Эко-комната-волшебный мир сенсорных стимулов.
статья на тему

Кочкина Елена Вячеславовна

Статья про новый проект в нашем детском саду - эко-комната и использование ее в воспитании и развитии детей.

 

Дошкольное детство- начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания, является формирование у ребенка осознанного правильного отношения и природном явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознано-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней. Процесс становления осознано-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различные деятельности (отражать в игре, создавать изо продукцию, ухаживать за животными и растениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Кочкина Елена Вячеславовна

Педагог –психолог

ГБДОУ №64 Приморского района

г. Санкт- Петербурга.

Эко-комната-волшебный мир сенсорных стимулов.

     Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Это работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.

     Дошкольное детство- начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания, является формирование у ребенка осознанного правильного отношения и природном явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознано-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней.      Процесс становления осознано-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различные деятельности (отражать в игре, создавать изо продукцию, ухаживать за животными и растениями).

    Актуальность данной темы определяется рамками Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который выделяет «…важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье…, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды…».

      В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать «…вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса «…сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни…».

     Решение проблемы сохранения и улучшения здоровья нации на федеральном уровне осуществляется в политической, социальной, экологической, культурологической и других сферах. Для формирования у дошкольников здорового образа жизни является приоритетным. Чаще всего учёные определяют психическое здоровье как “баланс различных психических свойств и процессов”.

      О.В. Хухлаева формулирует определение психологического здоровья как “динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию” [6]

     По определению В.Э.Пахальяна, психологическое здоровье – это “динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе”.[5]

       Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит от правильной организации предметно-пространственной среды.

 А необходимым условием педагогического процесса является его положительный эмоциональный фон.

       Многим знакомо такое понятие как «комната психологической разгрузки», но научная мысль пошла дальше. Желание людей получить психологическую помощь и заряд положительной энергии заставило внедрить новейшие научные достижения в психологические практики, из чего и родились сенсорные комнаты. Исследования в области свето- и ароматерапии, музыкального и цветового воздействия на психику человека позволили соединить все полученные знания и результаты в одном специально оборудованном помещении, которое дает комплексный и удивительный результат.

       Одна из приоритетных задач нашего детского сада - оздоровление детей. Наш коллектив ищет новые формы оздоровления. С этой целью в нашем детском саду открылась Эко-комната.

       Она представляет собой помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулам. Это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами.

       Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит никого равнодушным. Комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это говорит об уникальности и ценности сенсорной комнаты для детей с проблемами в развитии, поведении и социальной адаптации, а также для педагогов, нуждающихся в восстановлении и сохранении психологического и эмоционального равновесия.

        Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние: успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

      Поэтому в моей педагогической практике сенсорная комната является одним из современных уникальных инструментов, обеспечивающих среду гармоничного развития и наибольшую результативность обучения без риска для психологического здоровья детей.

      Эко-комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления, атмосфера комнаты помогает обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему.

Сенсорная комната помогает решить следующие задачи:

  1. Уменьшить тревожность, обрести уверенность и спокойствие.
  2. Стимулировать ослабленные и плохо функционирующие органы чувств.
  3. Снять боли хронического характера.
  4. Создать хороший эмоциональный фон.
  5. Уменьшить избыточную активность и снимет стресс.
  6. Справиться с навязчивыми детскими страхами.
  7. Улучшить память и внимание.
  8. Стимулирует сенсорную чувствительность и мелкую моторику.
  9. Понизить утомляемость.
  10. Снизить агрессию и конфликтность.
  11. Побудить к познанию и исследованию окружающего мира.

      Сенсорные ощущения при исследовании ребенком такой комнаты восстанавливают его внутреннее равновесие, убирают негатив. Новые навыки самообладания и избавление от агрессивности достигаются ощущением волшебного мира такой комнаты, особенно при общем влиянии музыки и ароматерапии.

    В нашей сенсорной комнате размещено уникальное оборудование, которое позволяет мне, как психологу, мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже «лечение» нервной системы и органов чувств. 

