Диагностическое пособие для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации
методическая разработка на тему

        Описание хода проведения диагностики, методов и инструментов, формы для ведения диагностического журнала, инструкции для обработки и  интерпретации полученных данных и оценочные таблицы. Выводы и рекомендации для корректировки результативности развития детей дошкольного возраста. Адаптация к разному уровню родителей. Учет возрастной периодизации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskoe_posobie_22_11.docx171.89 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое пособие для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации

Яловецкий В.И.  к.т.н., Мамедова Ж.С. к.психол.н., Панченко С.С.  к.пед.н.,

Богданова О.В.,  Нарушев Е.С. к.т.н., Бежанян М.В.

Данное пособие разработано в рамках выполнения Государственного контракта от 20 октября 2017 г. № 08.022.11.0046  «Разработка методов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации», заключенного Министерством образования и науки Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-Технический Центр «Прогресс-Инфотех».  

Введение

Концепция федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  (ФГОС ДО)  относительно педагогической диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования — поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оптимизации работы с группой детей.

Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка. Работа педагога дошкольного образования представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осуществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.

В тексте используются следующие сокращения:

ДОО – дошкольное образовательное учреждение;

ООП – основная образовательная программа;

ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Цель составления методических рекомендаций: оказание помощи педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям, чьи дети не посещают ДОО, в отслеживании и корректировке результативности развития детей дошкольного возраста.

Краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций.

Грамотная организация и использование данных методических рекомендаций при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации позволит педагогам и родителям   отслеживать и корректировать результативность развития детей дошкольного возраста, представленного в виде описания пяти  основных сфер инициативы ребенка.

Основная часть

Методические подходы к применению диагностического материала в практике работы дошкольных образовательных организаций Российской Федерации (для педагогов), в домашних условиях (для  родителей)

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.

В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: деятельностных умений ребенка, интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Сущность и содержание диагностической работы

Сущность и содержание диагностической работы для педагогов состоит и направлено на решение следующих задач:

составление социально-психологического портрета дошкольника;

определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении и психическом самочувствии, обучении (в т.ч. по пяти основным сферам развития инициативы ребенка дошкольного возраста);

выбор средств и форм психологического сопровождения ребенка в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения для развития пяти основных сфер инициативы ребенка).

Конфиденциальность получаемых результатов достигается за счёт строгой регламентации доступа к полученной информации о ребёнке. Результаты диагностики представляются педагогам и родителям в виде психолого-педагогической характеристики ребёнка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.

Функциональные обязанности и требования

Обследование по всем разделам программы, кроме специальных (музыкальное и физическое) проводят воспитатели, администрация присутствует при обследовании, помогает при разрешении спорных вопросов, проводят повторное обследование (если необходимо).

Функциональные обязанности

Специалист, проводящий педагогическую диагностику, должен владеть:

  • технологиями проведения диагностического обследования;
  • процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;
  • процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;
  • процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;
  • процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;
  • методами интерпретации данных обследования;
  • методами составления заключения по результатам обследования;
  • методами разработки индивидуальных программ коррекции и развития дошкольника, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.

Требования к условиям проведения педагогической диагностики

  • Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.
  • Обследование может проводиться в присутствии родителей.
  • Обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов.
  • Обследование не должно нарушать режим дня дошкольников и не приводить к утомлению детей. Целесообразно его проводить в первой половине дня, лучше во вторник или среду (дни наиболее высокой работоспособности детей).
  • Проведение диагностического обследования не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы.
  • Проведение диагностических процедур не должно препятствовать выполнению педагогом образовательной организации его должностных обязанностей.
  • Обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в группе – 6 человек.
  • Диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.
  • Непрерывная продолжительность диагностики – не более 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности.
  • При проведении диагностического обследования следует максимально использовать педагогическое наблюдение за деятельностью и поведением ребенка в образовательном организации.
  • Необходимо заранее подготовить и разложить в определенной последовательности все, что требуется для проведения обследования.
  • Все игры, принадлежности, пособия лучше разложить в нужном порядке на отдельном столе.
  • Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.
  • При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:
  • трудностей в контактах с незнакомыми взрослыми;
  • страха получить низкую оценку взрослого;
  • неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;
  • медлительности ребенка или усталости;
  • плохого самочувствия ребенка.

Функции контроля

Контроль проведения педагогической диагностики и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующим и старшим воспитателем посредством следующих форм:

— ежедневный текущий контроль;

— тематический контроль;

— оперативный контроль;

Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ документации, собеседования.

Аналитико-прогностическая деятельность

Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения  сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Таким образом, полученная в результате диагностики информация и  сделанные на ее основе выводы помогают  педагогу предположить возможные  действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка  следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать  этому ребенку помощь. Искусство педагога з заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те  сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из  этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной,  богатой, неповторимой.

Технологии, виды, формы и методы применения диагностики и коррекции результатов

Для проведения педагогической диагностики уровня развития детей дошкольного возраста предлагается диагностический материал (карта развития), разработанный в рамках государственного контракта от 20 октября 2017 г. № 08.022.11.0046 «Разработка методов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации».  

Преимущества использования карты развития следующие:

- выделяет основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения;

- карта позволяет наглядно определить место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития - во всем возрастном диапазоне (увидеть отставание и опережение);

- позволяет непосредственно выходить на проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка в зависимости от выявленного уровня его индивидуального развития.

Для педагогов дошкольного образования

Описание хода проведения диагностики

Выбор инструментария для проведения диагностики определяется специалистом психологом самостоятельно (зависит от уровня профессиональной компетенции и от круга решаемых/поставленных задач). Учитывается исключительно выборка стандартизации используемых методик, поскольку каждая методика рассчитана на определенный возраст, совпадение которого, с фактическим возрастом испытуемых обязательно.

Представленная карта развития выстроена по возрастам. Каждая методика содержит свой инструментарий, инструкции для интерпретации полученных данных и форму обработки и оценки результатов.

Инструкция для проведения диагностики

Следует обращать внимание на инструкцию, которая дана к каждой методике, общих инструкций при применении диагностики не существует, поскольку неправильная или обобщенная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный или ожидаемый результат.

