«Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях»
статья на тему

Глебова Елена Эдуардовна

Контрольная работа по теме:  «Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Центр непрерывного художественного образования»

Учебный курс «Особенности музыкального развития дошкольников в современных условиях»

Контрольная работа по теме:

«Воспитание патриотизма

на музыкальных занятиях»

Научный руководитель

Горяев В.Г.

Подготовила

Глебова Е.Э.

Группа №10 ДОУ 46

Москва 2014 г.

"С чего начинается Родина?". Да, наверное, "с той песни", а еще – с того знакомого с самого детства места, где мы родились, с того города, где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу...

У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ.

Воспитание любви к своей Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области науки и искусства является основой для развития чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Дошкольный период в жизни ребёнка, является началом формирования у него представлений о доме, родителях, городе, где родился ребёнок, обо всем, что его окружает.

К шести годам у дошкольников возрастают интеллектуальные возможности, расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются и задачи нравственного воспитания: у детей педагоги воспитывают чувство любви к России, родной природе, дружелюбие по отношению к людям других национальностей. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, и соответственно вести себя, как будущий гражданин России.

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку.

Напившись из чистого родника, ребенок познаёт  сердцем родной народ, становится  духовным наследником его традиций, а значит, растёт  настоящим человеком.

При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой.

Воспитание патриотизма в разных видах музыкальной деятельности

- пение

- слушание

- муз-ритмические движения

- игра на ДМИ

Пение

Как уже говорилось ранее, в фольклоре, в народном песенном репертуаре нет песен для исполнения детьми.  Есть песни, которые стилистически подражают народным («К нам гости пришли» композитор Александров). Но эти песни, опираясь на ту же народную основу, всё равно достигают поставленной цели.  

А истинно народные песни – в исполнении взрослых - имеют четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просто сеяли»).

Было проведено занятие «Кукла – доченька моя» в младшей группе №1 – ко Дню Матери.

На этом занятии были использованы как народные потешки, так и стилизованные.

Мы разбудили спящую куколку, наговорили ей приятных слов:

- Ротик – клюковка,

Носик – пуговка,

Глазки – луковка –

Дочка моя куколка.

А потом стали кормить:

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку…

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Потом мы с ней потанцевали, погуляли, и устали…

Укладывали спать, пели колыбельную песенку… (приложение)

Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своей маме…

Что касается старших дошкольников – патриотизм в песенном исполнительстве – это помимо прочего -  знакомство с военными песнями, которые мы неизменно используем на 9 мая, стараемся что-то исполнить, что-то просто послушать. День Защитника Отечества, конечно, играет важную роль в воспитании патриотизма – тоже стараемся что-то исполнить, что-то послушать. Марш «Прощание Славянки» - который неизменно ассоциируется у нас с гордостью за нашу страну, используется на всех патриотических мероприятиях.

В этом году в сентябре мы подготовили занятие ко дню города – учили песни о Москве, и даже о нашем районе. Считали мосты в Царицыно, пруды, и гордились нашим районом и нашим городом. (приложение)

Слушание

Как я уже неоднократно говорила, очень сложно заставить сегодняшнего ребёнка просто сидеть на стуле и слушать классическую музыку. Поэтому приходится искать новые подходы. Презентации, мультфильмы. Ко дню музыки – 1 октября – было проведено занятие с подготовительными группами с использованием «иллюстраций»…

Мы смотрели «осенние» картины русских художников и слушали «осеннюю» музыку русских композиторов. В частности сравнивали картину Левитана «Ранняя осень» с произведением Чайковского «Сентябрь», а потом рассмотрели «Позднюю осень» того же Левитана и послушали «Ноябрь» Чайковского.  Не знаю, насколько дети запомнили всю эту информацию, но думаю, бесследно она не прошла.

Вот недавно я сделала видеонарезку с весенними картинами русских художников под «Апрель» Чайковского.  Послушали, посмотрели, понравилось. Аналогичную нарезку смотрели в декабре – Зимний вариант.

Слушали «Картинки с выставки» Мусоргского и я рассказала детям историю создания этого произведения. Есть замечательный мультфильм в поддержку этой замечательной музыки.

Повторюсь – Любить свою Родину, значит знать её. И такие занятия, надеюсь, становятся маленькими кирпичиками в этом знании.

Музыкально-ритмические движения

Танцы, с использованием основ народного танца – хороводы, плясовые – это всегда выигрышный вариант, особенно если использовать народные костюмы. И пусть это не всегда чисто народные мелодии, но настрой передаётся всё равно.

Воспитание патриотизма в этом виде музыкальной деятельности происходит через знакомство с русской музыкой, русскими костюмами…

Игра на ДМИ

Ложки! Ложки используем в любом возрасте! С младшей до подготовительной группы. На осенней ярмарке дети подготовительной группы пели про ложки …. «наши ложки знает целый мир»…. – и играли на них.  А малыши весной просто играли на ложках и танцевали. Ложки – это всегда задор, веселье, как правило плясовая русская музыка, и это всегда здорово!

Ну, и большую роль в воспитании патриотизма играют народные игры. Их используем на занятиях и праздниках, подвижные, хороводные, со словами, с пением.

Вот на Масленице играли в «Золотые ворота», «Бабу Ягу», «Карусели», бегали ручейками.

В нескольких группах были проведены отдельные занятия, посвящённые Масленице, рассказали, показали, поиграли…  Приобщились немного к народному веселью. (приложение)

Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

22 апреля – глобальный праздник — Международный день Матери-Земли (International Mother Earth Day), проводимый под эгидой ООН, — день нашего общего уютного дома.

Традиция отмечать 22 апреля День Земли зародилась в США в 1970 году, в 1990 году этот день стал международной акцией. В России его отмечают с 1992 года.

Мы со своей стороны тоже традиционно отмечаем этот праздник со старшими группами детского сада.

Этот сравнительно «молодой» праздник бесспорно призван познакомить  детей не только с экологией и природой нашего края в частности, но и всей планеты Земля в целом. Дети смотрят видеоролик «Ода Земле», в котором ярко и красочно показана красота нашей планеты во всех проявлениях.  (приложение)

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитывали в них чувство любви к своей Родине, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Нашим детям и нам взрослым есть, с кого брать пример. Нам всем есть, кем гордиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание на музыкальных занятиях.

Музыка - одно из средств  формирования полоролевого воспитания детей....

патриотическое воспитание на музыкальных занятиях

«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» — писал Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца не возможно. Чувство патриотизма так многообразно по своему соде...

Гендерное воспитание на музыкальных занятиях.

Гендерное воспитание на музыкальных занятиях...

"Гендерное воспитание на музыкальных занятиях"

Консультация для воспитателей...

Презентация "Нравственно- патриотическое воспитание на музыкальных занятиях"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в   детях, заложить нравственные основы, которые сделаю...

Консультация для педагогов тема: "Экологическое воспитание на музыкальных занятиях"

quot;"  Экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Разрешение их возможно только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношен...

БУКЛЕТ "гЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ"

БУКЛЕТ "гЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ"...