Главные вкладки
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста Срок реализации 6 месяцев
рабочая программа (младшая группа)
Цель программы
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе изучения и освоения техник рисования, лепки и аппликации.
Задачи программы
- Создание условий для активного и самостоятельного освоения детьми базовых техник в различных видах изобразительной деятельности (лепки, рисования, аппликации), содействие формированию обобщенных способов создания художественных образов и простейших композиций.
- Обогащение художественных впечатлений, развитие эстетических эмоций, создание игровых и дидактических ситуаций для восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства; поддержка интереса к освоению изобразительной деятельности.
- Формирование интереса к изобразительной деятельности; становление и постепенное расширение художественного опыта в процессе экспериментирования с различными материалами (глина, пластилин, бумага, ткань, фольга), инструментами (карандаш, фломастер, кисть, мел, стека, штампик) и предметами, выступающими в качестве инструментов (ватная палочка, зубная щетка и т.п.).
- Ознакомление с основными изобразительно-выразительными средствами (цвет, линия, пятно, форма), доступными для практического освоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_sunduchok_13.10_1.docx | 301.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №26 «РАДОСТЬ»
Принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2022 | Утверждаю: И.о.директора _______Л.В.Шалаева Приказ № 427 от «31» августа 2022 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
художественно-эстетической направленности
для детей младшего дошкольного возраста
Срок реализации 6 месяцев
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
А.В. Киргинцева
г. Нефтеюганск, 2022 г.
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев».
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Рисование – самый доступный вид изобразительной деятельности для младших дошкольников. Детишки этого возраста познают окружающий мир руками, а художественные занятия предоставляют отличные возможности обследовать различные рисовальные принадлежности, испытать их в действии.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Лепка - лучший способ развить у крохи мелкую моторику, речевые навыки, а также усидчивость, воображение и внимание. Доказано, что мелкая моторика рук оказывает большое влияние на развитие речевых навыков и обогащение словаря ребёнка. Лепка является одним из прекрасных способов укрепить мышцы рук малыша и, соответственно, улучшить его мышление и речь. Работа с пластилином формирует у детей раннего возраста чувство формы, цвета, фантазию и навыки составления композиции.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы
Данная программа имеет стартовый уровень, предназначена для обучения детей младшего дошкольного возраста элементарным изобразительным умениям и учитывает особенности их психологического и физического развития.
Направленность программы
Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы
Актуальность программы «Волшебный сундучок» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает способов изображения явлений и предметов, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Главное в организованной деятельности дополнительной образовательной услуги «Волшебный сундучок», – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Цель программы
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе изучения и освоения техник рисования, лепки и аппликации.
Задачи программы
- Создание условий для активного и самостоятельного освоения детьми базовых техник в различных видах изобразительной деятельности (лепки, рисования, аппликации), содействие формированию обобщенных способов создания художественных образов и простейших композиций.
- Обогащение художественных впечатлений, развитие эстетических эмоций, создание игровых и дидактических ситуаций для восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства; поддержка интереса к освоению изобразительной деятельности.
- Формирование интереса к изобразительной деятельности; становление и постепенное расширение художественного опыта в процессе экспериментирования с различными материалами (глина, пластилин, бумага, ткань, фольга), инструментами (карандаш, фломастер, кисть, мел, стека, штампик) и предметами, выступающими в качестве инструментов (ватная палочка, зубная щетка и т.п.).
- Ознакомление с основными изобразительно-выразительными средствами (цвет, линия, пятно, форма), доступными для практического освоения.
Адресат программы
Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста.
Условия реализации программы
Программа предназначена для детей в возрасте 2-3 лет, посещающих детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один учебный год. ОД дополнительной образовательной услуги начинаются с октября и заканчиваются в апреле.
Режим занятий
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня.
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного Санитарно-эпидемиологическими требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20) и составляет 15 минут для детей младшей группы.
Формы занятий
Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю. Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Планируемые результаты
Результаты освоения Программы представляют собой систему ведущих ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
Содержательную часть Программы.
Ребенок:
Проявляет интерес к изобразительной деятельности.