Методы проведения диагностики: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности (творчества) (по Т.Д. Марцинковской).

Форма ведения диагностического журнала.

Обычно могут заполняться следующие журналы:

журнал записи и учета детей, прошедших диагностику;

журнал регистрации заключений и рекомендаций;

карта (папка) развития ребенка.

В журнале могут содержаться дополнительные данные или информация (по согласованию с родителями (законными представителями):

психолого-педагогическая информация, полученная по результатам диагностики (первичной/вторичной);

запись педагогических наблюдений (краткая форма, безоценочные описания);

рекомендации;

сведения о родителях (законных представителях), сведения о роде занятий, работе (краткая форма, безоценочные описания);

результаты диагностики, характеристики.



Таблица 1

Примерная форма журнала

№ п/п

Дата проведения диагностики

ФИО ребенка, возраст

(г.ч.м.)

Наименование дошкольной организации, группа

Начало постоянного посещения группы в дошкольной организации (год, месяц)

Сведения о родителях (законных представителях)

Форма диагностики

(дата проведения, в группе или индивидуально)

Методы диагностики

Инструменты диагностики

Интерпретация результатов

Рекомендации, решение о повторной диагностике, сроки

Примечание


Свободное ведение записей в журнале

I. Общая характеристика возрастного развития

Физическое развитие_________________________________________

Внешний вид _______________________________________________

II Двигательная инициатива, поведенческие проявления

1. Крупная моторика ________________________________________________

2. Мелкая моторика ________________________________________________

3. Темп деятельности _______________________________________________

4. Организация деятельности ________________________________________

5. Стеничность ____________________________________________________

III. Инициатива целеполагания

1. Произвольность__________________________________________________

2. Регуляция_______________________________________________________

3. Обучаемость ____________________________________________________

4. Реакция на обследование__________________________________________

5. Особенности игровой деятельности ________________________________

способы _________________________________________________________________

 целенаправленность ______________________________________________________

установка на результат_____________________________________________________

продуктивность___________________________________________________________

перенос _________________________________________________________________

соскальзывание __________________________________________________________

VI. Познавательная инициатива

1. Восприятие ______________________________________________________

цвет и форма ____________________________________________________________

величина _______________________________________________________________

пространство ____________________________________________________________

2. Мышление _______________________________________________________

форма мыслительной деятельности (ФМД) _____________________________

словесно-логическое мышление ______________________________________

диалектическое (оппозиционное) мышление____________________________

моделирование _____________________________________________________

систематизация _____________________________________________________

3.Воображение______________________________________________________

4. Память ___________________________________________________________

5. Речь _____________________________________________________________

экспрессивная____________________________________________________________

импрессивная ____________________________________________________________

6. Внимание_________________________________________________________

7. Счет__________________________________________________________________

8. Конструирование ______________________________________________________

V. Личностные особенности

1. Личностная активность_________________________________________________

2. Личностная направленность _____________________________________________

3. Эмоциональный фон ___________________________________________________

4. Фактор эмоционального напряжения (ФЭН) _______________________________

эмоциональная возбудимость _____________________________________________

эмоциональная заторможенность __________________________________________

ситуативная реактивность__________________________________________________

5. Самооценка___________________________________________________________

6. Уровень притязаний____________________________________________________

7. Ценностные ориентации ________________________________________________

VI. Коммуникативная инициатива

Особенности взаимодействия со взрослыми

1. Особенности общения в ситуации обследования ____________________________

2. Особенности общения с родителями (семья) ________________________________

3. Особенности общения с воспитателями и педагогами ________________________

Особенности взаимодействия со сверстниками

4. Особенности общения со сверстниками____________________________________

в играх и вне игры ________________________________________________________

5. Социальный статус в группе сверстников__________________________________

VII. Творческая инициатива

1. Конструирование / моделирование________________________________________

2. Изобразительно-графическая деятельность ________________________________

3. Игровая деятельность___________________________________________________

характер и содержание_____________________________________________________

любимые игрушки ________________________________________________________

4. Учебная деятельность____________________________________________________

VIII. Интересы, предпочтения, склонности

1. Конструирование / моделирование________________________________________

2. Изобразительно-графическая деятельность ________________________________

3. Игровая деятельность___________________________________________________

характер и содержание_____________________________________________________

любимые игрушки ________________________________________________________

4. Учебная деятельность____________________________________________________

IX. Деятельностные умения

1. Конструирование / моделирование________________________________________

2. Изобразительно-графическая деятельность ________________________________

3. Игровая деятельность___________________________________________________

4. Учебная деятельность____________________________________________________

X. Особенности развития__________________________________________

XI. Проблемы развития________________________________________________

XII. Рекомендации  ___________________________________________

Инструменты проведения диагностики:

Набор диагностических методик по возрастам согласно периодизации и возрасту, с которого начинается систематическое посещение дошкольной образовательной организации

Набор диагностических методик для детей 3—4 лет

1. Рисунок на свободную тему.

2. Рисунок человека.

3. Разрезные картинки.

4. Бирюльки.

5. Мисочки.

6. Коробочка форм (почтовый ящик).

7. Эталоны.

8. CAT (2—3 картинки из первой серии).

9. Запоминание картинок.

10. Конструирование по расчлененному образцу.

Набор диагностических методик для детей 4—7 лет

1. Рисунок человека.

2. Рисунок сказочного животного.

3. Дорисовывание (тест Торренса).

4. Что может быть одновременно.

5. Запоминание 10 картинок.

6. Запоминание 12 слов (или простейшая пиктограмма).

7. Исключение 4-го (картинки).

8. Последовательные картинки.

9. Самое непохожее (тест Венгера).

10. Перцептивное моделирование.

11. Кораблик для детей (4—5 лет — рыбка, тест Венгера).

12. Дорожки (полянки) (тест Венгера).

13. Матрица Равена (для детей 4—5 лет — серии А, А—В, для детей 5—7 лет — серии А—В, В).

14. Розенцвейг (12 картинок).

15. CAT.

16. Лесенка.

Результаты проведения диагностики можно сформировать отдельно в следующую форму, которая поможет педагогу наблюдать за развитием ребенка и проводить при необходимости коррекцию.

