Сюжетно - ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении подрастающего поколения ( Ш.А. Амонашвили,  Р.С. Буре, Н.Ф. Голованова, А.В. Петровский, М.В. Крулехт, А.Г. Гогоберидзе и др.).  Современному обществу, как никогда ранее, необходима личность, свободно проявляющая себя в социальной сфере, творчески познающая мир, способная транслировать опыт позитивного социального взаимодействия.

    Ребенок стремится к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается с одной стороны, с неподготовленностью ребенка с его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Данное противоречие разрешается в сюжетно - ролевой игре, как отмечают Т.В. Антонова, Л.П. Усова, Д.Б. Эльконин.

    Характерными особенностями сюжетно-ролевой игры являются самостоятельность, эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, активность и творчество. Основа сюжетно-ролевой игры - окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

    О.В.Солнцева рассматривает сюжетную игру как деятельность, основанную на воображении и фантазии, импровизации. Поэтому автор стремится избежать готовых конспектов игр, и показать педагогу вариативные пути развития игровых сюжетов, раскрыть способы их построения.

    Очень интересная педагогическая технология разработана О.В. Солнцевой  по обучению сюжетно - ролевым играм [9,с.25]:

1 этап: Обогащение опыта сюжетно - ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции "соигрока" (партнера);

2 этап: Включение детей в проблемно - игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции "помощника";

3 этап: Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно - ролевой игре ("наблюдатель").

Проблема позитивной социализации ребенка дошкольного возраста актуальна в современных исследованиях. Предлагаем Вашему вниманию проект "Поликлиника" по становлению позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.

    Был реализован  педагогический проект по развитию сюжетно - ролевой игры "Поликлиника", целью которого являлось развитие позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

  1. Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к ведению здорового образа жизни;

2. Заинтересовать детей и их родителей в участии в совместном проекте "Поликлиника";

3. Организовать через совместную деятельность образовательные ситуации, направленные на осуществление поставленной цели;

4. Провести презентацию сюжетно - ролевой игры "Поликлиника",  в результате реализации проекта.

    Проект включал следующие этапы:

  • Мотивационно - целевой этап: "Вредные привычки и как от них избавиться";
  • Содержательно - деятельностный этап: "Рекомендации врачей: здоровый образ жизни как эффективное средство в борьбе с вредными привычками";
  • Результативный этап: "Открытие поликлиники для ВСЕХ".

    Работа на первом этапе была направлена на развитие у детей желания узнать, как бороться с вредными привычками. Это требовало развития следующих умений:

  • формулировать проблему о наличии вредных привычек у друзей и родителей;
  • распределять обязанности между детьми в группе по проведению собраний "О профилактике вредных привычек";
  • выполнять как обязанности ведущего собрания (с подробным составлением плана будущей беседы в виде схем - картинок) так и обязанности активного слушателя (задавать вопросы, вступать в диалог).

    Дети самостоятельно собирались и обсуждали свои вредные привычки, предлагали методы борьбы с ними, так же вели альбом, в котором собирали планы проведения собраний в виде картинок.

Перед воспитателем стояли следующие задачи:

*Способствовать развитию у детей желания самостоятельно организовывать собрания в группе о наличии вредных привычек;

     *  Формировать умения активно включаться в беседу  по художественным произведениям К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», Г. Зайцева «Уроки Мойдодыра», А. Барто «Девочка чумазая»,

 В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

    *Организовать просмотр видео - презентаций из предметно - наглядного комплекса "Страна Здоровья" издательства "Планетариум".

    Для активизации творчества детей и развития интереса к сюжетно - ролевой игре использовалось игровое упражнение "Письмо в детский сад Финляндии", рассказывающее об играх в поликлинику.

    Предполагалось, что написание письма поставит детей перед необходимостью решить проблемы с вредными привычками друзей и родителей:

    "Здравствуйте, ребята. Мы хотим рассказать вам, как мы победили вредные привычки у нас в группе. Мы решили открыть поликлинику, обучить врачей рассказывать о здоровом образе жизни как об эффективном средстве в борьбе с вредными привычками.

    Расскажем, как мы открыли первый кабинет поликлиники - кабинет педиатра. Конечно вы знаете, что педиатр - это врач, который принимает детей.

    Мы приготовили рабочее место врача: стол, стул, халат, головной убор, фанендоскоп, измеритель давления, градусники, бланки для рецептов, ручки, блокнот, направления на процедуры в виде картинок: массаж, уколы, забор крови, лечебная физкультура.

