Мастер - класс «Лэпбук как форма позитивной социализации старших дошкольников»
методическая разработка на тему

Повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов, сокращение эмоциональной дистанции в общении с воспитанниками. Повышение мотивации к инновационному обучению и воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_gorbunova_n.yu_.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Лэпбук как форма позитивной социализации старших дошкольников»

Выполнила: воспитатель Горбунова  Н.Ю.

Май 2017 г.

Цель: Привлечь родителей (педагогов) к новой форме работы по повышению позитивной социализации детей 6-7 лет. Способствовать индивидуализации образования.

Задачи: 1.Поделиться опытом работы по позитивной социализации через создание Лэпбука.

2.Акцентировать внимание педагогов на понятие «Позитивная социализация», «Лэпбук».

3. Организовать деятельность педагогов, направленную на сбор информации по теме.

4.Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: педагог – педагог – ребенок.

5. Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Участники: Педагоги, организатор мастер класс.

Материалы и оборудование: Презентация, готовая папка-раскладушка для создания Лэпбука по теме «Природа Камбарского района», странички из детских журналов для вырезывания картинок по теме, цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш ножницы, шуруп и шайба от детского конструктора, столы с табличками разделов, сердцевина, лепестки ромашки из картона.

Ожидаемые результаты: Повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов, сокращение эмоциональной дистанции в общении с воспитанниками. Повышение мотивации к инновационному обучению и воспитанию.

План проведения:

Вступительное слово педагога.

Теоретическая часть:

  1. Просмотр презентации (теоретическая часть);
  2. Толкование понятия «Позитивная социализация»; «Лэпбук»;
  3. Структура социализации -  индивидуализации;
  4. Интегрирование новой формы «Лэпбук» в образовательные области ДО, отвечающие требованиям ФГОС ДО;
  5. Определение значения Лэпбука для развития у старших дошкольников позитивно - социальных (коммуникативных) качеств.

Практическая часть:

 Коммуникативная игра «Снежный ком»;

 Коммуникативная игра «Кому что достанется?» (деление на микрогруппы по количеству разделов)

  Игра «Креативный отдел» (систематизация картинок по разделам, придумывание игр-заданий);

 Игровой прием «Создай рекламу своего раздела (игры)».

Заключительная часть.

Рефлексия.

Ход.

Уважаемые участники Республиканской научно – практической конференции. Мы рады приветствовать Вас на мастер-классе: «Лэпбук как форма позитивной социализации старших дошкольников». Сегодня мы с вами вспомним понятие: «Позитивная социализация», «Лэпбук».  Познакомимся с новыми формами и направлениями дошкольного образования с учетом ФГОС в области позитивная социализация. Конкретизируем значение Лэпбука для развития коммуникативных, интегративных качеств ребенка. Развития его познавательной активности, самостоятельности. Включимся в познавательно-игровую деятельность, с целью повышения уровня профессиональной компетентности и эмоционального сплочения участников мастер-класса.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяется траектория его дальнейшего развития. В связи с вступлением ФГОС ДО, произошли изменения в профессиональной деятельности педагогов ДОУ, а именно – ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребенка. Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только во владении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я». Решение задач позитивной социализации – индивидуализации дошкольника возможно лишь при организации педагогического процесса на основе личностно – ориентированной модели, которая предусматривает тесные взаимодействие с педагогом (родителем), допускающим и учитывающим у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий.

Таким образом, социализация – индивидуализация ребёнка, опираясь на три точки опоры ребёнок – родитель – педагог создаёт оптимальные условия и принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений. Образовательная программа ДОУ формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка.

Детская деятельность – это средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытий и презентация своего «Я» социуму. Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации-индивидуализации ребенка наиболее эффективно осуществляется в игровой деятельности как основной сензитивной для дошкольника. Л.С. Выготский, подчеркивая  значение игры для ребенка, утверждал, что игра и игровые формы работы - это наиболее адекватные средства становления коррекции психического развития личности. Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Структура социализации - индивидуализации         (3 компонента):

Когнитивный  (познавательный)  - знание и представление ребенка о социуме и себе.

