Конспект занятия в средней группе "Как на русской ярмарке покупали сладости"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Рубцова Анна Николаевна

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с русскими народными сластями и кулинарными изделиями: печатными (тульскими пряниками) и фигурными пряниками, леденцами.

2. Создать условия для развития интереса к народному творчеству и традициям.

3. Закрепить умение детей лепить из теста, вырезать  пряники  готовой формой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развивающего занятия в средней группе

«Как на русской ярмарке покупали сладости»

участника  республиканского  конкурса

 «Воспитатель года  Республики Мордовия»

воспитателя МБДОУ

«Центр развития ребенка» - детский сад «Сказка»

 обособленного подразделения «Центр развития ребенка –

детский сад «Росинка»

Ковылкинского муниципального  района

Рубцовой Анны Николаевны

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с русскими народными сластями и кулинарными изделиями: печатными (тульскими пряниками) и фигурными пряниками, леденцами.

2. Создать условия для развития интереса к народному творчеству и традициям.

3. Закрепить умение детей лепить из теста, вырезать  пряники  готовой формой.

Развивающие задачи:

1.Развивать память, мышление, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук, творческие способности, художественно-эстетический вкус. Формировать познавательную активность.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать бережное отношение к народному искусству и его создателям.

2. Воспитывать аккуратность при работе с тестом.

Методические приемы: показ, рассказ воспитателя, игра, вопросы к детям, ответы детей, физкультминутка, художественное слово, загадки, использование игрового персонажа – медведя, создание проблемной ситуации.

Обогащение словаря детей: тульский пряник, леденец, денежки; активизация словаря: вкусные, как цветочек, круглые, овальные.

 

Предварительная работа: 

- чтение русских народных сказок, потешек;

 - занятия по народной культуре, русским обычаям: «Ай да пряник - просто загляденье», «В гостях у бабушки»,  лепка «Русские пряники»;

 - экскурсия в музей;

- рассматривание иллюстраций о русской ярмарке.

Оборудование:

- пряники настоящие;  

- картонные денежки разной формы;

- игрушка медведя  (кукольный театр);

- леденцы на палочке;

- соленое тесто;

- дощечки по количеству детей (6 чел.);

- влажные салфетки;

- мешочки на лямках для покупок (по количеству детей);

- лоток для коробейника;

- коробочка для денежек;

- поднос;

- костюмы для детей (русские народные);

- магнитофон;

-  записи русско-народной песни «Коробочка», голоса петушка;

- костюм для Коробейника;

- плетеная корзинка;

- столы для детей, для угощений на Ярмарке;

- оборудование для игры «Карусель»

Ход:

Под мелодию русской народной песни «Коробочка», дети в русских костюмах входят в музыкальный зал, у них  мешочки на лямке для покупок. Детей встречает Коробейник (с лотком, в котором лежат пряники).

Коробейник: Ой, вы красны девицы и добры молодцы! Приглашаем вас на ярмарку весёлую.

 Снова ярмарка шумит,

Пряники с конфетами!

На товар народ глядит,

Люди разодетые!

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

Я Коробейник - Еремей,

Подходите поскорей!

Для вас угощение знатное –

Пряники вкусные, ароматные!

Дети, а вы любите пряники? (дети отвечают).

Коробейник: На Руси в давние времена пряники всегда любили. Их покупали, выпекали сами. С ними прабабушки и прадедушки любили пить чай.  Особенно пряники любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, отдельными буквами. Среди моих пряников есть не простые - печатные. Приехали они к нам из города Тулы, мёдом пропитаны, а внутри повидло. На печатных пряниках можно увидеть рисунок.

- Как вы думаете, какие из пряников печатные? (Дети рассматривают пряники на лотке, показывают печатные.)

- А почему они так называются? (Дети отвечают.)

- Правильно! Посмотрите, на них разные рисунки. (Показ детям пряников на лотке).

 - Вы хотите попробовать сделать  пряники?

- Хотим.

- Тогда я хочу вас пригласить за столы (дети садятся за столы).

- Пряники будем лепить  фигурные пряники из теста. Тесто я вам уже приготовила. Чтобы слепить пряник, нужно отщипнуть небольшой кусочек теста и скатать его круговыми движениями. Вот так (показ воспитателя). Что у нас получилось? (шарик).

- А теперь кладу его на дощечку и сплющиваю его. Вот так (показ воспитателем). Беру формочку, кладу на тесто, надавливаю. Получилась фигурка. Лишнее тесто убираю.

Вот какой пряник у меня, ребята, получился.

- А теперь попробуйте сделать пряник и вы. Засучите рукава и приступайте к работе.

Включается  спокойная мелодия, педагог обращает внимание на осанку детей, на правильность работы.

Коробейник: Молодцы, красивые пряники у вас получились. Так и хочется их попробовать, но они у нас еще сырые – их нужно испечь. Давайте  аккуратно их положим на поднос и  попросим помощника повара – отнести их на кухню.

Поваренок уносит пряники на кухню.

- А сейчас возьмите салфетки и вытрите руки, чтобы они у нас были чистые.

- Пока наши пряники пекутся, а вас приглашаю  на ярмарку.

Дети с Коробейником подходят к Ярмарке и рассматривают угощения.

Коробейник: Ой, да тут чего тут только нет: и пирожки, и ватрушки, и баранки, и сдобные лепешки. А вот смотрите, какие тут красивые пряники. Посмотрите, дети, какой формы пряники?

(Дети отвечают: круглые, овальные, похожи на цветок, на сердечко, на лимончик)

Коробейник: Хотите  пряник купить?

 Дети: Хотим!

Коробейник: А чтобы его купить, надо денежку заплатить. Вот тут у меня приготовлена коробочка с денежками. Но денежку надо взять такой формы, какой пряник вы хотите купить.  

