ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (из опыта работы)
статья на тему

Орлова Е А, воспитатель

ГБДОУ №113 Невского района

В последнее время дошкольному образованию отводится большая роль, поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте. Важность экологического образования детей в интересах устойчивого развития подтверждается включением основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты дошкольного образования, где (образовательная область «Познавательное развитие») предусматривается: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и об особенностях ее природы. Дошкольным организациям отводится главная роль в формировании у детей основ экологически и социально ответственных граждан страны.

Учитывая, что мировое образовательное пространство проходит сложный путь смены парадигмы, мы понимаем, что образовательные программы дошкольного образования должны потерпеть серьезную трансформацию. Качество экологического образования в интересах устойчивого развития в значительной степени зависит от инновационных методов обучения, ориентированных на активноесамостоятельное участие детей дошкольного возраста, формирующих у дошкольников познавательную мотивацию, навыков понимать, обсуждать и находить пути решения социальных и экологических проблемы.

Наша практика показывает, что ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технология (основы теории сильного мышления-творческое решение изобретательных задач- развитие творческого воображения) и является тем результативным методом, позволяющим решать задачи экологического образования в интересах устойчивого развития. В отличии от традиционных дошкольных программ ОТСМ-ТРИЗ-РТВ дает ребенку диалектическую картину мира. Разные объекты в разных системах могут вести себя не так как мы привыкли. И красный помидор может стать фиолетовым если на него посветить синим светом, а лошадь, собака и кошка могут быть дикими. Благодаря этой технологии мы не передаем дошкольникам замершие знания, а учим способам получения информации и применению ее в конкретных условиях под свои цели. Эта технология развивает у дошкольников критическое мышление и качества, позволяющие прогнозировать ход событий в будущем и совместно принимать решения. Через формирование способов познания, обучению применению этих способов ОТСМ-ТРИЗ-ТРВ формирует комплексную картину мира и формирует базовые мыслительные операции. Способы осуществления познавательного процесса (мышления) являются основным средством получения информации. Основополагающим в этом процессе являются способы обработки информации. На основе этой обработки определяется качество присвоения знаний. Важным дополнительным компонентом ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии, на наш взгляд, служит мотивация по отношению к этому знанию. Обратимся к прямой аналогии: можно побывать в разных местах на планете или вне ее, используя видеофильмы или научно-популярную литературу, подготовленную кем-то. Наша память в силу своей ограниченности запечатлеет информацию, полученную в готовом виде с помощью только зрения и слуха. Но без дальнейшего использования или проработки данное знание быстро уйдет из памяти. При этом отношение к представленной в готовом виде информации слабо мотивируется или вовсе не затронет сферу чувств ребенка. В связи с этим, самые замечательные места, показанные по видео, не останутся в памяти в полной мере. У самостоятельно познающего, а не просто запоминающего что-либо дошкольника формируется способность систематизировать, классифицировать, преобразовывать информацию, используя мыслительные операции. Общая суть полученной таким образом информации будет помогать ребенку организовывать познавательный процесс и мотивировать к получению все новых и новых знаний.

Технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволяет нескончаемый процесс постоянного познания превратить в управляемый, благодаря освоению детьми способов познания и становления у них ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной и технологической. Начиная с 2-х летнего возраста в нашем детском саду дети знакомятся с ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологией. Формирование осознанности способов познания проводится по шести основным направлениям и включает в себяработу анализаторов с определенным настроем ребенка на процесс познания признаков объектов и ихвзаимосвязей. Формулировкой вопросов, включения преобразований признаков объекта и использование алгоритмов (моделей мышления), необходимых для самостоятельной интеллектуально-творческой и познавательной деятельности.

ОТСМ -ТРИЗ-РТВ дает ребенку свободу мышления. Дошкольник сам выводит какое-либо обобщение, понимает, что такое «идеальное», в чем заключается противоречие в объектах, для чего оно нужно в мире, какие ресурсы и где можно обнаружить. Это универсальная технология, позволяет каждому ребенку приобрести знания и умения, сформировать точки зрения и ценности, необходимые для построения устойчивого будущего.

Мы убрали традиционную образовательную модель — поучение, непреложность передаваемых знаний. Наши педагоги не объясняют детям результаты собственного познания экологической грамотности и бережного отношения к природе, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде и др. Они как опытные «экскурсоводы» демонстрируют дошкольникам общие законы существования мира, учат их находить закономерности и строить обобщения. Мы помогаем детям замечать проблемные ситуации, учим решать их, используя оптимальные мыслительные модели. Мы не меняем количество и качество информации, но мы побуждаем у детей интерес к самостоятельной добыче знаний.

И если к семилетнему возрасту мы сформируем у ребенка способ мышления с устойчивым познавательным интересом и базовым инструментом познания, то ему будет просто интересно изучать мир. Через интерес будет просыпаться любопытство к окружающему миру, понимание и желание сберечь его. Это и есть новая форма ценностных установок, навыков и знаний по обеспечению устойчивого развития в гармонии с нашей планетой.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Методический комплекс для работы с дошкольниками «Я познаю мир» Т.А.Сидорчук — Ульяновск, ООО «Вектор», 2014г.



Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie_v_doo.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО

В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (из опыта работы)

Орлова Е А, воспитатель

ГБДОУ №113 Невского района

В последнее время дошкольному образованию отводится большая роль, поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте. Важность экологического образования детей в интересах устойчивого развития подтверждается включением основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты дошкольного образования, где (образовательная область «Познавательное развитие») предусматривается: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и об особенностях ее природы. Дошкольным организациям отводится главная роль в формировании у детей основ экологически и социально ответственных граждан страны.

