Сообщение. Тема: «Использование приёмов ТРИЗ в ДОУ»
консультация (подготовительная группа) на тему

Романько Елена Николаевна

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

   Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

   Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

   Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл coobshchenie_na_seminar.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение «Подгоренский детский сад № 2» Подгоренского муниципального района Воронежской области

Сообщение.

Тема:

«Использование приёмов

ТРИЗ  в  ДОУ»

Подготовила

Воспитатель ВКК

                                                                        Романько Е. Н.

 

п.г.т. Подгоренский

2017г.

Использование приёмов ТРИЗ в  ДОУ

Слайд 2 

 В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования  современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу.

В решении жизненных задач поможет использование игр, основанных на использование приемов ТРИЗ.  

Слайд 3

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.  Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач-логических операций.

Слайд 4

В настоящий момент технология  ТРИЗ в ДОУ  носит актуальный характер. Так как  все занятия и игры, упражнения  предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности, то они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Слайд 5

  Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поддержать и обеспечить  развитие речевых  способностей дошкольников помогут такие методы:

Обучение  составлению сравнений, загадок, логических рассказов,

рифмованных текстов,  текстов сказочного содержания, обучение приемам фантазирования, творческому рассказыванию.

Слайд 6

 Рассмотрим более подробно некоторые методы  и приемы  ТРИЗ.

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов. Автор метода  Чарльз Вайтинг (Англия) «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания.

План действий:

-Выбрать объект природного или рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект) Например, самовар

-Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо», например, дерево, мороженое, фонарик

-Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов

  1. Дерево с корнями, вечнозеленое;
  2. Мороженое  ванильное, в стаканчике;
  3. Фонарик: светящийся, маленький.

-Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и  развить их путем свободных ассоциаций. 

Новые сочетания

  1. Самовар с корнями, вечнозеленый;
  2. Самовар ванильный, в стаканчике;
  3. Самовар  светящийся, маленький.

-Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Можно зарисовать, слепить предмет с необычными свойствами.

Слайд 7

В познавательном развитии  можно использовать такие методы: «Системный оператор» или Волшебный экран, «Мозговой штурм» (МШ), Игру "Да-Нетку", пособие «Круги Луллия», Структурный подход.

Слайд 8

Остановлюсь на системном операторе. «Системный оператор» или Волшебный экран-– это одно из первых упражнений развития системного    логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном и в генетическом (временном) аспектах, а также видеть его антисистему.

Слайды  9-13

Задача педагога научить детей мыслить системно с помощью системного оператора, используя таблицу, схемы, используя  модель анализа объектов «пятиэкранку», «шестиэкранку»  «девятиэкранку». Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Дети представляют себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.

Слайд 14

В социально-коммуникативном  развитии  можно использовать такие методы: Метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ)  можно моделировать социальные отношения. Эмпатия- научить детей отождествлять себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо. Системный оператор  – умение мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Метод фокальных объектов  – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.  Морфологический анализ, круги Луллия.  

Слайд 15

Рассмотрим круги Луллия. Раймонд Луллий создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного размера, нанизанных на стержень и разделенных на одинаковое количество секторов. Целесообразно использовать не более четырех кругов, с количеством секторов от 4 до 8. Круги Луллия можно использовать в качестве пособия для ознакомления с окружающим миром, для  развития речи, математики..

Цели:

-формирование целостной картины мира.   (Д/И «Чей малыш» , «Чьи следы» «Чей хвост» , «Кто где живет?»)

-соотнесение цифры  с количеством предметов; формы  предмета с геометрической фигурой, размером:

-различать и называть цвета, умение составлять узор, обозначать результат словами "такой", "не такой"  Д/И «Подбери по цвету»,  «Что перепутал художник?» 

Слайд 16

 В художественно-эстетическом развитии дошкольников  можно применять  

Метод  Моделирование Маленькими Человечками при смешивании цвета.

Метод Мозгового Штурма для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать?

Метод Морфологического  анализа дети  с  удовольствием  экспериментируют  над  знакомыми  героями сказок  и  придумывают  новые  образы,  придают  им  несвойственные  черты характера (исправляют плохое, вредное) и передают это в сюжетном рисунке, коллаже.

Слайд 17

Метод эмпатии -дети учатся эмоционально, естественно изображать предметы живой и неживой природы на языке рук и движений, мимики, взгляда. Умение ставить себя на место любого предмета помогут решать творческие задачи. Метод эмпатии- разработан  У. Гордоном (США)- суть метода –сделать незнакомое - знакомым, а привычное –чуждым.

Цель: учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь, или во что-нибудь в проблемной ситуации;

-развитие социального и эмоционального компонентов личности.

Слайд 18

Физическое развитие дошкольников методами ТРИЗ

Синектика (аналогия) формировать способность к подражанию действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение.

Метод типового фантазирования: Увеличения-Уменьшения

развивать воображение на основе представления о том, что будет, если объект (живой, неживой) увеличить, уменьшить, уметь это показать с помощью движений и эмоций. Был большой мяч - Волшебник Уменьшения

уменьшил его. Большой мяч подбрасывали двумя руками, а маленький мяч можно подбрасывать одной рукой и ловить одной рукой, перебрасывать с одной руки на другую, зажать в руке.

Дробление и объединение - развивать воображение на основе представления о том, что будет, если нечто разделить на части или из частей составить одно целое. Большой снежный ком, прикоснулся к нему Волшебник Дробления и разлетелся снежный ком на маленькие снежки, которые можно взять в руку, поиграть - О. Р. У. со снежками - кто дальше бросит.

ММЧ. Драматизация-моделирование маленькими человечками предметов, задач помогает понять, что происходит внутри вещей (систем). Ребенок в движении переживает разные ситуации, испытывает разные чувства.

Слайд 19

Процесс познания – это активная деятельность, связанная не только с исследованием признаков объектов и установлением причинно-следственных связей, но и их преобразование с какой-либо целью. Для развития этих способностей необходимо понимание приемов преобразования, которые для ребенка представляются в виде Волшебников:

-Увеличение — Уменьшение;

-Дробление — Объединение;

-Оживление — Окаменение;

-Могу все — Могу только;

-Наоборот;

-волшебники Времени

Целесообразно играть с волшебниками в любые свободные минутки.

Например: в произведении К. Чуковского «Мойдодыр» поработали волшебники «Оживление» (мочалка стала летать) и «Объединение» (Умывальник стал разговаривать и думать,  то есть объединился со свойствами человека).

Слайд 20

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Слайд 21

Литература.

1. Сидорчук Т.А.,  «Я познаю мир»  Ульяновский дом печати, 2015. 

2. Сидорчук Т.А.,  Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновский дом печати, 2015. 

3. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.

4.Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

Сообщение на родительском собрании на тему "Использование физкультурных минуток, как способ улучшения здоровья дошкольников"

В сообщении говорится о том, что физкультурные минутки развивают детей физически, помогают снять утомление. развивают эмоции и улучшают здоровье дошкольников....

Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....

Занятие, сообщение, презентация к сообщению по теме: "Использование ИКТ в процессе знакомства дошкольников с культурно - историческим наследием Владимирской области"

В данном материале содержится конспект образовательной деятельности, сообщение и презентация по теме: "Использование ИКТ в процессе знакомства дошкольников с культурно - историческим наследием Вл...

СООБЩЕНИЕ Тема: «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста» (практическое занятие)

Практическое занятие «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...