Эмоционально - оценочный – отношение ребенка к социальному миру и себе.

Поведенческий  – регуляция социального поведения, саморегуляция. 

Лэпбук – тематическая или интерактивная папка. Это самодельная бумажная (иная) книжка с кармашками, окошками, подвижными деталями.

Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности и игры.

Образовательная деятельность – развивает познавательную активность детей.

Совместная деятельность - развивает коммуникативные навыки со сверстниками и взрослыми.

Самостоятельная деятельность (игра) - развивает самостоятельность, способствует эмоциональной социализации.

Лэпбук:

  • подходит для индивидуальных занятий и занятий группами ;
  • дает возможность подобрать занятия под силу каждому ребенку (одним подобрать стихи или приготовить карточки, а другим сделать книжку);
  • позволяет детям самостоятельно собирать информацию и пользоваться ею;
  • помогает ребенку по своему желанию организовать, лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме;
  • способствует повторению пройденного, помогает закрепить, систематизировать изученный материал;
  • подходит  для многократного применения.

(тема Лепбука может быть любой, как и ее сложность).

Лэпбук

  • информативен;
  •  полифункционален: способствует развитию  творчества, воображения;
  •   пригоден к использованию одновременно группой детей (в т. ч. с участием взрослого как играющего партнера);
  •   обладает  дидактическими свойствами;  
  •   структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
  •   обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, коммуникативную активность всех воспитанников;
  •   обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использование каждой ею части);

Наш Лепбук способен решить следующие задачи:

  1. Развивать интеллект ребенка, его познавательные способности в процессе практической деятельности, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношения со взрослыми;
  2. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей;
  3. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в  общении: родитель-родитель, родитель-педагог, родитель-ребенок;
  4. Организовать деятельность детей, родителей, направленную на сбор информации по теме;
  5. Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Всем известно, что лучшее запоминается то, что интересно, с чем можно действовать. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он захотел расширить свои знания по данному вопросу? Нам педагогам приходится искать современные формы работы с детьми.

Представляю вашему вниманию дидактическое пособие Лэпбук, как один из способов индивидуализации-социализации ребенка дошкольника.

Лепбук – это активная деятельность детей, направленная на выполнение развивающих заданий. Она вызывает у детей положительно-эмоциональное настроение, влияет на развитие психических процессов, формирует коммуникативные навыки. В процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.

Работая с детьми уже много лет, часто сталкиваюсь с проблемой: в группах разного возраста имеются гиперактивные дети. Они не внимательные, часто отвлекающиеся, импульсивные, у них повышена двигательная  активность. У таких детей бывает занижена самооценка (по данным психологов). В процессе детской деятельности в детском саду к гиперактивным детям я применяю тактику похвалы. Такие дети более чувствительны к похвале, чем другие.

Используя такой игровой прием как Лэпбук, органично включается индивидуальный подход к каждому ребенку. Появляется возможность каждому воспитаннику проявить себя в роли водящего, быть успешным в использовании знакомого, понятного материала. В результате у детей повышается самооценка, позитивное отношение к окружающему миру, к сверстникам, к самому себе, внимание становится более организованным, появляется желание и потребность в сотрудничестве.

Наш Лепбук: это итог тематической недели. Он представляет собой картонную папку формата А-4, обклеенную цветной бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, книжки-малышки, гармошки, секретики, в которых собрана наглядная информация по теме, имеется … развивающих заданий.

Мастер-класс позволит всем нам освоить приемы создания Лепбука, сблизиться всем педагогам повысить свои компетентности, а завтра использовать их для работы с детьми.

Практическая часть
Китайская пословица гласит: 
Расскажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню, 
Вовлеки меня — и я пойму, и чему — то научусь.

Коммуникативная игра «Снежный ком».

Цель: психологический настрой на продуктивное сотрудничество.

Ход  игры:

Педагог предлагает начать общение с приветственных слов. Участники игры называют своё имя в микрофон и произносят фразу: «Я хочу научиться создавать Лэпбук, потому что…. Берут предложенный педагогом конверт (в нём материал для создания Лэпбука) и передают микрофон другому участнику.

Коммуникативная игра

«Кому что досталось?»

Цель: систематизация картинок, деление на микрогруппы, развитие инициативы, творчества, навыков саморегуляции.

Ход игры

Участники игры вскрывают конверты, рассматривают картинки. Подходят к столу с обозначенным разделом (рубрикой). Сверяют картинки с другими участниками микрогруппы.

Игра «Креативный отдел»

Цель: развитие творчества, формирование доброжелательного отношения с другими участниками игры, умение договариваться о конечном результате работы.

Ход игры:

Участники придумывают дидактическое задание, выбирают материалы и способы реализации задуманного. Участвуют в коллективной работе.

В свое работе я использую игровой прием «Создай рекламу своей игры (раздела)».

Цель: вызвать эмоциональный отклик, обобщить впечатление от проделанной коллективной работы.

Задачи: Развивать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникабельность, умение обобщать.

Материал и оборудование: готовые задания (страницы) Лэпбука.

Ход :

Объединившись в группы, участники , выполнив определенную работу, создав продукт, обобщают цель проделанного, и придумывают рекламу созданной продукции.

 Результат: у детей развивается воображение, коммуникабельность, умение обобщать пройденный материал.

Заключительная часть.

Педагогическая рефлексия

  1. Усвоение материала «Позитивная социализация через создание Лэпбука». 

Предлагается ответить на вопрос: «Какие социально – коммуникативные качества развивает Лэпбук у детей?»  (умение ребёнка взаимодействовать с людьми, выстраивать своё поведение и деятельность, учитывать потребности и интересы других, положительно-эмоциональный настрой, повышение самооценки, сокращение эмоциональной дистанции, осознание своей значимости в детском коллективе).

Перед педагогами на доске сердцевина ромашки.  На вырезанных из картона лепестках  педагоги должны ответить на этот вопрос и вставить лепестки в сердцевину ромашки.

  1. Предлагается подвести итог.

Выберите, пожалуйста, смайлики, характеризующие оценку сегодняшнего мастер – класса. Выложите их на страницу Лэпбука.

Грустный  - не узнала ничего нового и интересного.

Весёлый  -  узнала много нового и интересного, буду использовать в своей работе  с детьми.

Равнодушный: затрудняюсь ответить.

Также рефлексия проводится с родителями  на собраниях, консультациях, праздниках, развлечениях. Использую приёмы, описанные выше и другие. В детском саду имеется гостевая книга, в которой родители оставляют свои отзывы, пожелания о прошедших мероприятиях.

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук ка форма позитивной социализации дошкольников

Данный материал может быть полезен воспитателям при реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе...

Тема: «Позитивная социализация старших дошкольников через организацию совместной трудовой деятельности с взрослыми и детьми»

             Последнее время родители и педагоги уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не ...

Презентация Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ.

Социализация детей  - это процесс направленный на вхождение ребёнка в социокультурную  среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти «се...

«Клубный час» в форме творческих мастерских, как эффективная форма позитивной социализации ребенка – дошкольника».

В данной статье представлен опыт работы детского сада по реализации авторкой педагогической технологии Гришаевой Н.П. «Клубный час»....

Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ.

Перзентация  "Технология  позитивной социализации старших дошкольников  в условиях ДОУ"...

Сюжетно - ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника.

Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении подрастающего поколения ( Ш.А. Амонашвили,  Р.С. Буре, Н.Ф. Голованова, А.В. Петровс...