    И начали игру: наш врач - педиатр был очень вежливым, внимательным и добрым. Он рассказывал каждому пациенту о здоровом образе жизни как о способе борьбы с вредными привычками, рекомендовал прогулки на свежем воздухе, выписывал рецепты в аптеку, выдавал направления в кабинет лечебной физкультуры, на массаж, на уколы.

    Нам очень понравилось играть. А как вы играете в поликлинику? Напишите нам, как вы играете в поликлинику. Ждем от вас писем и фотографий об игре!!!!!".

    После чтения письма проводилась беседа, в ходе которой задавались вопросы:

* понравилось ли вам, как дети в Финляндии придумали бороться с вредными привычками?

* как вы считаете, чем отличается поликлиника от больницы?

* как вы думаете, какие еще врачи будут работать в поликлинике?

*какие советы могут еще дать врачи по борьбе с вредными привычками?

    Далее, детям было необходимо вместе с родителями нарисовать план поликлиники и оформить книжки - малышки "Кабинеты врачей поликлиники".

    Второй этап был связан с организацией образовательных ситуаций, знакомящих детей с работой специалистов поликлиники: педиатр, лор, офтальмолог, хирург, медицинская сестра, регистратор с дальнейшим обыгрыванием сюжетов (например, на приеме у педиатра). Это потребовало развитие у детей следующих умений:

    * подготовить самостоятельно рабочее место;

    * выразительно передавать роль;

    * формулировать вопросы о здоровом образе жизни и давать на них ответы;

    Перед воспитателем на данном этапе стояли следующие задачи:

    - обогащать представления детей о работе врачей;

    - формировать у детей умения воспроизводить отношения "врач - больной";

    - способствовать проявлению у детей заботливого отношения к пациентам;

    - развивать умение здороваться, прощаться и быть внимательным к посетителям поликлиники;

    - формировать умение вести диалог;

    - обогащать игровой сюжет;

    - развивать игровой замысел;

    - объединять мини игровые группы в общую игру.

    Детям перед обыгрыванием ролей предлагалось изготовить книжки - малышки "врачи поликлиники", "здоровый образ жизни" вместе с родителями дома.

    Воспитатель в группе обыгрывал действия каждого врача отдельно. Каждый врач выполнял определенные обязанности и следил за наличием необходимых материалов для ведения приема пациентов:

Кабинет педиатра:

Атрибуты:

фанендоскоп, измеритель давления, градусники, бланки для рецептов.

Обязанности врача:

*осмотр пациентов;

* рекомендации по здоровому образу жизни;

*выписка рецептов, направления на сдачу анализов, лечебную физкультуру, массаж, уколы  при необходимости.

Кабинет ЛОР врача:

Атрибуты: инструменты ЛОР врача, капли в уши, ватные тампоны, шприц, баночки с лекарствами, медицинский шпатель.

Обязанности врача:

*осмотр пациентов;

*рекомендации по уходу за ушами и по сбережению слуха;

*выписка лекарств, рецептов.

Кабинет офтальмолога:

Атрибуты врача окулиста, глазные капли, прибор для измерения глазного давления таблицы для определения остроты зрения, указка, маска медицинская.

Обязанности врача:

* осмотр пациентов;

*рекомендации по сохранению зрения;

*выписка лекарств, рецептов;

*подбор очков.

Кабинет зубного врача:

Атрибуты: игровое стоматологическое кресло, игровая бор машина, одноразовые пеленки, игровые шприцы, щипцы, ватные тампоны.

Обязанности врача:

* осмотр пациентов;

*рекомендации по правильной чистке зубов;

*консультация о вреде конфет, шоколадок для зубов;

*лечение кариеса;

*выписка лекарств, рецептов.

Кабинет хирурга:

Атрибуты: бинты, лангетки, вата, хирургические ножницы, лекарства, жгут, бланки рецептов, карандаши, материал для изготовления гипса, пинцеты.

Обязанности врача:

* осмотр пациентов;

*рекомендации по здоровому образу жизни;

*консультация о правилах безопасности в различных ситуациях;

*наложение лангетки, твердого гипса;

*выписка лекарств, рецептов.

    Врачи внимательно следили за правильностью оформления документации, заполняли медицинские карты пациентов, вклеивали направления на процедуры, проверяли наличие в карточке правильного талончика на прием ( например, треугольник вклеивали на прием к педиатру, прямоугольник - к хирургу, круг - к лору, квадрат - к офтальмологу, овал - к  зубному).