Таблица 2

Сведения о динамике развития воспитанника дошкольной организации, группа_____, возраст____ (общий, согласно периодизации и относительно группового состава воспитанников)

№ п/п

ФИО, возраст

Дата, время проведения диагностики (периодичность),

групповая/индивидуальная

Метод(-ы) диагностики

Инструментарий (методика)

Динамика развития

(положительная, отрицательная, волнообразная, недостаточная и др. в соответствии с используемым инструментарием и интерпретацией результатов)

Протокол обследования

Таблица 3

Дата обследования

ФИО, возраст

Индивидуальная диагностика, групповая диагностика (чел. в группе)

Наименование методики

Выполнение ребенком

По результатам ведения протоколов формируется педагогическая характеристика (фиксируются письменно результаты методики и дается ее интерпретация).

В педагогической характеристики указываются сроки посещения группы дошкольной организации. Указывается общее поведение ребенка в группе, контакты с детьми (при проведении групповой диагностики). Даются общие характеристики моторики; игры (при условии использования, как инструментария); конструктивной деятельности; речи. Делается заключение о развитии ребенка.

По итогам диагностики можно составить индивидуальную программу развития ребенка (с указанием временного отрезка для реализации).

В обобщенном виде наиболее эффективными в использовании (исходя из практики деятельности педагогов) можно признать следующие диагностические методики.

Часть методик приведена в Приложении, часть описана в приведенном списке литературы. Педагоги ДОО могут выбирать и другие методики для проведения обследования.

Таблица 4

Параметры

Диагностические методики

Наименование

Возраст

Деятельностные умения ребенка

Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад
(Л.Н. Белопольская)

Диагностика интеллекта и поведения

3-4 года

Тест «Перцептивное моделирование» Л.А. Венгер

Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями, исследование образного и схематического мышления

5-7 лет

Тест Пьерона-Рузера

Диагностика концентрации и устойчивости внимания

5-9 лет

Тест «Коробка форм» «Доска Сегена»

Диагностика восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, наглядно-действенного мышления, способности детей к осмыслению новых способов действия, сформированности действий идентификации и моделирования

2,5-6 лет

Карта проявления активности, инициативности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)

Диагностика деятельностных умений ребенка на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях

2,5-6 лет

Интересы, предпочтения, склонности ребенка

Методика «мотивационной готовности» (А.Л. Венгер)

Диагностика внутренней позиции

С 5 лет

Методика ДУМ (Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, О.Б. Елагина)

Исследование структуры и устойчивости мотивации (мотивация игровая, познавательная, достижения, общения)

С 5 лет

Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан)

Выявление сформированности внутренней позиции, мотивации к обучению

5-7 лет

Методика «Беседа» (Т.А. Нежнова, А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин)

Выявление сформированности внутренней позиции, его мотивации, выраженность внутренней и внешней мотивации

5-7 лет

Оценка степени психосоциальной зрелости по тестовой беседе (С.А. Банков)

Определение уровня психосоциальной зрелости и школьной мотивации дошкольника

С 6 лет

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

Диагностика самооценки и уровня притязаний

6-10 лет

Проективная методика «Дерево» (Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко)

Диагностика самооценки и уровня притязаний

6-10 лет

Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова)

Выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я-концепции

С 6,5 лет

Личностные особенности ребенка

Методика оценки нервно-психического развития детей раннего возраста Г.И. Россолимо (модификация С.Н. Костроминой)

Исследование нервно-психического развития детей раннего возраста (восприятие, воля, внимание, запоминание, мышление)

От 0 до 2 лет

Методика «Графический диктант»

Диагностика произвольности

5-7 лет

«Характер проявлений

эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина)

Диагностика эмоциональной сферы

Тест животных, Рене Заззо

Проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка, его позиции и эмоциональной реактивности

5-12 лет

Поведенческие проявления ребенка

Шкала развития Д. Лешли

Диагностика нормативности психического развития по показателям: физическое развитие, общение и развитие речи, социальное развитие и игра, самостоятельность и независимость, поведение

От рождения до 3 лет

Диагностика неконструктивного поведения детей (М.Э. Вайнер). Анкетирование родителей

Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы (конформность, протестность, импульсивность, агрессивность, демонстративность, недисциплинированность)

С 4 лет

Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД)

Оценивается реальное место и роль ребенка в коммуникативных отношениях в объединении. Место и роль в коммуникативных отношениях: лидер (Л), признаваемый (П), отвергаемый (О)

4-7 лет

Методика Е.А. Бугрименко, А.Л. Вангер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушков

Диагностика по следующим показателям: выявление ориентировки в окружающем, запас знаний, уровень развития образных представлений, уровень развития мелких движений

5-7 лет

Тест «Домик» Н.И. Гуткина

Диагностика умения ориентироваться ребенком в своей работе на образец, умение его копировать, выявление пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки

5-10 лет

Методика «Комплексная оценка течения и тяжести адаптации детей к ДОО» (А.И. Баркана, Ю.А. Макаренко, М.Я. Студенкина)

Диагностика динамики социально-психологической адаптации детей к условиям в ДОО, дифференциация детей с легкой, средней и тяжелой степенью адаптированности

С 3 лет

Тест «Несуществующее животное»

Рассчитан на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций. Позволяет выявить признаки невротической агрессии

5-12 лет

Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками

Проективная методика «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)

Исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, определение круга значимого общения ребенка

3,5-6 лет

Методика «Социометрия» (модификация Т.В. Сенько «Маски»)

Исследование общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе

С 5 лет

Социометрическая игра «Секрет» (Подарок) (Т.А. Репина)

Выявление системы существующих между детьми избирательных предпочтений, положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему, степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия

С 4 лет

Методика «Рукавички»

Изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений

6-7 лет

Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми

Методика изучения родительских установок и реакций (PARI) (Е.С. Шеффер, Р.К. Белла)

Диагностика общих особенностей родительского воспитания, измерение родительских установок по отношению к своему ребенку (оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция, излишняя концентрация на ребенке), отношение к разным сторонам семейной жизни, семейной роли

