилина.

Тема «Кисточка танцует»

Знакомство с кисточкой как художественным инструментом. Освоение положения пальцев, удерживающих кисточку. Имитация рисования – движения кисточкой в воздухе («дирижирование»).

Тема «Красивые листочки» (Рисование)

Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений-отпечатков. Развитие чувства цвета.

Тема «Падают, падают листья» (Лепка)

Создание рельефных картин: отрывание (отщипывание) кусочков пластилина (жёлтого, красного цвета) и примазывания к фону. Развитие чувства цвета и мелкой моторики.

Тема «Листочки танцуют» (Аппликация – коллективная композиция)

Создание композиций из готовых форм – листочков, вырезанных воспитателем. Освоение техники наклеивания готовых форм.

Тема «Ветерок, подуй слегка» (Рисование)

Создание образа осеннего ветра. Дальнейшее знакомство с кисточкой. Освоение техники рисования кривых линий по всему листу бумаги.

Тема «Дождик, чаще, кап-кап-кап!» (Рисование)

Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображенной педагогом. Развитие чувства цвета и ритма.

Тема «Пушистые тучки» (Лепка модульная)

Создание образа тучки пластическими средствами. Отрывание или отщипывание кусочков пластилина разного размера и приклеивание к фону.

Тема «Пушистая тучка» (Аппликация – коллективная композиция)

Вовлечение в сотворчество с педагогом. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги.

Тема «Вот какие ножки у сороконожки!» (Рисование)

Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображенной педагогом. Развитие чувства формы и ритма.

Тема «Вот какие ножки у сороконожки!» (Лепка – коллективная композиция)

Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному взрослым.

Тема «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»! (Лепка - экспериментирование)

Моделирование образа ёжика: дополнение «туловища» - формы, вылепленной педагогом, иголками – спичками. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

Тема «Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (Рисование)

Создание образа ёжика в сотворчестве с педагогом: дорисовывание иголок – коротких, прямых линий. Дополнение образа по своему желанию.

Тема «Снежок порхает, кружится» (Рисование)

Создание образа снегопада. Закрепление приема рисования ватными палочками. Освоение новых приемов (двухцветные отпечатки, цветовые аккорды). Развитие чувства цвета и ритма.

Тема «Снежок порхает, кружится» (Рисование +Аппликация – коллективная композиция)

Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета. Закрепление приема примакивания ворса кисти. Выбор цвета и формата фона по своему желанию. Развитие чувства цвета и ритма.

Тема «Снеговики играют в снежки» (Лепка)

Раскатывание комочков пластилина круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шара. Создание коллективной рельефной композиции в сотворчестве со взрослым. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

Тема «Снеговик-великан» (Аппликация)

Создание образа снеговика в сотворчестве со взрослым: прикладывание и приклеивание комочков ваты (бумажных салфеток) в пределах рисованного контура. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

Тема «Веселый Снеговик» (Рисование)

Создание образа снеговика. Закрепление приема рисования кисточкой. Освоение новых приемов (цветовое пятно). Развитие чувства цвета, формы и размера.

Тема «Вкусное угощение» (Лепка)

Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторики.

Тема «Вот какая ёлочка» (Лепка)

Создание образа ёлочки в сотворчестве со взрослым: раскатывание жгутиков пластилина зеленого цвета и прикрепление их к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина.

Тема «Вот какая ёлочка!» (Аппликация)

Создание образа ёлочки в сотворчестве со взрослым: выкладывание и приклеивание геометрических фигур разного размера (треугольников) с соблюдением пропорций. Развитие чувства размера, мелкой моторики.

Тема «Праздничная ёлочка» (Рисование)

Рисование праздничной елочки в сотворчестве с педагогом и другими детьми: проведение кистью прямых линий – «веток» от «ствола».

Тема «Праздничная ёлочка» (Аппликация – бумажная пластика)

Украшение ёлочки, нарисованной педагогом, новогодними игрушками – комочками мятой бумаги разного цвета.

