ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
статья по теме

Рагузина Наиля Рястямовна

Значение народного искусства в поликультурном воспитании дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raguzina_n.r._-_tekst.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Рагузина Наиля Растямовна

воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад  №3 комбинированного вида» села Лямбирь Республики Мордовия

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поликультурное воспитание, народно-прикладное искусство, национальная культура, орнамент

АННОТАЦИЯ. Значение народного искусства в поликультурном воспитании дошкольников.

      В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям других  народов, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало  занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.

      Важно помнить о том, что поликультурное воспитание должно быть повседневным делом, пропитывающим всю работу детского сада. Поликультурное воспитание должно проходить на фоне развития добрых чувств людей, коллективных отношений, гуманности, стремления бескорыстно сделать для других добро.

      Народное искусство в национальной культуре занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств, воспитывает лучшие черты народного характера- смелость, гуманность, честность, оптимизм.

       Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любви к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые им из поколения в поколение, учат понимать и любить прекрасное.

      В нашем детском саду в основном представлены три основные культуры нашего края: русская, татарская, мордовская. Знакомим детей с декоративно-прикладным искусством этих народов.

      Например: знакомим детей с образцами татарского народного изобразительного творчества, характерными признаками национальной одежды и обуви (тюбетейки, сапожки- ичиги, фартук). Все это помогает понимать и оценивать красоту татарских национальных предметов, разнообразие их форм.

        Мордовское декоративно-прикладное искусство несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре. Это неповторимая вышивка и национальный костюм, многообразные орнаментальные мотивы и традиционные предметы быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.

       Большую роль в системе поликультурного воспитания детей играет национальная кукла. В нашем детском саду в каждой группе есть национальный уголок с куклами в национальных одеждах, как в женских, так и в мужских. Дети дают им имена: Айсылу и Тагир, Алдуня и Тюштя, Аленушка и Ванюша. С интересом рассматривают национальную одежду на куклах. Наличие в группе таких кукол способствует развертыванию интересных детских игр, воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми разных национальностей.

        Народное декоративно- прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образцов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями. Это вызывает живой эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что в свою очередь, содействует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей, интереса к национальной культуре других народов, на основе которых разовьется интерес детей к разным народам, дружеские чувства к ним.

Список использованных источников:

1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детской аппликации. Москва: Просвещение, 1986

2. Бурляева О.В. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск: Мордовское книжное издательство,  2011

3. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Декоративное рисование как средство развития детского изобразительного творчества....

"Поликультурное воспитание через народное декоративно-прикладное искусство"

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям других народов, народному искусству, потеря народных к...

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год.

Отчет по самообразованию на тему  «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год....

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (консультация)

Поликультурное воспитание через народное декаративно-прикладное искусство...