"Воспитание через искусство"
статья на тему

Низамиева Люция Варисовна

Воспитание через искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_cherez_iskusstvo.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО

Эстетическое воспитание –

целенаправленный процесс

формирования творческой личности,

способной воспринимать и создавать

художественные ценности.

Б.Т.Лихачев

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и эмоциональную активность, даже влияет на физическое развитие.

Задачи эстетического воспитания дошкольников направлены на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Прежде всего,  это среда, в которой ребенок живет и развивается. Оно оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими.

Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Подготовку к воспитанию искусства нужно начинать с детства. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Искусство предстает в виде огромного количества художественных произведений, созданных живописцами и оказывает воздействие на воспитание культуры, вкуса, гармонии. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. А.А.Блок сказал: «Живопись учит смотреть и видеть. Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети».

Искусство пробуждает у детей способность не только чувствовать гармонию, красоту, но и создавать их во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.

Искусство способно властно вовлекать людей в свое «энергетическое поле», оно воздействует на личность ребенка, поэтому программа «Образ и мысль» является жемчужиной вариативных программ.

Курс «Образ и мысль» ориентирован на обучение детей рассматриванию и обсуждению произведений мирового искусства. В процессе обсуждения дети учатся понимать своеобразие эстетического, постигать смысл художественных образов.

Цель обучения:

  • Познакомить детей с произведениями искусства разных стран и народов;
  • Дать детям возможность понять, что многие произведения искусства «рассказывают свои истории»;
  • Укрепить в детях уверенность в том, что они способны самостоятельно интерпретировать эти истории;
  • Развивать у каждого ребенка его собственное отношение к искусству.

По мере того, как совершенствуется эстетическое воспитание детей, растете их способность изучать другой, не знакомый им материал.

В течение года, из занятия в занятие идет работа по развитию зрительной памяти, художественного мышления и воображения в виде бесед, наблюдений, анализа детских работ. Становится заметным прогресс общего культурного уровня и обогащения изобразительной деятельности. У детей отмечается творческое оживление, эмоциональная и вербальная раскованность, желание проявить себя в художественно-продуктивной деятельности. Ведь эстетическое воспитание – это еще и рисование, лепка, рукоделие.

Большая роль в этой работе уделяется посещению музеев, запланированное по программе.

Посещение музея – событие в жизни ребенка. Ведь не так часто родители водят детей в музеи. Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это безусловно неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом.

Рассматривание слайдов и картин в музее способствует активизации творческой деятельности. Музейный опыт ребенок включает в свое творчество, вносит в традиционные виды детской изобразительной деятельности.

Опираясь на опыт музейных впечатлений, дети лучше ориентируются в мире красоты и добра, что является гарантом общего культурного уровня. Свои впечатления же высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт.

Своеобразие программы «Образ и мысль» в том, что она не ставит перед педагогом задачи «изучения» искусства (о жизни и творчестве художников, об истории создания художественных произведений,…). В фокусе внимания педагога оказываются глубинные личностные изменения, происходящие в детях под воздействием общего с искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание через искусство"

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разг...

Патриотическое воспитание через художественные образ искусства

•  Воспитывать интерес к произведениям искусства. Учить детей рассматриватьслайды, замечать художественные средства выразительности.•  Побуждать детей рассуждать.•  Развивать вооб...

Духовно-нравственное воспитание через искусство

Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Значение народного искусства в поликультурном воспитании дошкольников....

«Развитие нравственного воспитания через искусство у детей 2-3 лет»

Первые «крупицы» нравственного воспитания ребенок получает в раннем возрасте. В этот период дети усваивают навыки культурного поведения, начинают понимать мотивы общественной значимости, выполняют пор...

Воспитание через искусство хореографии

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Заинтересованность детей, в хореографии даёт педагогу возможность проводить с ними большую воспитательную работу....