Самостоятельно использует материалы и инструменты, владеет навыками техник изобразительной деятельности и применяет их;
Самостоятельно передает композицию, используя техники рисования, аппликации, лепки;
Выражает свое отношение к окружающему миру через изобразительную деятельность;
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
В программе «Волшебный сундучок» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются диагностическая методика Лыкова И.А. (парциальная программа художественно-эстетического развития 2-7 лет в изобразительной деятельности. Формирование эстетического отношения к миру). Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – в октябре) и в конце учебного года (итоговая – в апреле). Результаты обследования заносятся в таблицу.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Используется еще один способ диагностики качества образовательного процесса – выставки детских работ.
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Высокий уровень - в рисовании, лепке, аппликации, конструировании ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увеличением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно – прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту ( в игрушках, одежде, упаковке и др.)
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослым.
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу; не выражает свое отношение к ее процессу и результату.
Учебный план
Программа «Волшебный сундучок» — это система занятий по изобразительной деятельности. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Рисование», «Лепка», «Аппликация». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
N п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Младшая группа | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | - | - | 1.Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае. 2. Тематические выставки, участие в художественных конкурсах. |
2 | Лепка | 15 | 5 | 10 | |
3 | Рисование | 16 | 5 | 11 | |
4 | Аппликация | 15 | 5 | 10 | |
5 | Диагностическое занятие | 1 | - | - | |
Итого часов: | 48 | 15 | 31 |
Календарный учебный график на 2022-2023 уч. год
N п/п | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
I.Вводное занятие | ||||||||
1. | 3.10 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вводная диагностика | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
II. Изобразительная деятельность | ||||||||
2. | 6.10 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Тили-тили, тесто | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
3. | 10.10 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Кисточка танцует | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
4. | 13.10 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Красивые листочки (Р) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
5. | 17.10 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Падают, падают листья (Л) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
6. | 20.10 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Листочки танцуют (А) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
7. | 24.10 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Ветерок, подуй слегка (Р) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
8. | 27.10 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Дождик, чаще, кап-кап-кап! (Р) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
9. | 3.11 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Пушистые тучки (Л) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
10. | 7.11 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Пушистые тучки (А) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
11. | 10.11 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот какие ножки у сороконожки! (Р) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
12. | 14.11 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот какие ножки у сороконожки! (Л) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
13. | 17.11 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот ёжик – ни головы, ни ножек! (Л) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
14. | 21.11 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот ёжик – ни головы, ни ножек! (Л) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
15. | 24.11 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Снежок порхает, кружится (Р) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
16. | 28.11 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Снежок порхает, кружится (Р+А) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
17. | 1.12 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Снеговики играют в снежки (Л) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
18. | 5.12 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Снеговик-великан (А) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
19. | 8.12 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Веселый Снеговик (Р) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
20. | 12.12 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вкусное угощение (Л) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
21. | 15.12 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот какая ёлочка (Л) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
22. | 19.12 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот какая ёлочка! (А) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
23. | 22.12 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Праздничная ёлочка (Р) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
24. | 26.12 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Праздничная ёлочка (А) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
25. | 2.02 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вкусные картинки (Р) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
26. | 6.02 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Колобок катился по лесной дорожке (А) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
27. | 9.02 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Колобок катится по дорожке и поёт песню (Л) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
28. | 13.02 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Угощайся, мишка! (Л) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
29. | 16.02 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Угощайся, зайка! (Р) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
30. | 20.02 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Бублики-баранки (Л) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
31. | 27.02 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Баранки-калачи (Р) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
32. | 2.03 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот какой у нас букет! (А) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
33. | 6.03 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Цветочек для мамочки (Р+А) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
34. | 9.03 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Лоскутное одеяло (А) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
35. | 13.03 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Лоскутное одеяло (Р) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
36. | 16.03 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот какая неваляшка (Л) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
37. | 20.03 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Неваляшка танцует (А) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
38. | 23.03 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот какие у нас сосульки (Л) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
39. | 27.03 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот какие у нас сосульки (Р) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
40. | 30.03 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Солнышко-колоколнышко (Л) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
41. | 3.04 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Солнышко-колоколнышко (Р) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
42. | 6.04 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Ручейки бегут (Р) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
43. | 10.04 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот какие у нас кораблики! (А) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
44. | 13.04 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот какой у нас мостик! (Л) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
45. | 17.04 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Вот какие у нас мостики! (Р) | Изостудия | Опрос, игра, беседа | |
46. | 20.04 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Птенчик в гнездышке (Л) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
47. | 24.04 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Цыплятки (Р) | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание | |
V. Итоговое занятие (диагностическое) | ||||||||
48. | 27.04 | 15:30-15:45 15:50-16:05 | групповая | 1 | Итоговая аттестация | Изостудия | Опрос, игра, практическое задание |
Содержание
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать техники рисования, лепки, аппликации и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Раздел 1. Вводное занятие
Рассматривание картинок в детских книжках. Знакомство с иллюстрацией, установление взаимосвязи картинки с реальной игрушкой. Узнавание животных в картинках.
