ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (консультация)
консультация

Цуглаева Галина Цереновна

Поликультурное воспитание через народное декаративно-прикладное искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dek-priklad.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

(консультация)

Подготовила

   воспитатель

Цуглаева Г.Ц.

      В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям других народов, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.

      Важно помнить о том, что поликультурное воспитание должно быть повседневным делом, пропитывающим всю работу детского сада. Поликультурное воспитание должно проходить на фоне развития добрых чувств людей, коллективных отношений, гуманности, стремления бескорыстно сделать для других добро.

      Народное искусство в национальной культуре занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств, воспитывает лучшие черты народного характера- смелость, гуманность, честность, оптимизм.

       Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любви к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые им из поколения в поколение, учат понимать и любить прекрасное.

      В нашем детском саду в основном представлены две основные культуры нашей республики: русская, калмыцкая. Знакомим детей с декоративно-прикладным искусством этих народов.

(показ выставки: национальные костюмы: (калмыцкие и русские, народные игрушки: (матрешки, игрушки с росписями гжель, хохлома), альбомы с образцами орнаментов)

      Например: знакомим детей с образцами калмыцкого народного изобразительного творчества (картинами русских и калмыцких художников, с народными игрушками, орнаментами), характерными признаками национальной одежды и обуви (бүшмүд, терлг, бииз, цегдг, махла, махла деер улан зала, рубаха, портки, кокшник, платок, сапоги).

Все это помогает понимать и оценивать красоту калмыцких и русских национальных предметов, разнообразие их форм.

         Декоративно-прикладное искусство несет в себе типичные черты, присущие и свойственные народу, его культуре. Это неповторимая вышивка и национальный костюм, многообразные орнаментальные мотивы и традиционные предметы быта.

       Большую роль в системе поликультурного воспитания детей играет национальная кукла.

Для приобщения детей к культуре народов просто необходимо иметь национальный уголок с куклами в национальных одеждах, как в женских, так и в мужских, хотя зачастую куклы в мужских костюмах встречаются очень редко.

Для ознакомления можно предложить детям рассмотреть национальную одежду на куклах.

 Дать им имена: Алтана, Баир, Айсылу и Тагир, Аленушка и Ванюша.

 Наличие в группе таких кукол способствует развертыванию интересных детских игр, воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми разных национальностей.

(вопрос педагогам)

- Перечислите формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством. (беседы, НОД, рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстрацией, альбом, открыток)

- Скажите декоративно-прикладное искусство с какой НОД тесно связана?

( занятиями рисованием, лепкой, аппликацией)

        И в заключение хочется сказать народное декоративно- прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образцов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями. Это вызывает живой эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что в свою очередь, содействует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей, интереса к национальной культуре других народов, на основе которых разовьется интерес детей к разным народам, дружеские чувства к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Значение народного искусства в поликультурном воспитании дошкольников....

Статья «Эстетическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство».

Во время знакомства с декоративно-прикладным искусством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости з...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук через декоративно-прикладное искусство»

Консультация предназначена для родителей, которым не безразлично будущее своего ребенка, его творческий потенциал, правильная речь, твордо поставленная рука....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей через декоративно-прикладное искусство»

С раннего детства, занятия с ребенком творческой деятельностью - является неоценимым шансом формирования гармонично развитой личности. Для вашего ребенка занятия лепкой, рисованием, конструированием ...

"Поликультурное воспитание через народное декоративно-прикладное искусство"

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям других народов, народному искусству, потеря народных к...

"Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство"

         Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусст...