Инновационный опыт по теме: «Природоохранные акции в формировании экологического сознания дошкольников»
опыты и эксперименты на тему

Чегодаева Елена Анатольевна

 Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.Если система работы педагога по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_opyt.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный опыт по теме: «Природоохранные акции

в формировании экологического сознания дошкольников»

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 116

комбинированного вида»

городского округа Саранск

Чегодаева Е.А.

Обоснование актуальности и перспективности.

Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша экология переживает трудное время. В наше современное время все больше и больше загрязняется природа из-за необдуманной деятельности людей. Сколько вырубается лесов, загрязняется водоемов, сколько гибнет растений и животных! Из года в год ситуация не улучшается, а только усугубляется.

Что же делать для того, чтобы оставить нашу природу, пусть не «первозданной», но ЖИВОЙ? Видимо, нужна целая система мер и рациональных методов оздоровления природы и сохранения ее.

Но никто нам не поможет, пока мы сами этого не захотим. От нас, от разумных существ, зависит, как долго будут расти леса, петь птицы, плескаться рыба в наших реках. Хочется призвать всех людей: «Помогите природе, помогите себе, чтобы быть здоровыми, не бояться за завтрашний день. Помогите нашим будущим поколениям жить еще не одно тысячелетие!».

 Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Наши дети экологически не воспитаны, т.е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Поэтому очень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, так и он сам учится относиться к ней. Поэтому одной из основных задач каждого ДОУ должно быть формирование у детей экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Гипотеза

Если система работы педагога по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата.

Цель: формировать активную жизненную позицию защитника природы у детей, родителей и социума.

Задачи

Формирование системы элементарных научных экологических знаний;

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе у детей;

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;

Привитие трудовых природоведческих навыков;

Экологическое просвещение родителей.

Результативность применения природоохранных акций

Для детей:

Ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения.

Имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях. Самостоятельно пользуется доступными познавательными умениями.

Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы, владеет первоначальными обобщенными представлениями о мире природы.

Для педагогов:

Понимание экологических проблем и причин, их порождающих.

Участие в реальной деятельности по сохранению улучшению окружающей среды.

Взаимодействие с детьми на основе личностно - ориентированной модели воспитания.

Для родителей:

Повышение уровня экологической культуры и информированности взрослых.

Налаженное взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности по экологическому воспитанию.

Этапы проведения акций:

1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала);

2. Практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3. Аналитический (подведение итогов. изготовление фотоальбома, изготовление книжек-малышек, проведение выставки поделок и т.д.)

Заключение

Дети и их родители принимали активное участие во всех мероприятиях по экологическим акциям и получили массу удовольствия и удовлетворения от проделанной работы и достигнутых результатов. Участие в экологических акциях помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности.

В природе нет понятий, что более важное, а что менее. Всё взаимосвязано, всё нужно и полезно. В изучении природоохранной деятельности, дети узнали много интересного и полезного. Осознали, что проблема защиты природы актуальна и работа по проведению природоохранных акций будет продолжена в дальнейшем.

Экологический проект «Берегите первоцветы»

Тип проекта: среднесрочный (март, апрель, май)

Возраст детей: 6-7 лет

Объект исследования: первоцветы

Вид проекта: информационно-исследовательский

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта:

Ознакомление детей старшего дошкольного с природой является одной из важных задач в работе с детьми. При этом важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолировано. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.

Проект, разработанный мной, может использоваться в совместной организованной деятельности в старшей и подготовительной группе детского сада.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, обогащая речь детей, развивать связанную речь детей. 

Задачи:

Образовательные:

Расширять и обогащать активный словарь детей по данной теме;

Закрепить полученные знания о первоцветах, растущих в нашем крае, их особенностями, целебными свойствами.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие;

Развивать умение ориентироваться в пространстве;

Развивать монологическую и диалогическую речь;

Развивать творчество, фантазию;

Развивать экологическое и эстетическое воспитание.

Воспитательные:

Вызвать желание узнать истории, легенды о первоцветах:

Поощрять нравственное взаимоотношение между сверстниками:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

- просмотр презентации “Первоцветы – весенние цветы”;

- НОД по ознакомлению с окружающим миром;

- Беседы;

- Чтение художественной литературы, стихотворений;

- Рассматривание иллюстраций и фотографий;

- Отгадывание загадок;

- Дидактические игры

- Родительское собрание “Первоцветы рядом с нами”.

Проект рассчитан на 12 недель:

I этап – подготовительный (3 недели);

II этап – исследовательский (6 недель);

III этап – заключительный (3 недели).

Этапы реализации проекта

I этап Подготовительный

Март 1-3 недели

- Сбор и анализ литературы по данной теме

- Разработка плана реализации проекта

- Разработка дидактических игр, пособий

- Подборка иллюстративного материала.

- Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.

- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.

- Анкетирование родителей

II этап Основной

Март 4 неделя- Май 1 неделя

- Загадывание загадок, ребусов.

- Чтение легенд и сказок о первоцветах.

- Заучивание и чтение стихотворений.

- Чтение художественной литературы,

- Беседы: “Цветы в легендах”

- НОД “Первоцветы в Красной книге"

- Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

- Изготовление книжек – малышек.

