Интеграция экологического и художественно - эстетического образования при организации игр исследовательской направленности.
статья на тему

Сергеева Светлана Васильевна

в статье показана значимость игр для детей дошкольного возраста и возможность интеграции экологического и художественно – эстетического образования при организации игровой исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_.docx235.63 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция  экологического и художественно - эстетического образования при организации игр исследовательской направленности.

Сергеева С.В.

Воспитатель ГБОУ Школа №2051

г. Москва, Россия,

e-mail:evgeserg@yandex.ru

Аннотация: в статье показана значимость игр для детей дошкольного возраста и возможность интеграции экологического и художественно – эстетического образования при организации игровой исследовательской деятельности.

Ключевые слова: экологическое образование, художественно – эстетическое образование, игра, интеграция, причинно – следственные связи, мышление, воображение.

   Для формирования основ экологической культуры в условиях дошкольных групп  необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Необходимо создать целостную систему экологического образования через все виды детской деятельности.

 Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения, как и в других сферах воспитания. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, окружающей действительности, будет особенно эффективным. Игра создает оптимальные условия для обучения.

 С помощью игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе представления. Специально подобранные игры позволяют развивать внимательность, наблюдательность, мышление, память, связную речь, моторику, креативность, закреплять и расширят знания об окружающем мире, научиться устанавливать причинно - следственные связи. Организуя игровые занятия с ребенком, помните – это не вынужденная необходимость, а прекрасные минуты, проведенные вместе. Однако если в играх прослеживается интеграция с художественно – эстетическим образование, то интерес  детей к таким играм, будет еще больше.

Вариантов  игр, где прослеживается интеграция экологического и художественно – эстетического образования масса, вот некоторые из них,  с элементами исследовательской деятельности.

«Музыка воды»

Задачи: развивать понимание причинно - следственных связей, аналитическое мышление, музыкальный слух, внимание , воображение.

Оборудование: 6-8  одинаковых стаканов, кувшин воды, пищевой краситель (по желанию), металлическая ложка.

Ход игры:

1.Поставьте стаканы на стол.

2.Налецте в первый стакан воды на 2 см.

3.Разлейте воду в остальные стаканы, причем в каждом из них вода должна быть на 2 см больше, чем в предыдущем.

4. Если хотите, можно добавить немного пищевого красителя.

5.Предложите ребенку немного постучать по первому стакану металлической ложечкой.

6.Потом постучать по второму стакану. Спросите его, изменился ли звук.

7.Пусть, таким образом, ребенок постучит по всем стаканам.

8.Поговорите о том, почему меняется звук в разных стаканах.

Возможные варианты: завяжите ребенку глаза, а сами постучите по первому стакану, а затем по второму. Спросите  ребенка, стал ли звук выше или ниже по звучанию. Кроме того, можно предложить ребенку попробовать выстучать какую – нибудь несложную мелодию. Внимание! Следите, чтобы ребенок не стучал по стаканам слишком сильно и не разбил их.

Радуга пузырей.

Задачи: развивать воображение, аналитическое мышление, восприятие цвета, фантазию.

Оборудование: душистый шампунь, яркие гуашевые краски, стаканчики для воды, толстые кисти, трубочки для коктейля.

Ход игры:

  1. Приготовьте цветную пену, которой собираетесь рисовать. Надо тщательно смешать шампунь и гуашь нужного цвета в равных пропорциях, налив  в стаканчик примерно по 0.5 см того и другого.
  2. После можно долить  в стаканчик воды, заполнив его на одну треть. Приготовьте столько стаканчиков, сколько цветов вам нужно.
  3.  Булькать через трубочку в стакан – самый любимый момент игры для детей. Педагогам и родителям следует убедиться, что ребенок не путает вдох и выдох. Для этого потренируйтесь без трубочки.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0369.jpg

  1. После того как все получилось, и цветные мыльные шапки возвышаются над каждым стаканчиком, можно приступать к созданию картины. Берем плотную бумагу и накрываем поочередно каждый стаканчик, получаются отпечатки мыльной пены на ее поверхности. Снимаем, переворачиваем  и любуемся результатом.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0374.jpg

  1.  А теперь посмотрим, на что похожи отпечатки, и дорисовываем недостающие детали.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0370.jpg

Возможные варианты: еще можно поиграть, дуя в трубочку и гоняя мыльную пену по листу бумаги.

 Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, накапливает впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.

Литература:

1.Николаева С.Н.  Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников.  М. 2010г.

2.Николаева С.Н. Эколог в детском саду.  М.2002г.

3.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.  М. 2001г.

4. Журнал  «Воспитатель ДОУ» №2, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Художественно – эстетическое образование в современной дошкольной организации. Приобщение к культурным ценностям – основа обновления содержание художественно – эстетического образования»

Развитие художественно – образного мышления детей основывается на развитии наблюдательности, развитии фантазии, способности строить художественный образ.Этому способствуют так же музыка, поэзия, помог...

Организация в образовательном пространстве ДОО модели художественно - эстетического образования детей на основе интеграции образовательных областей

Организация в образовательном пространстве ДОО модели художественно - эстетического образования детей на основе интеграции образовательных областей...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Заборчик для зайчика» для детей младшей группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Забор...

Конспект НОД по ОО «Художественно - эстетическое развитие» (лепка) II группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (со сложным дефектом)

Конспект НОД по ОО «Художественно - эстетическое развитие» (лепка) II группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (со сложным дефектом) ...