Тема «Вкусные картинки» (Рисование)

Ознакомление с новым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках-раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечиванию картинки. Развитие восприятия.

Тема «Колобок катился по лесной дорожке» (Аппликация)

Создание образа колобка из комочка мятой бумаги и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером. Развитие восприятия. Сравнение объёмной формы и плоскостного рисунка. Воспитание интереса к изобразительной деятельности.

Тема «Колобок катится по дорожке и поёт песню (Лепка)

Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» в изодеятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование длинной петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно-образной выразительности.

Тема «Угощайся, мишка!» (Лепка)

Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и легкое сплющивание в диск для получения печенья и пряников. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

Тема «Угощайся, зайка!» (Рисование)

Дальнейшее освоение техники раскрашивания контурных картинок. Обыгрывание и дополнение рисунка- изображение угощения для персонажа (зёрнышки червячки для птички, морковка для зайчика).

Тема «Бублики-баранки» (Лепка)

Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Обыгрывание лепных изделий- «нанизывание» бубликов – баранок на связку-веревочку.

Тема «Баранки-калачи» (Рисование)

Освоение техники рисования округлых замкнутых форм. Закрепление навыка рисования кистью и красками (правильно держать в руке, вести по ворсу, промывать, набирать, краску.

Тема «Вот какой у нас букет!» (Аппликация)

Создание красивых композиций: выбор и наклеивание цветов, вырезанных воспитателем (из цветной или фактурной бумаги), и из комочков мятой бумаги.

Тема «Цветочек для мамочки» (Рисование + Аппликация)

Подготовка картинок в подарок мамам на праздник. Освоение техники раскрашивания образа двумя цветами (на выбор), выделение серединки и лепестков.

Тема «Лоскутное одеяло» (Аппликация)

Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу (2x2 или 3x3) и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятия «часть и целое»

Тема «Лоскутное одеяло» (Рисование)

Создание образа нарядного лоскутного одеяла с помощью красок и кисточки в сотворчестве с воспитателем. Освоение навыка рисования в пределах намеченного пространства.

Тема «Вот какая неваляшка» (Лепка)

Лепка фигурок, состоящих из двух частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и пропорций. Деление пластилина на неравные части.

Тема «Неваляшка танцует» (Аппликация)

Создание образов знакомых игрушек. Рисование и/или раскрашивание предметов, состоящих из двух частей одной формы, но разного размера.

Развития чувства формы и цвета.

Тема «Вот какие у нас сосульки» (Лепка)

Продолжение освоения способа лепки предметов в форме цилиндра, легкое сдавливание (заострение) кончиками пальцев. Моделирование сосулек разной длины и толщины.

Тема «Вот какие у нас сосульки» (Рисование)

Рисование сосулек красками. Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма.

Тема «Солнышко-колоколнышко» (Лепка)

Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие пространственного мышления и восприятия.

Тема «Солнышко-колоколнышко» (Рисование)

Создание образа солнца из большого круга и нескольких лучей – прямых линий, отходящих от круга радиально. Развитие мышления, восприятия.

Тема «Ручейки бегут» (Рисование)

Рисование ручейка в сотворчестве с воспитателем. Освоение способа рисования волнистых линий, размещенных горизонтально. Развитие чувства формы и композиции.

Тема «Вот какие у нас кораблики!» (Аппликация)

Создание коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейку». Закрепление навыка наклеивания готовых форм. Развитие чувства формы.

Тема «Вот какой у нас мостик!» (Лепка)

Моделирование мостика из 3-4 «бревнышек»: раскатывание колбасок и соединение соответствии с образом. Создание коллективной композиции из ручейка и мостиков.

Тема «Вот какие у нас мостики!» (Рисование)

Создание композиции в сотворчестве с воспитателем: рисование мостиков из 4-5 горизонтальных или дугообразных линий, размещенных близко друг другу.

Тема «Птенчик в гнездышке» (Лепка)

Моделирование гнездышка: раскатывание шара, легкое сплющивание в диск, вдавливание. Обыгрывание композиции (клювики из семечек, червячки в клювиках).

