НОД по экспериментальной деятельности по программе "Мир открытий"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

шилова кадрия ирековна

Для составления данного конспекта была использована следующая литература: Основная общеобразовательная программа МДОУ, составленная на основе комплексной образовательной программы «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой; «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»   Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                       Утверждаю

Старший воспитатель                                                       Заведующий

МБДОУ «Детский сад №6»                                              МБДОУ «Детский сад №6»                                    

_________ В. В. Вертепова                                               ___________ Г. Н. Кирияк

                           

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 по познавательному развитию

 опытно-экспериментальной деятельности

в средней группе №10

на тему «Волшебный магнит».

                                                                     Воспитатель: К.И.Шилова

                                                                                               

2017г.

Пояснительная записка.

          Для составления данного конспекта была использована следующая литература: Основная общеобразовательная программа МДОУ, составленная на основе комплексной образовательной программы «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой; «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»        Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.; интернет – ресурсы. Материал подобран с учётом уровня развития детей, их знаний и умений.  Введение в НОД сундучка с сюрпризом и тайного мешочка с магнитами   настраивает  детей на решение познавательной задачи. Введение сказочных персонажей с заданиями превращает образовательную деятельность в увлекательную игру, вовлекает детей в поисковую деятельность и отвечает на интересующие ребёнка вопросы, самостоятельной проверки своих предположений, воспитывает желание прийти на помощь. Художественное слово  привлекает внимание к теме. В ходе проведения НОД предусматривается смена умственной и двигательной деятельности, коллективных и индивидуальных опытов и ответов, работа с использованием наглядного материала и без него. Проблемные вопросы активизируют экспериментально-мыслительную деятельность. Рациональное использование зон, сохраняет у детей интерес к деятельности.

Тема: «Волшебный магнит».

Цель.

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи.

Воспитательные:

- воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности,

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей,

- воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим,

- воспитывать аккуратность в работе.

Развивающие:

- развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через познавательно-исследовательскую деятельность,

- развивать стремление к самостоятельному познанию и размышлению,

- развивать логическое мышление и любознательность.

Обучающие:

- познакомить с понятиями «магнит»;

- сформировать представление о свойствах магнита;

- формировать умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, побуждать делать простейшие выводы и обобщения.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное.

Материал и оборудование: 

-Сюрпризный мешочек и сундучок.

- подносы с крупой и железными, пластмассовыми, резиновыми, деревянными и другими предметами;

- магниты на каждого ребёнка;

- стеклянные стаканы; рыбки

- надувной бассейн с водой;

- картонные дорожки и монетки;

- магнитный мольберт.

Развивающая среда. Групповая комната, поделенная на зоны.

Активизация словаря: магнит, притяжение, опыты.

Предварительная работа.

Игры с магнитной доской и магнитным театром, конструктором; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»

Методы. Наглядный, словесный, практический.

Приёмы. Вопросы, побуждающие к постановке проблемы; схематичное моделирование опыта; игры -опыты, поощрение, похвала.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Вводная часть.

        Постановка проблемной ситуации

Организационный момент:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Ребята, посмотрите, что это такое? (появился сундук и мешочек)

-Интересно, а почему мешочек прилип к сундучку? Посмотрите, ничего не получается.

Что такое лежит внутри мешочка? (достает большой камень)

 Посмотрите, это не один камень, а много камешек собрались все вместе. Давайте, мы их разделим.

Посмотрите, они снова притягиваются друг к другу. Молодцы, ребята, вы справились. Это не простые камни, а волшебные.

- Какие они?

- Давайте попробуем поднести камень к сундучку. Что произошло?

Как вы думаете, что это за камешки?

Магнит - это камень, который притягивает железные предметы.

Вот перед вами волшебный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

- Давайте откроем сундучок и узнаем, что в нем есть. Он закрыт. Чтоб его открыть, что нам нужно? Правильно, найти ключ. А может быть, ключ спрятали под сундучком?

-Какой сильный магнит, может поднять сундук. Нет, здесь только конверты. Что это за конверты? Я думаю, что в них задания для нас и, если мы все выполним правильно, мы найдем ключ. А помогут нам в этом магниты.

2. Основная часть.

Ребята, давайте встанем в круг.

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три – волшебство скорей приди.

  1. Заглядываем в конверт.

Задание « В гостях у Золушки»

        Опыт «Всё ли притягивает магнит?»

- Злая мачеха подсыпала что-то в крупу, которая перебирала Золушка. Давайте поможем отыскать эти мелкие предметы Золушке при помощи магнита и снова навести порядок. Волшебство начинается.

Что помог притянуть магнит?

Положите их на отдельный поднос.

- Вы провели магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему.

-А какие предметы магнит не притянул?

