«Использование здоровьесберегающих технологий при организации наблюдений за живой природой с младшими дошкольниками.»
статья по теме

Тетерина Ольга Николаевна

 

 

 

                     «Использование здоровьесберегающих технологий

                      при организации наблюдений за живой природой с

                                         младшими дошкольниками.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тетерина Ольга Николаевна

Воспитатель

Детский сад №8  г. Няндома

                     «Использование здоровьесберегающих технологий

                      при организации наблюдений за живой природой с

                                         младшими дошкольниками.»

   Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране при-

Роды просто не возможно, дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа.

    Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человечек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного.

     Заинтересовать, воспитателя основа полагающей для успеха дела. Воспитатель должен иметь специальные знания о природе. Любить и понимать природу, знать, к чему и как надо привлекать внимание детей,  чтобы развивать у них интерес к природе и бережное отношение к ней.

     Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания ребенка. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, - это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться.

      Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы со всеми детьми или по подгруппам. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый не раз уточняет, закрепляет данные, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений, знаний.

      Таким образом, основной метод обучения – это наблюдение. Но у младшего дошкольника оно развито недостаточно, наблюдательность как качество личности отсутствует, значит, приемы должны соответствовать возрасту, в первую очередь это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Вышли дети на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что изменилось в окружающей среде. Может случиться, что что-то осталось незамеченным. Задача взрослого: поддержать у детей стремление замечать изменения в природном окружении, а если что-то упустили – привлечь внимание, не оставлять что-то на потом.

     Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее.

      Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям происходит за счет того, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью – жизнью улицы. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

      Прогулка должна быть интересна ребенку, а это возможно, если он будет занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения, интересные задания и игры с природным материалом. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3- 4 минут. Проводятся несколько раз в течении одной прогулки. Для этого взрослый общается то с одним ребенком, то привлекает всех детей. В зависимости от конкретного наблюдения дидактическое задание может быть предложено детям и в начале, и в конце прогулки, а может вплетаться в ход самого наблюдения. В каждом из этих заданий присутствуют мастерство, опыт, фантазия взрослого, его изобразительность и творчество.

      Учить ребят видеть изменения в природе, делать выводы. Помните, что каждый день в природе – неповторим!

       Все виды наблюдений требуют руководство со стороны педагога. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений:

       - цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно;

       - для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними;

       - в организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате сформируется более полное, глубокое представление об окружающей природе.

       - наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей, проговариванием результатов наблюдения;
- наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать, как можно больше;

      -знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться, систематизироваться с помощью других форм и методов работы: рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование, лепка, ведение календарей природы, беседа об увиденом;
      -в результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том, или ином объекте природы.

      Наблюдение в природе с детьми младшего возраста лучше начать с рассматривания живых объектов. Обратить внимание на следующее:
     -удобное и безопасное размещение детей;
     - размещение живого объекта (приближенное к естественным условиям его происхождения).

     - создание для проявления разного поведения животного
     - связь наблюдения с жизнью и использованием детского опыта
     - формирование у детей умение делать элементарные умозаключения.
     В процессе наблюдения за живым объектом следует планировать только вопросы. Последовательность наблюдения будет зависеть от того,как поведет себя животное.

Знания, полученные на занятиях, усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире.
В программе по формированию элементарных экологических представлений во время прогулки представлены следующие задачи:
       1.Расширять представления детей о растениях и животных.

Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, их поведения и питание. Учить узнавать лягушку, наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь.) подкармливать их зимой. Также — расширять представления о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза).
       2.Знакомить с некоторыми растениями нашей местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями, комнатными растениями (фикус, герань), для роста нужны земля, вода, воздух, формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить— оно может засохнуть и т.п.).

       3. Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа.), фрукты (яблоко, груша, персик.), ягоды (малина, смородина.)
       4.Знакомить о правилах поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных).

       Во время ежедневных прогулок, дети нашей группы, учатся наблюдать осенние изменения в природе.

Впервые дни пребывания в детском саду привлекаем детей к рассматриванию растений в уголке природы, животных на картинках, иллюстрациях. Постепенно приучаем малышей к совместным действиям по уходу за растениями: полить растение, удалить пыль с крупных листьев. На прогулке наблюдаем за деревьями, кустарниками, из каких частей состоит дерево (ствол, корни, ветки), чем отличаются о кустарников. Наблюдаем за растениями, цветы высыхают, трава желтеет, мало видно насекомых, объясняем детям, куда они деваются поздней осенью (прячутся под кору деревьев, в щели и т. п.)

