Мастер-класс "Рефлексивная деятельность детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Казанцева Светлана Александровна

Мастер-класс предназначен для педагогов, старших воспитателей. Представлены различные виды организации рефлексивной деятельности старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 72_kazantseva.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для старших воспитателей

Тема: «Рефлексивная деятельность старших дошкольников»

Цель: создание условий для активного взаимодействия педагогов.

Задачи: дать представление о классификации рефлексии, раскрыть понятие рефлексия.

Показать варианты проведения рефлексии.

Материал: ноутбук, проектор, экран, презентация, карточки для рефлексии, цветные карандаши, листы с заданием, буквы, памятки, мяч, изображения дерева, радуги, листья, чистые листы, фрагмент занятия, мольберт, магниты, ножницы, клей, картинки, колокольчик.

Время проведения: 20 минут.

Ход проведения:

Методы  и приемы

Деятельность мастера

Деятельность участников

Вводная часть

Указания

1 слайд

2 слайд

Основная часть

Игра «Космическая скорость»

Вопрос

Пояснения

Вопрос

3 слайд

Уточнение  

Вопрос

4 слайд

Карточки на магнитах

 

Отработка практического упражнения

5 слайд

6 слайд

Вопрос

7 слайд

пояснения

выполнение практического упражнения

8 слайд

Пояснения

9 слайд

выполнение практического упражнения

Уточнения

10 слайд

 

Пояснения

Практическое выполнение упражнений

Пояснения

 

Пояснения

Объяснения

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

Заключительная часть

15 слайд

Рефлексия

16 слайд

Для проведения мастер-класса приглашаются педагоги, которым выпали буквы алфавита красным цветом.

Пожалуйста, составьте слово из своих букв.

Это слово «рефлексия»

Тема нашего мастер-класса «Рефлексивная деятельность старших дошкольников».

Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз

Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Цель рефлексии воспитанника не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты.

Когда осуществлять рефлексию?

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам других временных отрезков: изучения темы, итоги дня.

Рефлексия (это подведение итогов, обсуждение результатов). Рефлексия – последний и обязательный этап ООД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача воспитателя.

Как можно организовать рефлексивную деятельность старших дошкольников?

- ключевые вопросы для обсуждения и оценки ООД

Что можно и нужно обсуждать?

- результат – соответствует ли он цели, ожиданиям в начале ООД (он может быть коллективный (у нас получилось?) и индивидуальный (у тебя получилось?);

- моменты, которые требуют коррекции (что хотели бы исправить?);

- содержание (что узнали? О чем расскажите дома?);

- способы, последовательность деятельности (как достигли результата?)

- взаимодействие в ходе деятельности (внимание к интересам других, взаимовыручка);

- отношение к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);

- перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что еще хотели бы сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?)

Я вам предлагаю на бланке ситуацию (тема занятия), прочитайте ее, далее представим себя в роли детей старшего дошкольного возраста, и проведем рефлексию.

 «Горячий мяч»

Дети по цепочке дают ответы на вопросы, передавая из рук в руки мяч. 

За что ты можешь себя похвалить?

Какие задания тебе понравились больше всего?

Что тебя удивило?

Над чем еще надо поработать?

Что, на твой взгляд не удалось? Почему?

Зачем нам это нужно, необходимо?

Какие достижения у тебя сегодня?

      - наглядные средства (карточки, картинки)

Какие вы знаете рефлексивные упражнения с использованием наглядности?

«Дерево успеха»

Предлагаем детям картинку с изображением дерева, три цветных листочка: красный, жёлтый, зеленый; озвучиваем критерии оценки.

После того как сделали дети свой выбор, обязательно спросите почему?

- словесные упражнения

«Синквейн»

«Прием неконченых предложений» или рефлексивный экран

Чтобы дошкольникам было легче запомнить начало фразы можно расположить на радуге, педагог начинает…

Теперь я могу…

Я научился…

Было трудно…

У меня получилось…

Было интересно…

Меня удивило…

Сегодня я узнал…

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель деятельности (занятия), содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности воспитанников.

Выделяют также рефлексию:

- физическую (успел – не успел);

У вас на столе картинки: Упражнение «Плащ»

Раскрась сухой плащ  в жёлтый цвет, а мокрый - в синий.

Время выполнения 20 сек., колокольчик означает время истекло. Кто сделает, покажите мне? руки сложили полочкой (готов работать дальше).

- сенсорную  (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

Проведем психогимнастику: представьте, что у вас в руках лимон и надо выжать из него сок, сожмите его сильно-сильно, чтобы костяшки побелели. Досчитайте до трех. Разожмите кулаки. Что чувствуют ваши руки?  

- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

Оцените предыдущие упражнения, но с помощью цветных кругов: красный (не понял, были трудности), желтый (сомнения, помощь), зеленый (все понятно).

Процесс рефлексии многогранный, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность педагога и детей, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого воспитанника.

Как проводить рефлексию – для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики, рисунки. Всё это позволит вам добиться лучших результатов.

Изготовим наглядный материал для рефлексии

«Метод пяти пальцев» 

На листе картона обводят левую руку. Если девочка или мальчик – выбирают соответствующую куклу. Вырезают, приклеивают.

В нашем случае ладошки уже готовы, вырезать только куклу и приклеить необходимо.

Изготавливают  сами дети, педагог подписывает, поэтому подписываем.

        При рефлексии надевают соответствующую резинку на палец. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?

Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)?

С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла, чем порадовал (а)л?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

«Лист… учета, рефлексии»

Таблица расчерченная можно по дня неделям (5 клеточек), можно критериям (3 клеточки)

Справа вклеиваются рисунки (символы) деятельности: буквы – обучение грамоте, ФЭМП – цифры и т.д. Далее дети отмечают любым принятым способом.

Это все могут сами изготовлять дети. Потому что чтобы использовать в работе эти листы надо детей научить ими пользоваться.

 

Уважаемые коллеги, на чистых листках нарисуйте слоненка, как умеете. Посмотрите на своего слона.

Ели у вас у слоненка большие…

Уши - значит, человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;

глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; 

хобот – знания, которые вы приобретаете;

голова – это мыслительные процессы;

посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;

ноги тонкие – неуверенность.

Спасибо всем за внимание.

Выходят  в круг

Составляют слово

Передают мяч

Присаживаются за столы

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнения

Готовят наглядное пособие

Рисуют  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Природа: мастерство и фантазия» (художественно творческая деятельность)

  Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и и...

Инновационное направление деятельности педагога по проблеме интеграции содержания образовательных областей в музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно...

"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

Проектная деятельность как средство поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Презентационный материал отражающий кружковую работу с детьми старшего дошкольного возраста по проектно - исследовательской деятельности...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...