    Особое внимание в беседе с пациентами, врачи уделяли рекомендациям по ведению здорового образа жизни. Например, врач офтальмолог задавал следующие вопросы:

    * как часто вы смотрите телевизор?

    * долго играете в игры на телефоне?

    * знаете ли вы о травах, которые улучшают зрение?

    После ответов пациента, врач рекомендовал:

    * просмотр телевизора 15 - 20 минут в день;

    * не играть в игры на телефоне;

    * купить в аптеке травы: мяту и клевер для профилактики проблем со зрением.

    Обыгрывая с детьми сюжет " на приеме у офтальмолога" одновременно были созданы условия для работы аптеки. Например, если пациенту врач выписал рецепт на покупку лекарства, ему следовало сначала подойти в регистратуру и поставить печать, после этого - отправиться в аптеку.

    Особой ответственности требовала роль регистратора в регистратуре. В его обязанности входило: вклеивание талончиков на прием ко врачам, консультирование пациентов, проставление печатей на рецептах для приобретения лекарств в аптеке.

    Таким образом, в результате проведения второго этапа, дети:

  1. приобрели опыт общения в различных ситуациях при посещении социально значимого объекта "Поликлиника";
  2. обогатили знания о здоровом образе жизни благодаря рекомендациям врачей;
  3. столкнулись со множеством проблемных ситуаций, в которых каждый получил свой социальный опыт.

Третий этап был направлен на презентацию знаний и умений, полученных на втором этапе в процессе организации сюжетно - ролевой игры "Поликлиника", совместно с родителями. Для этого, воспитатели оформили развивающую среду в музыкальном зале, обозначили кабинеты врачей, место для регистратуры и аптеки. Детям необходимо было расставить атрибуты для игры и самостоятельно подготовить рабочее место.

    Данный этап предполагал развитие следующих умений у детей:

  • выполнение социальных ролей в процессе общения: "пациент - врач", "пациент - пациент";
  • демонстрация приобретенных знаний о здоровом образе жизни;
  • ведение диалога со сверстниками и родителями.

Перед воспитателем стояли следующие задачи:

* организация предметно развивающей среды "Поликлиника";

* приглашение родителей для совместной сюжетно - ролевой игры "Поликлиника";

* оформление в раздевалке выставки детских работ"На приеме у врачей", и книжек - малышек о здоровом образе жизни".

Пространство музыкального зала было организовано следующим образом:

Регистратура, Кабинет педиатра, Кабинет лор – врача, Кабинет стоматолога,

 Кабинет хирурга, Кабинет офтальмолога, Кабинет лечебной физкультуры, Процедурный кабинет, Аптека.

    Таким образом, о позитивной социализации свидетельствовало:

* наличие у детей стремления попробовать себя в разных ролях;

* нарастание самостоятельности в различных социально - значимых ситуациях в "Поликлинике";

* оригинальность игровых сюжетов;

* развитие желания делиться опытом с родителями и детьми из другой группы.

    Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует, по мнению О.В. Солнцевой, гибкой тактики руководства игрой, где позиция педагога постепенно меняется: педагог - партнер → педагог - помощник→педагог - наблюдатель.

    В итоге организации третьего этапа проекта, все участники: родители, дети, педагоги получили массу положительных эмоций и каждый приобрел свой личный социальный опыт.

 

 

Литература:

  1. Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольника/Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник//  Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. - СПб.: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2007 - С.3-15.
  2. Бабаева Т.И. Проблема позитивной социализации ребенка в исследованиях кафедры дошкольной педагогики/Международная научно - практическая конференция 10-11 декабря 2015г.// http://www.studfiles.ru/preview/6340855/
  3. Гогоберидзе А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2006. – № 1. – С. 10–19.
  4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство как социокультурный феномен и категория дошкольной педагогики /Педагогика детства: Петербургская научная школа/ Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И.Герцена. Институт Детства// СПб. -  2005. С. 9-15.
  5. Забудько Г.А.  Сюжетно - ролевая игра в становлении личности ребенка//Дошкольная педагогика - 2012 - №7 - С.24-26.
  6. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург - 1995.
  7. Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002.Проблема поз
  8. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб.пособие для студ.пед.вузов//CПб.: Питер, 2012
  9. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей// CПб, 2

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevaya_igra_zheleznova_t.yu_.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно - ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника.

        Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении подрастающего поколения ( Ш.А. Амонашвили,  Р.С. Буре, Н.Ф. Голованова, А.В. Петровский, М.В. Крулехт, А.Г. Гогоберидзе и др.).  Современному обществу, как никогда ранее, необходима личность, свободно проявляющая себя в социальной сфере, творчески познающая мир, способная транслировать опыт позитивного социального взаимодействия.

