Статья на тему «Развитие познавательного интереса у дошкольников средствами проектной деятельности»
статья (подготовительная группа) на тему

Букина Валентина Николаевна

Происходящая модернизация российского дошкольного образования нашла свое отражение в новом государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте определено содержание образовательной области «Познавательное развитие», целью которого является развитие познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно - исследовательского интереса в разных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bukinoy_v.n.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательного интереса у дошкольников средствами проектной деятельности»

Актуальность проблемы развития познавательного интереса на  социально - педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы развития познавательного интереса в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.3. пункт 3), создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (ст. 3. пункт 7 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации») [1].

В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов доказано, что познавательный интерес оказывает позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, является стимулом для развития волевых качеств, и др.), служит основой для совершенствования способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности. Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности[4].

Происходящая модернизация российского дошкольного образования нашла свое отражение в новом государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте определено содержание образовательной области «Познавательное развитие», целью которого является развитие познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно - исследовательского интереса в разных видах детской деятельности.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно - образовательного процесса является значимой.

Познавательный интерес, имея мощные побудительные и регулятивные

возможности, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не достаточно уделялось внимание, между тем как познавательный интерес, по признанию некоторых современных исследователей, является одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению [4].

Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется наиболее успешно при активной познавательной деятельности, проявляется в стремлении ребенка узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи [2].

В Российской педагогической энциклопедии к средствам относятся различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные для учебных целей и вовлекаемые в образовательный процесс в качестве носителей информации, инструментов деятельности педагога и воспитанников [6].

Педагогические средства приобретают в образовательном процессе ряд функций:

- инструментальная, ориентированная на обеспечение определенных видов деятельности и достижение поставленной методической цели;

- компенсаторная, связанная с облегчением процесса обучения, способствующая достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого;

- адаптивная, направленная на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, адекватность изучаемого понятия возрастным возможностям обучаемого, преемственность знаний;

- информативная, представляющая источник знаний и способствующая

передаче информации.

Все функции педагогических средств обучения связаны между собой и оказывают комплексное влияние на образовательный процесс, обеспечивая его рациональную организацию и управление,

Опираясь на трактовки понятия «педагогические средства», мы понимаем под педагогическими средствами совокупность материальных и идеальных средств, направленных на развитие познавательного интереса у старших дошкольников, обеспечивающих переход развития в саморазвитие личности дошкольника.

Остановимся на первом педагогическом средстве развития познавательного интереса - субъект - субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей.

Важным фактором саморазвития дошкольника является взаимодействие со «значимым взрослым». Исследования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова убедительно доказали, что психологические новообразования зависят от взрослых, которые «вводят ребенка в мир», устанавливают его «высшие возможности», проявления, что приводит к укреплению «чувства самоидентичности» ребенка [7].

Важную роль в развитии ребёнка играет зона ближайшего развития (окружающее пространство). В соответствии с ФГОС одна из форм организации образовательного процесса в детском учреждении - самостоятельная деятельность детей, а для неё, выполняющую не только развлекательную, но и развивающую, образовательную функции необходимо создание актуальной предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей принципам: безопасности, полифункциональности, мобильности, эстетичности, доступности. При организации предметно - пространственной развивающей среды группы используется сочетание привычных и неординарных элементов; открытость - закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребёнка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности, динамичности, которые позволили сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением.

Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных

действий детей в группе должны быть организованы зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, сенсорной, конструктивной, театрализованной, зоны отдыха, а также условия для образовательной деятельности. Решать задачу создания благоприятных условий жизнедеятельности ребенка необходимо через организацию центров детской активности в группе. Такие центры необходимы для целенаправленной и разнообразной деятельности детей, они являются эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка и обеспечивают такие направления как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно -эстетическое развитие; физическое развитие. Каждый центр активности имеет обязательный набор алгоритмов выполнения того или иного замысла ребенка.

Практика показала, что активная деятельность с детьми в игровых зонах

развивает в них самостоятельность, познавательную и творческую активность.

Таким образом, доступная, мобильная, развивающая предметно - пространственная среда играет важную роль в развитии дошкольника, обеспечивая становление ребенка как субъекта деятельности за счет предоставления возможности  проявления собственной активности, инициативы, самостоятельности.

 При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Именно поэтому необходимо наладить тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов ДОУ.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением - важнейшие предпосылки стойкого интереса.

Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

Таким образом, обобщая изложенное можем сделать вывод, что, развитие познавательного интереса у старших дошкольников в педагогической деятельности ДОУ, возможно с помощью: современных информационных технологий; экспериментирования; игровой деятельности; проблемно - игровых технологий; методов ТРИЗ; интеграции образовательных областей; проектной деятельности; субъект - субъектного взаимодействия педагогов, детей и родителей в различных видах детской деятельности; деятельности поискового, творческого характера, где ребенок выступает как субъект деятельности; развивающего обучения, педагогики сотрудничества, внедрения активных методов и форм организации познавательно - игровой деятельности, развития рефлексивных способностей у дошкольников в процессе познания. А это значит, что содержание развития детей возможно различными средствами, доступными дошкольникам, в том числе и средствами проектной деятельности.

