Пластилинография - развитие мелкой моторики пальцев рук
проект (старшая группа) на тему

Ахметзянова Марина Михайловна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya_razvitie_melkoy_motoriki.rar145.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..……...3

Глава 1 Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста ……………………………………………………........7

1.1. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста…………………………..…………………………….11

1.2. Характеристика пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста………………………...14

1.3 Виды пластилиновой аппликации……………………………….…17

ГЛАВА 2. Проектирование деятельности педагога по применению пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Методы диагностики по развитию мелкой моторики у  детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..22

2.2. Результаты диагностики по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………….29

2.3. Описание проекта по применению пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………....57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59

ВВЕДЕНИЕ

Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку,   в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш.              С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты [5]. Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики [6, с. 28 - 35].

Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева, и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

И. М. Сеченов в своих работах  отмечал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое». [2, 180 с.] Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях.

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной.

Проблема исследования заключается в поиске средств для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – использование возможностей пластилинография  как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – обосновать возможности пластилинографии в коррекции мелкой моторику детей  дошкольного возраста

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии будет способствовать развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаем, что пластилинография:

  • способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, творческих способностей;
  • способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
  • развивает умелость рук, укрепляет силу рук, движения обеих рук, подготавливает руку к освоению  сложного навыка, как письмо.
  • формирует различные способы и приемы техники пластилиновой живописи: мять, комкать, скручивать в комки и т.д

В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить возможности пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести диагностику по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

4.Разработать психолого-педагогический проект по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами психолого-педагогический проект может быть использован педагогами ДОУ для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  • теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.
  • Практические методы: тестирование, анкетирование, наблюдения.

База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение детский сад №33 «Гармония»

Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Монтажников 33, детский сад комбинированного вида МКДОУ детский сад «Гармония»№33,  группа «Смешарики», старший дошкольный возраст, количество испытуемых 23.

Глава 1

Теоретические основы развития мелкой моторики

 у детей дошкольного возраста.

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.[9,c.12]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими: игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка. Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребенка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Исследования учёных показали, что движения выпрямленных рук ребёнка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки. В возрасте от двух до трёх месяцев у ребёнка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. [10,с.400]

Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Учёные установили, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов.

До 3, 5 - 4 месяцев движения рук у ребёнка носят, безусловно-рефлекторный, характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипные реакции организма на воздействие внешней среды, не требующие специальных условий для своего возникновения. В 4 - 4, 5 месяца у ребёнка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета его ощупывание. Однако действия рук носят ещё случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребёнка в развитии действий с предметами наступает следующий этап - этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. С 5 месяцев у ребёнка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца - ребёнок отводит его при схватывании. В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.

7 - 10 месяцев - это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап «соотносящего» действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определённым местом в пространстве. С 8-9 месяцев ребёнок уже прекрасно сжимает игрушку, если её хотят у него взять, берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью.

С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно. В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трём годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: влияние движений пальцев и кистей рук на формирование речевых умений детей и всестороннего развития, начиная с самого раннего возраста, было известно еще во II веке до нашей эры, в Китае, на востоке медики издавна использовали массаж рук для активности головного мозга и других систем организма; игры с пальчиками, созданные нашей народной педагогикой так же имеют развивающее, оздоравливающе воздействие. Сегодня это доказали работы многих исследователей, педагогов, психологов, таких как

В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, И.Э. Степаненкова, А.А. Леонтьев, Ж. Пиаже и многие другие [7, с.216 ].

1.1 Особенности развития мелкой моторики  у детей старшего дошкольного возраста.

        Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи, ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи.

С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. С этого момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности.[11,c.26]

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков,  (в том числе и навыка письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.[2,c.45]

Ребенку-дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, что подразумевает под собой быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Соответствующая тренировка мышечного тонуса осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе с штампами, в ручном труде (например, при работе с иголкой и ножницами).

Одним из важных моментов в развитии старших дошкольников, является ориентировка на листе бумаги. Прежде всего, ребенок должен четко определять, где у него правая и левая стороны туловища. Это будет основной ориентировкой в пространстве. Он также должен познакомиться с понятиями верх – низ, сзади – спереди.

Еще одно из важных упражнений для формирования пространственной ориентировки на листе – это фиксация ритма, который слышит ребенок, посредством ритмических рисунков и чтении этих рисунков.

Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентации на листе является штриховка. В основе штриховки лежит определенный ритмический рисунок: линии сочетаются с пропусками, как длительность звука с паузами. А значит, штриховка может быть редкой и частой.[9,c.35]

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Таким образом, развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Необходимо обратить внимание, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

1.2 Характеристика пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Изобразительное творчество дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином -«Пластилинография». [3,c.25]

 «Пластилинография» (от «графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла) – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные на горизонтальной поверхности.

Пластилин - пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством  принимать и держать заданную форму, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом, быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.

Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Регулярная работа с пластилином  позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). [5,c.43]

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

Для того чтобы ребенок действительно и всерьез  увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы, а так же различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.

1.3 Виды пластилиновой аппликации.

Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин,  картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

Аппликация на стекле

Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Переносить рисунок на стекло при помощи маркера, заполнить элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно – еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина.

Аппликация из целых деталей.  Пластилиновые картины

Картина – это уже более сложный вариант аппликации из пластилина. Здесь потребуется некоторый навык работы с этим материалом, умение смешивать цвета и аккуратность. Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. В процессе выполнения картины в пластилиновой технике у каждого вырабатываются свой стиль и манера, появляется уверенность в работе с материалом, собственные рецепты получения тонов и оттенков, а также маленькие хитрости и секреты. Выполнив несколько простых и небольших картин. Можно будет приступать к более сложному произведению.

Итак, для создания пластилиновой картины потребуется сюжет (собственный или из книги (журнала), основа, набор стеков и немного первоначальных знаний о технике выполнения пластилиновой картины.

В качестве основы для пластилиновой картины подойдет плотный картон, пластина из оргстекла или фанера. Картина, выполненная из пластилина, может быть как плоской, так и выпуклой в зависимости от составляющих ее деталей. Картина из пластилина имеет ровную поверхность и напоминает масляную живопись, а в барельефном исполнении составляющие фигуры могут слегка выступать над ее поверхностью.

Картина может быть квадратной, круглой, овальной и др. Пластилин на основу наносят с помощью стека или пальцами. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, путем резания ножницами и поднимания разрезов, протирания пластилина через сито или выдавливание его через чеснок - давилку и пр. Работу над картиной начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук покрытых пластилином участков поверхности. Округлые и овальные элементы выполняют из скатанных пластилиновых шариков, которые при закреплении на основе расплющиваются.

Тонкие полоски на картине выполняют при помощи скатанных на плоскости валиков. Валики не должны быть слишком длинными, иначе их трудно будет переносить на основу. Длинные линии и элементы составляют из нескольких коротких валиков.  Перед накладыванием валиков на поверхность их нужно предварительно остудить. Раскатывая тонкие валики, нужно учитывать, что при расплющивании они увеличиваются в поперечном сечении.

Для выполнения таких деталей картины, как лепестки, стебли цветов, завитки, пряди волос, нужны будут ровные валики, которые можно получить, выдавливая разогретый пластилин через одноразовый шприц или через чеснок - давилку. Если протереть пластилин через мелкое металлическое ситечко, то можно получить рыхлые и пушистые элементы картины, такие как кораллы, трава, мех животных и иное.

При помощи расчески, кончиков ножниц, шила или стека, путем продавливания тонких бороздок можно добиться эффекта рельефности некоторых деталей картины (например, морские волны или рябь можно выполнить путем процарапывания поверхности расческой). Для изображения листьев или кроны деревьев у пластилиновой детали создают резной край. Это можно сделать, разрезая пластилиновую лепешечку ножницами, стеком или скальпелем, придавливая его под углом к линии оформления.

Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стека. Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков. Чтобы получить эффект объемности или прозрачности некоторых элементов картины, пластилин наносят тонким слоем и растирают пальцами. Для достижения нужного эффекта лишний слой пластилина соскабливают стеком. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

Основные приемы лепки пластилином

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

-Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

-Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

-Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

-Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

-Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

-Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

-Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

-Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными.

ГЛАВА 2. Проектирование деятельности педагога по применению пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Методы диагностики по развитию мелкой моторики

 у  детей старшего дошкольного возраста.

В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития. Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик. В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Методика «Полоски»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно».

(На выполнение задания отводится 1 минута).

Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

Оценка задания:
4- й  уровень  – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

3- й уровень – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

2-й уровень  – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

1-й уровень  – с заданием не справился.

Методика «Дорожки»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».

оценка заданий:

4-й уровень  – без ошибок.

3-й уровень  – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.

2- йуровень  – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

1-й – с заданием не справился.

Методика «Мячики»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».