Посмотрите, дети, внимательно на пряники.

Возьмите из коробочки по денежке.

Дети берут картонные «денежки» и выбирают пряники.

- Сережа, какой формы у тебя денежка?

- А пряник ты, какой выбрал?

- Молодец, все правильно.

- Саша, какой формы у тебя пряник?

- А денежка какой формы была?

Коробейник спрашивает каждого ребенка, задавая наводящие вопросы, уточняя форму денежки и форму пряника.

- Молодцы, дети. С нашей  ярмарки никто  без покупок не уйдет.

Положите пряники в свои мешочки.

Появляется медведь.

Коробейник: Поехал Медведь на базар. Хочет купить себе товар.

Медведь: Здравствуйте, ребята, а что вы тут делаете?

Дети: Пряники покупаем.

Медведь: А что такое пряник?

Коробейник: Медведюшка, пряники стряпают из теста. Сейчас ребята тебе покажут.

Игра «Замеси тесто»

На столе стояла миска,

Ну а в миске пусто.

Заведи-ка тесто, мишка,

 Будет очень вкусно.

Мишка яйца разбил,

Потом мёд положил,

Следом соду,

ванилин Мишка приносил,

А потом муки сыпнул,

 Всё перемесил.

Тесто Мишенька помнёт,

 Стряпать прянички начнёт.

Медведь: Дети, а я пряники ни разу не ел. Скажите, а какой он на вкус?

Коробейник: Мишенька, пряник бывают  разные. Бывают они с начинкой.

Дети, а расскажите Мишке какие пряники вы ели?

- Леша, скажи,  Мишке  какой пряник на вкус?

 (вкусный, ароматный, сладкий, медовый, мятный, шоколадный, с начинкой, мягкий…)

Медведь: 

Ой, спасибо, дети. Теперь я тоже знаю, что такое пряник. Но я его ни разу не пробовал?

Коробейник: Мишенька, не расстраивайся. Мы сейчас угостим тебя пряничками. Вот возьми (даешь корзинку с пряниками).

 (Коробейник кладет пряники в корзинку и отдает медведю). Он уходит.

Раздаётся голос петушка.

Коробейник: Чей это голосок?

Это пел нам петушок.

Раньше не было, ребята,

 Ни конфет, ни шоколада

Только сахар да медок

Получился петушок.

Петушок не простой,

Весь прозрачный, золотой.

Петушок-молодец –

 Сладкий, вкусный... (леденец)

Коробейник показывает детям леденцы-петушки.

Коробейник: Очень любили наши прабабушки покупать на ярмарке петушка на палочке.

Коробейник: Дети, а вы пробовали леденец? Какой он на вкус?

Дети отвечают.

Коробейник: Дети, а как вы думаете, почему его называют леденцом?

Дети отвечают.

Потому что он похож на льдинку, такой же прозрачный и тает во рту.

Коробейник: Ой. Какие вы молодцы.  А  вы знаете, петушок просыпается очень рано, вместе с ним встает солнышко. И начинается новый день. Петушка всегда любили и взрослые и дети. Поэтому  петушок часто встречается в русских народных сказках и потешках.

Коробейник: Дети, а петушка  хотите купить?

Дети отвечают.

Коробейник:  А я продам петушка Вам не за денежки, а за сказку. Кто мне назовет сказку, в которой встречается петушок., тому я и продам.

Дети называют.

 Дети, а может кто-то и потешку про петушка знает?

 Дети называют.

Дети покупают леденцы и складывают в свои мешочки.

 Коробейник: Покупки сделали, теперь пора и повеселиться.

 Карусели, карусели,

Закружился стар и мал.

 Кто на них не покатался,

Тот полжизни потерял.

Я вас хочу пригласить  поиграть в игру  «Карусель»

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два -

Вот и кончилась игра.

Коробейник: Ну вот, пора и возвращаться.

 - Вам, дети,  понравилось на ярмарке?

- А что вам понравилось больше всего?

-  Какие покупки вы там сделали?

Сегодня  мы с вами  узнали о том, какие сладости любили люди в старину.  

                       Заходит поваренок и приносит пряники.

- Посмотрите дети, какие ароматные и вкусные пряники. Вы их сделали своими руками.

- Молодцы. Вы сегодня хорошо лепили пряники, правильно отвечали на мои вопросы, внимательно слушали. А теперь пойдемте, дети  в группу пить чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике По мотивам русской народной сказки «Три медведя» в средней группе.

Задачи:Узнавать и называть геометрические фигуры – круг, прямоугольник. Сравнивать геометрические фигуры по величине, понимать соотношение между ними.Считать в пределах «5».Развивать связную реч...

Конспект комплексного занятия в средней группе. ТЕМА: «Русская каша – матушка наша»

Комплексное занятие по ЗОЖ с использованием монтессори-материала....

Конспект занятия по ознакомлению с культурой русского народа дошкольников в средней группе. «В гостях у Марьи Искусницы».

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Художественное творчество" и "Музыка". Цель: знакомство с особенностями быта крестьян на Руси. Задачи:  1.Обогатить и активиз...

ПЛАН – КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «РУССКАЯ ЯРМАРКА».

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура». Задачи:«Позн...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию "Русская ярмарка"

 Конспект ООД расчитан на детей подготовительной к школе группы. В ходе данного педогогического мероприятия дошкольники познакомяться с нетрадиционным материалом для творчества - синельной...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Русская ярмарка» в старшей группе.

Занятие составила и провела: воспитатель Сапега А. А.Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Русская ярмарка".Направление:"Русская культура и на...

Конспект занятия в средней группе "День русского языка"

Конспект занятия в средней группе "День русского языка"...