       Дидактические задания разнообразны, но в них всегда должен присутствовать игровой элемент, это импонирует детям. Такие задания должны быть доступными по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить, для чего выполняется это задание, почему нужно приложить усилия к его выполнению.

      Например, взрослый предлагает собрать осенний букет из разноцветных листьев. Дети начинают разглядывать опавшие листья, оценивать, красив ли будет каждый лист в букете, подносят их взрослому, ожидая его оценки. Взрослый не должен торопиться. С младшими детьми он рассматривает окраску листьев, форму, величину, а со старшими уточняет: узкий или широкий лист, чем понравился.

Педагог одобряет действия каждого, стимулирует их, а затем произносит: «Один листик, еще один, еще один — и получился красивый осенний букет, пышный, разноцветный, яркий. Всем на радость!» Дети осознанно относятся к такой оценке букета, он им тоже нравится. Они удовлетворены, чувствуя свою сопричастность к общему делу. Заодно понимают и запоминают те слова, которыми взрослый охарактеризовал букет. Пройдет немного времени, и эти слова появятся в лексиконе детей.

       Дети начинают понимать: снег может быть легким, пушистым, белым или тяжелым, мокрым, серым. Взрослый организует обследовательские действия малышей. Он спрашивает: «Проверьте, можно лепить?» Дети подбросили снег на лопатке. Он рассыпался облачком, лепить нельзя, сыпучий. Если липнет на лопатке — мокрый, можно лепить.

Все рассматривают на столе комок снега и пластинку льда: что у них одинаковое, что разное. Вместе со взрослым уточняют, конкретизируют, берут в руки, мнут, стучат об стол, рассматривают на свет. Параллельно идет обогащение словарного запаса: прозрачная льдинка, колется, она хрупкая.

        Кормим птиц, выносим корм для них (белый хлеб, семечки, зерно и свежее сало). Наблюдая за птицами мы видим, что корм им нравится, следим, чтобы он всегда был. Обращаем внимание, как красиво зимой, и что снег приносит пользу природе. На снегу видим следы животных, учимся различать их.

       Продолжаем наблюдать за деревьями и кустарниками. Обращаем внимание на то, что нет листьев, травы, объясняем детям, что дерево живое и зимой, ствол у него теплый, трогаем руками. Укрываем снегом цветники с помощью лопаточек, чтобы весной было достаточно влаги в земле для них.

      Наблюдение сопровождаем художественным словом, читаем стихи, играем в различные игры: ходим, прыгаем, как животные, летаем как птицы, клюем зерна, как воробьи.

      В весеннее время, положив снег и лед на асфальт, можно наблюдать, что быстрее растает. Дети сами решают, что глубокое, мелкое (лужи), широкое, узкое (канава, речка). А взрослый уточняет: «Проедет машина или застрянет? Перешагнешь через канавку или помочь?»

       Весной наблюдаем за растениями: очень нравится — появление первой зеленой травки, бережем ее, не наступаем, радуемся ей. Учимся наблюдать, как из почек на ветках появляются первые листочки. Запоминаем название деревьев и кустарников (сирень, шиповник). Наблюдаем, где еще расцвел одуванчик, вспоминаем стихи о нем. Учимся беречь природу. Замечаем повадки животных (жук, муравей — ползает, бабочки — летают, видим, как они садятся на цветы). Объясняем, что они все живые и радуемся за них, что они дождались тепла, какую пользу приносят (комары, мухи — корм для птиц). Однажды совместно с детьми мы сделали доброе дело: спасли желторотого вороненка — у него было сломано крыло, он кричал .Возле него находились взрослые птицы, мы его отнесли в парк рядом с нашим детским садом, сказав детям, что мы его спасли. Сейчас его мама и папа отведут в больницу и там ему залечат крыло. А когда он выздоровеет, прилетит к нам в детский сад, и поблагодарит, скажет нам «СПАСИБО». 

     Итак, взрослый придумывает разнообразные дидактические задания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагает выполнять обследовательские действия. В ходе всей этой работы у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развиваются наблюдательность, внимание, память, разнообразные движения. Во время выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.

      Трудовое обучение детей:

Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. В процессе их выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и проявлять самостоятельность, инициативу.

Начиная работу по приобщению детей к посильным трудовым действиям, следует помнить, что это трудоемкая и кропотливая работа, требующая много терпения, внимания, творчества самого педагога. Несмотря на то, что выполнение трудового задания по времени занимает от 10 до 20 минут, детям интересно быть рядом со взрослым, чувствовать себя соучастником увлекательных дел.

       Посильные трудовые действия детей вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. По мере усвоения трудовых навыков увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов.

      Трудовые действия следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки:

      - разнообразные наблюдения;

      - дидактические задания;

      - подвижные игры и игровые упражнения.