4-11 лет

Методика «Анализа семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкий)

Диагностика особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований

4-11 лет

Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Диагностика родительского отношения как системы разнообразных чувств, по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков по типу: принятие/отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциолизация, «маленький неудачник»

4-11 лет

Опросник эмоциональных отношений в семье (методика ОДРЭВ) (Е.И. Захарова)

Выявление выраженности параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в блоки: чувствительности, эмоционального принятия, поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия

4-11 лет

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) (И.М. Марковская)

Предназначен для параллельного опроса детей и родителей. Методика позволяет измерить одни и те же параметры детско-родительского взаимодействия: нетребовательность – требовательность; мягкость – строгость; автономность – контроль; эмоциональная дистанция – близость; отвержение – принятие; отсутствие сотрудничества – сотрудничество; тревожность за ребенка; непоследовательность – последовательность; воспитательная конфронтация в семье; удовлетворенность отношениями с ребенком

4-11 лет

Методика «Рисунок семьи» (В. Вульф, В. Хьюела, Л. Корман, Р. Бернс); «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (авторы Р. Бернс, С. Кауфман)

Исследование межличностных внутрисемейных отношений

5-10 лет

Форма обработки данных

Зависит от применяемых методов и инструментария.

Предлагаем наиболее распространённые формы ведения протокола обследования.

Указывается дата обследования, период обследования.

Таблица 5

Наименование методики

Выполнение

Варианты, например, или в зависимости от интерпретации результатов по методике

Выполняет самостоятельно

Выполняет с помощью взрослого

Не выполняет

С заданием не справляется

Оценочные таблицы

Заполняется самостоятельно педагогом, проводящим диагностику, исходя из выбранных методов, методики. Для заполнения используется «ключ» к каждой методике.

Таблица 6

№ п/п

ФИО

Методика

Всегда, макс. балл

Часто,

ср. балл

Иногда,

мин. балл

Никогда,

0 баллов

Таблица 7

Ключ к методике

Личностное качество

Номера пунктов в методике

Таблица 8

Средние значения и диапазон среднего уровня сформированности личностных качеств по возрастным группам

Вносятся категории, которые оцениваются (-лись)

Возрастная группа

(лет, мес.)

Уверенность в себе

Уважение и дружелюбие

Терпение

Агрессивность

Среднее значение

Диапазон среднего уровня

Выводы и рекомендации для корректировки результативности развития детей дошкольного возраста

Протокол обследования

Дата обследования____________

Групповое обследование____________

Индивидуальное обследование_____________

ФИО___________, возраст___________

Обоснование выбора методов, инструментов_________

Таблица 9

Название методики

Выполнение

Исследование мышления:

Собери гербарий

Доски Сегена (из 6 элементов)

Складывание разрезных картинок

Выполняет самостоятельно

Выполняет с помощью взрослого

Исследование конструктивного праксиса:

конструирование по образцу из палочек

Выполняет самостоятельно

Выполняет с помощью взрослого

Не выполняет

Исследование памяти:

Игра в прятки

Выполнение по памяти инструкций

С заданием справляется

Выполняет частично

Выполняет только 3-4 действия (норма: 2 года – 3-4 действия; 3 года – 5 действий)

Исследование действий (речи):

Установить, название каких действий знакомы ребенку

Ребенку знакомы названия….

Может установить

Не может установить

Исходя из анализируемых результатов, выполняемых в ходе задания ребенком, делается вывод об умении ребенка достигать цель в условиях проведения диагностики и характеризует уровень инициативы ребенка. Далее педагогом заполняется следующая форма.

Общие характеристики деятельности

Сформированность инициатив:

регулятивные__________

саморегуляция, поведенческие функции______

коммуникативные_______

социальная коммуникация_________

социальный статус со сверстниками__________

освоение норм поведения___________

деятельностная мотивация____________

интересы, склонности___________

уровень воспитанности, ценностные ориентации______________

общая оценка ребенка в ситуации обследования______________

латентный фенотип__________________

способности_______________________

Особенности развития психических функций

сформированность функций контроля____________

развитие моторных функций______________

сформированность пространственных представлений_____________

восприятие (зрительное, слуховое)_____________

внимание______________________

память (слухо-речевая, зрительная)_____________

мышление____________

речь___________

личностные характеристики__________

тип темперамента______________

тип акцентуации характера___________

доминирующие черты характера__________

тревожность____________

агрессивность_____________

Общее заключение_______________________________

Рекомендации____________________________

Направления работы педагогов и задачи воспитателя_______________

Дата, подпись

Рекомендации для корректировки результативности развития детей дошкольного возраста зависят от результата диагностики. В связи с тем, что обычно рекомендации подбираются индивидуально, в зависимости от результатов диагностики, так как именно в таком варианте представляют собой действенную и эффективную систему увеличения результативности отдельного ребенка.

В связи с тем, что мы не можем спрогнозировать варианты диагностики, то предлагаем, как универсальную рекомендацию модификации тренинговой методологии и процедур[12], для того чтобы его можно было использовать: а) для всей группы детей, б) в обязательном порядке (при показаниях), в) в режиме коротких встреч раз в неделю, г) ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для, например, семьи ребенка, и т.д.

Такая модификация получила название «тренинговые занятия». «Тренинговые» —потому что преследуют цель научить определенной деятельности ребенка в зависимости от результатов диагностики.

Для родителей (законных представителей), чьи дети посещают ДОО

Карта развития для педагогов и родителей (законных представителей) имеет ряд отличий, тем не менее, в отношении хода диагностики, инструкций, методов и интерпретации имеет ряд сходств.

Для родителей (законных представителей) основными методами проведения диагностики выступают: наблюдение, беседа. Возможно проведение тестирования и оценки продуктов детской деятельности, но в связи с тем, что результаты такой диагностики родителями (законными представителями) могут быть недостоверно интерпретированы, мы выбрали наиболее оптимальный инструментарий для диагностики для данной категории.

Инструкция для проведения диагностики

Следует обращать внимание на инструкцию, которая дана к каждой методике, общих инструкций при применении диагностики не существует, поскольку неправильная или обобщенная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный или ожидаемый результат.

