Методика и техника индивидуального подхода в воспитании
консультация по теме
Установление индивидуально-личностных контактов педагога и воспитанника складывается постепенно. При этом воспитатель поначалу сознательно, целеустремленно использует особые приемы, проецирует специальное вхождение в контакт: ритуал уважительного знакомства (с улыбкой, доброжелательным рукопожатием, специальными выражениями: «Я так рад с тобой познакомиться...», «Я ждал этой встречи...», «Прекрасно', ну вот мы и знакомы...»; более выигрышное употребление имени и фамилии воспитанника, обращение на «Вы» или с разрешения (!) на «ты» по праву старшинства и более близких контактов по сравнению с учителями-предметниками...). Это выражение доверия (даже с «авансом») в порученных делах, это благожелательный, добродушный тон общения, это частое употребление «вежливых слов», это «контакт понимающих глаз». Это, может быть, и взывание к силе физической и духовной воспитанника, типа: «Я женщина, мне не дано.., а ты ведь мужчина». Это и наличие общих тайн: «знаю о тебе что-то плохое, но... это наша тайна, и она останется между нами, и я тебя никогда не упрекну и не буду уважать меньше». Это может быть и серия «особых» просьб: «Ты ведь сделаешь это лучше меня (лучше других)...», «У тебя это прекрасно получается». Это и особая техника поощрения - наказания либо их отсутствие в знак глубокого уважения. Это и посещение ученика дома, а значит, маленькие и большие семейные тайны, это нередко откровения самого ученика или его родителей... И умение прощать...(как мама). И многое-многое другое. Индивидуально-личностный контакт педагога с воспитанником облегчает процесс введения каждого воспитанника в коллективную творческую деятельность всего ученического коллектива, превращение общеклассных дел в личностно-ориентированные дела. Индивидуальный подход к воспитанникам предполагает еще три важных момента. Первый - научение тому, что выполняет. Тогда воспитатель выступает по отношению к воспитаннику в качестве методиста, наставника. Второй, связанный с первым, -организация «ситуации успеха», т.е. помощь в высококачественном исполнении порученного дела на виду у всех с последующей позитивной оценкой (это третий момент), когда позитивная оценка педагога постепенно становится позитивной оценкой классного коллектива, а потом и самооценкой.
Важный момент работы воспитателя — забота о том, как «вписывается» каждый дошкольник в жизнь и деятельность классного коллектива. Современный дошкольник — член многих коллективов: не только группы, но и семьи, неформальных объединений, круга друзей и единомышленников, группы. С возрастом число групп и коллективов увеличивается, отношения с ними и в них обогащаются, усложняются. Современное решение проблемы индивидуального подхода — это еще максимальное способствование развитию индивидуальности ученика, его самопроявлению и саморазвитию. Это происходит через включение детей в разнообразные виды дошкольной деятельности на основе способностей и интересов, через участие их в различных учреждениях системы дополнительного образования. Ценно использование различных многопрофильных детско- юношеских объединений, где каждый может попробовать себя в разнообразных видах и формах деятельности. Воспитатель использует возможности детей, занимающихся в сфере дополнительного образования (играет на музыкальных инструментах, танцует, поет, рисует, делает что-то мастерски своими руками...), для обогащения содержания воспитательной работы с классом, повышая уровень мастерства и качества. И... поднимая престиж этого ученика, обеспечивает его самоактуализацию среди сверстников и педагогов. Говоря об индивидуальном подходе в воспитании, нельзя забыть о детях, требующих особого внимания классного руководителя, — так называемых трудных (трудновоспитуемых) детях и подростках: имеющих отклонения в развитии, различную степень недоразвитости отдельный функций, детях с различными заболеваниями, педагогически запущенных и даже... одаренных в какой-то области... Все они трудно «вписываются» в общую систему воспитательной работы, проявляя «сопротивление воспитанию». Здесь нужен индивидуальный корректив. Именно об этом писал в свое время еще Ж.-Ж. Руссо: «...прежде чем воспитывать характер, нужно его изучить, спокойно ждать, когда он проявится, предоставлять ему случаи проявить себя. Лучше воздержаться от всяких действий, чем действовать некстати. Один талант следует окрылить, а на другой накинуть путы; одного нужно подталкивать, а другого сдерживать; одного необходимо приласкать, а другого приструнить; приходится то просвещать, то притуплять остроту умов. Ведь иной создан для того, чтобы вести познания человеческие до последнего их предела, а для другого даже умение читать и то окажется пагубным».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском сад...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Личностный подход к детям второго года жизни, при поступлении в детский сад (адаптационный период первой младшей группы)...
"Индивидуальный подход в воспитании ребенка"
Рассказано об индивидуальном подходе в воспитаниии ребенка...
Индивидуальный подход в воспитании ребёнка
Воспитатель должен помочь каждому ребёнку, пришедшему в детский сад. Для этого он должен изучить индивидуальные особенности, возможности детей. На основе своих знаний и умений оказывать помощь ребёнку...
Контрольная работа по теме :Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей в условиях детского сада"
Для каждого ребёнка нужен индивидуальный подход....
Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников.
Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников.Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. ...
Индивидуальный подход в воспитании детей
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного ...