Программа по работе с детьми в сенсорной комнате " Волшебная комната"
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Лопатина Валентина Алексеевна

Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка — все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Волшебная комната»

Уровень образования: дошкольный.

Пояснительная записка

Рабочая программа к планированию системы мероприятий сенсорных занятий для групп детей разного дошкольного возраста составлена на основе пособий:

- Колос Г. Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении», Кокорева А.В. «Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении»,Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ»

Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности, стресс он чаще отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Неосознанные негативные эмоции, которые ребенок испытывает в течении длительного времени проводят к соматическим заболеваниям

Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни с раннего возраста.

Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка — все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор». Пребывание и занятия в сенсорной комнате способствуют:

  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • нормализации нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

  1. релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки;
  2. активационный — в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные
    мячики, сенсорная тропа, массажеры, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки выполнены в спокойных тонах. В нее входят: напольные и настенные маты, пуфики и трапеции с гранулами, которые принимают форму тела и служат идеальной опорой для сидящего или лежащего, маленькие подушечки.

Цели и задачи программы «Волшебная комната»

Цель: стимулирование сенсорного развития и создание положительного эмоционального фона детей.

Задачи:

1. стимулировать все сенсорные процессы;

2. развивать общую и мелкую моторику;

3. создать положительный эмоциональный фон;

4. снять психическое и эмоциональное напряжение.

Содержание системы мероприятий.

Целевая аудитория слушателей: дети в возрасте от 2 до 7 лет.

Тематическое планирование

Занятие

Программное содержание

1

Тема: «Знакомство с волшебной комнатой».

Цель: -познакомить с СК;

-объяснить правила поведения в СК.

1. Ритуал начала занятия

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Подвеска «Веселки»

2. Упражнение «Как меня зовут»

Массажорный мяч

3. Игры:

Центр спокойных игр.

4. Релаксация «Отдых в лесу»

(мягкое напольное покрытие)

#1056;итуал окончания «Речевка»

2

Тема: «Знакомство с тактильной средой»

Цель: -развитие зрительно-маторной координации; развитие тактильной чувствительности.

#1056;итуал начала занятия «Комплименты»

#1048;гра «Большие и маленькие»

Массажные мячики, валики;

Сенсорная тропа для ног;

Сухой душ.

#1048;гра «Я кленовый листочек»

Напольное покрытие.

#1056;итуал окончания занятия «Солнечные лучики»

3

Тема: «Знакомство со зрительной средой»

Цель: -развитие внимания; исследовательского интереса.

1. Ритуал начало занятия «Волшебный клубочек»

#1059;пражнение «Исследование»

Звездное небо;

Волшебная нить;

Безопасная пузырьковая колонна.

#1048;гры в центре тактильности.

#1056;елаксация «Радуга»

5. Завершения занятия «Прощание на экзотических островах».

4

Тема: «Знакомство со звуковой средой».

Цель: тонизирование центральной нервной системы.

-музыкальный центр;

-висящая система «Мелодичный звон»

#1056;итуал начало занятия «Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

#1048;гра «Тихое озеро»

-использование пузырьковой колонны

#1056;елаксация «Отдых на море»

#1047;авершение занятия «Эстафета дружбы»

5

Тема: «Моя любимая игрушка».

Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение поведение.

#1056;итуал начала занятия.

#1048;гра «Быстро-медленно» : напольные сенсорные дорожки.

#1056;елаксация «Водопад»:мягкое напольное покрытие.

#1047;авершение занятия «Круг друзей».

6

Тема: «Прогулка по волшебному лесу».

Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, умение соотносить умение с речью.

#1056;итуал начала занятия «Позови ласково»

Цель: воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

#1048;гра «Опиши предмет»

Центр спокойных игр.

#1052;ягкие модули

Цель: развитие наглядно-образного мышления; развитие цвета, восприятие формы.

#1047;авершение занятия «Эстафета дружбы»

7

Тема: «Перевоплощение»

Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

#1056;итуал начала занятия «Разноцветный букет».

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

2. Сказка «Путешествие по морю – океану».

#1048;зотерапия «Нарисуй цвет своего настроения».

#1047;авершение занятия «Самый- самый».

8

Тема: «Волшебники»

Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

#1048;гра –путешествие .

(напольные дорожки)

#1048;гра «Холодно-жарко»(на напряжение и расслабление мышц туловища).

#1056;елаксация «Радуга»

4. Завершение занятия «Солнечные лучики».

9

Тема: «Воздушный шарик»

Цель: релаксация, развитие дыхания, воображения.

#1059;пражнение «Заряд бодрости».

#1048;гра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).

#1055;утешествие в волшебный лес

Цель: релаксация и развитие воображения.

#1047;авершение занятия «Речевка».

10

Тема: «Страна чудес»

Цель: развивать тактильные ощущения, внимание.

#1048;гра-упражнение «Угадай что в мешочке»

#1056;аспределение по центрам сенсорной комнаты:

-шнуровка;

-«сложи квадрат»;

-пирамидка;

3. «Путешествие на голубую звезду»( с использованием звездной сетки).

#1043;ора с плеч.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения у детей.

#1047;авершение занятия «

Структура занятий

Часть 1. Вводная

Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми воспитанниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Сенсорная комната разделена на развивающие центры, в каждом центре ребенок занимается 2-3 минуты индивидуально и самостоятельно, а педагог-психолог проверяет и помогает. Дети переходят из одного центра в другой по звонку колокольчика. Основные процедуры:

  • элементы сказкотерапии ;
  • элементы пескотерапии;
  • игры на развитие навыков общения;
  • игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • творческая мастерская (рисование, лепка).

Часть 3. Релаксация

Целью этой части является:

- упражнения на мышечную релаксацию, которые снижают уровень возбуждения, снимают напряжение;

- дыхательную гимнастику, которая действует успокаивающе на нервную систему;

- мимическую гимнастику, которая направлена на снятие общего напряжения.

Часть 4. Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Литература

1. Г.Г. Колос «Сенсорная комната в дошкольном учреждении». Практические рекомендации. 2006.

2. А.И. Титарь «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате». 2009.

3. А.В. Кокорева «Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по работе с детьми в сенсорной комнате

В рекомендациях использованны материалы по работе с детьми в сенсорной комнате, способствующие всестороннему развитию детей....

«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений  изобразител...

программа работы с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная страна эмоций"

программа работы с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная страна эмоций"...

Занятие для тёмной сенсорной комнаты "Волшебная комната"

Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, актуализации личностных ресурсов участников и гармонизация психоэмоционального состояния....

Программа по работе одарёнными детьми "Волшебная сила искусства"

Данная программа разработана для развития  способностей особо одарённых детей дошкольного возраста, с учётом их возрастных особенностей. В программе предствлен перспективный план с примерным пере...

Занятие в тёмной сенсорной комнате «Волшебная комната»

Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, актуализации личностных ресурсов участников и гармонизация психоэмоционального состояния....