СТАТЬЯ на тему «Развитие познавательного интереса дошкольника средствами игры»
статья (средняя группа)

Мютель Оксана Владимировна

Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться.

Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, открывающий для себя мир который является интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt22.12 КБ

Предварительный просмотр:

МЮТЕЛЬ О. В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №11 компенсирующего вида  

Калининского района

Санкт- Петербурга

СТАТЬЯ

«Развитие познавательного интереса дошкольника средствами игры»

        Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения дошкольников. Познавательный интерес  побуждает ребенка к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на его  укрепление. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.        

      У  дошкольников познавательный интерес может иметь разный уровень  развития, обусловленный различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Ребенок получает информацию через развитие  таких  познавательные процессов, как  память, мышление, воображение, внимание, речь, ощущение, восприятие и др.

        Одним из эффективных средств  пробуждения интереса на занятиях, наряду с другими методами, является игра, которая имеет широкие возможности для всестороннего развития детей.

        Игра – это первая простейшая форма деятельности, которой овладевают дети.  При этом дети в определенной мере готовятся как к учению, так и к труду. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий

        В играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение.

    Современные педагоги  также уделяют большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всестороннего развития личности. Именно воспитатель пробуждает интерес к занятиям, раскрывает таланты.

          Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

      Игра, учение и труд являются основными видами деятельности  дошкольного возраста. При этом игра готовит ребёнка не только  к учению, но  и к труду,  сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение.

               Важную роль в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста имеет дидактическая игра. Дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое  воображение.

             Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.  

         Дидактическая игра выделяется существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. 

              Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые вытекают из правил  игры, способствуют познавательной активности дошкольников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения  и навыки для достижения целей игры.

        Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме  решения  поставленной задачи и даёт  дошкольникам моральное и умственное удовлетворение от участия. Для преподавателя результат игры всегда является показателем уровня достижений дошкольников  или в усвоении знаний, могут или в их применении.

         При наличии интереса дошкольники  занимаются с желанием, большой охотой.

      Таким образом, игра является важным средством формирования познавательного интереса  детей. Использование различных игр, создаёт мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать  и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей.  Ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к занятиям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие активного познавательного интереса старших дошкольников в процессе ознакомления с профессией сотрудника МЧС (пожарного)»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 1034 дошкольное отделение № 1 Доклад по самоо...

Развитие познавательных интересов дошкольников средствами игры

Игра – это первая простейшая форма деятельности, которой овладевают дети. Целью ее является сам процесс игры. При этом дети в определенной мере готовятся как к учению, так и к труду. Игровая де...

Статья "Развитие познавательного интереса дошкольников средствами игры"

В данной статье освещен вопрос развития познавательного интереса дошкольников средствами игры. Одним из эффективных средств  пробуждения живого интереса на занятиях, наряду с другими методам...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольников средствами экспериментирования».

Сосеты родителям по безопасному проведению экспериментальной деятельности в домашних условиях...

Конспект статьи на тему «Развитие речи у младших дошкольников средствами русского фольклора»

Самым первым и главным приобретением для ребенка в дошкольном возрасте, является овладение родным языком. Народное творчество - это богатейший источник патриотического воспитания дошкольников. Фолькло...

Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий.

Цель: развитие творческого мышления, воображения с помощью технологии ТРИЗ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....