оценка заданий:

3-й уровень– все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2-й уровень балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).

1-й уровень  балл – 3 и более ошибок.

0-й уровень– с заданием не справился.

Методика «Лес»

Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка знаний:

3-й уровень– 1–2 раза сошел с линии.

2-й уровень – 3–4 раза сошел с линии.

1-йуровень– 5 и более раз сошел с линии.

0-й уровень– с заданием не справился.

Методика «Узоры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».

оценка знаний:

3-й уровень – без ошибок.

2-й уровень– с ошибками.

1-й уровень – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0-й уровень – с заданием не справился.

Методика «Узоры по клеточкам»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

оценка задания:

3-й уровень – без ошибок.

2-й уровень– с ошибками.

1-й уровень – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0-й уровень – с заданием не справился.

Методика «Линии»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».

оценка задания:

3-й уровень – без ошибок.

2-й уровень– 1 ошибка.

1-й уровень– 2 ошибки и более.

0-й уровень – с заданием не справился.

Методика «Цветок»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

оценка задания:

3-й уровень – без ошибок.

2-й уровень – 1- ошибки.

1-й уровень – 3 ошибки и более.

0-й уровень  – с заданием не справился.

Методика «Домик»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

оценка задания:

3-й уровень– без ошибок.

2-й уровень– 1 – 2 ошибки.

1-й урвоень– 3 ошибки и более.

0-й уровень– с заданием не справился.

Методика «Фигуры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».

оценка задания:

3-й уровень – без ошибок.

2-й уровень – ошибки в 1 фигуре.

1-й уровень – ошибки в 2 фигурах.

0-й уровень – с заданием не справился.

Методика «Письмо»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу». https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=7tog-79ja1zir6h6okp5hjofnp41fop9sfwnjutr7vtgswvcttrnk85xkzd4pa6pt4tzwjj7z3ka86extu59aiik88p1z6fufde136zm&name=11353.jpg

оценка задания:

3- уровень - скопировал правильно.

2-й уровень – скопировал с 1 – 2 ошибками.

1-й уровень – допустил 2 и более ошибки.

0-й уровень – не смог скопировать фразу.

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля  за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

2.2. Результаты диагностики по развитию мелкой моторики

у детей старшего дошкольного возраста

Целью исследования является экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.

 Цель - определить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент проходил на базе МКДОУ  «Гармония» детский сад №33  в старшей группе. Группу посещают  23 ребенка, из них 23 ребенка  составили экспериментальную группу.

При проведении констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:

  •  подобрать диагностические методики для выявления уровня развития   у  детей старшего дошкольного возраста;
  • определить критерии и показатели развития моторики детей старшего дошкольного возраста;
  • установить достаточно ли развита моторика у  детей старшего дошкольного возраста;
  • проанализировать результаты, полученные при проведении методик.

В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:

  • 1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

  • 2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы

следующие методы исследования: диагностирование, графический диктант, наблюдение. Для реализации поставленной цели в констатирующем эксперименте была проведена диагностика на умение держать правильно карандаш в руке, распределять равномерно силу, слушать внимательно задания и правильно его выполнять, быть внимательными.  

Диагностика включает несколько заданий.  На основе проведенной диагностики было выявлено, что дети не правильно и не умело,  держат карандаш, не справляются в полной мере с заданиями, линии кривые, буквы не достаточно четко прописаны.  Диагностика выявила средние показатели  в развития тонкой моторики рук.

Рис. 1  Анализ по развитию тонкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста

Принимая во внимание такую ситуацию, основным направлением в работе дошкольного образовательного учреждения является именно развитие мелкой моторики руки у воспитанников.

Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является новое направление «пластилинография». Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, «пластилинография»  влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид творчества благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы работы с пластилином, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Самостоятельно фантазируют и применяют полученные знания на практике.

Занятия пластилинографией дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Исходя из вышеизложенного работа с пластилином  была выбрана нами для исследования ее влияния на развитие у детей мелкой моторики.

2.3. Описание проекта по применению пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Педагогический проект «Пластилинчик» направлен на ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пластилинографии, принципом которой является создания лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

 Актуальность проекта «Пластилинчик» заключена в том, что ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое  место в нем, единство человека и природы, расширяя возможности изобразительной деятельности детей. Игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которых  учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей дошкольного возраста. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Такое построение занятий проектной деятельности «Пластилинчик» способствует более успешному освоению образовательной программы.

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данного проекта.