    Ребенок стремится к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается с одной стороны, с неподготовленностью ребенка с его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Данное противоречие разрешается в сюжетно - ролевой игре, как отмечают Т.В. Антонова, Л.П. Усова, Д.Б. Эльконин.

    Характерными особенностями сюжетно-ролевой игры являются самостоятельность, эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, активность и творчество. Основа сюжетно-ролевой игры - окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

    О.В.Солнцева рассматривает сюжетную игру как деятельность, основанную на воображении и фантазии, импровизации. Поэтому автор стремится избежать готовых конспектов игр, и показать педагогу вариативные пути развития игровых сюжетов, раскрыть способы их построения.

    Очень интересная педагогическая технология разработана О.В. Солнцевой  по обучению сюжетно - ролевым играм [9,с.25]:

1 этап: Обогащение опыта сюжетно - ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции "соигрока" (партнера);

2 этап: Включение детей в проблемно - игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции "помощника";

3 этап: Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно - ролевой игре ("наблюдатель").

Проблема позитивной социализации ребенка дошкольного возраста актуальна в современных исследованиях. Предлагаем Вашему вниманию проект "Поликлиника" по становлению позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.

    Был реализован  педагогический проект по развитию сюжетно - ролевой игры "Поликлиника", целью которого являлось развитие позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

  1. Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к ведению здорового образа жизни;

2. Заинтересовать детей и их родителей в участии в совместном проекте "Поликлиника";

3. Организовать через совместную деятельность образовательные ситуации, направленные на осуществление поставленной цели;

4. Провести презентацию сюжетно - ролевой игры "Поликлиника",  в результате реализации проекта.

    Проект включал следующие этапы:

  • Мотивационно - целевой этап: "Вредные привычки и как от них избавиться";
  • Содержательно - деятельностный этап: "Рекомендации врачей: здоровый образ жизни как эффективное средство в борьбе с вредными привычками";
  • Результативный этап: "Открытие поликлиники для ВСЕХ".

    Работа на первом этапе была направлена на развитие у детей желания узнать, как бороться с вредными привычками. Это требовало развития следующих умений:

  • формулировать проблему о наличии вредных привычек у друзей и родителей;
  • распределять обязанности между детьми в группе по проведению собраний "О профилактике вредных привычек";
  • выполнять как обязанности ведущего собрания (с подробным составлением плана будущей беседы в виде схем - картинок) так и обязанности активного слушателя (задавать вопросы, вступать в диалог).

    Дети самостоятельно собирались и обсуждали свои вредные привычки, предлагали методы борьбы с ними, так же вели альбом, в котором собирали планы проведения собраний в виде картинок.

Перед воспитателем стояли следующие задачи:

*Способствовать развитию у детей желания самостоятельно организовывать собрания в группе о наличии вредных привычек;

     *  Формировать умения активно включаться в беседу  по художественным произведениям К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», Г. Зайцева «Уроки Мойдодыра», А. Барто «Девочка чумазая»,

 В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

    *Организовать просмотр видео - презентаций из предметно - наглядного комплекса "Страна Здоровья" издательства "Планетариум".

    Для активизации творчества детей и развития интереса к сюжетно - ролевой игре использовалось игровое упражнение "Письмо в детский сад Финляндии", рассказывающее об играх в поликлинику.

    Предполагалось, что написание письма поставит детей перед необходимостью решить проблемы с вредными привычками друзей и родителей:

    "Здравствуйте, ребята. Мы хотим рассказать вам, как мы победили вредные привычки у нас в группе. Мы решили открыть поликлинику, обучить врачей рассказывать о здоровом образе жизни как об эффективном средстве в борьбе с вредными привычками.

    Расскажем, как мы открыли первый кабинет поликлиники - кабинет педиатра. Конечно вы знаете, что педиатр - это врач, который принимает детей.

    Мы приготовили рабочее место врача: стол, стул, халат, головной убор, фанендоскоп, измеритель давления, градусники, бланки для рецептов, ручки, блокнот, направления на процедуры в виде картинок: массаж, уколы, забор крови, лечебная физкультура.

    И начали игру: наш врач - педиатр был очень вежливым, внимательным и добрым. Он рассказывал каждому пациенту о здоровом образе жизни как о способе борьбы с вредными привычками, рекомендовал прогулки на свежем воздухе, выписывал рецепты в аптеку, выдавал направления в кабинет лечебной физкультуры, на массаж, на уколы.