Учитывая, что мировое образовательное пространство проходит сложный путь смены парадигмы, мы понимаем, что образовательные программы дошкольного образования должны потерпеть серьезную трансформацию. Качество экологического образования в интересах устойчивого развития в значительной степени зависит от инновационных методов обучения, ориентированных на активноесамостоятельное участие детей дошкольного возраста, формирующих у дошкольников познавательную мотивацию, навыков понимать, обсуждать и находить пути решения социальных и экологических проблемы.

Наша практика показывает, что ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технология (основы теории сильного мышления-творческое решение изобретательных задач- развитие творческого воображения) и является тем результативным методом, позволяющим решать задачи экологического образования в интересах устойчивого развития. В отличии от традиционных дошкольных программ ОТСМ-ТРИЗ-РТВ дает ребенку диалектическую картину мира. Разные объекты в разных системах могут вести себя не так как мы привыкли. И красный помидор может стать фиолетовым если на него посветить синим светом, а лошадь, собака и кошка могут быть дикими. Благодаря этой технологии мы не передаем дошкольникам замершие знания, а учим способам получения информации и применению ее в конкретных условиях под свои цели. Эта технология развивает у дошкольников критическое мышление и качества, позволяющие прогнозировать ход событий в будущем и совместно принимать решения. Через формирование способов познания, обучению применению этих способов ОТСМ-ТРИЗ-ТРВ формирует комплексную картину мира и формирует базовые мыслительные операции. Способы осуществления познавательного процесса (мышления) являются основным средством получения информации. Основополагающим в этом процессе являются способы обработки информации. На основе этой обработки определяется качество присвоения знаний. Важным дополнительным компонентом ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии, на наш взгляд, служит мотивация по отношению к этому знанию. Обратимся к прямой аналогии: можно побывать в разных местах на планете или вне ее, используя видеофильмы или научно-популярную литературу, подготовленную кем-то. Наша память в силу своей ограниченности запечатлеет информацию, полученную в готовом виде с помощью только зрения и слуха. Но без дальнейшего использования или проработки данное знание быстро уйдет из памяти. При этом отношение к представленной в готовом виде информации слабо мотивируется или вовсе не затронет сферу чувств ребенка. В связи с этим, самые замечательные места, показанные по видео, не останутся в памяти в полной мере. У самостоятельно познающего, а не просто запоминающего что-либо дошкольника формируется способность систематизировать, классифицировать, преобразовывать информацию, используя мыслительные операции. Общая суть полученной таким образом информации будет помогать ребенку организовывать познавательный процесс и мотивировать к получению все новых и новых знаний.

Технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволяет нескончаемый процесс постоянного познания превратить в управляемый, благодаря освоению детьми способов познания и становления у них ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной и технологической. Начиная с 2-х летнего возраста в нашем детском саду дети знакомятся с ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологией. Формирование осознанности способов познания проводится по шести основным направлениям и включает в себяработу анализаторов с определенным настроем ребенка на процесс познания признаков объектов и ихвзаимосвязей. Формулировкой вопросов, включения преобразований признаков объекта и использование алгоритмов (моделей мышления), необходимых для самостоятельной интеллектуально-творческой и познавательной деятельности.

ОТСМ -ТРИЗ-РТВ дает ребенку свободу мышления. Дошкольник сам выводит какое-либо обобщение, понимает, что такое «идеальное», в чем заключается противоречие в объектах, для чего оно нужно в мире, какие ресурсы и где можно обнаружить. Это универсальная технология, позволяет каждому ребенку приобрести знания и умения, сформировать точки зрения и ценности, необходимые для построения устойчивого будущего.

Мы убрали традиционную образовательную модель — поучение, непреложность передаваемых знаний. Наши педагоги не объясняют детям результаты собственного познания экологической грамотности и бережного отношения к природе, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде и др. Они как опытные «экскурсоводы» демонстрируют дошкольникам общие законы существования мира, учат их находить закономерности и строить обобщения. Мы помогаем детям замечать проблемные ситуации, учим решать их, используя оптимальные мыслительные модели. Мы не меняем количество и качество информации, но мы побуждаем у детей интерес к самостоятельной добыче знаний.

И если к семилетнему возрасту мы сформируем у ребенка способ мышления с устойчивым познавательным интересом и базовым инструментом познания, то ему будет просто интересно изучать мир. Через интерес будет просыпаться любопытство к окружающему миру, понимание и желание сберечь его. Это и есть новая форма ценностных установок, навыков и знаний по обеспечению устойчивого развития в гармонии с нашей планетой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Методический комплекс для работы с дошкольниками «Я познаю мир» Т.А.Сидорчук — Ульяновск, ООО «Вектор», 2014г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль узких специалистов и педагогов дополнительного образования по формированию связной речи воспитанников ДОУ(из опыта работы)

   Развитию связной речи дошкольников в настоящее время уделяется самое пристальное внимание. Педагогами и узкими специалистами нашего детского сада  включен в образовательный пр...

Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС ДОО(из опыта работы)

Экологическое воспитание - Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.  Развивающая предметно – пространственная среда ...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Организация игровых пространств и центров интересов в группе из опыта работы

Мы с коллегами проводили всероссийский семинар, на тему "Организация игровых пространств и центров активности группы из опыта работы». Делились опытом работы своей группы, отвечали на важны...

Экологическое воспитание дошкольников через использование РППС в группе (из опыта работы)

Экологическое воспитание дошкольников через использование РППС в группе (из опыта работы)...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДООВ ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ...