"Поликультурное воспитание через народное декоративно-прикладное искусство"
консультация по рисованию (подготовительная группа) по теме

Тертова Елена Михайловна

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям других народов, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста. Поликультурное воспитание в детском саду можно формировать через музыку, художественное слово, фольклор, а также декоративно-прикладное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Консультация для воспитателей.

 Тема: «Поликультурное воспитание через народное декоративно-прикладное искусство».

           В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям других народов, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста. Поликультурное воспитание в детском саду можно формировать через музыку, художественное слово, фольклор, а также декоративно-прикладное искусство.

           Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества, такие как А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведением народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.        

         Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, благотворно влияет на детей, развивает их творчество и знания, «несет детям красоту».

        Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому я поставила перед собой задачу – направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство лежит в основе содержания занятий с дошкольниками по ознакомлению их с видами декоративно-прикладного искусства.

Опыт моей работы показывает, что период дошкольного возраста - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, которые накапливаются человечеством, поэтому я выбрала следующие направления в работе:

  • Тщательно изучила материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов;
  • Уточнила методы и приемы, исполнения в росписи;
  • Разработала рабочую программу, в котором занятия проходят 1 раз в месяц, совместная деятельность в режимных моментах 1 раз в неделю, совместная деятельность детей и родителей 1 раз в месяц;
  • Провела работу по организации развивающей среды (изготовление практического материала, разрабатывание развивающей игры, папки с силуэтным моделированием, таблиц с элементами народных росписей, создание условий для самостоятельной деятельности);
  • Подобрала доступный материал для творчества, обеспечила наличие его разных видов (глина, краски, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрационный материал.

         При этом формы проведения занятий выбираю разные: занятие-упражнение, занятие-вариация, занятие-импровизация, занятие-праздник, интегрированное занятие, бинарное занятие (народные промыслы и народная музыка, народные промыслы и художественный труд, народны промыслы и история, народные промыслы и художественная литература, народные промыслы и устное народное творчество), занятие-путешествие по художественным промыслам; занятие-экскурсия, ярмарка.

       Знакомя детей с изделием народных промыслов, стараюсь приобщать детей к различным искусствам, помочь им войти в мир прекрасного, учить видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни.

      Стараюсь научить видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту форм, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать и любить.

       Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:

- знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;

- углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;

- творческое использование полученных знаний, умений, навыков. Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволит усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, игрушек, и, наконец, по возможности – украшение объемных форм.

       Занятий по декоративному искусству очень мало по плану (1 раз в месяц). А в подготовительной группе программа «Детство» предоставляет для знакомства детей очень много народных промыслов. Совместная деятельность в режимных моментах расширяет возможности по ознакомлению детей с разными видами промысле через:

  • Беседы;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детский работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Использование силуэтного моделирования;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
  • Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
  • Использование физминуток.

         Я начала свою работу с октября месяца. Этот месяц был посвящен дымковской росписи и игрушки и назывался «Волшебная дымка». Дети знакомились с историей дымки, названиям элементов узора, учились рисовать узоры на полосе, круге, квадрате. В процессе работы я поняла, что прежде чем ребенок научится красиво рисовать, необходима индивидуальная работа. В утренние и вечерние отрезки времени в индивидуальной работе я упражняю детей в отработке технических навыков.

         В конце месяца мы открыли салон декоративного рисования «Волшебный завиток» и пригласили родителей.  Этот вечер провели в форме ярмарки, дети и родители разрисовывали различные силуэты, лепили. Очень интересен был для детей мастер-класс Киселевой Вилены Александровны, в прошлом она посещала кружок декоративно-прикладного искусства. Она рассказала, как изготавливается игрушка и показала способ лепки.

        В процессе работы по данной теме я пришла к выводу, что использовать разнообразные техники – это результативно, но самое важное, я думаю научить детей владеть кисточкой, чувствовать ее, двигать ею как дирижерской палочкой, создавая музыку узора, набирать краски столько, сколько нужно, создавая оттенки. Во время самостоятельной работы я приободряю их пословицами и поговорками, например: «Терпение и труд – все перетрут», «Умением да рукоделием и себе и людям славу приносят». Я считаю, что очень важно, чтоб маленький человечек, взявший в руку кисточку, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, способным творить чудо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Значение народного искусства в поликультурном воспитании дошкольников....

Формирование основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Декоративное рисование как средство развития детского изобразительного творчества....

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год.

Отчет по самообразованию на тему  «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год....

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (консультация)

Поликультурное воспитание через народное декаративно-прикладное искусство...