    Нам очень понравилось играть. А как вы играете в поликлинику? Напишите нам, как вы играете в поликлинику. Ждем от вас писем и фотографий об игре!!!!!".

    После чтения письма проводилась беседа, в ходе которой задавались вопросы:

* понравилось ли вам, как дети в Финляндии придумали бороться с вредными привычками?

* как вы считаете, чем отличается поликлиника от больницы?

* как вы думаете, какие еще врачи будут работать в поликлинике?

*какие советы могут еще дать врачи по борьбе с вредными привычками?

    Далее, детям было необходимо вместе с родителями нарисовать план поликлиники и оформить книжки - малышки "Кабинеты врачей поликлиники".

    Второй этап был связан с организацией образовательных ситуаций, знакомящих детей с работой специалистов поликлиники: педиатр, лор, офтальмолог, хирург, медицинская сестра, регистратор с дальнейшим обыгрыванием сюжетов (например, на приеме у педиатра). Это потребовало развитие у детей следующих умений:

    * подготовить самостоятельно рабочее место;

    * выразительно передавать роль;

    * формулировать вопросы о здоровом образе жизни и давать на них ответы;

    Перед воспитателем на данном этапе стояли следующие задачи:

    - обогащать представления детей о работе врачей;

    - формировать у детей умения воспроизводить отношения "врач - больной";

    - способствовать проявлению у детей заботливого отношения к пациентам;

    - развивать умение здороваться, прощаться и быть внимательным к посетителям поликлиники;

    - формировать умение вести диалог;

    - обогащать игровой сюжет;

    - развивать игровой замысел;

    - объединять мини игровые группы в общую игру.

    Детям перед обыгрыванием ролей предлагалось изготовить книжки - малышки "врачи поликлиники", "здоровый образ жизни" вместе с родителями дома.

    Воспитатель в группе обыгрывал действия каждого врача отдельно. Каждый врач выполнял определенные обязанности и следил за наличием необходимых материалов для ведения приема пациентов:

Кабинет педиатра:

Атрибуты:

фанендоскоп, измеритель давления, градусники, бланки для рецептов.

Обязанности врача:

*осмотр пациентов;

* рекомендации по здоровому образу жизни;

*выписка рецептов, направления на сдачу анализов, лечебную физкультуру, массаж, уколы  при необходимости.

Кабинет ЛОР врача:

Атрибуты: инструменты ЛОР врача, капли в уши, ватные тампоны, шприц, баночки с лекарствами, медицинский шпатель.

Обязанности врача:

*осмотр пациентов;

*рекомендации по уходу за ушами и по сбережению слуха;

*выписка лекарств, рецептов.

Кабинет офтальмолога:

Атрибуты врача окулиста, глазные капли, прибор для измерения глазного давления таблицы для определения остроты зрения, указка, маска медицинская.

Обязанности врача:

* осмотр пациентов;

*рекомендации по сохранению зрения;

*выписка лекарств, рецептов;

*подбор очков.

Кабинет зубного врача:

Атрибуты: игровое стоматологическое кресло, игровая бор машина, одноразовые пеленки, игровые шприцы, щипцы, ватные тампоны.

Обязанности врача:

* осмотр пациентов;

*рекомендации по правильной чистке зубов;

*консультация о вреде конфет, шоколадок для зубов;

*лечение кариеса;

*выписка лекарств, рецептов.

Кабинет хирурга:

Атрибуты: бинты, лангетки, вата, хирургические ножницы, лекарства, жгут, бланки рецептов, карандаши, материал для изготовления гипса, пинцеты.

Обязанности врача:

* осмотр пациентов;

*рекомендации по здоровому образу жизни;

*консультация о правилах безопасности в различных ситуациях;

*наложение лангетки, твердого гипса;

*выписка лекарств, рецептов.

    Врачи внимательно следили за правильностью оформления документации, заполняли медицинские карты пациентов, вклеивали направления на процедуры, проверяли наличие в карточке правильного талончика на прием ( например, треугольник вклеивали на прием к педиатру, прямоугольник - к хирургу, круг - к лору, квадрат - к офтальмологу, овал - к  зубному).

    Особое внимание в беседе с пациентами, врачи уделяли рекомендациям по ведению здорового образа жизни. Например, врач офтальмолог задавал следующие вопросы:

    * как часто вы смотрите телевизор?

    * долго играете в игры на телефоне?

    * знаете ли вы о травах, которые улучшают зрение?