Основная цель педагогического проекта: «Пластилинчик»: развить мелкую моторику рук у детей старшего дошкольного возраста, через нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию.

Цель проектной деятельности:

  • Дать представление о технике изобразительного искусства – пластилинографии; развивать умение детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета;
  • Расширять представления детей об окружающем мире природы;
  • Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развивать познавательные интересы к ней;
  • Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей;
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца
  • Развивать  координацию движения рук и мелкую моторику.

Задачи:

  • Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание)
  •  Учить работать на заданном пространстве.
  • Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  •  Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
  •  Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  •  Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  •  Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать изобразительную деятельность детей.
  •  Развивать сюжетно – игровой замысел.
  •  Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  • Развивать интерес к коллективной работе.

Участники проектной деятельности: дошкольники  5-7 лет.

Тип проведения проектной работы: традиционная форма. 

Срок реализации проекта:  2 года.

Принципы реализации проекта

1.Принцип развивающего обучения.
«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития».  (Л.С. Выготскому)
 [1,295]  Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике «Пластилинография» воспитываются  у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.  Обучая технике пластилинографии, закрепляются  у детей знания по световосприятию, развивается эстетический вкус. 

3.Принцип свободы выбора.   

Представляется детям возможность, самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности. 

4.Принцип личностно – ориентированного обучения:  заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

5.Принцип интеграции.
Художественная деятельность взаимосвязана: 
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);
- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала). 

- с вырезанием отдельных заранее картин,  заполнение их  дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта:  при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием ощипывания маленького кусочка пластилина и  скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Условия реализации проекта: проводить непосредственную  образовательную деятельность в течение учебного года 1 раза в две недели, во второй половине дня,  Длительность работы  в старшей группе - 25 минут, в подготовительной группе - 30 минут. В образовательной деятельности применять познавательную информацию, игру, игровые ситуации, физкультминутки. Непосредственно образовательная деятельность проходит как фронтально, так и коллективно.  Образовательная деятельность проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).

Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Планируемые результаты  работы: оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми.

Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для непосредственной образовательной деятельности  с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Методы и приёмы реализации проекта

Методы:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приёмы рисования пластилином:

рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных заранее картин,  заполнение их  дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. Появление первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

 Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифференциация движений пальцев.

                     Таблица1

Тематическое планирование                      

Нумерация занятий

Название темы

Число занятий

1        

Знакомство детей с пластилинографией

1

2-3

Петушок с семьей

2

4-5

Змейки

2

6

Разные деревья осенью

1

7

Осенние листочки

1

8-9

 Совушка – сова. Большая голова.

2

10-11

Бабочки

2

12

Душистый снег

1

13

Одуванчики – цветы, словно солнышко желты

1

14

Червячок в яблочке

1

15-16

Божьи коровки на ромашке

2

17

Живые яблочки на ветках

1

18

Фрукты в вазе

1

19          Второй год обучения

Волшебная корзиночка

1

20-21

Кашалотик – кашалот

2

22-23

Осьминог

2

24

Подводный мир

1

25

Разные коты

1

26-27

Три поросенка

2

28-29

Лебеди

2

30

Пингвины на льдинке

1

31-32

Снеговик

2

33-34

Мишка – косолапый

2

35

Ежик

1

36

Чему мы научились за год?

1

Итого:

36

Таблица 2

Тематическое планирование

Название темы

Форма проведения,

Цели

Методы и приемы организации

Средства

Ответственные

1

Знакомство детей с пластилинографией

НОД

Углублять знания детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности. Расширять представление детей о пластилинографии Углублять знания детей. Воспитывать интерес к образовательной деятельности

Словесный

Наглядный

Беседа, показ образцов, объяснение, устное изложение

Иллюстрации по пластилинографии Детские работы (образцы)

Воспитатели групп

2-3

Петушок с семьей

НОД

1.Закрепить знания детей о домашних птицах, о их внешнем облике, повадкам.

2. Развивать умение детей делать фон для работы использовать приемы лепки (раскатывание, круговыми и прямыми движениями, сглаживание, сплющивание)

2.Развивать внимательность 3.Воспитывать интерес к домашним птицам.

Наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, чтение загадок, чтение стихотворения «Петух» В. Стоянов. Подготовка фона

Игрушки: курочка, цыплята, пшено

Картон светло-зеленого цвета 1/2 стека, доска, пластилин, салфетки

Воспитатели групп

1.Развивать умения детей лепить петушка. Упражнять детей лепить объекты из отдельных деталей.

2.Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъемное изображение предметов. 3.Воспитывать любовь к домашним животным

Сравнительный анализ внешнего облика петуха и курицы. Показ воспитателем техники выполнения образца, объяснение Практический

работа по образцу, показ воспитателем образца техники выполнения работы

Игрушки: курочка, цыплята, пшено

Картон светло-зеленого цвета 1/2 стека, доска, пластилин, доска для лепки, салфетки

Воспитатели групп

4-5

Змейки

НОД

1.Расширять представление детей  о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, места их обитания. Учить подготавливать фон, для работы используя приемы лепки примазывания, приплющивания и т.д.

2.Развивать световосприятие, 3.Воспитывать усидчивость

Словесный: беседа о пресмыкающихся; наглядный:

рассматривание иллюстраций; практический: подготовка фона

Иллюстрации «пресмыкающиеся» игрушки: змея, пластилин картон

Воспитатели групп

1Формировать умения лепить туловище змеи из пластилина 2-х цветов -  посредствам перекручивания между собой.

2.Закреплять умение украшать объект узором, используя навыки скатывания, расплющивания

3.Воспитывать аккуратность

Словесный (беседа, устное изложение) наглядный (показ воспитателем, работа по образцу), практический (работа с фоном, выполнение работ)

Картон желтого цвета1/2, пластилин, стека, доска, салфетки

Воспитатели групп

6.

Разные деревья осенью

НОД

1.Развивать умения передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных  деревьев посредством пластилинографии.

2.Расширять знания детей лепить деревья, используя приемы лепки раскатывания круговыми и прямыми движениями, сглаживания,сплющивания

 3.Воспитывать интерес к природе

Словесный (беседа, устное изложение, наглядный (показ иллюстраций, показ воспитателем образца, работа по образцу), практический выполнение работ, подготовка фона

Плотный картон синего цвета 1.2, набор пластилина. Салфетка для рук. Репродукции картин художников по теме

Воспитатели групп

7.

Осенние листочки

НОД

1.Развивать умения детей изображать листья, используя пластилин.

2.Продолжать формировать желание детей лепить листья, используя ранее изученные приемы лепки

3. Развивать интерес к изобразительной деятельности.

4.Воспитывать умение аккуратного использования пластилина в своей работе.

Словесный

наглядный, игровой

беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, показ образца, объяснение

Цветной картон, набор пластилина, стеки, салфетки.

Воспитатели групп

8-9.

Совушка-сова Большая голова

1.Расширять представления детей о лесной птице – Сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни

2.Формировать умение  детей лепить аккуратно.

3.Воспитывать интерес к обитателям леса

Игровой (сюрпризный момент), наглядно-словесный. Загадывание загадки, рассматривание иллюстраций, беседа

Предметные картинки: «Птицы»;

Картон фиолетового (синего) цвета. Пластилин, доска,

Воспитатели групп

НОД

1Развивать умения изображать сову из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки скатывания, расплющивания, деления на части при помощи стеки

2.Развивать творческое воображение

3.Воспитывать усидчивость, интерес к занятию

Практический выполнение работ, наглядно-словесный беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу

Картон фиолетового (синего) цвета. Пластилин, доска, стека, салфетки

Воспитатели групп

10-11.

Бабочки

1.Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида бабочки.

2 Углублять знания детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» одни цвет в другой на границе их соединения.. Познакомить с симметрией на примере бабочки

3.Развивать любознательность

4.Воспитывать бережное отношение к природе

Игровой, наглядно-словесный беседа рассматривание иллюстраций

Иллюстрации «Насекомые»

Воспитатели групп

НОД

1.Развивать умение детей раскатывать колбаски или шарики, составлять из них узор, повторяя его на каждом крылышке

2.Развивать моторику рук

3.Воспитывать любовь к природе, аккуратность

Наглядно - словесный, рассматривать иллюстраций, беседа; практический выполнение работ

Картон голубого цвета ½, пластилин, стека, доска, салфетки

Воспитатели групп

12.

Душистый снег

НОД

1.Формировать умения детей изображать ветку цветущего дерева, с помощью пластилина. Закреплять умения детей использовать приемы лепки, создавая объемное изображение ветки цветущего дерева на картоне

2.Расширять знания детей о природе.

Словесный, загадывание загадок, наглядный, рассматривание иллюстраций, практический

Иллюстрации: «Цветы», картон синего или фиолетового цвета1/2, пластилин, стека, доска, салфетки

Воспитатели групп

13.