Пример. Форма ведения диагностического журнала.

Обычно родитель (законный представитель) в свободной форме записывает результаты наблюдения согласно предложенным методикам.

Приведем обычный пример такого наблюдения за ребенком и фиксации происходящего.

Пример. Тема: оценка внешних проявлений.

Цель: изучение способов самоконтроля за интенсивностью эмоционального возбуждения; определение оптимального уровня эмоционального возбуждения в стрессовой ситуации.

Испытуемый: имя, возраст.

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная нестрессовая и т. д.)

Таблица 10

Внешние признаки эмоционального возбуждения

Оценка

Поведение

Мимика, пантомимика

Движения

Статистические позы

Речь

Дополнительная активность, проявления

Интерпретация. Шкала оценок: 1 балл – недостаточное эмоциональное возбуждение; 2 балла – обычное (фоновое) эмоциональное состояние; 3 балла – повышенный по сравнению с обычным уровень эмоционального возбуждения; 4 балла – чрезмерное эмоциональное возбуждение.

Завершение диагностики. В выводе, сделанном после завершения диагностики, следует ответить на вопросы: 1. В какой форме у ребенка чаще проявляется неблагоприятное эмоциональное состояние: в форме чрезмерного или недостаточного возбуждения? 2. По каким другим, не названным в протоколе признакам можно определить уровень эмоционального возбуждения?

После ответов на вопросы родитель (законный представитель) может провести дополнительную консультацию со специалистом или произвести ряд действий по изменению ситуации в домашних условиях: проработка дополнительных навыков самоорганизации с ребенком, навыков общения, изменения окружающей обстановки, укрепление физической выносливости.

Для родителей (законных представителей), чьи дети не посещают ДОО

Родитель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности. Родителю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который уже сложился у него), которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений.

Заполняя карту, родитель делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

- «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);

- «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

- «нет» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Эти маркировки используются с учетом представленных на бланке описаний разных уровней-качеств инициативы следующим образом.

Из трех описаний следует выбрать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере (как правило, ребенок действует именно таким образом); в данном столбце ставится метка «обычно». Метка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть.

В двух оставшихся столбцах родитель (законный представитель) проставляет метки «изредка» и «нет». Важно уяснить, что оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровни-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы (например, маркировка «обычно» во втором столбце в сфере творческой инициативы означает, что ребенок в моменты, когда он занят свободной самостоятельной игрой, демонстрирует, как правило, данное качество игровой инициативы, а не то, что игра является его обычным, наиболее частым занятием, по сравнению, например, с продуктивной деятельностью).

Конфигурация отметок в заполненной карте может выглядеть примерно так:

нет - обычно - изредка;

изредка - обычно - изредка;

нет - обычно - нет;

обычно - изредка - нет; и т.п.

Таблица 11

1.Творческая инициатива

(наблюдение за сюжетной игрой)

1 уровень

В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

2_уровеньИмеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных ' сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками).

3 уровень

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование

игры через события и

пространство (что - где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история предметном -макеты, сюжетные композиции в рисовании).

2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

1 уровень

Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней

2 уровень Формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может  менять, цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»)

3 уровень

Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца

3. Коммуникативная инициатива

(наблюдение за совместной   игрой/ совместной продуктивной деятельностью)

1 уровень

Обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри...»); довольствуется обществом любого

2 уровень Инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть... делать...»); начинает проявлять избирательность в выборе партнера

3 уровень

Предлагает в развернутой словесной ферме исходный замысел-цель;

договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия

4. Познавательная инициатива -любознательность

(наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью)

1 уровень

Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия

2 уровень

Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предложения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата (вычленяет зависимость действие-эффект)

3 уровень

Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

5. Двигательная инициатива

(наблюдение за различными формами двигательной активности ребёнка)

1 уровень

С удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.)

2 уровень

Интересуется у взрослого, почему у него не получаются те, или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому.

3 уровень

Интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те или иные физические упражнения более эффективно, охотно выполняет различную деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

Итоги проведенной диагностики оформляется в виде протоколов и журналов.

Форма обработки данных

Ведется протокол наблюдения за ребенком в обычных условиях по основным сферам инициативы ребенка.

Даты (сроки) проведения____________

Таблица 12

Метод/инструментарий

Ваш ребенок делает самостоятельно

Не справляется

Только по вашему требованию

Только с вашей помощью

Только с вашего разрешения

 Только по вашему требованию с помощью и с разрешения

1

2

3

4

5

6

7

Проводится и фиксируется повторно, после проведения корректировки результативности развития ребенка. В зависимости от зафиксированной формы применяется корректирующее воздействие. Крайне негативным выступает фиксирование отсутствие инициативности (7 графа).

Оценочные таблицы

Необходимо подсчитать общее количество наиболее часто встречающихся ответов по графам.

Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям (законным представителям) взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.

Необходимо обратить внимание на то, как внешне проявляются указанные свойства нервной системы, и зафиксировать эти проявления.

Сила нервных процессов, работоспособность – сколько времени ребенок может добиваться успешного выполнения задания как без стимуляции родителя, так и при его стимуляции_________________________________________________________

Уравновешенность нервных процессов — в какой мере ребенок способен сдерживать свое недовольство при неудачах, не проявлять его ни в двигательной, ни в речевой форме_________________________________________________________

Подвижность нервных процессов — в какой степени быстро включается ребенок в эту «работу», приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении данной деятельности_____________________________________________________

Выводы и рекомендации для корректировки результативности развития детей дошкольного возраста.

Использование следующих программ, обеспечивающих поддержку семьи и ребенка, в т.ч. с нарушением развития, максимально использующими ресурсы семьи и фокусирующие внимание на бытовой стороне жизни ребенка и на детской игре («Маленькие ступеньки» (Австралия), «Портедж» (США), «Каролина -руководство для дошкольников с особыми нуждами» (США),«Раннее вмешательство, основанное на деятельности» (США), «Трансдисциплинарное раннее вмешательство, основанное на игре» (Т. Линдер, США)). Исходя из ниже приведенных сфер, родитель (законный представитель) может выбрать ту сферу, которая требует корректировки или развития и подобрать необходимый инструментарий для обеспечения психологической и педагогической коррекции.Программа состоит из разделов:

личностное развитие ребенка,

предпосылки деятельности,

взаимодействие в семье,

коррекция.