    После ответов пациента, врач рекомендовал:

    * просмотр телевизора 15 - 20 минут в день;

    * не играть в игры на телефоне;

    * купить в аптеке травы: мяту и клевер для профилактики проблем со зрением.

    Обыгрывая с детьми сюжет " на приеме у офтальмолога" одновременно были созданы условия для работы аптеки. Например, если пациенту врач выписал рецепт на покупку лекарства, ему следовало сначала подойти в регистратуру и поставить печать, после этого - отправиться в аптеку.

    Особой ответственности требовала роль регистратора в регистратуре. В его обязанности входило: вклеивание талончиков на прием ко врачам, консультирование пациентов, проставление печатей на рецептах для приобретения лекарств в аптеке.

    Таким образом, в результате проведения второго этапа, дети:

  1. приобрели опыт общения в различных ситуациях при посещении социально значимого объекта "Поликлиника";
  2. обогатили знания о здоровом образе жизни благодаря рекомендациям врачей;
  3. столкнулись со множеством проблемных ситуаций, в которых каждый получил свой социальный опыт.

Третий этап был направлен на презентацию знаний и умений, полученных на втором этапе в процессе организации сюжетно - ролевой игры "Поликлиника", совместно с родителями. Для этого, воспитатели оформили развивающую среду в музыкальном зале, обозначили кабинеты врачей, место для регистратуры и аптеки. Детям необходимо было расставить атрибуты для игры и самостоятельно подготовить рабочее место.

    Данный этап предполагал развитие следующих умений у детей:

  • выполнение социальных ролей в процессе общения: "пациент - врач", "пациент - пациент";
  • демонстрация приобретенных знаний о здоровом образе жизни;
  • ведение диалога со сверстниками и родителями.

Перед воспитателем стояли следующие задачи:

* организация предметно развивающей среды "Поликлиника";

* приглашение родителей для совместной сюжетно - ролевой игры "Поликлиника";

* оформление в раздевалке выставки детских работ"На приеме у врачей", и книжек - малышек о здоровом образе жизни".

Пространство музыкального зала было организовано следующим образом:

Регистратура, Кабинет педиатра, Кабинет лор – врача, Кабинет стоматолога,

 Кабинет хирурга, Кабинет офтальмолога, Кабинет лечебной физкультуры, Процедурный кабинет, Аптека.

    Таким образом, о позитивной социализации свидетельствовало:

* наличие у детей стремления попробовать себя в разных ролях;

* нарастание самостоятельности в различных социально - значимых ситуациях в "Поликлинике";

* оригинальность игровых сюжетов;

* развитие желания делиться опытом с родителями и детьми из другой группы.

    Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует, по мнению О.В. Солнцевой, гибкой тактики руководства игрой, где позиция педагога постепенно меняется: педагог - партнер → педагог - помощник→педагог - наблюдатель.

    В итоге организации третьего этапа проекта, все участники: родители, дети, педагоги получили массу положительных эмоций и каждый приобрел свой личный социальный опыт.

Литература: 

  1. Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольника/Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник//  Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. - СПб.: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2007 - С.3-15.
  2. Бабаева Т.И. Проблема позитивной социализации ребенка в исследованиях кафедры дошкольной педагогики/Международная научно - практическая конференция 10-11 декабря 2015г.// http://www.studfiles.ru/preview/6340855/
  3. Гогоберидзе А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2006. – № 1. – С. 10–19.
  4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство как социокультурный феномен и категория дошкольной педагогики /Педагогика детства: Петербургская научная школа/ Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И.Герцена. Институт Детства// СПб. -  2005. С. 9-15.
  5. Забудько Г.А.  Сюжетно - ролевая игра в становлении личности ребенка//Дошкольная педагогика - 2012 - №7 - С.24-26.
  6. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург - 1995.
  7. Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002.Проблема поз
  8. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб.пособие для студ.пед.вузов//CПб.: Питер, 2012
  9. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей// CПб, 2010.

Бабаева Т.И. / 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников».

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ  ВАЖНОСТЬ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Научная публикация "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

В данной работе представлены методологические и теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников....

Выпускная квалификационная работа "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

Комитет по образованиюСанкт-ПетербургаСанкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического образования Программа профессиональной переподготовки:«Теория и методика обучения (дошкольное обра...

"Сюжетно ролевая игра, как средство формирования у старших дошкольников элементарных представлений о профессиональной деятельности взрослых"

Решаем проблему: педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых.

Главная цель ранней профориентации детей -  это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...