Одуванчики – цветы, словно солнышко желты

НОД

1Формировать способность создавать образы растений в нетрадиционной техники исполнения -пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином (сглаживания, сплющивания, раскатывания круговыми и прямыми движениями)

2.Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.

3.Развивать пространственные представления 4. Воспитывать  интерес к окружающему миру, формировать представления о природе.

Словесный, (показ, объяснение, устное изложение), наглядный, рассматривание цветка, показ образца, практический (выполнение работ детьми)

Картон синего цвета ½, Пластилин доска, стека, салфетки, иллюстрация с изображением одуванчика

Воспитатели групп

14.

Червячок в яблочке

НОД

1.Продолжать углублять умение  работать  с  пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах.

2Формировать интерес детей к занятию.

Игровой, наглядный, рассматривание муляжей «Фрукты», словесный, чтение загадок, практический вы выполнение работ по образцу

Картон с силуэтом круга, Пластилин, стеки, доски, салфетки, муляжи «Фрукты»

Воспитатели групп

15-16

Божьи коровки на ромашке

НОД

1.Развивать способность различать цветы: ромашка, василек

3.Формировать умение раскатывать колбаски и выкладывать ими серединку ромашки, слегка прижимая к картону

4.Развивать желание лепить самостоятельно.

5.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру

Игровой, наглядно-словесный беседа, рассматривание иллюстраций, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу

Иллюстрации: «Цветы и насекомые»

Воспитатели групп

1.Обобщять представления детей передавать особенности внешнего вида божьи коровки, используя ранее изученные приемы лепки(раскатывания, сглаживания, сплющивания). Закреплять знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых.

2.Развивать творческие способности у детей.

3.Воспитывать интерес к окружающему миру, формировать бережное отношение к насекомым

Практический, наглядно-словесный выполнение работ, выполнение работ детьми по образцу, беседа

Силуэт ромашки из плотного картона, пластилин, стека, спичка

Воспитатели групп

17.

Живые яблочки на ветках

НОД

1.Расширять представление детей  о зимующих птицах, об условиях  их обитания о  роли человека в жизни птиц.

2.Формировать умение изображать снегирей из отдельных деталей, на горизонтальной поверхности, с помощью пластилина используя, имеющиеся приемы лепки (раскатывания, сплющивания и т.д.)

3.Углублять знания детей о зимующих птицах.

Игровой; словесно-наглядный

Рассматривание иллюстраций, беседа, показ, объяснение воспитателем

Предметные картинки: «Птицы», «Фрукты»

Воспитатели групп

18.

Фрукты в вазе

НОД

1.Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Учить предавать особенности фруктов способом пластилинографии – создания объемного изображения на листе картона

2.Углублять представления о фруктах 3 Воспитывать усидчивость.

Наглядный (рассматривание образца, показ), словесный беседа, объяснение техники выполнения воспитателем; практический выполнение работ детьми

Цветная бумага, фольга, кусочки различных фруктов, пластилин, стеки

Воспитатели групп

19.

Волшебная корзиночка

НОД

1.Развивать умения создавать лепную картину с выпуклым изображением корзины с овощами.

Сформировать у детей обобщённое представление об овощах.

Развивать умение лепить корзину с овощами, из нескольких деталей, стараясь четко передать сходство с настоящими овощами

2.Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой, изображаемой, 3.Воспитывать усидчивость

Практический, наглядно-словесный

Выполнение работ, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу

Муляжи, иллюстрации овощей, силуэт корзинки. Пластилин, стеки, доски.

Воспитатели групп

20-21.

Кашалотик-кашалот

1.Дать детям представление о разнообразии животного мира, познакомить с большим представителем водной среды

2. Формировать умение детей лепить кашалота,скатывая шарик, сплющивая его и придавая ему слегка вытянутую форму

3. Воспитывать интерес к морским обитателям

Игровой, наглядно-словесный

рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу

Предметные картинки: кит, бегемот, слон, медведь Картон голубого цвета ½, пластилин, доска для лепки

Воспитатели групп

НОД

1.Формировать умения передавать форму, характерные детали внешнего вида, животного способом пластилинографии- создавать выпуклые изображения на листе картона

2.Развивать у детей композиционные навыки,  3.Воспитывать усидчивость

Игровой, наглядно-словесный, практический

рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу

Картон голубого цвета ½, пластилин, доска для лепки, салфетки, иллюстрация с изображением кита

Воспитатели групп

22-23.