Различные стимуляторы оказывают влияние на все системы организма (обонятельную, слуховую, тактильную, зрительную, вестибулярную и др.).

Для музыкального сопровождения использую музыкальный материал:

  1. Классические спокойные произведения.
  2. Специальные миксы для релаксации.
  3. Медитативная музыка.
  4. Звуки природы: капли дождя, звуки моря, звуки леса, пение птиц и крики дельфинов.

    Ароматерапия позволяет улучшить самочувствие, благотворно действует на нервную систему, стимулирует процессы саморегуляции и иммунитета. Для наибольшего эффекта использую ароматические масла, имеющие разное назначение: тонизирующее, стимулирующее иммунитет и расслабляющее. Однако здесь нужно быть очень осторожными, так у детей могут быть аллергические реакции (это необходимо выяснить в ходе беседы у родителей, проконсультироваться с медицинским работником).  Ароматические подвески с сухими травами изменят настроение, улучшат эмоциональное состояние. Для тонизирования организма подойдут ароматы, улучшающие работоспособность, дающие прилив сил и энергии: грейпфрута, апельсина, бергамота, лимона, лимонника.

Для расслабления использую запах, устраняющий депрессивное состояние, неврозы и перевозбуждение: мяты, мелиссы, лаванды. Для стимуляции иммунитета подойдут эфирные масла: эвкалипта, аниса, ромашки, чайного дерева, хвойные масла.

Пространство нашей сенсорной комнаты разделено на две половины: релаксационный и активационный блок.

Релаксационный блок - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок или взрослый, лежа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу. [1]

Активационный блок - в него входит все интерактивное оборудование, оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели, мягкие кубики и маты. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

Придерживаюсь следующей структуры занятий:

  1. Вводная часть с разминкой и ритуалом приветствия.
  2. Основная релаксационная.
  3. Подведение итогов с ритуалом прощания.

Массажное разгрузочное кресло, пуф «Груша», «Тактильная дорожка» способствуют улучшению деятельности сердечно - сосудистой системы ребёнка, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата. Имеют эффект лечебного массажа, снимают усталость и стресс.

Песочные игры развивают моторику пальцев, способствуют улучшению деятельности сердечно - сосудистой системы ребёнка. Они делают игру интересной и безопасной, а также действуют на ребёнка как лечебный массаж, снимают усталость и стресс.

       Интерактивные игровые панели: «Цветок», «Лошадки» и др.  предназначены для развития логического мышления, тактильных ощущений, зрительной памяти, активизации внимания, повышения познавательного интереса.

      Зеленые «Фетрокубики»: требуют от ручек Ребенка большей ловкости и аккуратности по сравнению с обычными деревянными кубиками, но также служат для развития внимания, логики, наблюдательности, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, творческих способностей, зрительного восприятия, дают представления о таких физических понятиях как равновесие, сила притяжения, вес, форма и цвет. Набор зеленых фетрубиков состоит из 6 элементов. Выполнен из массива сосны, распиленного под одинаковым углом в разных плоскостях, фетра. Без покрытия.

    Красно-оранжевые «Фетрокубики» требуют наблюдательности, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, творческих способностей, зрительного восприятия, дают представления о таких физических понятиях как равновесие, сила притяжения, вес, форма и цвет. Набор красно-желтых фетрубиков состоит из 7 элементов. Выполнен из массива сосны, распиленного под одинаковым углом в одной плоскости, фетра. Без покрытия.

       Мозаика «Рыбка» и мозаика «Листик»: игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики ребенок воспитывает целенаправленность деятельности, внимательность и наблюдательность.

      Функциональный конструктор из деревянных человечков-балансиров, способствует развитию мелкой моторики, усидчивости, тактильных ощущений, чувства баланса и творчества.