Деятельностные умения ребенка

знание своего имени

ориентировка в своем теле (знание частей тела и их предназначения)

осознание своих чувств, желаний

осознание своих возможностей

знание своих вещей, дома, близких людей

личная история (доступ к следам о прошедших событиях)

поло-возрастная идентичность

Интересы, предпочтения, склонности ребенка

Интересы

Инициатива

Упорство

Модуляция аффекта

Поведенческие проявления ребенка

Навыки приема пищи, питья

Навыки одевания и раздевания

Навыки гигиены

Навыки опрятности

Способы разрешения конфликтов

Модуляция двигательной активности

Контроль движений

Социальное развитие

Личностные особенности ребенка

Понимание чувств других

Знание категорий поступков

Знание семейных ролей

Представления о вежливом и одобряемом поведении

Представление о чужой собственности

Представления о характерах родных и знакомых

Представления об умениях и знаниях других

Наблюдение и активная ориентировочно-исследовательская деятельность (ориентировка в новой обстановке, предметах, социальном окружении, действиях людей в событиях)

Понимание жестов

Предвосхищение событий

Взаимодействие и общение

Внешний контроль поведения

Имитативный диалог (инициативность, реактивность, очередность, внимание, устойчивость-цикличность)

Прагматический диалог (поддержание темы, вариативность)

Развитие и расширения использования средств общения

Проявления вежливости

Просоциальное поведение

Навыки диалога

Кооперация

Навыки ассертивности: позитивные способы самовыражения и самозащиты

Принятие роли и следование ролевому поведению

Привязанность и дружба

Уважение

Позитивное отношение к себе

Уверенность в себе

Взаимодействие в семье

Теплое отношение к ребенку как неповторимой индивидуальности во всех ее проявлениях

Эффективная коммуникация членов семьи с ребенком

Понимание потребностей и возможностей ребенка (взаимодействие на доступном для него уровне)

Понимание сигналов ребенка

Чувствительность взрослого к коммуникационным сигналам ребенка (способность присоединяться к игровой активности ребенка иподдерживать ее)

Поддержание и развитие темы общения

Использование адекватных средств общения

Использование адекватных техник общения

Помощь и эмоциональная поддержка ребенка

Оказание необходимой и достаточной помощи ребенку для обеспечения успешности и развития самостоятельности

Эмпатическое реагирование

Психопрофилактика

Разработка эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, связанных с неприятием ребенка другими людьми

Работа с родительскими представлениями о своем будущем и будущем ребенка

Развитие навыков эффективной личности родителя

Понимание содержания детской игры

Создание условий для игры ребенка

Роли взрослого в детской игре (организация, наблюдение, поддержка, участие, расширение игры, презентация игры)

Техники совместной игры

Техники общения в игре

Игра во время ежедневных рутин (еда, одевание, прогулки и т.п.)

Позитивный стиль бытового взаимодействия взрослых с ребенком

Заключение

Педагогическая диагностика осуществляется либо планово в дошкольной организации, либо по запросу родителей (законных представителей), воспитателей, администрации дошкольной организации и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), чьи дети посещают или не посещают ДОО.;

Диагностическое обследование проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании договорных отношений.

Следует учитывать, что диагностический минимум включает:

обследование детей раннего возраста на этапе приема в дошкольную организацию (изучение готовности, степени адаптации) – косвенно относится к блоку исследования в рамках проекта;

обследование детей младшего и среднего дошкольного возраста. Ориентировано на изучение динамики развития (индивидуального, пяти сфер инициативы ребенка). Это является основным блоком выполнения работ (услуг) по проекту по подбору диагностического материала и разработки «карты развития»;

обследование старших дошкольников. Несмотря на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в который не входят оценочные средства готовности к обучению, мы говорим о преемственности каждого уровня образования, а дошкольное образование выступает уровнем общего образования, тем самым предопределяет формирование готовности к обучению в школе. Данный блок диагностики косвенно относится к блоку исследования в рамках проекта.

Тем не менее, все три блока формируют диагностическую схему, позволяющую формировать, отслеживать и корректировать «карту развития» ребенка.

Выбранные методы и инструменты диагностики позволяют, как педагогам, так и родителям (законным представителям), чьи дети не посещают ДОО формировать «карту развития», выявлять траекторию развития, возможные отклонения, планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики, направленные на выравнивание отдельных сторон развития ребенка. Благодаря интенсивным темпам развития в дошкольный период незамеченные или незначительные отклонения от нормы могут привести к выраженным деструктивным сдвигам на последующих этапах развития. С другой стороны, в этот период имеются более широкие возможности коррекции за счет большей «пластичности», чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию развития ребенка. В этой связи, очень важно вести правильную работу с родителями (законными представителями), которые не имеют специального образования и могут неправильно интерпретировать результаты стихийно используемых методов и инструментов диагностики. Неверная интерпретация результатов ведет к искажению выбора корректирующих средств. Поэтому родителям (законным представителям), чьи дети не посещают ДОО, следует после проведения диагностики получить дополнительную консультацию по установлению мер педагогического воздействия на ребенка у специалиста и совместно с ним составить программу развития ребенка.


Список литературы

  1. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987 год.
  2. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013
  3. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга достижений воспитанников раннего возраста в условиях ДОУ: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, М. Б. Знак. — СПб.: Свое издательство, 2013.
  4. Свирская Л. В. Методика ведения педагогических наблюдений. — СПб. — М.: Линка-Пресс, 2010.
  5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М. 1993
  6. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
  7. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  8. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно – образовательной работе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. Золотовицкий, Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения // Социс : Социологические исследования. — 2002. — № 4. — С. 103—113.
  10. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет): Методическое издание / Л.М.Шипицына и другие. – 2-е изд. доп. – СПб.: Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 384с.
  11. Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. - М., 1997.
  12. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное Пособие . М.: Сфера, 2002 Г. 510 С.