Осьминог

1. Познакомить детей с представителями морского дна, рассказывать об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде

2.Продолжать формировать умение придумывать композицию, посторонние изображения. Расширять умение детей как создавать  фон для будущего осьминога, используя пластилин (размазывание, сплющивание)

3.Воспитывать интерес к морским обитателям

Наглядный рассматривание иллюстраций, словесный, чтение, рассказы Г.Снегирева «Домик осьминога»

иллюстрации с подводными обитателями

Воспитатели групп

НОД

1.Развивать желание детей из кусочка пластилина скатывать шарик, сплющивать его в центре основы со смещением вверх, придавая ему слегка вытянутую форму

2.Развиать воображение

3.Воспитывать самостоятельность

Наглядный, рассматривание иллюстраций словесный показ, объяснение, беседа практический выполнение работ

Картон голубого цвета 1/2, пластилин, стека, доска, салфетки, иллюстрация с изображением осьминога

24.

Подводный мир

НОД

1.Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

2Углублять знания создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином.

3.Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения, использовать бросовый материал.

4.Воспитывать любознательность, интерес ко всему окружающему

наглядно-словесный, практический рассматривание иллюстраций, показ, объяснение, беседа

Пластилин, стеки, доски, салфетки, иллюстрации с изображением обитателей подводного мира.

Воспитатели групп

25.

Разные коты

НОД

1. Формировать навыки предавать строение фигуры кошки, разные положения туловища животного, закрепить приемы изображения предмета из отдельных частей, используя приемы лепки (раскатывания, сплющивания, сглаживание)

2.Развивать любознательность

3.Воспитывать любовь к животным бережное отношение к братьям меньшим.

Игровой, наглядно-словесный

показ, объяснение, беседа, рассматривание иллюстрации

Иллюстрации с изображением разных пород кошек, игрушки: кошки

Воспитатели групп

26-27.

Три поросенка

НОД

1.Закрепить и расширить знания детей об особенностях внешнего вида поросенка

2.Развивать мелкую моторику

3.Воспитывать аккуратность

Игровой, словесный, загадывание загадок о животных наглядный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем

Игрушки: поросенок, иллюстрации: «Домашние животные»

Воспитатели групп

1.Продолжать формировать умения расплющивать шарик в любом месте основы, сглаживания ножек и туловища и закручивать спиральку

2.Развивать мелкую моторику рук

3.Воспитывать интерес к занятию

Наглядный показ, объяснение Практический выполнение работ, подготовка фона

Картон зеленого цвета, пластилин, стека, доска, салфетки

Воспитатели групп

28-29.

Лебеди

1.Развивать желание детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, создавая выпуклое изображение предмета

2.Развивать умения и навыки детей скатывания, расплющивания, разглаживания.

3.Воспитывать интерес к занятию

Игровой, словесный, слушание песенки «Лебедь», беседа наглядный, рассматривание иллюстраций: «птицы»

Статуэтки «Лебедь», картины из серии «Птицы», картон голубого цвета 1/2, пластилин, стека, доска, салфетки

Воспитатели групп

НОД

1Формировать умение детей преобразовывать шар в овал, расплющивать его, сохраняя исходную форму. Скатывать колбаску с заостренным концом, выгнуть дугой.

2. Развивать навыки пластилинографии

3.Расширять представление детей о повадках лебедя.

Наглядный показ воспитателем, выполнение работ по образцу, словесный беседа практический

Картон голубого цвета 1/2, пластилин, стека, доска, салфетки

Воспитатели групп

30

Пингвины на льдинке

НОД

1.Познакомить детей  с представителем животного мира самой холодной природной хоны – пингвином

2.Обогощять умение делать заготовки для фона из колбасок и шариков, путем раскатывания круговыми и прямыми движениями

3.Развивать творческое воображение

4.Воспитывать любовь к животным

Наглядный, рассматривание игрушки и иллюстрации, словесный, чтение стихов,  загадки С.Маршака «Пингвин»

Игрушки: пингвин, иллюстрации из серии: «Животные севера», пластилин, трафареты

Воспитатели групп

31-32.