Об   актуальности    использования    проектной   деятельности   в  ДОУ

свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [3].

Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных

особенностей детей: только в старшем дошкольном возрасте - дети  являются

ее полноправными участниками.

Таким образом, анализируя вышеизложенное можно сказать, что из различных педагогических средств развития познавательного интереса оптимальным является проектная деятельность, поскольку в ней происходит:

- формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его

индивидуальность;

- реализуются познавательные интересы и потребности; развиваются комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- развитие познавательного интереса детей через создание проблемной

ситуации, формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции детей.

Если интерес к окружающему миру, желание познать и освоить все новое, является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности дошкольников, то, познавательный интерес, как важнейшее новообразование личности, которое не дается ребенку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования, активизирует все психические процессы, где интерес выступает как внутренний побудитель познавательной деятельности. Доказано, что условие развития познавательного интереса - это практические и исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями. Побуждение к познавательным действиям должно опираться на уже развитые у ребенка потребности, прежде всего на его потребность в общении с взрослыми - одобрение действий, поступков, суждений, мнений. Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в играх, труде, общении и не требует каких - либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Суть проектной деятельности - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике - соединение академических знаний, полученных в младшем и среднем дошкольном возрасте, с прагматическими, при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения, то есть в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. В основе этой деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [3].

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально - творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно - образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и

удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в среднем - ребята начинают участвовать в реализации проекта, (ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне), в старшем возрасте - дошкольники являются полноправными участниками проекта. Из этого следует, что только старший дошкольный возраст является сенситивным для полноправного участия детей в проекте. Роль взрослого на этом этапе - это развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание

предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и

организовать ее.

Цель проектной деятельности - направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.

Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно-образовательных задач:

1. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.

2. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.

3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.

Наиболее общими и важными задачами формирования познавательного интереса ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем (полученные в младшем и среднем дошкольном возрасте), а формирование познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности старших дошкольников к непрерывному образованию.

Преимущества проектной деятельности обосновываются следующим:

1.        Совместная деятельность по решению поставленных в проекте задач сближает детей и взрослых, налаживает стабильные эмоциональные связи между родителями (законными представителями) и детьми, а также способствует установлению положительных эмоциональных контактов между педагогами и родителями (законными представителями).

2.        В процессе проектной деятельности возникают условия, способствующие формированию важных компонентов познавательного интереса: умения принимать учебную задачу и находить ее решение, навык работы с разнообразными источниками информации, расширение кругозора, опыт совместной деятельности [5].

Таким образом, анализируя вышеизложенное можно сказать, что из различных педагогических средств развития познавательного интереса оптимальным является проектная деятельность, поскольку в ней происходит:

- формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность;

- реализуются познавательные интересы и потребности; развиваются

комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- развитие  познавательного  интереса  детей  через  создание  проблемной

ситуации, формирование  активной, самостоятельной  и  инициативной  позиции

детей.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивая качественные результаты всех участников деятельности. Установлено, что проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие познавательных процессов дошкольников, а так же, развитие общих способностей детей - познавательных, коммуникативных и регуляторных. В процессе развития детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес выступает: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности.


Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями
  2.   Белоус Н. Г. Особенности познавательного интереса детей шестого года жизни // Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности" Межвузовский сборник трудов, Сверловск, 1990. с. 19, 23
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика  Синтез, 2008, 112с.
  4. Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника: Экспериментальное исследование познавательной мотивации дошкольников //  Бийск: Издательство НИЦ, 2002. 163 с.  
  5. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников /

сост. В. Н. Журавлева. Волгоград : Учитель, 2016, 302 с.

  1. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том II (М,Я) / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. 560 с., с.387.
  2. Условия становления познавательной мотивации дошкольников// Психологическая наука и образование. 2004. №1.143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов....

План работы по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год Тема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»

План работы по самообразованию на  2014 - 2015 учебный годТема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»Цель: ...

Перспективное планирование по приоритетному направлению по теме «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно – речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС».

Перспективное планирование  по приоритетному направлениюпо теме«Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно – речевой активности дошкольников посредством проектной дея...

СТАТЬЯ на тему «Развитие познавательного интереса дошкольника средствами игры»

Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться.Прочные знания, умения и навыки они приобретают в проц...

Консультация для родителей "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности"

Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не же...

Статья на тему "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период расцвета познавательной активности, интереса к окружающему его миру. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых я...