- Рисование экознаков, листовок

- Родительское собрание на тему: ”Первоцветы рядом с нами”

III этап Заключительный

Май 2 – 4 недели

- Участие в выставке поделок в детском саду

Итоговый отчет

"Необходим новый уровень экологического знания людей. На всем пути воспитания и обучения человека - от детского сада до вузов - экологические знания должны иметь высший приоритет".

/ А.Яблоков, академик РАН /

Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности.

А ведь многое из того, что усвоят дети в детском саду, они понесут во взрослую жизнь, и не исключено, что наши дети смогут исправить ошибки сделанные родителями по отношению к природе.

Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и здоровья людей должны быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью развития у детей начальной позиции по этому вопросу. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребёнка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе.         Только  в  этом  случае информация  будет  лично  значимой  и  трансформируется  в  деятельность. Поэтому     природоохранные  акции  при  развитии представлений  о  взаимосвязи  человека  с  природой  имеют большое преимущество перед   другими  формами  и  методами  работы.

Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Выбор мной данной формы работы обусловлен рядом причин:

-акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую ) сторону свое окружение;

-акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;

-в акции  включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;

-данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;

-природоохранные акции позволяют развивать  положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.

 Ведущей в этом процессе стала совместная деятельность взрослого и ребенка. Крупномасштабные работы выполняли только взрослые. Дошкольники были участниками деятельности тремя способами:

- через рассказ воспитателя о событиях и делах,

- наблюдения,

- посредством своего практического участия.

Наш детский сад вот уже на протяжении нескольких лет уделяет особое внимание проблемам экологического образования дошкольников.

Проведение экологических акций в нашем дошкольном учреждении стало одной из интересных форм работы.

Акция «Покормите птиц зимой» стала уже традиционна в нашем детском саду. Она проводится с декабря и продолжается на протяжении всей зимы.

Цель. Приучать детей заботится о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от знания, что, делясь крохами, можно спасти птицу от гибели. Дать детям элементарные знания, чем кормить птиц зимой. Воспитывать доброе отношение к птицам.

В рамках акции был объявлен конкурс на самую лучшую кормушку для птиц, в которой активное участие приняли родители.

С детьми проводились беседы о тяжелой жизни зимующих птиц. О том, какую помощь мы можем оказать им. Ежедневно в кормушки дети насыпали зернышки, крошки хлеба. В рамках акции мы рисовали птиц, использовали в детском творчестве нетрадиционные техники (аппликации из салфеток).

Акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» - акция против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом.

В ходе бесед дети узнали о том, что деревья (в том числе и ель) растут очень медленно и поэтому пришли к выводу: на новый год не нужно срубать елки, а можно нарядить искусственную елочку. Мы нарисовали экознаки, подготовили плакаты, памятки. Был проведен конкурс «Такая разная елочка».

Акция «Берегите первоцветы»

Цель. Уточнить и расширить представления о первых цветах весны. Учить любоваться растущими цветами, беречь прекрасные творения природы. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Эта акция была организована в начале весны. Мы познакомились с первоцветами леса и сада, читали стихи, экологические сказки , легенды о первоцветах. Вместе с детьми подготовили листовки о бережном отношении к первоцветам и расклеили на дверях нашего дошкольного учреждения. С помощью родителей изготовили книжки-малышки, плакат, которые также распространили. Организовалась выставка «Первоцветы».

Так как методических рекомендаций по природоохранным акциям нет, то я старалась находить и использовать в своей работе наиболее интересные формы организованной детской деятельности. Любая природоохранная акция начинается со сбора информации по теме. Мной был подобран соответствующий материал, проводились познавательные беседы, использовались для чтения произведения художественной литературы (стихи, загадки, экологические сказки о елке, птицах, легенды о первоцветах), рассматривались картинки, иллюстрации по соответствующим темам, проводились дидактические и подвижные игры. После проведенных бесед, мы с детьми приходили к выводу о том, что необходимо распространять информацию о бережном отношении к природному миру.

Мы с детьми рисовали экознаки, природоохранные листовки, книжки-малышки и распространяли детям и родителям других групп.

В этих акциях были привлечены родители. Мы организовывали выставки поделок «Такая разная елочка», «Лучшая кормушка», «Первоцветы». Родителям были даны рекомендации по проведению бесед со своими детьми с целью охраны растений, птиц и животных.

Природоохранные  акции  являются  действительно  эффективной  формой  работы  по  формированию  у  детей  представлений  о  взаимосвязи  человека  с  природой.

Таким образом, активная жизненная позиция взрослых членов нашего коллектива последовательно передаётся детям. Из разговоров с детьми, их родителями мы понимаем, что дети стали осторожнее вести себя на природе, бережнее относиться к растениям, животным, стараются не навредить им, бурно реагируют на негативные поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания дошкольников в современной образовательной парадигме

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества в системе дошкольного образования, поэтому данное направление получило широкое распространение в ...

Творческий отчет "Наблюдение и экспериментирование в природе, как основа формирования экологического сознания дошкольников"

материал включает : Наблюдение, как результат осмысленного восприятия. Поиск оптимальных форм и приемов включения детей в наблюдения.  Уссловия организации детского экспериментирования....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников

Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...