Вывод: (выставляю на доску схему с изображением магнита и металлических предметов)

2 конверт. Игра-опыт «Помоги Черепахе Тортилле»

- Так вот звонила Черепаха Тортилла и рассказала мне, что ее любимый пруд, в котором она живет уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит много железного и металлического мусора. Черепаха просит вас помочь очистить пруд. Только одно условие: достать мусор, не замочив руки. Ну что поможем обитателям пруда? Как?

 

- Молодцы! А теперь предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Сказка дает нам отдохнуть.

Отдохнем и снова в путь!

Вот Дюймовочки слова:

Чтобы была спина прямая:

Поднимитесь на носочки

Словно тянетесь к цветочкам

Раз, два, три, четыре, пять

Повторите-ка опять.

Красной шапочки совет:

Проживешь ты много лет

Если  бегать и скакать

Раз, два, три, четыре, пять

Повторите-ка опять.

-Продолжаем наше путешествие.

3 конверт. Игра  « Друзья для Золотой рыбки».

- Посмотрите, в стакане с водой у каждого плавает рыбка, давайте выловим ее, не замочив рук. Как можно достать рыбку при помощи магнита?

-  Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук?

  (Выставляю на доску карту-схему, где магнит действует через стекло и воду )

4 конверт.        Игра-опыт «Помоги Буратино»

- А сейчас я предлагаю вам помочь Буратино. Он растерял все монетки, которые нес папе Карло. Они рассыпались у него по разным дорожкам. У вас у всех лежат карточки с этими дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

 - Что происходит с монеткой?

 - Почему так происходит?

-Какой мы можем сделать вывод?

-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

3. Рефлексия.

-  Вот и закончились наши удивительные приключения! Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями! Но у нас остался еще один конверт. Посмотрим, что же внутри. Это ключи. Но какой ключ откроет сундучок? Нам поможет магнит.

(Выкладываются ключи на стол из разного материала)  

- Почему притянулся ключ?

- А почему магнит не смог поднять другие ключи?

-С каким волшебным камнем вы познакомились?

-С какими свойствами магнитов вы познакомились? (цепочкой)

 

 

Дети  заходят в группу.

Мешочек.

Дети рассматривают камень.

Делят большой камень на меленькие каждому ребенку и собирают снова вместе.

Ответы детей (гладкие, холодные, черные, тяжелые).

(он прилип)

Полина читает стихотворениее:

«Бывает маленьким,

Бывает большим,

Железо очень дружит с ним

С ним и незрячий, непременно,

найдет иголку в стоге сена.»

(магниты)

(поднимаем сундучок при помощи магнитов)

Выполнение динамической паузы для настроя на опытно-экспериментальную деятельность.

Звучит музыка волшебства.

Идут к столу с первым заданием.

Самостоятельная работа с предметами и магнитом.

Ответ детей (Шурупы, гайки, булавки…)

Дети аккуратно складывают на поднос предметы.

Ответы детей (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)

Вывод детей: провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

Идут к надувному бассейну.

Ответы детей.

Из большого напольного бассейна дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор.

Магниты, привязанные к удочкам, разные по величине, и соответственно по силе притяжения. В ходе практической деятельности дети приходят к новому выводу: что чем больше магнит, тем он сильнее, а значит может примагничивать большие металлические предметы.

Идут к индивидуальным столам.

Магнитом ведут по стенке стакана. Магнит поднимает рыбку.

Ответы детей.

Вывод: магнит может действовать на предметы через стекло и воду.

Проходят к столу с дорожками.

(Двигается)

Ответы детей.

Вывод: магнит оказывает свое волшебное действие через картон.

Он железный.

 Другой пластмассовый и бумажный

Магнитом.

-Магнит притягивает железные предметы.

-Магнитные силы проходят через разные материалы и вещества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность "Наши первые открытия"

В процессе опытно-экспериментальной деятельности у детей развиваетя познавательный интерес  к экспериментированию .Дети   получают  доступные знания о науке – дактилоскопия и под...

Конспект открытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» на тему : «Чудесница вода» (опытно- экспериментальная деятельность) для детей первой младшей группы

Конспектоткрытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»на тему : «Чудесница вода»(опытно- экспериментальная деятельность)для детей первой младшей группы...

Конспект открытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» на тему : «Чудесница вода» (опытно- экспериментальная деятельность) для детей первой младшей группы

Конспектоткрытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»на тему : «Чудесница вода»(опытно- экспериментальная деятельность)для детей первой младшей группы...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» младшая группа

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей....

Конспект открытой организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»

Программное содержание:Знакомить детей со свойствами воды.Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать речь, мышление и любознательность детей.Развивать умение давать полные ответы на вопросы...