Все эти компоненты позволяют делать прогулку более насыщенной и интересной.

   

 Увидев работающих, малыши охотно откликаются на предложение взрослого принять участие в совместных трудовых действиях, но вскоре переводят их в более привычные, понятные и интересные для себя: опавшие листья подбрасывают вверх и с улыбкой наблюдают, как они опускаются на головы окружающим; снег сыплют на ноги себе и товарищам, закапывают в него ведерки, лопатки вскидывают на плечо и начинают маршировать: «Мы солдаты!»; воду несут, стараясь расплескать ее, оглядываясь на дорожку из образовавшихся лужиц на асфальте, намеренно толкают ведерки, чтобы облиться самому или облить идущих рядом, а то и просто выливают воду в лужу, встретившуюся на пути.

      Таким образом, включение детей в выполнение первых трудовых поручений обогащает каждого из малышей. Он учится уважать и ценить труд других людей и приходить к ним на помощь, познает правила выполнения трудовых заданий, приобретает навыки пользования орудиями труда, к тому же учится бережно обращаться с инвентарем. В процессе выполнения действия с разнообразным природным материалом закрепляются знания об их свойствах и различиях. Обогащаются речь ребенка, его память, внимание, воображение, фантазия. А главное — при выполнении трудовых действий, как ни в каком другом виде детской деятельности, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение довести начатое до конца. Формируются положительные взаимоотношения со сверстниками.

     Взрослый — непременный организатор и участник игры. Дети испытывают особое удовольствие от такого близкого общения с ним. Его эмоциональная выразительная речь, мимика и жесты импонируют малышам. Видя доброе отношение взрослого к окружающему, неподдельный интерес к происходящему, дети невольно подражают ему. У них формируется умение слышать речь, обращенную к ним, адекватно реагировать, развивается навык действовать по слову взрослого, а потом и отвечать ему. В процессе игры обогащается словарный запас ребенка, тренируется его память, формируется воображение.

       Подвижные игры и игровые упражнения

Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. У детей младшего дошкольного возраста еще мал опыт самостоятельной двигательной деятельности, многие движения находятся в стадии формирования. Поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки, закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В игровых упражнениях преследуются цели прямого обучения детей основным движениям. Многие из предлагаемых упражнений имеют сюжетный характер («По мостку», «Через канавку») и с удовольствием принимаются самими детьми. При их выполнении каждый ребенок действует свободно и самостоятельно.

     Младшим детям нравится повторение одной и той же игры. В этом случае дети имеют возможность закрепить новое умение, для них более осмысленным становится текст. Старшим детям хочется познать что-то новое. Создание вариантов возможно за счет изменения текстов, внесения дополнений в двигательные задания. Например, игра «Паровоз» в начале года может проводиться с использованием стихотворений Т. Волгиной или Э. Машковской про паровоз. Со временем игровые действия усложняются: паровоз двигается быстро или медленно, в разных направлениях и т. д. (см. подвижную игру «Паровозик»).

      Целевые прогулки заканчиваются свободными играми детей на своем участке.

       Ежедневные прогулки, наблюдение за живой природой вызывают у детей большой интерес. Дети учатся наблюдать, быть любознательными, у них появляется много вопросов, наблюдают за природными явлениями отмечают новое, передают свои впечатления. У них появляется бережное отношение к природе, ко всему живому.
И задача нас, педагогов в работе с детьми младшего дошкольного возраста
— заложить первые ориентиры в мире природы — растений и животных, как живых существ.
К переходу в среднюю группу у детей накапливаются конкретные представления о некоторых объектах и явлениях природы, на основе которых возможно дальнейшее расширение и углубление знаний, формирование трудовых умений, навыков, воспитание бережного отношения к природе.
       

       Литература:
1. Соломенникова О.А. - «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе. М., Мозаика – Синтез, 2006г.
2.Евстратова Л.А. — «Воспитание у детей бережного отношения к природе». М.,2003г.
3.Программа «Воспитание и обучения в детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М. , Мозаика-Синтез 2005г.
4.Ц.Мумладзе «Наблюдения в природе»//Дошкольное воспитание,№12 2005г.
5.«Формирование начал экологической культуры» под ред. С.Н. Николаева. М. ,Мозаика-Синтез 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.

В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...

Использование здоровьесберегающих технологий при организации организованной деятельности

Материал содержит информацию о том как сохранить здоровье детей, создать условия для их своевременного и полноценного психического развития, обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержате...

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в организации здорового образа жизни дошкольников»

Неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оз...

«Использование здоровьесберегающих технологий в организации режимных моментов»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в организации режимных моментов»...

Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя» для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности

Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя». Познак...