Раздел 2. Художественно-практическое творчество
Тема «Тили-тили, тесто»
Ознакомление с пластилином как художественным материалом, экспериментальное узнавание и открытие пластичности как основного свойства пластилина.
Тема «Кисточка танцует»
Знакомство с кисточкой как художественным инструментом. Освоение положения пальцев, удерживающих кисточку. Имитация рисования – движения кисточкой в воздухе («дирижирование»).
Тема «Красивые листочки» (Рисование)
Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений-отпечатков. Развитие чувства цвета.
Тема «Падают, падают листья» (Лепка)
Создание рельефных картин: отрывание (отщипывание) кусочков пластилина (жёлтого, красного цвета) и примазывания к фону. Развитие чувства цвета и мелкой моторики.
Тема «Листочки танцуют» (Аппликация – коллективная композиция)
Создание композиций из готовых форм – листочков, вырезанных воспитателем. Освоение техники наклеивания готовых форм.
Тема «Ветерок, подуй слегка» (Рисование)
Создание образа осеннего ветра. Дальнейшее знакомство с кисточкой. Освоение техники рисования кривых линий по всему листу бумаги.
Тема «Дождик, чаще, кап-кап-кап!» (Рисование)
Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображенной педагогом. Развитие чувства цвета и ритма.
Тема «Пушистые тучки» (Лепка модульная)
Создание образа тучки пластическими средствами. Отрывание или отщипывание кусочков пластилина разного размера и приклеивание к фону.
Тема «Пушистая тучка» (Аппликация – коллективная композиция)
Вовлечение в сотворчество с педагогом. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги.
Тема «Вот какие ножки у сороконожки!» (Рисование)
Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображенной педагогом. Развитие чувства формы и ритма.
Тема «Вот какие ножки у сороконожки!» (Лепка – коллективная композиция)
Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному взрослым.
Тема «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»! (Лепка - экспериментирование)
Моделирование образа ёжика: дополнение «туловища» - формы, вылепленной педагогом, иголками – спичками. Развитие чувства формы, мелкой моторики.
Тема «Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (Рисование)
Создание образа ёжика в сотворчестве с педагогом: дорисовывание иголок – коротких, прямых линий. Дополнение образа по своему желанию.
Тема «Снежок порхает, кружится» (Рисование)
Создание образа снегопада. Закрепление приема рисования ватными палочками. Освоение новых приемов (двухцветные отпечатки, цветовые аккорды). Развитие чувства цвета и ритма.
Тема «Снежок порхает, кружится» (Рисование +Аппликация – коллективная композиция)
Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета. Закрепление приема примакивания ворса кисти. Выбор цвета и формата фона по своему желанию. Развитие чувства цвета и ритма.
Тема «Снеговики играют в снежки» (Лепка)
Раскатывание комочков пластилина круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шара. Создание коллективной рельефной композиции в сотворчестве со взрослым. Развитие чувства формы, мелкой моторики.
Тема «Снеговик-великан» (Аппликация)
Создание образа снеговика в сотворчестве со взрослым: прикладывание и приклеивание комочков ваты (бумажных салфеток) в пределах рисованного контура. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.
Тема «Веселый Снеговик» (Рисование)
Создание образа снеговика. Закрепление приема рисования кисточкой. Освоение новых приемов (цветовое пятно). Развитие чувства цвета, формы и размера.
Тема «Вкусное угощение» (Лепка)
Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторики.
Тема «Вот какая ёлочка» (Лепка)
Создание образа ёлочки в сотворчестве со взрослым: раскатывание жгутиков пластилина зеленого цвета и прикрепление их к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина.
Тема «Вот какая ёлочка!» (Аппликация)
Создание образа ёлочки в сотворчестве со взрослым: выкладывание и приклеивание геометрических фигур разного размера (треугольников) с соблюдением пропорций. Развитие чувства размера, мелкой моторики.
Тема «Праздничная ёлочка» (Рисование)
Рисование праздничной елочки в сотворчестве с педагогом и другими детьми: проведение кистью прямых линий – «веток» от «ствола».
Тема «Праздничная ёлочка» (Аппликация – бумажная пластика)
Украшение ёлочки, нарисованной педагогом, новогодними игрушками – комочками мятой бумаги разного цвета.
Тема «Вкусные картинки» (Рисование)
Ознакомление с новым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках-раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечиванию картинки. Развитие восприятия.
Тема «Колобок катился по лесной дорожке» (Аппликация)
Создание образа колобка из комочка мятой бумаги и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером. Развитие восприятия. Сравнение объёмной формы и плоскостного рисунка. Воспитание интереса к изобразительной деятельности.
Тема «Колобок катится по дорожке и поёт песню (Лепка)
Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» в изодеятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование длинной петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно-образной выразительности.
Тема «Угощайся, мишка!» (Лепка)
Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и легкое сплющивание в диск для получения печенья и пряников. Развитие чувства формы, мелкой моторики.
Тема «Угощайся, зайка!» (Рисование)
Дальнейшее освоение техники раскрашивания контурных картинок. Обыгрывание и дополнение рисунка- изображение угощения для персонажа (зёрнышки червячки для птички, морковка для зайчика).
Тема «Бублики-баранки» (Лепка)
Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Обыгрывание лепных изделий- «нанизывание» бубликов – баранок на связку-веревочку.
Тема «Баранки-калачи» (Рисование)
Освоение техники рисования округлых замкнутых форм. Закрепление навыка рисования кистью и красками (правильно держать в руке, вести по ворсу, промывать, набирать, краску.
Тема «Вот какой у нас букет!» (Аппликация)
Создание красивых композиций: выбор и наклеивание цветов, вырезанных воспитателем (из цветной или фактурной бумаги), и из комочков мятой бумаги.
Тема «Цветочек для мамочки» (Рисование + Аппликация)
Подготовка картинок в подарок мамам на праздник. Освоение техники раскрашивания образа двумя цветами (на выбор), выделение серединки и лепестков.
Тема «Лоскутное одеяло» (Аппликация)
Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу (2x2 или 3x3) и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятия «часть и целое»
Тема «Лоскутное одеяло» (Рисование)
Создание образа нарядного лоскутного одеяла с помощью красок и кисточки в сотворчестве с воспитателем. Освоение навыка рисования в пределах намеченного пространства.
Тема «Вот какая неваляшка» (Лепка)
Лепка фигурок, состоящих из двух частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и пропорций. Деление пластилина на неравные части.
Тема «Неваляшка танцует» (Аппликация)
Создание образов знакомых игрушек. Рисование и/или раскрашивание предметов, состоящих из двух частей одной формы, но разного размера.
Развития чувства формы и цвета.
Тема «Вот какие у нас сосульки» (Лепка)
Продолжение освоения способа лепки предметов в форме цилиндра, легкое сдавливание (заострение) кончиками пальцев. Моделирование сосулек разной длины и толщины.
Тема «Вот какие у нас сосульки» (Рисование)
Рисование сосулек красками. Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма.
Тема «Солнышко-колоколнышко» (Лепка)
Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие пространственного мышления и восприятия.
Тема «Солнышко-колоколнышко» (Рисование)
Создание образа солнца из большого круга и нескольких лучей – прямых линий, отходящих от круга радиально. Развитие мышления, восприятия.
Тема «Ручейки бегут» (Рисование)
Рисование ручейка в сотворчестве с воспитателем. Освоение способа рисования волнистых линий, размещенных горизонтально. Развитие чувства формы и композиции.