      Дидактическая коробочка "Разноцветики": дидактическое пособие предназначено для сенсорного развития, развития памяти, мышления, воображения, мелкой моторики, формирования элементарных математических представлений.
Пособие состоит из коробочки, разделенной внутри на 4 отделения, крышки с 4 отверстиями, 12 цветных квадратиков и 60 цветных фишек (по 5 штук каждого цвета).
Возможности этой небольшой коробочки велики!) Их на три основных направления:
- Сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений: изучение цвета, сортировка по цветам, группирование по оттенкам (темные-светлые, теплые-холодные), выкладывание фишек в соответствии с заданным образцом, цветовой диктант; выкладывание некоторых геометрических фигур, выполнение заданий по ориентировке в пространстве (расположить фишку над квадратиком, слева-справа, сверху-снизу, в углу квадрата, посередине, на-под, впереди-сзади, снаружи-внутри коробки, использовать как счетный материал, изучение количества (один, много, мало, ни одного) и так далее).
- Упражнения для развития памяти и внимания: взрослый помещает в коробку цветные квадратики, показывает Ребенку, давая установку запомнить в каком порядке расположены цвета, затем закрывает крышкой и предлагает Ребенку разложить фишки, соответствующих квадратикам цветов, через отверстия. Затем вместе открывают крышку и проверяют правильность выполненного задания.
Упражнения можно усложнить: добавить фишки "лишнего" цвета, предложить выбрать нужные фишки из всех цветов, в коробку положить не по одному квадратику в каждое отделение, а другое количество (в одно отделение, в каждое, либо только в некоторые) и так далее).
- Развитие творческого мышления, воображения и фантазии: конструирование: плоскостные изображения и объемные постройки на свободную или заданную тему. Предложить Ребенку подобрать фишки подходящих, по его мнению, цветов к временам года, событиям, предметам, музыкальным произведениям и так далее).

Игра «Белочка»: помогая Белочке запасать грибочки, Ребенок осваивает новый вид движения, когда предмет нужно надеть не на вертикальный (как на обычной пирамидке), а на горизонтальный колышек. Горизонтальное нанизывание стимулирует развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Кроме того, грибочки можно надевать на шнурочки различной толщины, сортировать по расположению отверстия (в шляпке или в ножке), использовать как счетный материал. Ну и, конечно, использовать как игровой материал в любых играх!

      Играя с мягкими модулями, ребёнок забывает про свои проблемы и заботы, игра полностью захватывает его воображение, его внимание, а позитивные эмоции хорошо влияют как на его эмоциональное самочувствие, так и на физическое.

     Мониторинг показывает положительную стабильную динамику в коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся, особенно агрессивных и гиперактивных детей.

   Я считаю, сенсорная комната необходима в каждом учреждении нашего города, так как ее применение имеет высокую эффективность для психопрофилактической и развивающей работы с детьми и педагогами детских садов.

Используемая литература:

  1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2007
  2. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г. Колос. –М.: АРКТИ, 2006
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.;
  4. Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.
  5. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. Спб.: Лидер, 2006
  6. Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е.  Лабиринт души. Терапевтические сказки. Академический проект, 2017 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей по познавательно – личностному развитию детей в сенсорной комнате «Волшебная встреча с Зайкой Степашкой»

Цель: развитие сенсомоторной и познавательной сферы; коррекция негативных поведенческих реакций; снятие эмоционального напряжения....

Игровой сеанс в сенсорной комнате «Волшебное путешествие» (конспект)

Игровой сеанс, проводимый педагогом-психологом для снятия эмоционального напряжения, развития воображения  для детей старшей или подготовительной группы (3-4 человека)....

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

Занятие в сенсорной комнате «Волшебное путешествие»

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.Задачи:·       Развитие общей и мелкой моторики (з...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий детей с психологом в сенсорной комнате «Сенсорная комната- волшебный мир здоровья» »

Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей. Эмоц...

Занятие для тёмной сенсорной комнаты "Волшебная комната"

Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, актуализации личностных ресурсов участников и гармонизация психоэмоционального состояния....

Занятие в тёмной сенсорной комнате «Волшебная комната»

Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, актуализации личностных ресурсов участников и гармонизация психоэмоционального состояния....