Приложение. Описание методик диагностирования уровня индивидуального развития ребенка

Тест «Коробочка форм». Направлен на исследование уровня развития действий восприятия и степень их интериоризации, а также на проверку наличия и степени обобщенности сенсорных эталонов. Используется для диагностики детей с 2,5 до 3,5—4 лет.

Стимульный материал этого теста представляет собой деревянную или пластмассовую коробку (в настоящее время появились не только коробки, но и мячики), в крышке которой прорезаны отверстия по форме основных геометрических фигур — круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. В наборе имеются и трехмерные фигуры (деревянные или пластмассовые), в основании которых те же геометрические фигуры, т.е. шар, куб, параллелепипед и т.д.

Инструкция. «Посмотри на коробочку, давай поиграем, как будто это почтовый ящик, в который тебе нужно опустить письма (показываются геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое его можно опустить. Поэтому смотри внимательно на фигурку-письмо и найди то отверстие, которое для него предназначено».

Проведение теста. Фигурки кладутся перед ребенком рядом с коробочкой. В процессе работы взрослый может обратить внимание ребенка на информативные точки в том случае, если сам ребенок не старается исследовать фигуру, но пытается силой впихнуть ее в другое отверстие. В таком случае детям показывается, что у данной фигурки, например, есть три острых угла, а отверстие круглое, поэтому она туда не войдет и надо найти такое отверстие, в котором также есть три угла. Затем совместно с ребенком такое отверстие отыскивается и демонстрируется, как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1—3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, обучаясь правильной ориентировке, либо тестирование прекращается. В том случае, если вы хотите проверить, насколько хорошо ребенок владеет эталонами формы, можно дать дополнительное задание — разложить фигурки по форме, сложив вместе все кубы, шары, трапеции.

Анализ результатов. При интерпретации полученных данных прежде всего обращают внимание на характер деятельности детей — наличие ориентировки, степень ее интериоризованности. Для детей 2,5—3 лет в норме еще не характерно выделение ориентировочной фазы деятельности, они стараются засунуть фигурку в любое отверстие, не разглядывая их и не соотнося их друг с другом. Поэтому помощь взрослого в данном случае представляет из себя обучение, которое формирует у детей и ориентировку, и действия восприятия одновременно. Большое значение здесь имеет обучаемость детей, так как более способные быстрее схватывают новый материал и уже после показа способа действия с одной-двумя фигурами начинают действовать самостоятельно. В норме ориентировка, как самостоятельный этап деятельности, появляется в 3—3,5 года (хотя у импульсивных детей может появиться значительно позднее, к 4—4,5 годам). Поэтому в 3— 4 года дети уже должны осматривать фигурки прежде, чем начать их засовывать в коробку. Однако эта ориентировка может быть еще внешней, т.е. ребенок помогает себе пальчиками, ощупывает фигурки, поворачиваетихв разные стороны, пытаясь засунуть в коробку. В этом случае также допустима помощь взрослого, который помогает детям перейти к зрительной ориентировке, которая в норме должна появиться к концу третьего года жизни. В это время попытка ощупать фигурку и, тем более, силой втиснуть ее в неподходящее отверстие считается уже грубой ошибкой, свидетельствующей о нарушениях в интеллектуальном развитии. В этом случае особенно важно проверить обучаемость ребенка, так как хорошая обучаемость помогает быстро скорректировать это отставание, пока оно не отразилось на развитии мышления ребенка.

Тест «Пиктограмма» — направлен на исследование опосредованной памяти (дает информацию и о развитии мышления). Используется для диагностики детей с 4,5—5 лет.

Стимульный материал. Для проведения пиктограммы ребенку предлагается лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания. Для детей 5—10 лет может быть использован следующий набор из 12 слов:

веселый праздник                                обман

вкусный ужин                                расставание

строгая воспитательница                        развитие

тяжелая работа                                слепой мальчик

теплый ветер                                страх

болезнь                                        веселая компания

Инструкция: «Я тебе сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, поэтому запомнить их трудно, чтобы тебе было легче справиться с заданием, ты можешь на этом листе нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Нарисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а лист только один, постарайся расположить рисунки таким образом, чтобы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова».

Проведение теста. Детям медленно читаются приведенные выше слова и словосочетания (которые идут как одно слово). При этом взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок рисовал не буквы, а только определенные изображения. Если ребенок начинает рисовать большие фигурки, занимающие основную часть листа, то ему можно напомнить о том, что лист один и на нем надо будет уместить все картинки. Это напоминание делается один раз, примерно после 2—3-го слова. При необходимости лист можно перевернуть, однако при этом ребенку обязательно следует напомнить о том, что его предупреждали, что места мало, а он это прослушал и потому нарушил инструкцию.

В том случае, если у взрослого появляются подозрения, что ребенок рисует без всякой цели и смысла, первую пришедшую в голову картинку, никак не связанную со словом, т.е. что он не понял или не расслышал инструкцию, необходимо спросить о том, что за рисунок делает ребенок и какое отношение он имеет к слову, названному взрослым. Можно уточнить, помнит ли еще ребенок то слово, на которое делает рисунок.

Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено и не превышает 1—2 минут. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то взрослый должен напомнить, что его не интересует качество картинки, важна только ее связь с произнесенным словом. Если ребенок продолжает рисовать, этот процесс прерывается и ему предъявляется следующее слово.

После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (В том случае, если дети умеют считать, это можно попросить сделать самого ребенка.) Через 20—30 минут после проведения теста детям предъявляется лист бумаги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, которые диктовал взрослый. При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком. При этом воспроизведение, например, словосочетания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» или «разлука» как «расставание» считается как правильное.

Анализ результатов. Прежде всего, фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, которое говорит нам об объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10--12 слов (т.е. практически стопроцентное воспроизведение).

Уровень развития образного мышления исследуется при помощи анализа рисунков. При этом у детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой либо их связь поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Например, для вкусного ужина может быть нарисован торт, стол с каким-то блюдом, тарелка с едой и т.п. Точно так же для болезни может быть изображен и больной человек (например, с перевязанной ногой или лежащий на кровати), и сама кровать, и больница.

Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности, специально подобранные в пиктограмме. Так, нарисовать знак, отражающий «вкусный ужин» или «строгую воспитательницу», детям намного проще, чем «болезнь» или «обман». Наиболее сложными считаются слова «теплый ветер» и «развитие». Для детей 5 лет нормой являются адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов. В то же время для детей 6 лет и старше нормой является адекватное изображение всех слов данной пиктограммы.

Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при диагностике 6-леток, так как это является одним из параметров, связанных с готовностью к школьному обучению. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не требуется их специально нумеровать в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листа. Наиболее низким уровнем организации является вариант, при котором рисунки хаотически разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать лист, чтобы уместить все слова.

Тест «Невербальная классификация» — направлен на изучение словесно-логического мышления у детей 5—7 лет.

Стимульный материал этого теста состоит из 20 картинок предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например, диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п. Для детей 5—5,5 лет может использоваться более легкий материал, т.е. изображения понятий, далеких друг от друга, например, одежда и транспорт. Также могут быть использованы картинки из лото, картинки, вырезанные из книжек или нарисованные. Важно, чтобы они были одинаковыми по яркости (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и по размеру, а также количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 овощей и т.д.

Инструкция: «Посмотри внимательно, что я буду делать» — после этого инструкция прерывается, и взрослый начинает распределять картинки на две группы, не объясняя принципа этой систематизации. После того как взрослый выложил три картинки, он передает их ребенку со словами: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как и я».

Проведение теста. Данная классификация называется невербальной, так как взрослый задает основание классификации в реальной деятельности, не называя сами понятия. Выкладывая карточки, обратите внимание на то, что первые две должны относиться к разным классам (например, волк и корова), так как это облегчит ребенку дальнейшую классификацию. Третья карточка может относиться к любому классу, она кладется под первой карточкой правильной группы, например, карточка овцы располагается под коровой. После того как вы передали картинки ребенку, вы только наблюдаете за его деятельностью, не произнося ни одного слова (не нужно даже говорить: «молодец», «правильно» или «неправильно»). В случае ошибки вы просто молча перекладываете карточку в нужное место, под правильной картинкой.

Анализ результатов. Данный тест исследует уровень развития словесно-логического мышления детей, именно поэтому так важно, чтобы заданное вами основание классификации было понято и произнесено ими самостоятельно. В процессе работы время практически не ограничено, хотя, как правило, классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5— 7 минут (для детей рефлексивных, с медленным темпом деятельности время может быть увеличено до 8—10 минут). Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.

Мы можем говорить о норме, т.е. среднем уровне интеллектуального развития в том случае, если ребенок допускает 2—3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены окончательно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее.

Однако в том случае, если ребенок допускает больше пяти ошибок, можно говорить о непонимании им принципа разложения этих картинок. Об этом же говорит и хаотичный их расклад, например, когда дети не задумываясь распределяют карточки по группам. В этом случае работа может быть прервана и взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: «Ну зачем же ты кладешь лошадку в эту группу, ведь тут лежат волк, тигр, лев, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь — животное домашнее, она живет с человеком, поэтому ее надо положить в ту группу, где корова, осел и т.д.». После этого классификация доводится до конца, но не оценивается. Для диагностики (уже не только интеллекта, но и обучаемости) ребенку дается другой набор карточек, и в этом случае работа не прерывается даже тогда, когда он опять допускает ошибки.

Тест «Несуществующее животное» — направлен на исследование личности детей. Может использоваться при работе с детьми от 4,5—5 лет и старше.

Инструкция:«Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни».

Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш. Младшим детям (4,5—6 лет) можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также могут быть даны более детальные разъяснения понятия «несуществующее животное», например, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует только в сказках. После начала работы взрослый, как и в других личностных тестах, не вмешивается в ее процесс. Как только ребенок закончил рисовать, его можно попросить ответить на некоторые вопросы: «Как зовут это животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?» Ответы детей фиксируются.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание на размер фигуры нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер фигуры, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги — с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа — о средних, а в нижней трети — о заниженных притязаниях. Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но не идеализации, его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке и притязаниях ребенка на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданны. Если рисунок еще и украшен (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности данного ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не являются лидерами группы, они становятся дезорганизаторами, нарушающими любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, которого они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успешность в какой-то деятельности.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности у детей говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Такие дети нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи (например, на то, как хорошо этот ребенок что-то нарисовал или склеил), если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Подобное поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, в которых от них требуется высокая успешность во всех видах деятельности и послушание, которые с трудом даются детям и приводят к снижению их самооценки.

О наличии внутриличностного конфликта можно говорит в том случае, если есть несовпадения между самооценкой и уровнем притязаний. На рисунках таких детей маленькая фигурка может располагаться на самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняется и поведение, и характер общения. При этом дети, у которых небольшая фигура смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии называется «агрессией от тревоги» и является весьма распространенным как у детей, так и у взрослых, которые нападают для того, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. О таком поведении сложилась поговорка: «Лучший метод защиты — нападение». Этот тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Отсюда их демонстративное притязание на эту оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, в которых ими не занимаются, не любят, часто наказывают.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, сдвинутая в левую сторону (так же, как и смотрящая влево), может говорить об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями к ребенку, так и с ревностью к появившемуся брату или сестре, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий — наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же, как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии — и открытой (со стремлением к превосходству, к лидерству), и защитной агрессии (появляющейся в результате тревоги). Поэтому важно анализировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом и часто выходящая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.    

Оценивается и содержание рисунков. Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, желанием уйти от общения, от любопытства чужих людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться ребенок — в прошлое или в будущее (см. выше). Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. атрибутов часто связано с интересом ребенка к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №123» г.Чебоксары на 2016-2017 учебный год в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное искусств

В материале дана структура рабочей программы музыкального руководителя конкретного  дошкольного образовательного учреждения, разработанной на основе федеральных государственных образовательных ст...

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учрежденияобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»«Музыка...

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН  По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Муз...

Лэпбук- как универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.

Цель методической разработки: развитие познавательной активности и интеллекта детей в процессе создания «лэпбука, путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный ...

«Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации»

Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой «Игрушки»              ...