Тема «Вот какие у нас кораблики!» (Аппликация)
Создание коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейку». Закрепление навыка наклеивания готовых форм. Развитие чувства формы.
Тема «Вот какой у нас мостик!» (Лепка)
Моделирование мостика из 3-4 «бревнышек»: раскатывание колбасок и соединение соответствии с образом. Создание коллективной композиции из ручейка и мостиков.
Тема «Вот какие у нас мостики!» (Рисование)
Создание композиции в сотворчестве с воспитателем: рисование мостиков из 4-5 горизонтальных или дугообразных линий, размещенных близко друг другу.
Тема «Птенчик в гнездышке» (Лепка)
Моделирование гнездышка: раскатывание шара, легкое сплющивание в диск, вдавливание. Обыгрывание композиции (клювики из семечек, червячки в клювиках).
Тема «Цыплятки» (Рисование)
Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов.
Раздел 3. Итоговое занятие.
Методическое обеспечение
Педагогические методики и технологии
Игровые технологии - способствуют: расширению кругозора, усилению познавательной деятельности формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков.
Воспитывают: самостоятельность, волю, коллективизм, общительность, коммуникативность.
Способствуют развитию: внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения.
Социализирующие: обеспечивают приобщение к ценностям и нормам общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.
Личностно-ориентированное развивающее обучение способствует выявлению: предпочтений, обучающихся к работе с материалом разного предметного содержания; интереса к его углубленному изучению; ориентации воспитанника к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) обеспечивают: расширение кругозора, доступность образования. Высокую степень наглядности, простоту использования. Способствуют формированию общеучебных и специальных предметных умений, обобщению и углублению знаний.
Технология свободного труда позволяет стимулировать эмоциональную и интеллектуальную активность детей. Способствует формированию трудовой нравственности, позитивному отношению личности к трудовой деятельности, людям труда и его результатам.
Здоровьесберегающие технологии позволяет превратить образовательную среду в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, единое адаптационное пространство, неразрывно соединяющего педагогику. психологию, медицину, ОУ и семью. Способствует сохранению здоровья участников программы.
Методы и приемы
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование);
- Игровые.
Техническое обеспечение
№ п/п | Средства обучения | Оборудование и материал |
1 | Перечень основных средств обучения: | музыкальный центр; аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка»; видеоматериал: «Природа края», «Наш город»; ноутбук; мультимедийный проектор; экран. |
2 | Наглядный материал: | альбом «Художники»; альбом «Репродукции известных мастеров кисти»; альбом «Рисуйте с нами»; игры для восприятия цвета и развития руки; образцы рисунков; художественная литература; репродукции картин. |
3 | «Инструменты» для рисования нетрадиционными | пробки; палочки (старые стержни) для процарапывания; ватные палочки; поролон; нитки, свечи, вата; коктейльные трубочки; ватман; обои; фломастеры, восковые мелки, пастель, гелиевые ручки; акварель, гуашь, кисти; печати-клише; трафареты; цветная бумага разной фактуры; пластилин; ножницы. |
Список литературы
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва- Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
- Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009
- Григорьев Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», М.: Просвещение, 1995.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2 – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» -М., 2004.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика- Синтез, 2008.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические
рекомендации. Средняя группа. – М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические
рекомендации. Старшая группа. – М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. – М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.
- Лыкова И. А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. – М.: Изд. Дом Цветной мир, 2017г.
- Никологорская О.А. «Волшебные краски», М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
- Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по художественно-эстетическому воспитанию "Святки" для детей младшего дошкольного возраста.
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческ...
Содержание работы по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(лепка) для детей младшего дошкольного возраста.
Планирование работы в непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах, в самостоятельной деятельности и во взаимодействии с семьями детей младшего дошкольного возраста по программе "Д...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики» социально-педагогической направленности для детей 2 - 3 лет срок реализации: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики»социально-педагогической направленностидля детей 2 - 3 летсрок реализации: 1 год...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Рисование» для детей младшего дошкольного возраста «Малина для Миши»
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»«Рисование» для детей младшего...
Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).
Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...
«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813963","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813491","attributes":{"alt":"","class"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗКИ ФИОЛЕТОВОГО ЛЕСА»
Фиолетовый лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно заниматель...