Снеговик

НОД

1.Продолжать формировать желание создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной поверхности

2.Закреплять  умение лепить снеговика, используя разные приемы лепки(раскатывание круговыми движениями, сглаживание)

4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года

Словесный (беседа, устное изложение), наглядный (показ, рассматривание иллюстраций

показ воспитателем техники выполнения образца, выполнение по образцу, игровой

Предметные картинки о зиме, иллюстрации «Снеговик»

Воспитатели групп

1.Продолжать формировать навыки детей изображать снеговика, передавать особенности внешнего вида (строение туловища, головы, рук), лепить объекты из отдельных деталей

2.Закреплять навыки раскатывания, сплющивания

3. Воспитывать умение детей получать удовольствие от проделанной работы

Словесный (беседа, устное изложение), наглядный

показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, практический индивидуальная работа детей

Плотный картон голубого (синего) цвета ½, набор пластилина, белая яичная скорлупа, салфетки для рук, стека, игрушка «Снеговик»

Воспитатели групп

33-34.

Мишка-косолапый

НОД

1.Дать детям  представление об образе  жизни буровых медведей, о том, как приспособлены к жизни в природных условиях

2.Продолжать учить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).

3.Воспитывать аккуратность в работе

Словесный (беседа, устное изложение), наглядный (показ, объяснение, выполнение по образцу, исполнение воспитателем),  игровой

Иллюстрации диких животных. Предметные картинки

Воспитатели групп

1.Продолжать развивать умение детей  изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали

2.Закреплять умение аккуратно соединять части в единое целое путем промазывания, сглаживания

3Углублять знания детей  к обитателям леса

Словесный беседа, изложение), наглядный показ образца, показ воспитателем техники выполнения работы, практический выполнение работ

Плотный картон зеленого цвета ½, набор пластилина, салфетка для рук, стека

Воспитатели групп

35.

Ежик

НОД

1.Закреплять познавательный интерес к природе

2.Развивать желание детей лепить ежа, старясь передать точную форму, изображения мелких деталей объекта, используя ранее изученные приемы лепки (сглаживание, раскатывание круговыми и прямыми движениями, сплющивание)

 3.Воспитывать интерес к диким животным

Словесный

(беседа, устное изложение), наглядный (рассматривание иллюстраций), игровой (физкультминутка), практический (подготовка фона, выполнение работ детьми, использование бросового материала)

Иллюстрации с изображением ежа, игрушка еж, пластилин, плотный картон зеленого цвета ½.Простой карандаш, стека, иллюстрация с изображением ежа.

Половинки зубочисток.

Воспитатели групп

36.

Чему мы научились за год?

НОД

1.Формировать умения, навыки изобразительной деятельности. Закрепить знания, полученные в ходе занятий.

 2.Углублять знания делать выводы, получать удовольствие от полученных результатов

Словесный (беседа, устное изложение) наглядный практический (выполнение работ детьми)

Пластилин, стека, картон, иллюстрации

Воспитатели групп


        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Целью нашей работы явилось теоретическое обоснование и исследование уровня развития  мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Анализ психолого-педагогической  и научно-методической литературы позволил нам сделать вывод, что пластилинография  является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у  детей дошкольного возраста и разработать  проект, направленный на развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии.

По итогам нашего исследования нами были разработаны комплекс занятий по развитию мелкой моторики у детей средствами пластилинографии, рекомендации для родителей, воспитателей. Результатом выполненной нами выпускной квалификационной работы явилось следующее:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили сущность и особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

2. Доказали  возможности пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

3. Провели диагностику по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

4.Разработали психолого-педагогический проект по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии способствуют  развитию творческих способностей  и развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы с пластилином, повысился интерес детей к работе с пластилином, дети проявляют усидчивость и стремление  к успешному завершению своих творческих работ.

Таким образом, поставленные нами задачи осуществлены, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась,.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983
  2. Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, В.Н. Куров, М., 2003 - 180 с.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
  4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
  5. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.
  6. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового материала.2007.
  7. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007.
  8. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
  9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. - М.: КомКнига, 2007. - 216 с.
  10. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006. 
  11. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет [Текст] / Е. Плутаева, П. Лосев, Д. Вавилова. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3 - с. 28 - 35.
  12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М., 1932.- с. 400
  13. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание - 2005. - № 1. - с. 60 - 64.
  14. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
  15.  Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
  16. Стародуб К. И. Ткаченко Т. Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003.
  17. Е. Г. Лебедева. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008.
  18. И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009.
  19. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007.
  20. Лыкова Ирина. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008.
  21. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010.
  22. Е. А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009.
  23. Е. В. Чернова. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук»

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Установлено, что уровень развития р...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии.

Описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии...

«Игры с пластиковыми крышками и развитие мелкой моторики пальцев рук, а так же развитие творческих способностей дошкольников»

 На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.   Дети с плохо развитой ручной моторик...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...