Тема «Цыплятки» (Рисование)

Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов.

Раздел 3. Итоговое занятие.

Методическое обеспечение

Педагогические методики и технологии

Игровые технологии - способствуют: расширению кругозора, усилению познавательной деятельности формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической        деятельности, развитию общеучебных умений и навыков.

Воспитывают: самостоятельность, волю, коллективизм, общительность, коммуникативность.

Способствуют        развитию:        внимания,        памяти,        речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии,        воображения, фантазии,        творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения.

Социализирующие:        обеспечивают        приобщение        к ценностям и нормам общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

Личностно-ориентированное развивающее обучение способствует выявлению: предпочтений, обучающихся к работе с материалом разного предметного содержания; интереса к его углубленному изучению; ориентации воспитанника к занятиям        разными        видами        предметной (профессиональной) деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) обеспечивают: расширение кругозора, доступность образования. Высокую степень наглядности,        простоту        использования. Способствуют формированию общеучебных        и        специальных предметных умений, обобщению и углублению знаний.

Технология свободного труда позволяет         стимулировать эмоциональную и интеллектуальную активность детей. Способствует формированию трудовой нравственности, позитивному отношению личности к трудовой деятельности, людям труда и его результатам.

Здоровьесберегающие технологии позволяет превратить образовательную среду в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, единое адаптационное пространство, неразрывно соединяющего педагогику. психологию, медицину, ОУ и семью. Способствует сохранению здоровья участников программы.

Методы и приемы

  • словесные        (рассказ,        беседа,        чтение        художественной литературы, объяснение, пояснение);
  • наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
  • практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование);
  • Игровые.

Техническое обеспечение

п/п

Средства обучения

Оборудование и материал

1

Перечень основных средств обучения:

музыкальный центр;

аудиотека:        «Голоса        птиц»,        «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка»;

видеоматериал:        «Природа        края»,        «Наш город»;

ноутбук; мультимедийный проектор; экран.

2

Наглядный материал:

альбом «Художники»; альбом «Репродукции известных мастеров кисти»;

альбом «Рисуйте с нами»;

игры для восприятия цвета и развития руки; образцы рисунков; художественная литература;

репродукции картин.

3

«Инструменты»        для рисования нетрадиционными

пробки;

палочки (старые стержни)        для процарапывания;

ватные палочки;

поролон;

нитки, свечи, вата;

коктейльные трубочки;

ватман; обои;

фломастеры,        восковые        мелки, пастель, гелиевые ручки;

 акварель, гуашь, кисти;

печати-клише; трафареты;

цветная бумага разной фактуры; пластилин;

ножницы.

Список литературы

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва- Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
  3. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009
  4. Григорьев Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», М.: Просвещение, 1995.
  5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2 – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  6. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» -М., 2004.
  7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика- Синтез, 2008.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты        занятий,        методические        

рекомендации.        Средняя        группа.        –        М.:

«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты        занятий,        методические        

рекомендации.        Старшая        группа.        –        М.:

«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. – М.:

«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.

  1. Лыкова И. А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. – М.: Изд. Дом Цветной мир, 2017г.
  2. Никологорская О.А. «Волшебные краски», М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
  3. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
  4. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по художественно-эстетическому воспитанию "Святки" для детей младшего дошкольного возраста.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческ...

Содержание работы по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(лепка) для детей младшего дошкольного возраста.

Планирование работы в непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах, в самостоятельной деятельности и во взаимодействии с семьями детей младшего дошкольного возраста по программе "Д...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики» социально-педагогической направленности для детей 2 - 3 лет срок реализации: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики»социально-педагогической направленностидля детей 2 - 3 летсрок реализации: 1 год...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Рисование» для детей младшего дошкольного возраста «Малина для Миши»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие»«Рисование»  для детей младшего...

Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).

             Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗКИ ФИОЛЕТОВОГО ЛЕСА»

Фиолетовый лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно заниматель...